Насыщенность его постепенно ослабевает, приближаясь к линии горизонта. Петрарка, Дж. Разрабатывается даже несколько иконографических типов изображения Марии. Существует даже несколько изданий на русском языке. Творчество Мазаччо и Мазолино представляет первый этап флорентийской живописи раннего Возрождения. Особого внимания заслуживают коллекции гипсовых моделей, созданных Лоренцо Бартолини, готические алтарные образы, собрание флорентийской живописи XV-XVI веков, где выставлены работы Фра Бартоломео, Боттичелли, Андреа Орканья и др.
Таким образом, художник подчеркивает ее главенствующее положение, как Царицы Небесной. Произведения были созданы на распространенную в западноевропейском искусстве тему – «Рождество Христово». Контрастным смотрится синее одеяние Иосифа в верхней части.
Здание за спиной у Геркулеса – детище семейства Медичи, всемирно известная галерея Уффици. Как и у Джотто, мы ощущаем осязательную ценность и материальную сущность предметов. Именно ее использует Филиппино Липпи в создании Поклонения младенцу Христу. Между тем, представительниц прекрасного пола у них очень не хватало. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Мы уже знакомы с Джотто, но каковы же были условия и требования нового времени. Платье Богородицы красное. Это движение получает экстраверсивный характер.
Давид, созданный Микеланджело, – гигантская статуя, достигающая в высоту более 4 метров. Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. В том же десятилетии им была создана (на основании сделанного Лукианом описания прославленного в древности одноименного живописного произведения Апеллеса) аллегорическая картина «Клевета» (Уффици). Он тщательно разрабатывал этот иконографический сюжет, создавая многочисленные вариации. Перемена была необходимой и когда она наступила, то все оказалось очень просто. 1475— 1477 Уффици), картине, открывающей средний период его творчества, в облике действующих лиц художник, подобно многим другим мастерам того времени, дал портретные изображения членов семьи Медичи и свой автопортрет. Экспрессия фигур обоих святых на эрмитажных картинах достигает высшего напряжения.
Например, в произведении «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»22. Себастьян», 1473—1474 Берлин). Основой цветового ритма служат синие и красные вертикали одежд фигур ангелов, а Марии, которые придают звонкое «музыкальное» звучание всей композиции.
Различны и ориентиры художников. Она более детально проработана, чем у Филиппино. Она отделена от остальных. Что внушает нам большее чувство обновления, чем его «Коронование мадонны», где столько радостных улыбок, где линии и краски, подобные цветам, счастливо сочетаются с детской и простой, но в то же время несравненно прекрасной композицией. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший Десять книг об архитектуре, в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих.
Явились варвары, потом папы. Мариотто Альбертинелли значительно уменьшает количество изображаемых символов в тондо. Едва глаза успевают остановиться на этой картине, как мы уже воспринимаем реальное пространство, заполненное изображением трона, величественно восседающую на нем мадонну, ангелов, сгруппированных рядами вокруг нее. Среди них в центре— Христос. Этот способ позволил ему делать из известки рельефные венцы и другие головные украшения у святых. Козимо отказывается от четкого выделения смыслового центра, не обозначая его ни масштабом, ни пространственным положением, ни сосредоточивая устремленные взгляды персонажей на нем.
Если в «Поклонении младенцу Христу» ангелы более телесны, нежели у Филиппино Липпи, но все еще сохраняют отстраненность, напоминающую об их божественной сущности, то в последующем произведение Пьеро ди Козимо «небесные посланцы» выглядят как игривые и шаловливые дети. Если в средние века и в эпоху Раннего Ренессанса его изображали седобородым старцем, то впоследствии художники показывали его более молодым. Он вводит фигуры двух музицирующих ангелов. Местом действия выбрана веранда в розарии.
В XVII в. флорентийская школа приходит в упадок. Вазари, художники А. Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др. ). Пьеро ди Козимо. Одним из примеров этого является эрмитажное произведение «Святое семейство»43.
Все возможные формы художественного выражения были ими использованы и ни об одной из них они не могли бы сказать: «Вот эта полностью исчерпывает мою сущность». Таким образом, Пьеро ди Козимо стремился к созданию впечатления глубины пространства. Художник нравился — и тогда и теперь.
Такие произведения были широко распространены в Италии второй половины XV – XVI веков.
Он был автором многих портретов из которых широко известен «Портрет старика с внуком» (Лувр). Флоренция – необыкновенно красивый город на берегах реки Арно. В 1440-1450-х годах он создал замечательные фрески на вилле Пандольфини в Леньяйя (сейчас они находятся в Уффици), на которых изобразил знаменитых людей Флоренции гибеллина-патриота Фаринату дельи Уберти, кондотьера (наемного предводителя войск) Пиппо Спано, великого Данте Алигьери.
С целью выявить новаторский характер изображений Джотто, предложить учащимся сравнить фреску «Благовещение Анне» с «Благовещением» его современника Симоне Мартини. Стиль этого произведения также отличается от других работ Филиппино Липпи. Кожа Иосифа наиболее темная, с добавлением умбры в тенях. Чисто детское отчаяние и плач св.
Он был зодчий. На фасаде укреплен бюст писателя. Главным сосредоточением всех силовых линий является фигура Марии.
И по сей день в нем размещается флорентийская ратуша. Вторая треть 15 века знаменует новый период ее развития. Каждый из работавших в это время мастеров испытал в той или иной степени воздействие Мазаччо. Вместе с тем они далеко не всегда последовательны и энергичны в воплощении новых художественных идей иногда идут более компромиссным, чем Мазаччо, путем, отталкиваются от иных традиций, в том числе и от наследия поздней готики. И в то же время процесс становления ренессансных принципов в живописи Флоренции 30-х- середины 60-х годов отличает особая интенсивность поисков, свежесть и многообразие эстетических открытий. Каждый из художников, работавших в эти годы, как бы заново открывает мир, обретает в нем неповторимые ценности. Общее мироощущение эпохи находит у них столь различное выражение, раскрывается в таких разных аспектах, что живопись этого времени отличает не столько стилистическое единство, сколько параллельное развитие ярких и разнородных тенденций. Своеобразный путь становления нового при сохранении тесных связей со старыми традициями демонстрирует творчество -фра Анджелико (1387-1400гг., ум. в1455г. ). Лирически-созерцательное начало роднит фра Анджелико с его младшим современником -фра Филиппо Липпи (ок. 1406-1469). Видное место в флорентийской живописи этого времени принадлежит Доменико Венециано (ок. 1410-1461). Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции.
Краски мощные, размеры колоссальные, вследствие огромного расстояния между фигурами, соблюденного по невежеству и довольно удачно словом, живопись пробует силы впервые в том, за что до сих пор бралась только мозаика. Средневековые небеса рухнули и над землей засияло новое небо. Второй источник света расположен на дальнем плане, справа. В иностранной литературе не уделено должного внимания творчеству Мариотто Альбертинелли. Страсти у каждой личности были возбуждены и все способности развиты, между тем как на хмуром севере горожанин был еще только чем-то вроде домашнего скота, с трудом различающего, хорошо с ним обращаются или плохо. Карло Лазинио воспроизвел на гравюрах фрески. Кастаньо, которому хорошо удались одна или две отдельные фигуры, как его «Кумская Сивилла» и «Фарината дельи Уберти», обладавшие действительно великой мощью, достоинством и даже красотой, в других своих произведениях доходит попросту до изображения чванства, как у Пипо Спано или Никколо да Толентино или до известной жесткости, как в «Тайной вечере» или даже до подлинной грубости, как в «Распятии» в церкви Сайта Мария делла Нуова во Флоренции.
Высоко ценилось умение повелевать и творить. Главное, чем надо обладать, подходя к произведению искусства, - это беспристрастие.
Вершиной второго треугольника, меньшего по размеру, является голова фигуры Марии. 1484).
Этими чертами наделяли гуманисты Возрождения создаваемый ими идеал человеческой личности. Начинаясь с кроны дерева, проходя от плеча к локтю левого ангела, затем, касаясь кистей рук стоящего на коленях в зеленом одеянии, по линии спины младенца, повторяет изгибы складок плаща Марии и завершается, скользя по руке правого «небесного посланца». Это потому, что их цивилизация не подвинулась вперед ни на шаг со времени крестовых походов. Очарованный античной цивилизацией, заново осмысленной в эпоху Возрождения, Боттичелли создает непревзойденные образцы поэтической живописи: «Весна» (ок.
Лаконично и просто решение композиции у Мариотто Альбертинелли. Темпера дает возможность делать световое пятно более локальным и насыщенным.
Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия. Джотто словно спрашивал себя: «Как изобразить человека, подверженного этим порокам. И в последствии Филиппино применял в своих работах мотив парапета, но решал его уже более строго, лаконично, без дополнительных элементов (ваз, книги), например, в «Поклонении младенцу Христу» из Уффици23. Вот таким образом влияние последнего на стилистику Филиппино очевидно. Это по большей части мадонны с Иисусом на правой руке.
Очертания младенца не соприкасаются с другими фигурами. Однако, сохранность римского варианта лучше петербургского. Тем же благостным настроением проникнуты замечательные мадонны Филиппо Липпи самая прелестная из них – «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» (находится в галерее Уффици во Флоренции) невозможно передать словами чистую и одухотворенную красоту лица мадонны ее скромную, но изысканную прическу украшают жемчужины, сияющие матовым светом, а тончайшая вуаль, ниспадающая легкими складками, подвластна малейшему дуновению ветра.
Он представлен эрмитажным «Поклонением младенцу Христу». Но если этот мастер не склонен изображать красивые и выразительные лица, то фрески Нардо ди Чионе (его брата) в той же капелле, особенно его «Рай», являют нам образы, полные грации и очарования. Все в нем еще очень грубо. 1410— 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции. Самой знаменитой живописной работой художника является картина «Крещение Христа» (1470), выполненная при участии да Винчи. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции.
В произведении Боттичини тела более весомы, художник выверяет анатомические пропорции. Монахи хотели его убить. В 1481 г. Боттичелли работал в Риме над росписями боковых стен Сикстинской капеллы, где ему принадлежит фреска «Жизнь Моисея» и ряд других. Какая серьезность и властность в его стариках.
Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. Но удовольствие не исчерпывается только этим.
Сопоставление поражающее. Каким же образом Джотто совершает это чудо. Это особенно заметно, если сравнить произведения обоих Липпи, отца и сына. В XV веке живопись во Флоренции достигла замечательных успехов.
Итак, Мазаччо подобен Джотто, но Джотто, родившемуся на столетие позже и попавшему в благоприятные для себя художественные условия. Интерес к пейзажу, стремление к осязательности форм, четкая разработка перспективы, увлечение античностью (цоколь колонны украшен античным рельефом) – все это не только свойственно Мадонне с младенцем, типичному произведению раннего Возрождения, но и характеризует определенные тенденции флорентийской живописи середины XV века. Они должны были с жаром привязаться к первому же виду искусства, которое доставило бы им наслаждение. «Зачем ощупью искать чего-то, когда очевидное под рукой.
Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается в неразрывном единстве с медленно шествующим конем, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника. Когда герцог Анжуйский – король неаполитанский, брат св. Однако наибольшее влияние на последующих художников произвели произведения Филиппо Липпи. Вазари, Россо Фьорентино).
У Фра Бартоломео, который писал маслом, цвет более приглушенный и сложный. Например, «Мадонна с младенцем»26 и «Поклонение Марии младенцу Христу»27. Например, Т. К. Этот мотив, словно эхом, повторяется в архитектурных аркадах. Колорит «Поклонения младенцу Христу» у Филиппино Липпи строится на сочетании зеленоватых и жемчужно-серых тонов.
Всеволожская рассматривает проблему влияния творчества Гуго ван дер Гуса на ранние произведения Филиппино, в частности на «Поклонение младенцу Христу». 8 Наиболее интересна книга немецкого исследователя Кнаппа, 9 в которой автор, сравнивая произведения Пьеро ди Козимо «Поклонение младенцу Христу» из Эрмитажа и из собрания виллы Боргезе, 10 приходит к выводу, что петербургское тондо написано раньше римского и является оригиналом. Он умел подчеркнуть в их лицах силу воли и склонность предаваться высоким мыслям. Короче говоря, в жизни они вряд ли были бы реальнее для меня, чем на фреске. Так трактуется одеяние Марии. Он был, как бы, заранее определен и подчинялся рисунку.
Петрарка, Дж. Так, в сцене «Рождество Марии» дочь богатого патриция Лодовика Торнабуони изображена во главе группы флорентийских дам в модных костюмах того времени, пришедших посетить роженицу. Последних было большинство и так как они влияли на всю последующую историю флорентийской живописи как в хорошую, так и в плохую стороны, то мы должны заранее кратко определить для себя, что такое техническая ловкость или искусность, что такое натурализм и каковы их взаимоотношения с искусством. Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией.
Там покоятся Альфьери, Галилей, Микеланджело и Макьявелли. Пейзаж в картине носит конкретный характер. На примере этих трех произведений можно проследить изменение в понимании и в восприятии самой темы «Поклонения».
Люди, чей дух был смел и предприимчив, уже заселили эту землю. В XV в. были открыты законы перспективы.
На передний план выступили новые интересы и стремления. Мазок художника довольно тонкий, слегка удлиненный. Граница правой зоны соответствует направленности движения сверху вниз от башни на дальнем плане и проходит от плеча к локтю ангела в красном одеянии. Они их сделали двух цветов: голубого и красного но большая их часть – красного цвета. Появляются новые символы и аллегории, основанные на античной мифологии.
Дело двигалось к разгрому. Фигуры Микеланджело более правильны, но менее осязательны и мощны. II вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Фигуры художественно убедительны. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. У Мариотто Альбертинелли фигуры образуют некое общее круговое движение. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины Рождение Венеры, Весна и др. Для изобразительного искусства флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка (скульптура и живопись А. дель Верроккьо, Донателло, живопись Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др. ).
Она убеждает нас в своем высоком назначении. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). Мотив «Поклонения» в розовом саду несколько раз повторялся с небольшими изменениями в работах самого Филиппино Липпи, а, в последствии, был использован и другими мастерами. Пространство дальних планов «населено» фигурами. Написанные более плотно с добавлением белил и синего, они сохраняют прозрачность.
Тут можно было видеть поле битвы и стычки, все подробности которых были великолепны. По подсчетам ученых, это одна из самых часто копируемых скульптур в истории. Фигуры ангелов расположены вокруг, акцентируя ее центральное положение. Монах Анджелико, уроженец Фьёзоле, получил прозвище Беато (блаженный, счастливый) ибо в его картинах и фресках (в монастыре Сан Марко) отразилось такое настроение, что кажется, будто душа художника парит в невесомости.
Позже, в 1588 году, заведение пополнило свою учебную программу направлением «Реставрация». В 17 в. Флорентийская школа приходит в упадок. Для Липпи характерно изображение довольно объемных фигур с верными анатомическими пропорциями, утяжеленными складками одежд. Нет необходимости пояснять, что это за аллегория. Так родился музей.
Знаменитая колокольня Флорентийского собора была воздвигнута по его чертежам. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ от Джотто до Микеланджело включает в себе такие имена, как Орканья, Мазаччо, фра Филиппе, Поллайоло, Верроккьо, Леонардо и Боттичелли. В 1737 году последняя представительница рода Медичи передала галерею в дар городу. Ангелы охраняют мадонну и ребенка.
В XVII в. искусство флорентийской школы, переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (художники К. Дольчи, Ф. Фурини).
Различие заключается в насыщенности тонов. «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи – это центрическая композиция, стремящаяся к симметрии относительно вертикальной оси. Можно сказать, что он изобрел портрет.
Форма круга является наиболее абсолютной геометрической фигурой. Поплайоло, Пьеро ди Козимо, Верроккьо, Филиппино Липпи, Боттичелли). У Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли фигуры становятся более весомыми.
Психологически доказано, что одним зрением невозможно воспринять объемность предмета. В левой – коленопреклоненная Мария. Придя к этому, можно уже взяться без всякой опасности за рекомендованных авторов.
Мазаччо был свободен от этого недостатка. Иоакима». Прежний лиризм Боттичелли уступил здесь место драматической патетике, мягкие текучие линии — более твердым, угловатым контурам, тонкие эмоциональные оттенки — большей определенности выражения.
Благородная душа его страдала и оттого, что не удалось ему увеличить владений Флорентийской республики каким-либо славным приобретением. готический декоративизм (Б. Наряду с мастерской братьев Поллайоло огромную роль в художественной жизни Флоренции играла боттега Андреа дель Верроккио (1435-1488), но подлинным выразителем закатной поры флорентийского раннего Возрождения, ее сложности и неповторимого очарования стал Сандро Боттичелли (1446-1510). Для примера сошлюсь на магнетизм.
К началу XV века художники были связаны с цехом уже слабее, чем в XIV веке. А уже ученые-современники скульптора разглядели в ней «Похищение сабинянок». За века «Давид» Микеланджело стал к тому же идеалом мужской красоты в искусстве, а специалистами-искусствоведами был признан одной из вершин искусства эпохи Возрождения. Подобный прием Альбертинелли применял и в триптихе «Благовещение», «Рождество» и «Введение во храм». 54 Этот способ был связан с особенностями темперной живописи.
Филиппино уделяет большее внимание Марии, нежели младенцу. Хотя она немного отдает готикой, но с первого же взгляда производит впечатление роскоши и изящества. Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. Не обошли эти события и Флоренцию.
Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Под впечатлением от работ отца, художник привносит миловидность ликам Мадонны и ангелов.
Наше осязательное воображение немедленно активизируется. Монахи просили Бартоломео изобразить благовещение. Однако существуют хорошие репродукции «Поклонения младенцу Христу», находящегося в собрании галереи Боргезе, являющегося аналогом эрмитажного, только написанное несколько суше и сильно пострадавшее от реставрации51. Он является средоточием взоров склоняющихся к нему родителей.
Допустим, например, что я обладаю способностью воспринять данный объект с коэффициентом 2. В первой трети XV века он создает алтарный образ «Рождество Христово»19 изобразив коленопреклоненных Марию и Иосифа со свечой, лежащего на земле младенца в окружении пастухов с музыкальным инструментом – волынкой, двух женщин – повитух и ангелов. Какой может быть более явный символ для церкви, нежели изображение самой церкви. Такое ощущение передано и в его падуанских фресках в «Воскрешении праведников», «Вознесении Христа», фигуре бога-отца в «Крещении» или в изображении ангела на фреске «Сон св. Размер этой книги не позволяет мне дальше развивать эту тему исчерпывающая разработка которой потребовала бы значительно больше места, чем то, которым я располагаю.
Ни одному художнику никогда еще. Но и этот выглядит довольно древним. В его лице, умном и суровом, черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии. Из них в первую очередь следует упомянуть две. Однако и техническая ловкость могла принести известную пользу искусству.
Одна из них — огромный, великолепный по колориту алтарный образ «Мадонна на троне», написанный для монастыря Сан Барнаба (1484 Уффици). Подобный мотив встречается и в русской иконописи. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, он разместил апостолов. Сами недостатки его выдают источник его дарования.
На ступенях, под сенью аркады и на балюстраде наверху расположены фигуры людей. Холодные, прозрачные и светлые краски, даваемые в неярких изысканных сочетаниях (бледно-зеленые тона моря, голубые одежды зефиров, золотые волосы Венеры, темно-пунцовый плащ и белое платье встречающей ее нимфы), свидетельствуют о тонком и изощренном колоризме Боттичелли. Огромное значение имело более тесное сближение с мастерами северных школ, в частности – с Нидерландскими художниками.
«Скупость» — рогатая ведьма с торчащими ушами змея, выползающая изо рта извиваясь, жалит ее в лоб. Он рассуждает о композиционном построении работы и восхищается техникой мастера. Художник избирает форму тондо, характерное для произведений эпохи Ренессанса. Изначально Академия изящных искусств была основана в здании церкви Сантиссима-Аннунциата. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания.
То с родом Медичи и Савонаролой за сохранение республиканского правления, то с Папой Римским, желавшим расширить свою власть, то с соседними городами-государствами (в частности Сиеной) за влияние на Апеннинском полуострове и выгоды в торговле. В 1520-е гг. Композиционная схема в «Поклонении младенцу Христу» Мариотто Альбертинелли представляет собой треугольник, вписанный в окружность, смещенный чуть влево.
И окончательную победу новых принципов демонстрирует работа Альбертинелли. Франциска, удаляющегося от порока и идущего по стезе добродетели. Пьеро делла Франческо (ок. 1410/15-1492), ученик Доменико Венециано, сформировался в тесном контакте с передовыми завоеваниями искусства и эстетической мысли Флоренции, вот таким образом я тоже отношу его к флорентийской школе.
Они являлись одним из важных элементов построения композиций. Они являлись, по всей видимости, створками переносного алтаря.
Одна из известных картин этого времени — так называемая «Покинутая» (Рим, собрание Паллавичини) изображающая плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами, проникнута тоскливым и щемящим настроением. В галерее Уффици хранится портрет Козимо Медичи, написанный Понтормо. В наиболее раннем лондонском тондо Пьеро изображает несколько отдельно стоящих деревьев. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы.
Ее доминирующее положение выделено как символически, так и композиционно. Где граница между обычным и специфическим наслаждением, которое вызывает в нас искусство.
В этой работе разделяющие линии соответствуют очертаниям стен дверного проема. Удивительно, но такого эффекта Филиппино Липпи достигает используя темперные краски. На писательском поприще более всего известен трактатом «Государь», в котором он описывает способы захвата власти и ее удержания, не гнушаясь никакими средствами. Филиппино повторяет и элементы пейзажа, например, деревья и очертания города, с возносящимся к небу шпилевидными башнями. В ней учились Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Леонардо да Винчи. Религиозную легенду художник трактует как реальное событие.
Условно он начинается после 1500-го года. Боттичелли — один из замечательных мастеров линии, которая принадлежит к его главнейшим средствам художественной выразительности. В 20-х г. XVI в. начинается постепенный упадок флорентийской школы.
На балке навеса изображен голубь – символ Святого духа, присутствующий при этом событии. Эти черты проявляются в произведении Пьеро ди Козимо «Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами»35. Справа изображены два ангела с музыкальными инструментами. Доменико Венециано. Примером могут служить произведения «Святое семейство»36 и «Поклонение младенцу Христу»37.
Образы его поэтичны, но им подчас свойствен какой-то душевный надлом, острая печаль («Смерть Прокриды» Лондон, Национальная галлерея). Если мы хотим оценить их по достоинству, мы вынуждены отказаться от лицезрения прекрасных лиц, драматических ситуаций и фактически от какой-либо «литературности». Виртуозность владения кистью художника проявляется в четких завитках кудрей младенца.
В основном исследования посвящены обзору всего творчества художника. Гиберти. Он помещает источник света в нижней части слева.
Подобные аксессуары не раз встречаются в творчестве Филиппино Липпи. В 1498 году Савонарола был сожжен, его мученическая смерть поразила многих. Первый определяется влиянием принципов кватроченто.
Обычно Давида изображали уже после победы над Голиафом. Верроккьо, Андреа дель (1435/1436-1488)Итальянский художник и скульптор, представитель флорентийской школы. Настоящее имя – Андреа ди Сионе.
И хотя Венера изображена обнаженной, ее образ далек от чувственного полнокровия. Например изображая фигуры и деревья дальнего плана, они тонкие, почти точечные. Боттичелли, Сандро (1445-1510)Итальянский художник, представитель флорентийской школы. Настоящее имя – Алессандро ди Мариано Филиппепи.
Фреска капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. Современники Микеланджело воспринимали «Давида» как символ гордой и независимой Флоренции, готовой дать отпор любому врагу, в том числе Папе Римскому, с которым город в то время вел борьбу. Линией и светотенью, выражающими всю значительность события, взглядами, обращенными к небу или опущенными вниз, говорящей без слов жестикуляцией исходя из простейшей живописной техники, без знания анатомии (надо всегда это помнить), Джотто дает нам полное ощущение движения. Пьеро ди Козимо тяготеет к несколько унылому пейзажу, лишенного обильной зелени.
Также заведение располагает коллекцией работ современных авторов, в том числе фотографий. Гоццоли, Уччелло). А какая сила заключена в юношах кисти Мазаччо. Очертания размыты, нет локальных пятен. Когда именитые горожане пришли принимать работу Микеланджело (в 1504 году), то тут же решили, что такое абсолютное творение должно стоять только на главной площади (а не у городского собора, как планировалось вначале). Прежде всего, Филиппино Липпи волновали композиционное построение и рисунок.
Оно выдвигает на первый план фигуры Марии с младенцем, выделяя из общего сонма ангелов. По-видимому, у нынешних греков искусство не ушло дальше простого ремесла. Особенно, это проявляется у Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли. Первый – так называемые «цветные тени».
Они входили в цех, должны были подчиняться цеховым правилам. Пьеро ди Козимо создает атмосферу таинственного и мистического спокойствия. У краев перекладины креста видны мать Иисуса и две другие полуфигуры. Он в совершенстве овладел этой техникой, подводя своеобразный итог в ее развитии. Вероятно, «Поклонение младенцу Христу» было предназначено не для огромного церковного пространства, а рассчитано на более интимную обстановку частной домашней церкви или покоев патриция, представителя медичейского круга Флоренции, к которому принадлежал и сам Филиппино. Это отвлеченное положение следует пояснить уже приведенным выше примером — фигурой бога-отца в картине Учелло «Жертвоприношение Ноя».
Его стиль менее «идеален», нежели стиль Боттичелли, более пристальное внимание он уделяет отдельным подробностям натуры. Постепенно происходит усложнение сцены Рождества в церковной литературе. Идентификация картины осложняется ее плохим состоянием, а надписи под нею не только не проясняют, но еще больше запутывают дело, поскольку абсолютно непонятно, когда и кто сделал их. Одной из самых первых работ, помещенных в галерее, стало творение Джамболоньи «Похищение сабинянок». Так, например, Пьеро ди Козимо в «Поклонении младенцу Христу» под влиянием нидерландских художников создает необычное для мастеров флорентийской школы освещение. Произошла эта встреча, когда самому Данте было 9 лет, а Беатриче – 8. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки.
Главное монументальное произведение Гирландайо — фрески хора флорентийской церкви Санта Мария Новелла (1486—1490). Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. За парапетом изображены розовые кусты и лилии, символизирующие также непорочность Мадонны. (См. Пространство дальнего плана решено под влиянием нидерландской алтарной живописи. Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Черты, присущие творчеству Филиппино, проявляются и в другой, более поздней его картине Благовещение, датируемой серединой 1490-х годов.
В работе принимали участие и венецианские художники, но, несмотря на это, тосканские художники создали в мозаике выразительные, живые сцены, показывающие эмоциональное состояние героев, что шло в разрез со сложившимися византийским традициями. Краски хорошо наложены, с мягкими переходами. Его цель — исследование и сообщение нам фактических результатов. Несколько иначе решена композиция «Поклонения младенцу Христу» Пьеро ди Козимо. Вместе с тем как живописи, так отчасти и скульптуре флорентийской школы XV в. были свойственны отдельные готические реминисценции – черты повышенной одухотворённости и интимной лирической созерцательности (живопись фра Анджелико, Филиппо Липпи и др. ).
Каждый турист считает своим долгом подойти к кабанчику, почесать его пятачок (отчего он сияет на солнце, как фонарик) и вложить в полуоткрытый рот монетку. Подобная фигура может иметь математический, но не психологический смысл. Фрески в Капелле дель Арена в Падуе (1304 – 1306). Объём ощущается зрителями в панно «Мадонна с младенцем», написанном для церквей Серви в Сиене и Орвието. Я нахожу, что лучшие из его работ – те, что меньших размеров.
Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Более индивидуально-своеобразным было дарование Пьеро ди Козимо (1462— 1521). Филиппино переносит место действия в рай, пределы которого ограничены балюстрадой. Формированию флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Однако, сад также символизировал и девственность Марии.
Значительное место в пространстве произведения занимает архитектура. Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). Во многом он напоминает нам Джованни Беллини.
Вероятно, художник решил развить этот мотив в более позднем произведении «Поклонении младенцу Христу». Даже Микеланджело уступает Мазаччо в реалистической выразительности образов.
Иосиф изображен на фоне пейзажа, который имеет сходство с флорентийским ландшафтом. Вероятнее, это изображение пастуха. Всевозможные увеселения, пиры, карнавалы, охоты следуют друг за другом. Там он кажется поразительным для своего века. Немного дальше располагается изображение Иоанна Крестителя в охристой власянице. Колористическое решение Филиппино Липпи несколько обособлено от работ других художников. Около 1503 года Леонардо да Винчи, находясь во Флоренции, написал один из самых удивительных портретов во всем мировом искусстве: его Джоконда (Монна Лиза, жена флорентийского купца) обладает поистине волшебной притягательностью.
Однако, все три композиции представляют различные моменты этого события. Однако и Густав Груер большее внимание уделяет Бартоломео. Значение венецианского искусства исчерпывается его живописью.
Так, например, в «Поклонении младенцу Христу» Мариотто Альбертинелли и Фра Бартоломео49 размещение основных цветовых пятен первого плана совпадает.
Вы испытываете головокружение при взгляде на нее. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др. ), обратившейся к наследию античности. Таким образом, Мариотто Альбертинелли использует все основные приемы, как темперной, так и масляной живописи, добиваясь наибольшей выразительности. Мариотто Альбертинелли пишет произведение по законам Высокого Возрождения, ориентируясь на работы Рафаэля и Фра Бартоломео. Сравните, например, «Изгнание из рая» на плафоне Сикстинской капеллы с одноименным сюжетом, написанным Мазаччо на стене капеллы Бранкаччи. Это достигается за счет уменьшения их размеров. Нужна была помощь всех видов искусства. Авторами работ выступили скульпторы Дюпре и Бартолини.
Его взгляд отведен в сторону от Мадонны и Иоанна Крестителя. Всемирно знаменитая мраморная статуя «Давид» работы Микеланджело изображает легендарного библейского героя, а впоследствии иудейского царя, перед боем с великаном Голиафом из вражеского войска. Полотна Верроккьо обнаруживают хорошее знание искусства античной эпохи, а также своих непосредственных предшественников (прежде всего Донателло, учеником которого он являлся). Не существенно, какова тематика произведений Джотто.
Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. Литературы посвященной творчеству Пьеро ди Козимо на русском языке не много. Подпись под картиной гласит, что здесь изображены: художники Джотто и Уччелло, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески и Антонио Манетти (это может быть либо писатель, либо его полный тезка резчик по дереву).
Статуя хорошо вписалась в настроения тогдашних флорентийцев. Различие присутствует только в трактовке покрывала. Говорить о светотеневом решении «Поклонения младенцу Христу» Филиппино Липпи довольно сложно.
Творцами его были великие люди, вложившие в это искусство свой гениальный интеллект и никогда не удовлетворявшиеся отдельными удачами. И все это вызывается живописной формой. Он совмещает в произведении два способа освещения: рассеянный и направленный. Посмотреть фрагмент документального фильма «История живописи» показывающий фрески Капеллы дель Арена.
В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства. В XVI столетии «Святое семейство» приобретает символическое значение земной троицы, которая соответствовала небесной. 44 Мария изображена на фоне архитектурного сооружения, напоминающего античное. Центром этого кольца является фигура Мадонны. Еще одна статья на русском языке, посвященная «Поклонению младенцу Христу» Филиппино Липпи, Г. Б. Им вторят вертикали стволов деревьев, которые разделяют пространство на несколько частей. Отдельный зал посвящен талантливым ученикам знаменитой Академии.
В самом деле, нет ничего более радующего глаз, чем та из них, которая обращена к собору. Ему достаточно было суметь его выразить и передать в жизненно убедительных образах. Однако в колорите работы заметно преобладание коричневого и охр. Сторона его совпадает с очертаниями плеча левого коленопреклоненного, затем, касаясь, проходит по руке второго и заканчивается у его ноги. Существуют и значительные изменения в пространственном решении. и создавшего серию рисунков к Божественной комедии Данте.
Но, будучи всецело художниками Возрождения, они относились к двум разным направлениям, которые господствовали во флорентийской живописи XV века отчасти они дополняли то, что завещал Мазаччо, отчасти отклонялись от него. Сегодня Академия является популярной достопримечательностью города, за посещение которой туристы готовы отстоять 1, 5-часовую изнуряющую очередь за желанными билетами. В среднюю зону Филиппино Липпи помещает фигуры Марии и ангелов, выделяя Мадонну масштабом. В другом исследовании, посвященном Пьеро ди Козимо, главным образом, его произведению «Огненный лес»11, к сожалению, нет даже упоминания о «Поклонении младенцу Христу», однако, автор выделяет два периода творчества художника.
Точнее это его реконструкция. Свет рассеянный, мягко окутывает фигуры, создавая впечатление легкости и эфемерности. Его поза напряжена, а во взгляде чувствуется угроза. Фигуры гармонично сливаются с окружающей средой, не доминируя в ней.
Этим воображаемым треугольником художник словно соединяет три части композиции. В средней части изображена Мадонна с младенцем, а в боковой – группа из трех ангелов. Тондо ограничивало свободу действий и требовало особого композиционного мастерства. Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа»—миланском (музей Польди-Пеццоли) и мюнхенском (Старая пинакотека), где образы близких Христа, окружающих его бездыханное телоолны душераздирающей скорби. Так звучит в сокращенном виде название ландскнехтов на итальянском языке.
Пьеро ди Козимо решает тондо в теплых тонах. Он указал флорентийской живописи путь, по которому та шла вплоть до своего заката. Произведения, рассмотренные в данной курсовой, посвящены одной теме – «Поклонение младенцу Христу» – широко распространенной в Италии, писались мастерами одной школы и в небольшой хронологический период, охватывающий 1480-е – 1500-е годы, однако, различия их чрезвычайно велики.
Он решает детали интерьера в красновато- коричневых тонах, доходя в некоторых затемненных частях стен до черного. Пьеро ди Козимо несколько изменяет композиционное решение. Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. На одном кусочке можно было видеть изваянную (нарисованную) фигуру тощего человека, на другом – очень дородного один смеялся, а другой плакал один был мертв, а другой жив один был стар, а другой молод один обнажен, другой в одежде один вооружен, другой без оружия один пеший, другой на коне.
В начале 1490-х гг. Пропорции становятся близки к реальным.
«Несправедливость» — человек сильного телосложения, средних лет, одетый в судейское платье, сжимающий в левой руке рукоятку меча, в правой — копье с двумя крюками на конце. Что же такое натуралист. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что Филиппино создав эрмитажное «Поклонение младенцу Христу», больше не возвращался к подобному композиционному и живописному решению. На первом плане также располагаются фигуры Мадонны с младенцем в окружении шести ангелов. При создании этой работы Микеланджело отошел от традиции. Оно наполняется тихой радостью, умилением. Флоренция отмечает под 1236 годом некоего Бартоломео.
Иоанн представлен более юным. В период кватроченто основной техникой являлась темпера. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды.
Франциска, он достигает все большей и большей точности. Преподавателями знаменитой школы искусств стали ее основатели – сам Вазари, скульптор Бартоломео Амманати и художник Аньоло Бронзино. Здесь творили Данте Алигьери и Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело, отсюда начиналась «эпоха Возрождения» в европейском искусстве.
Каждое поколение добавляло что-то свое. Он изображает персонажей первого плана на фоне ровно освещенного пейзажа. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Выявить материальный, реалистический характер изображения пространства и людей.
Что должно нагляднее всего показать роль св. Им проникнуто и произведение Мариотто Альбертинелли «Поклонение младенцу Христу». Позже было открыто музыкальное отделение, которое в 1849 году «переросло» во Флорентийскую консерваторию, названную в честь Луиджи Керубини. В произведениях художников Италии на тему «Поклонению младенцу Христу» эти цветы встречаются крайне редко. В искусстве Доменико Гирландайо (1449—1494) сильнее, чем у других его современников, выразилось бюргерское начало.
Иосиф также представлен сидящим с посохом на фоне пейзажа. Филиппино Липпи изображает сцену «Поклонения» на веранде, за которой располагается пейзаж. Одежды ангелов решены открытыми локальными пятнами краплака и синего. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность («Клевета», ок.
Во фреске «Потоп» он настолько увлекся демонстрацией своих знаний перспективы и ракурса, что вместо передачи самой катастрофы изобразил нечто подобное прорыву мельничной плотины. Еще одну воображаемую дугу можно провести, касаясь голов фигур ангелов. Без должного их понимания невозможно было бы оценить флорентийскую живопись. Филиппино превращает фигуры в полупрозрачных, бестелесных призраков, в идеально-прекрасное видение, словно, пришедшее из сна.
Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи—«Цукконе» (тыква). Зрелый стиль Гирландайо раскрывается в его росписях капеллы Сассетти во флорентийской церкви Санта Тринита изображающих эпизоды из жизни Франциска Ассизского (1483—1485). Кроме того, этот период во Флоренции отмечен интенсивностью творческой жизни. А ведь возможности фра Анжелико были не малыми.
Она отделена дугообразной линией горизонта. Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 г. первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424). Оно перекликается с внутренней стороной плаща Марии и пеленой, на которой лежит младенец. Во всех трех произведениях одежда Марии соответствует традиционному изображению. Лишь на основании этого материала можно рассматривать колорит эрмитажного произведения. Отважные поиски методов реалистического отображения действительности тесно объединялись в творчестве многих мастеров флорентийской школы с тщательным изучением наук – математики, анатомии, оптики, перспективы и др.
Здесь происходит соединение сцены «Рождества» и «Поклонения». В 30-х гг. Первый шаг к более искусному подражанию природе состоял в усовершенствовании барельефов.
Подвигаясь вперед в этой работе изображающей жизнь св. Ему мы обязаны, между прочим, портретами Данте, его друга. В 15 в. жанр портрета завоевал самостоятельное значение.
Одним из выдающихся художников эпохи Возрождения был Андреа дель Кастаньо. По мне, прав гражданства не имеют в нем лишь бездарные пачкуны. 15 в., Берлин — Далем, Картинная галерея). Другая прославленная картина — «Мадонна во славе» (Уффици) известная под названием «Магнификат» (наименование церковного песнопения), где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Здесь, кроме «небесных» уже присутствуют и земные персонажи (фигуры дальнего плана).
Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и другие) восприняли лишь внешние приёмы его творчества. Зато с каким чувством облегчения, с каким подъемом жизненных сил обращаемся мы к Джотто. Дать представление о том, чтоосновоположником реалистической живописи является Джотто. Композиция целостна.
Ангелы в «Поклонении младенцу Христу» Филиппино Липпи парят в пространстве, словно, невесомые Грации из «Весны» Боттичелли29. Но если спуститься в подземную церковь, где тоже есть произведения Джотто, там можно увидеть лучшее, как мне кажется из всего, что он сделал. В период создания Липпи «Поклонение младенцу Христу» Сандро Боттичелли написал «Мадонну с гранатом»47 и «Магнификат»48 также в форме тондо. В первом издании "Жизнеописаний знаменитых живописцев" (1550) Джорджа Вазари приписывает эту картину Мазаччо. В «Поклонении волхвов» (ок. Вертикальное разделение также подчиняется принципу трехчастности. В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы – проповедника аскетизма.
Однако во втором издании "Жизнеописаний" (1568) он "меняет показания" и говорит, что ее автором является Уччелло. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя. Наиболее полно освещено в литературе «Поклонения младенцу Христу» Филиппино Липпи. Филиппино Липпи отказывается от контрастных теней.
Забельшанского5. Произведение Пьеро ди Козимо «Поклонение младенцу Христу» было создано, вероятно, в последние годы XV века, так как в нем присутствуют черты, характерные для раннего этапа его творчества. С другой стороны эта форма наиболее приближена к человеческому видению мира. Следует отметить виртуозность художника в изображении обнаженных частей тела. Болонская школа утверждала, что его фигуры – лишь копии статуй. В архитектуре флорентийской школой в XV в. был создан новый, ренессансный тип здания (так называемый палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции (суровая монолитность кладки) с введением ордерных элементов, аркадных внутренних дворов были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи.
В мои времена при закладке каждого фундамента в городе (Ареццо) или в окрестностях, на две мили вокруг него, всякий раз находили множество кусочков этих ваз и краски на них блестели так, что казалось, будто вазы эти сделаны вчера. Вопросы светотеневой моделировки в наибольшей степени волновали Пьеро ди Козимо. В этом произведении появляется крепкая связь между главными фигурами. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи.
Первая отличается влиянием на работы молодого художника предшествующих мастеров. Впоследствии они будут использованы Микеланджело в Сикстинской капелле52 и в живописном тондо «Святое семейство»53. Он дал там первый образец аллегорической живописи изобразив св. Вообще, культ Иосифа в Италии получил распространение в конце XV века.
художник обратился к живописи. Однако, одеяния, линии холмов и веранда решены довольно четко и плотно. На примере трех работ «Поклонения младенцу Христу» Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли можно отчетливо проследить эти тенденции. Верхняя – небо. Правда, что с некоторых пор они становятся учеными но душой они по-прежнему низки. Вот в этой сфере фра Беато не знал себе равных.
Он видит свое произведение законченным и кричит, что совершилось чудо. Само собой, в галерее Академии изящных искусств можно увидеть знаменитые творения Микеланджело – «Давида», «святого Матфея», «Палестринскую Пьету», незаконченные статуи «Рабы», «Евангелист Лука». Работы Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли были созданы по иконографическому типу «Поклонение младенцу Христу».
Это определяет характер его типов, красочное построение, даже композицию. В «Поклонении младенцу Христу» можно проследить влияние на молодого художника таких выдающихся итальянских мастеров как Фра Анжелико, его отца – Филиппо Липпи и Боттичелли.
Оно изображено коричневой охрой монохромно. Например, в решении мафория фигуры Марии происходит смешение синего и зеленого. начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (художники Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино) с 1530-х гг.
Связующим элементом горизонтальных членений является пробивающийся сквозь облака золотой луч, который падает на младенца. Граница нижней части совпадает с очертаниями ступеней парапета.
Время поиска собственной живописной манеры Филиппино Липпи. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской» и др. ). Художник достигает живого непосредственного сходства и вместе с тем тонкого колористического единства в гармонии светлых сияющих красок, прозрачных, воздушных, смягчающих контуры. Вероятно, автор поместил Марию, младенца и ангелов в райском саду.
Знатоки почтенной древности относят этот пергамент к началу XII столетия. Другая сторона – проходит по нижним краям одежд Мадонны и «небесных посланников». Скульптура «Похищение сабинянок» (1582 год) работы Джамболоньи изображает сюжет из ранней Римской истории, когда Рим еще был небольшим городом-государством, а его жители – бедняками, за которых соседние народы не хотели выдавать своих дочерей. Художник изображает золотой луч, направленный на младенца.
Иеронима почти портят впечатление от одного из самых сильных произведений фра Беато — «Распятия» в монастыре Сан Марко во Флоренции. Источник света первого плана находится в верхней части тондо слева. Подобные настроения были свойственны художникам того времени. Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения А. дель Верроккьо, П. Уччелло, А. дель Кастаньо и др. ), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро ди Козимо и др. ). Фигура обнаженного младенца решена в более теплой гамме, основанной на градациях охр.
Во Флоренции в XV-XVI веков высокого художественного уровня достигло искусство портрета. Я забываю все это потому, что мне предстоит нечто лучшее, чем останавливаться на ошибках. Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. При первых же невзгодах империи искусства пришли в упадок. У Пьеро ди Козимо проявляется интерес к обнаженному телу. Одним из основоположником живописи позднего кватроченто является Антонио Поллайоло (ок. 1431/33-1498), именно он стал основоположником нового типа мифологической композиции. Ее история началась в 1560 году, когда правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить один большой дворец, в котором разместились бы все городские административные службы.
Один из них – путь Боттичелли и его круга, в том -числе и Филиппино Липпи, с характерным для них расширением тематики (Весна и Рождение Венеры Боттичелли), эмоциональностью, сознательной произвольностью, проявляющейся подчас в передаче движения, в решении пространства, в выборе пропорций использовании странных причудливых архитектурных и скульптурных мотивов. «Чудо со статиром». Тема ее навеяна одним из стихотворений Полициано. Задачи Учелло и Кастаньо были прямо противоположны задачам фра Беато. Мазаччо. Цветовое решение произведений во многом сходны. В Тоскане называют имя одного живописца, жившего около 1210 года.
Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е гг., Флоренция, Национальный музей). На первом плане представлен младенец Христос. Вот таким образом так выделяется желтый плащ Иосифа.
Основное композиционное движение кругообразное, вторящее форме тондо. Таким образом, Мариотто, отталкиваясь от произведения Филиппо Липпи, создает «Поклонение младенцу Христу» в духе своей эпохи.
Наиболее раннее – «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи содержит в себе элементы соприкосновения со средневековым искусством: отказ от телесности в изображении фигур, анатомически верной передачи пропорций. Наступили века IX, X, XI, века самого темного невежества. была создана одна из самых прославленных картин Боттичелли «Весна» (Уффици). Такое понимание было типичным для творцов эпохи Высокого Возрождения.
Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства флорентийской школы, несмотря на то, что здесь продолжал работать ряд крупных мастеров (художники фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино). Жалкие их произведения можно видеть в Моденском соборе, в церкви св. Пейзаж еще не становится единым пространством, которое объединяет все планы. Третья линия проходит, касаясь кистей «божественных посланцев» и возвращается к жесту Марии. К лучшим станковым работам Гирландайо относится «Поклонение волхвов» (1488) в Воспитательном доме во Флоренции с красивым пейзажным фоном, свидетельствующее о хорошем знании нидерландских живописцев.
Персонажи ведут «безмолвную беседу». Медицейская диктатура принимала ясно выраженный тиранический характер. Основателем флорентийской художественной школы считают художника Джотто.
Положение с флорентийцами ясно. Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения А. дель Верроккьо, П. Уччелло, А. дель Кастаньо и др. ), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро ди Козимо и др. ). В условиях усиливающегося экономического и политического кризиса, словно пытаясь избежать грядущих бед, семья Медичи стремится создать иллюзию стабильности и вечно длящегося праздника. То же отсутствие смысла и та же ординарность характеризуют фреску «Церковь воинствующая и торжествующая».
Именно в это время Флоренция переживала особенно тяжелый период – она находилась под угрозой французского завоевания. Он спасся с большим трудом. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Колориту же придавалось второстепенное значение. Ученик Филиппо Липпи, в своих ранних произведениях и особенно портретах Боттичелли следовал выработанным во флорентийском искусстве традициям, то оставаясь близким к манере своего учителя, то приближаясь к стилю Верроккьо и Поллайоло («Св. Зиновия» (Дрезден), похожем по своему изобразительному строю на старинные алтарные пределлы, Боттичелли избирает архаическую повествовательную форму многократного изображения одних и тех же персонажей в различных эпизодах.
Коричневой охрой написаны и фигуры дальнего плана. В картине Чимабуэ мы терпеливо разбираемся в линиях и красках и наконец приходим к выводу, что они изображают сидящую женщину, стоящих и коленопреклоненных людей и ангелов. В основном, это двухфигурные композиции с изображением Марии и Христа. Самое ярое пятно всего произведения – это желтое одеяние Иосифа.
Эта башня в самом деле заслуживает внимания. Здесь концентрируется смысл всего произведения. Подобные образы были излюбленным мотивом алтарных композиций нидерландских мастеров.
Пейзаж приобретает трагический оттенок. не удавалось воплотить столь богатую гамму человеческих качеств Джоконде присущи гармоничная красота, сознание высокого человеческого достоинства, твердая уверенность в своих силах, ясный ум, проницательность (давно замечено, что она внимательно разглядывает зрителя) и множество других свойств а если смотреть на Портрет с близкого расстояния, то его глубокий влажный коричнево-зеленоватый колорит как бы перевертывает восприятие и Монна Лиза с ее еле уловимой улыбкой начинает казаться недоброй, хитрой и скрывающей в себе великое множество тайн. Это великое предприятие пробудило Тоскану. Точная линия очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (сер. Во времена Флорентийской республики здесь, во дворце Веккьо заседало правительство (синьория) города-государства, а когда всю власть прибрал к рукам герцог Тосканский Козимо Медичи, то он разместил в этом же дворце свою личную резиденцию. Он переносит этот мотив в свои произведения.
Сами же флорентийцы не меньше, чем шедевры Микеланджело и Джотто, обожают своего «порчеллино» – бронзового кабанчика, ставшего символом Флоренции. Первые итальянские художники раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. И в них действительно есть на что посмотреть. оказали революционизирующее воздействие на искусство Италии и многих других стран Европы. Перспективная конструкция являлась не схемой, но одухотворенной плотью образа. Это помогло окончательно утвердиться в Италии техники масляной живописи. Вот таким образом «Непостоянство» — это женщина с бессмысленным выражением лица, сидящая возле колеса, с бесцельно вытянутыми вперед руками и откинутым назад торсом.
В XVI веке герцог Тосканский Козимо I Медичи разместил в лоджии ландскнехтов – немецких наемников-пехотинцев, охранявших его персону. Флорентийцы гордятся художественными богатствами города, они прекрасно в них разбираются. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. На заднем плане видна река Арно с ее низкими извилистыми берегами. «Портрет Симонетты Веспуччи» (Шантильи) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.
Однако, Филиппино Липпи избирает сравнительно небольшой размер. Произведения, созданные представителями флорентийской школы Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли представляют собой развитие темы Поклонения и процесс постепенного перехода от принципов кватроченто к Высокому Возрождению.
«Характерной особенностью этого времени становится интерес к искусству всего населения. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Сюжет фресок Гоццоли – библейский (шествие волхвов), но под видом волхвов представлено здесь множество флорентийцев, начиная с членов рода Медичи и кончая простолюдинами (на переднем плане изображен даже негр).
Одновременно творчество этих мастеров знаменует и конец раннего Возрождения. В центре построения находятся сложенные в молитвенном жесте руки Марии. Они вывезли из Греции архитектора и нескольких живописцев. у Аженкура таблицу XXXIII восьмого выпуска, но именно только гравюру. Проход между двумя крыльями галереи Уффици можно назвать «коридором знаменитостей».
1387-1455) и Филиппо Липпи (1406-1469). Возвращение во Флоренцию (в 1482 г. ) открывает время расцвета его дарования и создания его известнейших работ, к которым в первую очередь принадлежит «Рождение Венеры» (Уффици). На парапете находятся четыре вазы с красными и белыми цветами, возможно, розами. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Но, по правде сказать, нам это и не важно. Он умел чувствовать колорит.
Мастера создают варианты этой детали одеяния. Подобный прием применяли в основном в масляной живописи. Они напоминают П-образную форму, обращенную на зрителя, направляющая взоры к Мадонне. Такое, увы, понимание искусства существовало во все времена. Впоследствии прием «цветных теней» будет применен Понтормо55 и Андрея дель Сарто56 – учениками Мариотто Альбертинелли. Хотя, теперь ее залы открыты для посещений туристов.
Крик его был подхвачен всей Италией и принес сервитам миллионы дохода. В 20-х гг. Коричневатой охрой пишет волосы и совсем прозрачные крылья.
Есть ли хоть одна фигура на фреске «Торжество св. Художник разделяет пространство произведения по горизонтали на три почти равные зоны, планы. В немецких городах в XV веке цеховые предписания становятся всё более жёсткими.
Натуралист, то есть ученый, занимающийся живописью, не в состоянии передать нам то, что является уделом лишь подлинного искусства, — повышенную и обобщенную реальность изображенного предмета художник-натуралист лишь репродуцирует предмет в том виде, в каком тот находится в действительности.
Введя лаки и масло, он усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен.
Художник изображает на первом плане парапет, на котором лежит раскрытая книга и стоит ваза с цветами, той же формы, что и в «Поклонении младенцу Христу». Здесь же юноша лишь готовится нанести смертельный удар. Во Флоренции художники были так называемые sottoposti (подчинённые) цеха врачей и аптекарей.
Даже Мазаччо принужден был иногда демонстрировать свое техническое мастерство, как, например, в фигуре обнаженного человека, дрожащего от холода сама по себе прекрасно выполненная и вызывающая всеобщее восхищение, эта фигура была не только лишней в композиции, но и рассеивала внимание зрителя, когда он смотрел на сцену «Крещения». Вместе с известнейшими мастерами своего времени — Боттичелли и Перуджино — Гирландайо украшал росписями Сикстинскую капеллу в Риме, где ему принадлежит фреска «Призвание апостолов Петра и Андрея» (1481). Их очертания размыты. Три белоснежные лилии являются одним из постоянных атрибутов Девы Марии в «Благовещении». Нижняя сторона проходит от левого конца ступеней парапета к правому.
Флорентийской школой в 15 веке в архитектуре был создан ренессансный, новый тип здания – палаццо, которое сочетало отдельные мотивы средневековья (суровую монолитность кладки) с введением аркадных внутренних дворов и ордерных элементов. Одна из самых передовых ведущих художественных живописных школ Италии периода Возрождения.
Шероховатость фактуры : камня усиливает мощь архитектурных форм. Особое место среди мастеров поколения Мазаччо занимает Паоло Дони, прозванный Уччелло (1397-1475). Пьеро ди Козимо, находясь под влиянием нидерландских мастеров, пишет свою работу маслом. Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии, математики, перспективы, оптики и др. ).
Те, у кого психический процесс восприятия развивается с необычной интенсивностью (4 к 2), переполнены приятным сознанием того, что они обладают удвоенной силой художественного восприятия. XVI в. начинается постепенный упадок флорентийской школы. Они были известны тем, что на них учились Николо и Джованни Пизано и абсолютно невероятно, чтобы Джотто, наделенный от природы таким живым чувством прекрасного, мог не обратить на них внимания. Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства флорентийской школы, несмотря на то, что здесь продолжал работать ряд крупных мастеров (художники фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино). Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др. ) восприняли лишь внешние приёмы его творчества. С 1490 года Во Флоренции поговаривают об исключительном даровании юного Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Искусство он воспринимает неоплатонически, как НЕИСТОВСТВО души. Но источником вдохновения для него, в отличии от Леонардо, служит не природа, а культура -как история человеческой духовности, борьбы за спасение души. Живопись Фра Бартоломео (1475-1517) не отличается большой проблематичностью, может считаться одной из основ флорентийского маньеризма. Неразрывно граничит с искусством Высокого Возрождения Флоренции имя Андреа дель Сарто (1486-1531)- блестящего рисовальщика, тонкого колориста, создателя монументальных фресок и глубоких, психологических портретов.
Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Наряду с этим и скульптуре и живописи флорентийской школы 15 века были присущи определённые готические реминисценции – черты лирической интимной созерцательности и одухотворённости (живопись Филиппо Липпи, фра Анджелико и прочих), а также готический декоративизм (Уччелло, Б. Гоццоли). А соседняя фреска — «Жертвоприношение Ноя», — несмотря на наличие нескольких превосходно построенных фигур, уничтожает всякую вероятность эстетического воздействия тем, что мы лишь после известных усилий понимаем, что висящий в воздухе предмет оказывается человеческим существом, ныряющим в облака вниз головой. Боттичелли исполнил цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.
По аналогии с Данте Джотто считается последним живописцем средневековья и первым живописцем Возрождения. Группировка фигур и их жесты полностью подчинены смыслу изображаемого.
Филиппино Липпи менее других обращал свое внимание на проблему передачи объемности фигур. Подобный прием повторяется в написании небосвода. Вместо того чтобы изображать ее в направлении к зрителю и с соответствующими движениями и выразительностью, которые вызвали бы в нас ответные чувства, как это сделал Джотто в своем «Крещении», Учелло, охваченный страстью экспериментатора, захотел показать падающего вниз головой человека, застывшего в пространстве. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. Его основали еще римляне в I веке до н. э.
Такие фигуры нередко помещались в композициях итальянских мастеров, как, например, в работе из мастерской Лоренцо ди Креди «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и двумя ангелами»31, в произведении Фра Бартоломео «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами»32 и других. Обратите внимание, как в его «Мадонне» распределены тени, подчеркивающие каждую вогнутость и свет, создающие выпуклость частей и как эта светотеневая игра подчиняется линиям. Такое изображение было характерным для позднего средневековья и раннего Возрождения. Новый подъём флорентийской школы относится к периоду Раннего Возрождения (XV в. ), чему во многом способствовало усиление демократического движения.
В «Рождении Иоанна Крестителя» художник изобразил служанку, вбегающую в комнату с корзиной плодов на голове, — мотив Этот заимствован из известного тондо Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем» (Питти). В руках Иисуса изображен тростниковый крест, который он прижимает к себе. При отсутствии реального пространства «Рождение Венеры» тем не менее не производит плоскостного впечатления. Мадонна изображена сидящей на троне, на ее коленях – благословляющий Христос.
Она пишет о том, что учителем Филиппо Липпи был его отец. 1478) и «Рождение Венеры» (ок. Это достигается за счет масляной техники, которую в чистом виде использует художник.
В этой зоне светлым пятном на темной траве выделяется фигура младенца. В центре представлен сидящий младенец Христос.
Пьеро ди Козимо уже работает маслом, а Мариотто Альбертинелли, как и многие его современники, предпочитает смешанную технику. Слава живописца выходит далеко за пределы Флоренции и по приглашению папы Римского художник принимает участие в росписи Сикстинской капеллы Ватикана (фрески «Искушение Христа», «Юность Моисея»).
Эта традиция сохранилась и в последующие столетия. Не удивительно, что ее стали воспринимать как защитницу Флоренции и ее символ.
Здесь все приобретает конструктивный смысл. Познакомить с творчеством Мазаччо, которого еще при жизни считали «вновь родившимся Джотто» (1401 – 1427). Если выпавшая изо рта монета точно провалилась через решетку внизу, можно смело загадывать желание – «порчеллино» исполнит.
Художник подчеркивает их недосягаемость, словно это видение. Поскольку в работах его предшественников (Фра Беато Анжелико и другие) присутствуют подчас «сонмы» ангелов, а в дальнейшем художники Ренессанса постепенно отказываются от их изображения. Здание и фигуры людей, расположенные в глубине не имеют падающих теней. Книга является еще одним атрибутом Святой Девы.
Кнапп отмечает, что различия между ранней работой и репликой незначительны. Английский искусствовед П. Коноди6 разделяет работы Филиппино Липпи на три группы. Итак, в конце XV века во флорентийской живописи намечаются разные пути развития.
Вся общественная жизнь средневековой Флоренции крутилась вокруг площади Синьории. Некоторые художники пытались добиться сходства и до него но далось оно ему первому. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (ок.
Именно из-за них горожане дали лоджии имя «ланци». Тогда римляне пошли на уловку, пригласили соседей – сабинян и латинян – на праздник, во время пира неожиданно напали на них и похитили женщин. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой.
Пейзаж – не только часть пространства, по п определенная эмоциональная среда, вносящая в сцену нужную лирическую интонацию. Следуя этому делению «Поклонение младенцу Христу» можно отнести к первой группе, когда влияния других мастеров еще довольно сильны. Мария изображена коленопреклоненной, соответствуя типу «Madre Pia»42. Вазари, художники А. Бронзино, Я. Понтормо). Для живописи данного направления в первой половине 15 века свойственна приверженность к выверенному в анатомическом отношении построению фигуры человека, стремление к математически просчитанному построению пространства, к отточенности рисунка (живопись и скульптура Донателло, живопись Паоло Уччело, А. дель Верроккьо, А. дель Кастаньо и проч. ).
Вероятно, художник отходит от этих принципов для того, чтобы придать композиции «Поклонение младенцу Христу» лирическое настроение. На нем изображена охота Ипполита, сына Тезея. Поясним, насколько важно для него изобразить движение и действие.
Отправной точкой в создании Поклонения младенцу Христу Мариотто Альбертинелли, вероятно, послужило произведение «Поклонение младенцу со святым Илларионом»41 Филиппо Липпи. Надо иметь смелость чувствовать то, что чувствуешь. Лишь в середине 1460-х гг.
Следуя этой периодизации, «Поклонение младенцу Христу» можно отнести к переходным произведениям художника, так как оно имеет черты как раннего, так и зрелого периода и датируется 1500 годом. Снаружи видна еще одна изюминка Старого Дворца – часы работы баварского мастера Ледерле, которые появились на дворцовой башне в 1667 году и до сих пор исправно отсчитывают время. Так же Т. К. Мариотто Альбертинелли отказывается от изображения ангелов, делает нимбы еле заметными. Знакомьтесь, Николо Макиавелли (на фото) – политик, философ и писатель, живший и работавший во Флоренции в 1469 – 1527 годах.
Другой способ- «сгущение» цвета в тенях. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г. ) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). «Когда бог в небесах — благоденствие и мир на земле» — это было для него аксиомой и он так непосредственно поддавался своим благостным настроениям, что не видел вокруг себя зла, превращаясь порой в настоящего ребенка.
Этот ритм треугольников не только соединяет всю композицию, но и придает ей общую направленность вверх к «божественному» свету, который пробивается сквозь облака. Разница поражающая. Не отставала от искусства и экономика.
Но все цвета подчинены зеленым оттенкам, которые определяют общее колористическое решение. Этому возрождению в большой мере способствовало усиление демократического движения. Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. Знаменитую бронзовую скульптуру «Персей с головой Медузы Горгоны» скульптор Бенвенуто Челлини изготовил по заказу все того же герцога Тосканского Козимо I Медичи, который был покровителем художника и поддерживал его финансово. Но следует быть справедливым: все эти заслуги не принадлежат Чимабуэ: Его учителя указали ему, в согласии с древней традицией, размеры и пропорции, установленные греческими художниками для изображения форм человеческого тела.
Так что, когда однажды, вскоре после смерти сына, несомый слугами, он делал обход своего дома, случилось ему со вздохом промолвить: «Очень уж велик этот дом для такой небольшой семьи». Пьеро ди Козимо помещает «божественное» в реальное пространство земного мира.
И все это не давало ему покоя в конце его жизни». Можно было различать горы, долины, реки, рощи и т. д. В воздухе реяли крылатые духи в виде обнаженных юношей. К сожалению, Коноди не упоминает о петербургском произведении. Мы, к счастью, находимся в гораздо лучшем положении по отношению к фра Беато Анжелико, работы которого дошли до нас в достаточном количестве, чтобы раскрыть его достоинства как человека и как художника.
Совмещая техники масляной и темперной живописи, Альбертинелли применяет два способа передачи теней. В то же время к Академии стали относится все флорентийские школы искусств.
Создавая работы на одну тему, – «Поклонение младенцу Христу», Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли применяют разные способы для передачи эмоционального состояния, настроения. Мариотто Альбертинелли представляет идеальную семью в абсолютном пространстве. Он первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. Посреди оживленного рынка Меркато Нуово замечаем необычный фонтан. Филиппино не стремится к тщательной моделировке лиц, рук, волос. Художник не стремился к созданию иллюзии объемности фигур.
Незадолго перед тем эта самая картина наделила прозвищем Борго-Аллегри соседнюю деревушку. Не так с флорентийцами. Пьеро несколько раз обращался к теме «Поклонение младенцу Христу» избирая формат тондо. Эта композиция может быть отнесена и к типу «Святое семейство», так как представлены Мария, младенец и Иосиф. В творчестве Рафаэля имеются композиции, где Иосиф изображен безбородым. Изображение подобных атрибутов было распространено в живописи Нидерландов, например, в Алтаре Портинари33.
Появляется объемность. Осново- положниками искусства Ренессанса стали архитектор Ф. Брунеллески (одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему), скульптор Донателло и художник Мазаччо, стремившиеся пластически убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой личности. Так как Чимабуэ никому не показывал своей картины, вся Флоренция воспользовалась приездом короля, чтобы ею полюбоваться. В правой части находятся две фигуры ангелов. Охота Ипполита находится теперь на Кампо Санто, знаменитом кладбище города Пизы, земля которого была привезена из Иерусалима (1189).
Боккаччо, Ф. Петрарки, Пико дела Мирандола и др. Филиппино почти не использует богатство гаммы охр, столь любимую его современниками. Пьеро ди Козимо помещает героев в обветшалое сооружение, напоминающее хлев.
Родоначальниками ренессансного искусства стали архитектор Ф. Брунеллески (одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему), художник Мазаччо и скульптор Донателло, которые стремились к пластически достоверному воссозданию структуры тела человека, утверждению значимости человеческой индивидуальности. В чистом виде она представлена у Мариотто Альбертинелли. В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. Альбертинелли подчеркивает светоносность Христа, но, не вводя золотое свечение, как у Филиппино Липпи, а с помощью светотеневой моделировки.
Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в., способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Жесты персонажей первого плана образуют воображаемый равносторонний треугольник. Боккаччо, Пико делла Мирандола и др. ), утверждавшей значимость земного человеческого бытия и обратившейся к наследию античности. Они умышленно внесли путаницу в ранний ее период. Фигура человека с ее плавными очертаниями главенствовала в любой композиции.
Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», ок. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Средневековые художники были по своему положению ремесленниками.
Возможно, подобным решением художник хотел подчеркнуть божественную природу Марии. Бедняга от усталости заснул. В конце 1470-х гг. В «Поклонении младенцу Христу» Пьеро ди Козимо не использует зеленого цвета в чистом виде, так как он является производным синего и желтого. Его пленяют полупрозрачные, воздушные одеяния, которые окутывают обнаженные тела.
В решении парапета Филиппино Липпи к охре добавляет белила и приглушенный желтый. На миловидных лицах, приятных красках, красивых одеждах — отпечаток тривиальности. Затем появляется новая трактовка и в изобразительном искусстве, выделяются в отдельные сюжеты: «Поклонение волхвов», «Поклонение пастухов», «Поклонение младенцу Христу» и другие. Меня восхищает его смелость в выборе аксессуаров.
За ее фигурой на скамье лежит книга.
Вместо опор парапета, напоминающие пилоны, Боттичини изображает балясины. Художник погружает их в зеленовато- оливковую дымку пейзажа. В Флорентийском соборе были античные мраморные изваяния. Такой образ восходит к рассказу Бригитты Шведской в ее «Откровении» о видении девы Марии21. Так, например, в собрании галереи Питти находится произведение Франческо Боттичини «Поклонение младенцу Христу»24, приписываемая одно время к кругу работ Филиппино Липпи. 25 Композиционное решение этого тондо во многом сходно с эрмитажным.
Кромка не срезает края драпировок или частей тела. Фигуры расположены на темно-коричневой, почти черной поверхности земли. Взглянем на некоторые его аллегорические изображения в капелле Арена в Падуе, такие, например, как, «Постоянство», «Несправедливость», «Скупость».
Вся система ренессансной орнаментики была подчинена мягким круглящимся линиям. Мастерская Верроккьо была самой известной во Флоренции этого времени. Кустодиева обращает внимание на то, что колорит не был ведущей проблемой. Собралось столько народа и неожиданный этот праздник оказался столь веселым, что с тех пор небольшой поселок среди садов, где у Чимабуэ была мастерская, получил название Борго Аллегри. В духе того времени евангельская легенда переносится в современный художнику интерьер. Вот таким образом его ассизские фрески останавливают на себе взор равно и знатока и невежды.
В течение многих лет флорентийские власти украшали лоджию статуями знаменитых мастеров и сегодня ее без преувеличения можно назвать музеем на открытом воздухе. В Пизе их приводит еще в восторг несколько картин той же эпохи и того же достоинства. Чувства жаждали сильных впечатлений. В последствии под влиянием Нидерландов в Италию проникает масляная техника. Родоначальником данной школы периода Проторенессанса стал Джотто, который наполнил человеческим, земным смыслом религиозные сюжеты.
На дальнем плане пасутся одинокие животные. Творческая атмосфера в семье Филиппино Липпи сформировалась в сотрудничестве его отца и Фра Анжелико итогом которого стало создание совместного произведения «Поклонение волхвов»28. Второй этап связан с изменением стиля, в связи с тем влиянием, которое оказывает на его развитие творчество Леонардо да Винчи. Кстати, сегодня «Персей» – это одна из немногих статуй в Лоджии Ланци, которую не заменили на копию. Ученик фра Анджелико, Беноццо Гоццоли (ок. 1420-1497)принадлежит ко второму поколению флорентийских живописцев 15 века, также как и Андреа дель Кастаньо (ок. 1419-1457).
Другой иконографический тип «Поклонения» представлен у Пьеро ди Козимо. Порой они выясняли отношения с оружием в руках. Этот элемент композиции получил свое развитие в произведении Андреа дель Сарто «Благовещение»45, созданном несколькими годами позже.