Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). 11). площади перед фасадом церкви Сантиссима Аннунциата. Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль. 1410— 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции.
Древнему мотиву арочной колоннады Брунеллески придает облик приветливого, гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного. Внутренние помещения украшают картины, посвящённые поэту и его возлюбленной. Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Это стремление, толкавшее ломбардских мастеров к свободному сочетанию византийских, романских и, наконец, античных архитектурных форм, привело к созданию жизнерадостного, пестрого, подчас атектоничного, но пленяющего своей живописностью северного варианта итальянского зодчества кватроченто и достигло своего апогея в таких произведениях, как капелла Коллеони в Бергамо (1475) архитектора Амадео или в им же начатом (в 1491 г. ) фасаде церкви павийской Чертозы (церковь строилась с 1453 г. архитектором Гвинифорте Солари и другими). На закате Возрождения Венеция оставалась последним центром художественной культуры Италии, продолжавшим хранить верность гуманистическим традициям эпохи. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра.
Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Так, сносу подверглась часть центра города – его историческое «чрево», где располагались еврейское гетто, рынок и большое количество высоких башен (они были жилыми). Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма.
Это здание «стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощущения, которое принесло с собой начало итальянского Возрождения» (В. Строительство Зданий было возможно только на островах или мелководных частях лагуны на сваях. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций.
Первые этажи исторических зданий города, как известно, были украшены старинными фресками. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Начиная с XI века, Флоренция стала бурно расти и развиваться и в XIII-XIV веках превратилась в один из самых крупных городов Европы. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). VII.
Ни одному художнику никогда еще.
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов.
«Архитектурный облик Флоренции XV в» «Флоренция – колыбель итальянского Возрождения» «Почему собор Санта-Мария дель Фьоре называют флорентийским чудом Ф. Брунеллески. » «Великие творения Филиппо Брунеллески» «Творческое преломление традиций Античности и средневековой готики в архитектуре Л. Б. Альберти» «Художественные открытия Донато Браманте» «Архитектурный облик Рима эпохи Высокого Возрождения» «История создания собора Святого Петра в Риме» «Эволюция архитектурного стиля эпохи Возрождения» «Венеция эпохи Позднего Возрождения» «Творческое развитие традиций А. Палладио в русской усадебной архитектуре XVIII – XIX вв. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. их масштабной мерой становится человек. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.
В эпоху Раннего Возрождения (XV в. ), когда еще сильны были черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу.
Но общая тенденция развития ренессансной архитектуры проявилась достаточно ярко. III.
Клуб TENAX собирает всех, кто хочет окунуться в атмосферу релакса. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом. Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады.
В XV в. были открыты законы перспективы. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Ранний период.
в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. В городах, подобных Венеции, новые здания отражали местные традиции, хотя использовали также и классический словарь. Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, в крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо.
Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи.
По существу, ему предстояло создать абсолютно новое сооружение. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Этим объясняется применение им в капелле Пацци, сакристии Сан Лоренцо и Воспитательном доме таких необычных с точки зрения классического ордерного канона мотивов, как угловые пилястры, переходящие с одной стены на другую, консоли обычные или в виде капителей, которые наряду с пилястрами как бы служат опорой для архитрава или свода.
Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший Десять книг об архитектуре, в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Классическая простота, ясность и завершенность композиции оказалась в явном противоречии с культовым назначением здания, в котором отсутствовало помещение хора (места для алтаря). Базилика Санта-Кроче («церковь Святого Креста») в первую очередь знаменита «Пантеоном Флоренции» – могилами известных жителей города, на которые Флоренция оказалась необыкновенно щедра.
История дворца Уффици как музея началась с середины XVI века. Главный фасад палаццо скомпонован исключительно просто: над рустованным первым этажом — два верхних гладко оштукатуренных этажа с тонко и богато украшенными наличниками окон (Круглые окна третьего этажа — позднейшего происхождения. ) завершаются легким деревянным карнизом. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения.
Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. В 200 метрах к югу от Дуомо, на одноимённой площади находится маленькая приходская церквушка, получившая имя французского Святого Мартина Турского, основанная около 986 года. Он ратовал за возрождение Флорентийской республики, проповедовал покаяние и аскетизм. Отличительная черта общественных и богатых частных сооружений в Венеции 15 в. — дворцов патрициев и торговых магнатов, крупных культовых и общественных зданий (церквей, скуол, прокураций, библиотек) — необычайная живописность, декоративное богатство, разнообразие форм, красочное великолепие, применение дорогих отделочных материалов (мрамор, смальта, позолота).
Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол». Расположенный на втором этаже большой зал (перестроенный Вазари в 50-х годах 16 в. ) также расчленен пилястрами в простенках окон и в углах помещения. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Здание это не было закончено.
Альберти оказал существенное влияние на современную ему архитектурную практику не только своими постройками, необычными и глубоко своеобразными по композиционному замыслу и остроте художественного образа, но также и своими научными трудами в области архитектуры, в основу которых наряду с произведениями античных теоретиков был положен строительный опыт мастеров Возрождения. Его главным творением стало здание новой библиотеки собора Сан-Марко. Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Процветали во Флоренции и многие другие виды ремесленного мастерства. Проектная документация разработана в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, принятыми в Российской Федерации и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства.
Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. Альберти был не только крупнейшим архитектором середины 15 в., но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»). В 1440-1450-х годах он создал замечательные фрески на вилле Пандольфини в Леньяйя (сейчас они находятся в Уффици), на которых изобразил знаменитых людей Флоренции гибеллина-патриота Фаринату дельи Уберти, кондотьера (наемного предводителя войск) Пиппо Спано, великого Данте Алигьери. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции.
7. Может быть, ее придумали гораздо позже. Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес».
В качестве организующего и декоративного начала широко использовались ордерные элементы и пышный декор. 16). не удавалось воплотить столь богатую гамму человеческих качеств Джоконде присущи гармоничная красота, сознание высокого человеческого достоинства, твердая уверенность в своих силах, ясный ум, проницательность (давно замечено, что она внимательно разглядывает зрителя) и множество других свойств а если смотреть на Портрет с близкого расстояния, то его глубокий влажный коричнево-зеленоватый колорит как бы перевертывает восприятие и Монна Лиза с ее еле уловимой улыбкой начинает казаться недоброй, хитрой и скрывающей в себе великое множество тайн.
Леон Баттиста Альберти в посвящении Брунеллески своего трактата о живописи говорит, что это сооружение, «вздымающееся к небесам», «осеняет собой все тосканские народы». Тщательное изучение натуры, пропорций человеческого тела. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Переломным в судьбе флорентинцев стал X век, принесший их городу возрождение.
Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке.
Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Во многом они были сходны с более ранними домами. Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421–1428). Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность.
В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему, придав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность.
Только после того как в 1537 г. Сансовино завершит создание целостного архитектурного ансамбля площади Сан-Марко, в венецианской архитектуре наступит коренной перелом. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей.
Основная задача искусства – дать представление об устройстве мира земного и небесного. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Её название граничит с расположенной рядом Базиликой Святого Креста (Санта Кроче). Филиппо Брунеллески использовал в свое дизайне античные архитектурные элементы: колонны, пилястры, а также строгие пропорции, превращая отдельные детали в единое целое, где не преобладал ни один из элементов.
VI. Почти напротив Понте Веккьо находится Галерея Уффици (буквально – «галерея канцелярий») – одно из излюбленных мест туристов. При дворе папы Юлия работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени – Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Донато Браманте. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога исполнителем его воли и произведения искусства отчуждались от авторов.
В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Новый населенный пункт получил название «Флорентия», что в переводе означает «цветущая». Некоторые идеи были воплощены в жизнь. В результате появилась на свет гениальная техника кирпичной кладки.
В Милане Браманте возвел несколько великолепных зданий, в том числе церковь Санта-Мария делла Грацие, где впоследствии великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю». В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. ниже).
Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. Свою творческую деятельность он начинал как художник, но увлечение архитектурой впоследствии захватило его. Исторический путь Флоренции весьма тернист. Среди них в центре— Христос. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям.
VI. 9). Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. В Воспитательном доме (приюте покинутых младенцев) филантропическая функция этих учреждений известных еще в средневековье, впервые облечена в архитектурные формы крупного общественного здания, занимающего видное место в городе.
Удачное соединение анфиладного принципа композиции с центрическим (восходящее к планировке античных римских терм) и компактное построение плана в виде квадрата обусловили монументальную выразительность и цельность объема здания, что особенно подчеркивается его постановкой на мощном стилобате, образующем открытую террасу по периметру здания. Но общая тенденция развития ренессансной архитектуры проявилась достаточно ярко. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве.
Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г. ) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста).
Леон Баттиста Альберти в посвященном Брунеллески трактате о живописи говорит, что это сооружение, «вздымающееся к небесам», «осеняет собой все тосканские народы». Исключительно большое воздействие на сложение характерных черт венецианской архитектуры оказали сами градостроительные условия Венеции. Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана», при котором сооружение Брунеллески включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями.
Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, он разместил апостолов. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. VI. 5).
Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», ок. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.
Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Построенный в 1295 году он позднее использовался как бараки и как больница. Таким образом, объемная композиция здания была задумана уступчатой, двухъярусной с постепенным нарастанием объема по высоте к центру. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс.
Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. т. II, кн. Новый архитектурный и художественный стиль развивался под сильным влиянием античного греческого и римского наследия. 15).
Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Так что, когда однажды, вскоре после смерти сына, несомый слугами, он делал обход своего дома, случилось ему со вздохом промолвить: «Очень уж велик этот дом для такой небольшой семьи». Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Клуб Andromeda самый старый в городе, открыт еще в 1962 году.
Собор строился с 1296 по 1436 год. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины Рождение Венеры, Весна и др. Мы продаем проекты по всей России и странам СНГ.
В различных центрах страны складывались отдельные локальные направления, подчас весьма отличные друг от друга. V. Открытие перспективы. 8. В 1434 правителями Флоренции стали представители олигархического семейства Медичи, правившие в городе (с некоторыми перерывами) вплоть до XVIII века.
Н. Прокофьев). Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Петра в Риме. Впоследствии Флоренция переходила из рук в руки. и создавшего серию рисунков к Божественной комедии Данте. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес».
Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена). VI. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.
Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти.
В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. Фронтон (от лат. И все это не давало ему покоя в конце его жизни». Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным.
Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Он принимал участие в сооружении собора Св. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Помимо построек Филарете (к которым относится и главная башня миланского замка 1451 —1454) значительное влияние на современников оказал и его трактат «Сфорцинда», где особое место занимают проекты идеальных городов и многочисленные варианты композиций центрических сооружений. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис.
Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456 — 1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики. Истоки Возрождения Экономический рост Италии: появление мануфактур, объединение ремесленников в цеха Расцвет городов-государств: Флоренция, Сиена, Пиза, затем – Падуя, Феррара, Генуя, Милан, во 2 п. 15 в – Венеция, в в 16 в. – Рим Обращение к античным идеалам и принципам Гуманизм-течение общественной мысли, зародившееся в 14 в. в Италии. «красота просчитана, разум находится в поиске правил, а поэзия отступает перед правильностью линий», - цитата. Слова, достойные поэта. Удивительные слова. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области.
С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. 5.
Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Расположенная вверху «голенища» итальянского сапожка, Флоренция является столицей Тосканы, в прошлом – центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. может служить примером здания-ротонды с центричным планом.
Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Этот храм, построенный Браманте.
VI. 6).
Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Вот таким образом первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (начат в 1419 г. ). Сила его «дальнего действия» определяется не только его гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, — барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Самым ярким выразителем новых архитектурных тенденций во флорентийском зодчестве второй половины 15 в. был Джулиано да Сангалло (1445 — 1516).
Церковь Санта Мария деи Мираколи (1481—1489), построенная и богато украшенная Пьетро Ломбарди и его сыновьями, является первым культовым сооружением раннего венецианского Возрождения. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино.
Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Торжественный интерьер церкви напоминает залы венецианских дворцов. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца.
План палаццо со входной лоджией и вестибюлем в первом этаже, с большими парадными залами на двух верхних этажах, расположенными в центре здания и окруженными более мелкими жилыми и подсобными помещениями, повторяет в основном ранее сложившийся тип дворца. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.
Но он не описывал свою работу, это сделал за него Леон Баттиста Альберти. Около 1503 года Леонардо да Винчи, находясь во Флоренции, написал один из самых удивительных портретов во всем мировом искусстве: его Джоконда (Монна Лиза, жена флорентийского купца) обладает поистине волшебной притягательностью. VI. 7).
Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Пострадали исторические реликвии флорентинцев: порядка 3 млн книг и рукописей (и то по самым скромным оценкам), а также другие произведения искусства (14 тысяч единиц экспонатов). Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд». Она расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.
Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг.
Площадь вымощена брусчаткой, общая её площадь составляет около 500 кв. 3. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства.
Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Браманте (1444 – 1514). 10).
Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Если в творчестве Пьетро Ломбарди возобладал принцип плоскостной обработки объема и интерьеров здания, сближающей его творчество с декоративными тенденциями архитектуры тосканского средневековья и раннего Возрождения, то в облике и композиции церкви Сан Дзаккария ощущается влияние того монументального направления в архитектуре раннего Возрождения истоки которого были связаны с творчеством Альберти. В клубе YAB звучит музыка в стиле хаус, программа меняется еженедельно.
Выполненные скульптором Андреа делла Роббиа великолепные терракотовые рельефы с изображением спеленатых младенцев, расположенные в тимпанах аркады, удачно дополняют образ этого сооружения. Законченный (со многими изменениями в местном вкусе) значительно позже архитектором Г. Солари, Оспедале Маджоре и теперь удивляет посетителя размахом и красотой своих окруженных двухъярусными аркадами дворов, которые были первым в Милане образцом этого характерного для Флоренции архитектурного мотива.
Сюжет фресок Гоццоли – библейский (шествие волхвов), но под видом волхвов представлено здесь множество флорентийцев, начиная с членов рода Медичи и кончая простолюдинами (на переднем плане изображен даже негр). Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451) – наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. Капелла увенчана куполом с фонарем.
Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Здесь же находится один из ведущих в стране изготовителей (причем на официальных правах) точных гипсовых копий известнейших образцов итальянской скульптуры. Из всех этих сооружений наибольший интерес представляет палаццо Пикколомини (1460 —1464), в котором традиционная схема флорентийского палаццо с внутренним двором осуществлена Росселлино с большими, чем в предшествующих сооружениях, размахом и законченностью всех частей и деталей.
Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Помимо собора Св. Они приложил к этому все свое воображение и провел множество сложных расчетов. Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады.
В оформлении спален применяют драпировки. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Бойцам Сопротивления удалось спасти лишь один из них, Понте Веккьо.
Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Его своеобразной особенностью следует признать попытку сочетать новые классические формы с полихромной мраморной инкрустацией фасадов в духе флорентийского инкрустационного стиля 12—13 вв. Деятельность Общества финансово поддерживали многие знатные семьи Тосканы.
В 1492 году умер Лоренцо де Медичи, прозванный Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции. Смотровая площадка площади Микеланджело, расположенная на вершине холма, даёт прекрасную возможность насладиться неповторимой панорамой Флоренции. Таким образом, пропорции здания, его членения и формы определяются системой классического ордера, что составляет наиболее примечательную особенность этой постройки, дающей самый ранний пример использования ордера в композиции городского палаццо Возрождения. Крупнейшим из учеников и последователей Альберти был Бернардо Росселлино (1409—1464). Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом.
Речь идет о церкви Сант Андреа в Мантуе (начата в 1472 г. ), по своим размерам и замыслу представляющей самое значительное произведение Альберти. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания.
Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Находится в самом центре города, на Соборной площади. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. по проекту Джулио Романо.
В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах – расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Монументальные формы старой средневековой виллы с зубцами-бойницами и редкими проемами в толще массивной стены в сочетании с ажурностью и легкостью лоджий Микелоццо словно воплощают в этом произведении черты мировоззрения двух эпох – косность и замкнутость средневекового мышления и гуманистическую сущность миросозерцания эпохи Возрождения, обращенного к человеку и природе. Облицовка фасадов выполнена разноцветным мрамором.
Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. Исключительное архитектурное мастерство и зрелость композиции палаццо Пацци (закончен до 1445 г. ) и вместе с тем свойственное именно Брунеллески юношеское обаяние художественного образа наводят на мысль о том, что палаццо строился по его проекту.
Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420–1436). Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. В соответствии с этим интерьер церкви оказывается более расчлененным и сложным. Формирование национальных, местных школ живописи, скульптуры (Флорентийской, Миланской, Сиенской, Пизанской). Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр.
Донателло (Донато ди Никколо ди Бетти Барди) (1386 – 1466 гг. ) 1. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения.
Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады).
В композиции фасада здания Брунеллески применяет ордер пилястр, охватывающих всю высоту стен второго этажа с двумя ярусами окон. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода.
Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. В переводе с латинского «Флоренция» и означает «цветущая». Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508 – 1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой, тщательная обработка деталей. Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами.
Флоренция дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ли Бондоне (1266- 1336), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304-1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппе Брунелески (1377-1446), скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) (1401-1428), гуманиста, писателя Лоренцо Баллу (1407-1457), гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу (1462-1494), философа, гуманиста Марсилио Фичиио (1433-1494), живописца Сандро Боттичелли (1447-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротш (1475-1564), живописца Рафаэля Санти (1483-1520) и многих других выдающихся личностей. В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека.
В соответствии с этим интерьер церкви оказывается более расчлененным и сложным. В Воспитательном доме (приюте покинутых младенцев) филантропическая функция этих учреждений известных еще в средневековье, впервые облечена в архитектурные формы крупного общественного здания, занимающего видное место в городе. В формировании архитектуры раннего Возрождения в Венеции большую роль играло семейство Ломбарди во главе с Пьетро Ломбарди (1435 — 1515) — выдающимся скульптором и зодчим.
Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404—1472).
1387-1455) и Филиппо Липпи (1406-1469). Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Так, была разрушена часть исторического центра («чрева» города), где находились еврейское гетто, рынок и множество высоких жилых башен. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии.
Этот фасад с большой входной аркой и гигантскими пилястрами на всю высоту стены (прототип так называемого большого или колоссального ордера, охватывающего несколько этажей) до венчающего ее треугольного фронтона скомпонован на основе того же мотива трехпролетной римской триумфальной арки, как и церковь Сан Франческо в Римини. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. По словам архитектора Палладио, библиотека собора Сан-Марко была «самым прекрасным и самым богато украшенным зданием, возможно, даже среди созданных с древних времен».
В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) – блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Дискотека Tabasco популярна среди мужчин нетрадиционной ориентации. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис.
Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Она была разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами.
Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Шероховатость фактуры : камня усиливает мощь архитектурных форм. Государство стало называться Флорентийским герцогством, а с 1569 года Великим герцогством Тосканским.
Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. В XV веке живопись во Флоренции достигла замечательных успехов. Из всех этих сооружений наибольший интерес представляет палаццо Пикколомини (1460–1464), в котором традиционная схема флорентийского палаццо с внутренним двором осуществлена Росселлино с большими, чем в предшествующих сооружениях, размахом и законченностью всех частей и деталей. Браманте создал собственный стиль, характерными чертами которого являлись центрическое купольное сооружение, легкие колоннады дворов с полуциркульными арками в нижнем этаже, круглые окна в верхнем этаже, богато украшенные орнаментом.
Вместе со средневековой церковью здание скуолы образует небольшую площадь. Господствующее место в живописи – настенная роспись – фреска. Флоренция была известна своим суконным производством.
Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. Республика распространила свой суверенитет на значительную часть Тосканы, а именно на ее центральные и северные территории. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему, придав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность. Конторы Барди, Перуцци обосновались во многих торговавших с Флоренцией городах.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился.
О том давнишнем квартале сегодня напоминают разве что некоторые названия – например, кинотеатр «Гамбринус» и кафе «Пашковски». В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей.
Церковь Сан Дзаккария (начата в 1483 г. ), построенная Моро Кодуччи, дает пример более сдержанной и архитектоничной манеры. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды.
Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом. Популярностью среди туристов также пользуются дискотеки Full Up и Fiorentina. Здание завершено единым ордерным карнизом.
Построенная в конце XIII века, за долгую и бурную историю Флоренцийской республики базилика умудрилась сохранить и изумительные фрески Джотто и Джамболоньи и причудливые архитектурные задумки Брунеллески и работу над алтарем Донателло. Титаническая мощь художественного образа проявляется здесь в гигантских рустах кладки трех единообразных по размерам и формам этажей и в огромных (высотой около 8 м) окнах-порталах. Однако многое удалось спасти. Одним из выдающихся художников эпохи Возрождения был Андреа дель Кастаньо.
Некоронованный властитель Флоренции изображен в спокойной позе: он сидит в кресле, сложив руки и- повернув слегка склоненную голову боком к зрителю. Ансамбль площади кажется симметричным только в плане. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. 1440—-1504), является одним из крупнейших зданий этого типа.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Это было обусловлено тем, что в 1527–1528 гг., после разграбления Рима войсками императора Карла V из Рима бежали многие выдающиеся архитекторы и инженеры. Появление черт реалистического искусства.
Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его исканий, была оратория (часовня) Санта Мария дельи Анджели во Флоренции (начата в 1434г. ). На пространстве небольшой трапециевидной площади, примыкающей к главной магистрали города, размещены четыре здания: дворец папы (палаццо Пикколомини) и дом епископа, образующие боковые наклонные стороны трапеции собор, занимающий почти все пространство ее широкого основания и на противоположной стороне — ратуша. VI. 8). «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.
И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. (в западноевропейской архитектуре классицизма)». Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Целый комплекс окружён защитными стенами, первоначально построенными в спешке Микеланджело, во время осады и в 1553 году обращёнными в настоящую крепость с помощью Козимо I Медичи. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо.
Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи—«Цукконе» (тыква). Исполняя желание Франческо I Медичи, архитектор Буонталенти создал новый восьмиугольный зал «Трибуна» – хранилище, где были собраны главные сокровища семьи Медичи. Гиберти. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям.
В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Петра в Ватикане (рис. 12).
Флоренция была основана Юлием Цезарем в 59 году до н. э., как поселение легионеров. Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Колокольня – один из основных элементов комплекса Кафедрального Собора.
Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Исключительное архитектурное мастерство и зрелость композиции палаццо Пацци (закончен до 1445 г. ) и вместе с тем свойственное именно Брунеллески юношеское обаяние художественного образа наводят на мысль о том, что палаццо строился по его проекту. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио.
Развитие получила наука, литература искусство. 2.
Впоследствии, постепенно и в общей концепции и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии и далее на север и восток, в православные земли. Что касается наружного облика здания, то, в отличие от более ранних флорентийских образцов, палаццо Пикколомини воспринимается не одним или двумя выходящими на узкие улицы фасадами, а всем объемом здания.
Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421—1428). В галерее Уффици хранится портрет Козимо Медичи, написанный Понтормо. Инкрустационный стиль в архитектуре. На город хлынули огромные потоки из Арно, порядка 250 млн кубометров воды.
Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В городе работают крупнейшие танцевальные клубы. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Многие из ее граждан устали от правления династии Медичи. Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена). Храм Иль-Джезу (рис. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом.
Их прочные экономические и культурные связи с североитальянскими городами (Венеция) и славянскими городами восточного побережья Адриатики в немалой степени предопределили своеобразное развитие местной архитектуры и участие в создании лучших архитектурных памятников этого периода славянских мастеров — выходцев из Далмации. Он первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. Конструкция купола собора Св.
Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. Вместе с Донателло им выполнена замечательная по композиции и архитектурным деталям декора наружная кафедра собора в Прато (1430-е гг. ), удивляющая ранней зрелостью классических форм. Колокольня собора (Кампанилла), построенная по проекту Джотто, выполнена из розового, зелёного и белого мрамора, соединённых в искусном рисунке, – неописуемой красоты и мощи сооружение, центр притяжения города. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо.
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке — месту действия в росписях Джотто — приходит изображение реального глубокого пространства убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики.
Классическая простота, ясность и завершенность композиции оказалась в явном противоречии с культовым назначением здания, в котором отсутствовало помещение хора (места для алтаря). Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. Именные капеллы богатых флорентийских семейств сооружены также вдоль боковых нефов. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. По своей форме дворец канцелярии – это огромный параллелепипед, разделенный по фасаду на три яруса.
6. 2). Однако уже в 1460-х гг. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее его синтеза с русскими архитектурными традициями. Но наиболее крупным архитектором из числа выходцев из Далмации был Лучано да Лаурана (1420/25 —1479).
Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса.
Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенным пунктам страны, где сохранились бесценные исторические и архитектурные памятники. IV.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Это одно из знаменитых сооружений своего времени. Флоренция вырвалась вперед и в своем экономическом развитии. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.
Альберти был не только крупнейшим архитектором середины XV в., но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»). Такова его церковь Мадонны делле Карчери в Прато (1485 — 1491). Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456–1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики.
По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Крупнейшим из учеников и последователей Альберти был Бернардо Росселлино (1409–1464).
человек, открывала перед ними широкие возможности. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане. Этой особенностью творческого пути Микелоццо можно объяснить творческую оригинальность его декоративных работ, в то время как его ранние постройки обнаруживают зависимость от архитектурных и конструктивных приемов Брунеллески.
Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Именные капеллы богатых флорентийских семейств сооружены также вдоль боковых нефов. Замысел его и избранные им приемы композиции и формы вполне отвечали мемориальному значению этого церковного здания как памятника военных и гражданских доблестей его основателя.
Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время. Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана», при котором сооружение Брунеллески включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Именно эта работа Браманте как архитектора знаменовала собой наступление нового периода в истории архитектуры – периода высокого ренессанса (рис. Этот фасад с большой входной аркой и гигантскими пилястрами на всю высоту стены (прототип так называемого большого или колоссального ордера, охватывающего несколько Этажей) до венчающего ее треугольного фронтона скомпонован на основе того же мотива трехпролетной римской триумфальной арки, как и церковь Сан Франческо в Римини.
К каждой стороне здания примыкают портики с вынесенными вперед лестницами. Оно занимает одну из боковых сторон созданной в XVв. По его проекту пятиугольный в плане феодальный замок, построенный по проекту архитектора А. Сангалло-младшего, был перестроен в изящный загородный дворец, вокруг которого создается целый садово-парковый ансамбль.
Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью.
Она сказывается в постепенном облегчении стены снизу вверх путем уменьшения высоты ее поэтажных членений, в различной ширине и характере профилировки оконных наличников, а также в изменении фактуры руста по этажам – от крупного рельефного руста в первом этаже до выполненной в более мелком масштабе плоской рустовки с едва заметным швом – в третьем. Так он получил заказ на его возведение. Только здесь могла появиться «Божественная комедия» и «Декамерон».
Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 – 1470). Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов. VI.
Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия. Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 г. первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424). Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя — защитной. Одно из главных культовых сооружений Альберти — церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) — было задумано в виде величественного купольного сооружения — мавзолея для тирана Римини Сиджисмондо Малатесты, его родственников и сподвижников.
Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Такова, например, сакристия церкви Сан Спирито (1488—1492) во Флдренции, выполненная им в содружестве с архитектором Кронака, — центрическое восьмигранное сооружение, увенчанное зонтичным куполом. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. VI.
Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь). Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис.
На пространстве небольшой трапециевидной площади, примыкающей к главной магистрали города, размещены четыре здания: дворец папы (палаццо Пикколомини) и дом епископа, образующие боковые наклонные стороны трапеции собор, занимающий почти все пространство ее широкого основания и на противоположной стороне – ратуша. Население – 377 207 человек (2013 г. ).
Ему пришлось укладывать кирпичи таким образом, чтобы кладка не рассыпалась. Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Самое знаменитое сооружение Палладио – вилла «Ротонда», стоящая в живописной долине на холме. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру барокко: публичные фонтаны и надгробные памятники. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция.
В этот значимый исторический период Флоренция вновь оказалась на подъеме, на целое шестилетие (1865-1871 гг. ) став столицей Королевства Италия, пока к единому государству не присоединились Папская область и Рим. В 1503 – 1505 гг. Проникновение в искусство светских, жизнерадостных мотивов (использование ярких разноцветных красок, житейских сцен). до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887.
Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Одним из украшений Флоренции являются, конечно же, палаццо.
Облицовка и последние штрихи фасада полностью закончены в XIX веке. Сегодня это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции. 6. Из других областей Италии самобытностью своих архитектурных традиций выделялась Ломбардия.
Джотто начал строить Кампаниллу в 1334 году. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Недаром именно в Милане на рубеже 14 и 15 вв. Петра, ни восходящие к нему многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы.
Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской» и др. ). Во Флоренции в XV-XVI веков высокого художественного уровня достигло искусство портрета. Кроме того, они связывались с католической религией и мало подходили для большинства стран Северной Европы. Но не только: пострадало экономическое, политическое и культурное развитие города.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. Существенно новым в архитектуре палаццо Медичи-Риккарди является своеобразная тектоническая трактовка фасадов, основанная на принципах построения ордера, но без применения колонн или пилястр. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко.
Проходя по тихим улочкам с мастерскими ремесленников, останавливаемся возле грандиозного Дворца Питти (XV век) – самого большого из ныне существующих флорентийских дворцов. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Тем же благостным настроением проникнуты замечательные мадонны Филиппо Липпи самая прелестная из них – «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» (находится в галерее Уффици во Флоренции) невозможно передать словами чистую и одухотворенную красоту лица мадонны ее скромную, но изысканную прическу украшают жемчужины, сияющие матовым светом, а тончайшая вуаль, ниспадающая легкими складками, подвластна малейшему дуновению ветра. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514).
«Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. VI.
Фасад капеллы украшает работа Козимо Уливелли Святой Мартин, подающий милостыню нищим. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486 – 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя. Это и называется маньеризмом. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя.
Микеланджело вернулся к очень четкому плану Браманте, уменьшил габариты собора, придал ему центрическую композицию. Палладио по праву называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование «Четыре книги об архитектуре» (1570). Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть.
Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Особенности искусства Проторенессанс – переходный период. В итоге проект собора претерпел изменения.
Вместе с куполом портики, венчающие ротонду, составляют четкую и гармоничную композицию. Трактат Д. Виньолы "Правило пяти ордеров" систематизировал законы пропорционирования античных сооружений. Вечно прекрасная, всегда цветущая Флоренция. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом.
VI. Благодаря новаторскому образному содержанию, важной градостроительной роли и конструктивному совершенству флорентийский купол явился тем выдающимся архитектурным произведением эпохи, без которого немыслимы были бы ни купол Микеланджело над римским собором св. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е гг., Флоренция, Национальный музей).
Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Но в постройке Микелоццо еще сохраняются некоторые средневековые черты. Петра, ни восходящие к нему многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы. Она размещается в Палаццо Уффици – дворце, который протянулся от старого дворца Палаццо Веккьо, что на площади Синьории, до набережной реки Арно, выходящей к знаменитому мосту ювелиров (Понте Веккьо). Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м).
I. II. Одно из главных культовых сооружений Альберти – церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) – было задумано в виде величественного купольного сооружения – мавзолея для тирана Римини Сиджисмондо Малатесты, его родственников и сподвижников. На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. было начато возведение самого грандиозного из готических -соборов Италии. Так, одним из первых известных нам далматинских мастеров, работавших в Анконе, был строитель собора в Шибенике Юрий Далматинец, получивший в Италии местное имя Джорджо да Себенико (Георгий из Шибеника).
Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Титаническая мощь художественного образа проявляется здесь в гигантских рустах кладки трех единообразных по размерам и формам этажей и в огромных (высотой около 8 м) окнах-порталах.
войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Квартира располагалась обычно в двух этажах. Но задумку не удалось осуществить сразу: это произошло после того, как Флоренция потеряла свой столичный статус (то есть к 1887 году). Венеция, в которой проживало 125 тыс.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. м. Издавна она была местом проведения различных соревнований, турниров и ярмарок. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ).
Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Не всегда удачный выбор помощников-строителей привел к тому, что в сооружениях Альберти имеется ряд архитектурных ошибок, а качество строительных работ, архитектурных деталей и орнаментации было подчас невысоким.
В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Влияние на искусство традиций Средневековья. Примером вполне сформировавшегося венецианского дворца раннего Возрождения может служить построенный Пьетро Ломбарди палаццо Вендрамин-Калерджи в Венеции (1481 — 1509). В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» – Риму.
Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 – 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. Клуб Jaragua приглашает поклонников латиноамериканской музыки. VI. 4). VIII.
На площади сконцентрированы основные общественные сооружения города, представляющие городские власти — духовную и светскую. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. В это время Франческо Таленти украшает Кампаниллу изящными арочными окнами, тем самым придавая ей значительную визуальную легкость. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать.
Таковы, например, круглые медальоны внутри здания, круглые майоликовые кассеты купола под портиком, раскрашенный терракотовый фриз с головками ангелов и рельефы с изображениями апостолов, приписываемые самому Брунеллески. Расположенный на втором этаже большой зал (перестроенный Вазари в 50-х годах XVI в. ) также расчленен пилястрами в простенках окон и в углах помещения.
VI. 2). Коллекция античных статуй – первооткрыватель дворца. 15 в., Берлин — Далем, Картинная галерея). В XIII–XIV вв. Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями Дворец дожей образует главный архитектурный ансамбль города. Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами».
Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Дома ставились вплотную друг к другу и выходили на улицы или каналы только узкими фасадами. В церкви Сан Лоренцо эта традиционная схема плана получила существенные изменения. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом Экуанский замок, дворец в Блуа.
Стены сейчас окружают большое кладбище, Порте Санте, закрытое в 1854 году. Монах Анджелико, уроженец Фьёзоле, получил прозвище Беато (блаженный, счастливый) ибо в его картинах и фресках (в монастыре Сан Марко) отразилось такое настроение, что кажется, будто душа художника парит в невесомости. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий.
Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Скуола ди Сан Марко в Венеции (1485—1495), построенная рядом с церковью Сан Джованни э Паоло архитекторами Пьетро Ломбарди и Моро Кодуччи (ок.
Так строились и поместья аристократов и здания королевских университетов Оксфорда и Кембриджа. Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Давид, созданный Микеланджело, – гигантская статуя, достигающая в высоту более 4 метров. Наиболее значительное из его произведений – созданный им ансамбль городской площади в небольшом городке Пьенца (начат в 1460 г. ), который представляет собой единственный в архитектуре XV в. пример единовременно задуманного и притом целиком завершенного ансамбля.
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм». Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив.
Руст, рустовка, рустик (от лат. Среди блестящих представителей различных направлений флорентийского гуманизма 15 столетия мы встречаем такие имена, как Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Пикколо Никколи, зодчих и теоретиков искусства Филиппе Брунеллески и Леона Баттиста Альберти, а позднее — философов Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэта Анджело Полициано.
Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). в дворцовых комплексах типа Эскориала и Версаля.
Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. Речь идет о церкви Сант Андреа в Мантуе (начата в 1472 г. ), по своим размерам и замыслу представляющей самое значительное произведение Альберти. Возрождение прошло через несколько этапов.
Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений. В первом Этаже размещались кухня, кладовая и общая комната (столовая), во втором — две-три жилые комнаты.
Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его исканий, была оратория (часовня) Санта Мария дельи Анджели во Флоренции (начата в 1434 г. ).
Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна». Она является наиболее яркой демонстрацией флорентийской готики треченто.
В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. Общество Святого Мартина было основано в 1441 году Святым Антонио.
Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Ансамбль площади кажется симметричным только в плане. Ею владели то остготы и византийцы, то лангобарды и франки. Здание это не было закончено.
Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Здесь впервые в XVв. Ему и Альберто Арнольди принадлежат барельефы и мраморные композиции. После Второй мировой войны Дворец Строцци считается наиболее важным учреждением для проведения крупных временных выставок, в том числе коллекции Пегги Гуггенхайма (1949), Густава Климта (1992) итальянских натюрмортов (2003), Ботичелли и Филиппино Липпи (самая посещаемая выставка в Италии в 2004 году), Сезанна (самая посещаемая выставка в Италии в 2007 году).
1-я, Искусство Тосканы). Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Так, клуб Space находится в центре города, расположен в старинном двухэтажном здании.
1460 г. ) во Флоренции. Вот таким образом первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (начат в 1419 г. ). Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. И только некоторые композиционные приемы, в частности включение нескольких сюжетов в каждое поле, сближают рельефы восточных дверей с искусством прошлого.
Введя лаки и масло, он усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен. Сила его «дальнего действия» определяется не только его гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но и тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, – барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Работы возобновились лишь в 1359 году.
Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. В церкви Сан Лоренцо эта традиционная схема плана получила существенные изменения.
4. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими чёткими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе).
В конце XVIII века на Апеннинах начался период Рисорджименто, продлившийся вплоть до 1870 года. Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи второй половины 14 в. декоративностью и мелочной повествовательностыо. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (ок. Он и сам был неплохим архитектором, произведения Альберти читали многие, в том числе очень могущественный в те времена человек Энеа Сильвио Пикколомини. Наиболее значительное из его произведений — созданный им ансамбль городской площади в небольшом городке Пьенца (начат в 1460г. ) (Окружающие Площадь постройки возведены по заказу папы Пия II (Энеа Сильвио Пикколомини) в его родном городе Корсиньяно, названном позже в честь папы Пьенцей. ), который представляет собой единственный в архитектуре 15 в. пример единовременно задуманного и притом целиком завершенного ансамбля.
Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Здесь сильнее, чем где-либо, сказывалось наследие средневекового зодчества. Брунеллески применил много новых приемов при создании его архитектурного облика.
Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Совершенство формы в гармонии с ландшафтом позволило увидеть в ней «гимн совершенной красоте». Прежде всего это касалось защиты города.
Умный политик и хитрый дипломат, Козимо Медичи продержался у власти почти тридцать лет. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
В 15 в. жанр портрета завоевал самостоятельное значение. VI. Точная линия очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (сер. Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404–1472). От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Доменико Венециано. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой.
В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо.