Картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к большому сожалению, не сохранилась.
При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Вот таким образом его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Впрочем, зачем искать инициалы, если на левой «райской» створке триптиха Босх нарисовал самого Дали.
Сегодня мы представляем работу одного из них. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Больные называют это сном наяву. Простая композиция и связанность традиционными схемами позволяют отнести картину Босха «Фокусник» к раннему периоду творчества мастера — между 1470 и 1480 годами. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Все это как будто списано с картин Босха. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Его образ часто встречается в живописи того времени.
Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Куда любопытней теория, согласно которой Босх не только предвосхитил появление сюрреализма в живописи, но и предсказал пришествие его главного героя. К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждений». Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д.
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Кому то из них не везет, эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом. Но главное – суть. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. И наиболее сложным. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. И вот на краю этой пещеры, повернувшись ко всем спиной, среди адского ужаса сидит, задумчиво подперев щеку рукой, человек. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Фокусник только что убедил его и остальную публику, будто она волшебным образом выпрыгнула прямо изо рта мужчины. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Иероним Босх – великий нидерландский художник. На столе видны подручные средства шарлатана, дурачащего доверчивую публику.
Вот, собственно и всё. Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы (к примеру, экзорцизм). Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей.
В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Это говорит о тяжелой жизни народа в те далекие времена.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Сен – Жермен – ан – Лэ. Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными».
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных и актуальных не только для его века проблем.
Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Монахиня пристально наблюдает за действиями фокусника, а рядом стоящий с ней мужчина в зелёной одежде— смотрит на зрителей.
Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже».
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Вообще, «Сад земных наслаждений» – это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Сюжет не настолько прямолинеен, как кажется. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. И только Босх в ХVI веке знал, чем все обернется. Здесь количество «нечисти» еще ограничено.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Это вполне традиционно и понятно. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания.
Мужчина, что ворует у него деньги— изображен в одежде члена ордена доминиканцев. Манера письма Босха абсолютно оригинальна, некоторые искусствоведы считают, что у него не было ни предшественников, ни последователей. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.
«Не убий, не укради, не модифицируй», – предостерегает он потомков, живописуя последствия, вызванные поеданием трансгенов. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. Он обладал даром предвидения. Ну а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO.
Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Как было замечено исследователями творчества Иеронима Босха— лицо мужчины в зелёной одежде встречается и на других полотнах. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Доска Иеронима Босха «Фокусник» — исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Нидерланды. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные».
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы (к примеру, экзорцизм). Достоверные факты скупы. Вообще, «Сад земных наслаждений» – это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Пока тот зачарованно следит за руками, уличный воришка «подрезает» его кошелек.
На первый взгляд, картина «Фокусник» – незатейливый образчик жанровой живописи. Мужчина, что ворует у него деньги— изображен в одежде члена ордена доминиканцев. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Но человек, стоящий сзади, несомненно, сообщник фокусника: притворившись, будто смотрит ввысь, он потихоньку завладевает чужими кошельками. Вот и Босх населял свои картины такими животными.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Картина называется «Искушение святого Антония «. В своих картинах Босх предсказывал будущие войны, эпидемии и экологические катаклизмы. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь».
Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Бог видит «.
И даже Игорь Фёдорович, да. Биограф Иеронима Босха – Линда Харрис – считает, что ее герой обладал даром предвидения. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти.
Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Выделяются три периода: ранний, зрелый и поздний. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. История искусства.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Множество деталей говорит о напряжении, мрачном настроении автора, его отвращении к неблаговидным человеческим страстям, раздумьях об отношениях между людьми их равнодушии друг к другу, неблагодарности, забвении той истины, что за грехи надо платить. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
Ну, а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO. Такие видения хорошо запоминаются и при соответствующих способностях позднее воспроизводятся больными в виде картин. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей.
Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Времена меняются, а игры все те же – как бы говорит этим художник. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов. Достаточно точная копия картины Фокусник, приписываемой Иерониму Босху. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Ад изображен в правой части триптиха. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Лица людей свирепые. Что-то подобное предсказывали многие: не нужно быть антропологом, чтобы понимать – болеть и воевать люди будут до тех пор, пока не вымрут. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Психиатры называют это состояние онейроидом.
Очевидно их было крайне мало. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Мужчина, что ворует у него деньги— изображен в одежде члена ордена доминиканцев.
Городской музей. Эта картина, написанная в ранний период до 1480 года, необычна для Босха, ведь его сюжеты всегда религиозны. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Босх и реален и символичен. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами. Фокусник 53 x 65 см Дерево, масло Возрождение. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
У Босха всегда было много копиистов и подражателей. К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха.
Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
В самом деле, рынок недвижимости казался таким устойчивым. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер.
Известно, что он был членом Братства Богородицы, религиозного сообщества, объединявшего людей не только верующих, но и занимавшихся благотворительностью. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни».
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Антоний – задумчив, в его глазах читаются вопросы: «где я ошибся. », «когда все пошло не так. ».
Это ключ, бородка которого напоминает латинскую «S», а общий силуэт – букву «D».