«типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)». «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, коллекция Дж.
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Сколько труда, физического и душевного, было вложено художником, для того чтобы зритель завороженно смотрел на этот холст, не мог отвести взгляд. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора».
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Пространство картины полно движения – чернобородый властелин, привстав с колесницы и спокойно обернувшись назад, благодаря чему мы видим в профиль его пышущее здоровьем лицо, еще увереннее прижимает к себе бьющуюся в его исполинских объятиях жертву и в такт ее движениям, как языки холодного пламени, дьявольски извиваются травы и деревья. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант.
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Как и в таких работах, роскошный костюм Флоры не имеет ничего общего ни с голландской модой того времени, ни с античными одеждами. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Вещие слова сказаны.
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические. Начиная с 1652 года, портретист создает целую серию женских образов, лицом которых стала Х. Стоффелс.
XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты «Флоры», чтобы увидеть, сколь тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Здесь нет ничего, чтобы отворачивало от восприятия образа, наоборот, хочется смотреть, смотреть и смотреть. Оно было далеким от классических норм.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах».
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. также картину в Метрополитен музее)1. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Его влекло к военному делу.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Неоднократно менялось и название картины. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Тематика его офортов очень широка.
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см.
Это все термины самого Леонардо. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». В искусстве Голландии этого времени возникла мода на пасторальные сюжеты, которой мог следовать художник. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Годом создания картины стал 1634 год. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Это ступени одного и того же скорбного пути.
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Холст, масло.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Сверх того, рассказывается о более чем двадцати картинах других великих художников, в том числе Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. В 1630—1640-е гг. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято).
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Оставшись с ней наедине, он жадными пальцами ощупывал ее фигуру, расстегивал платье и смотрел на Саскию таким дерзким взглядом, что она смущалась и краснела, но все же отвечала ему улыбкой. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. также картину в Метрополитен музее). Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. «Флора» из Национальной галереи старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. 175, 5 x 210, 5 см. Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло.
30. Небесный свет, струящийся из окна и служащий истинной пищей философа, символически сопоставлен с источником земного, утилитарного света – с огнем очага, зажженным для подкрепления плоти. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Здесь большую роль играет пейзаж. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Картинная галерея. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин).
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.
Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). В темнице его волосы отросли.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Барокко. После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств.
офортов и 1400 рисунков. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Также вдобавок существует рисунок, который хронологически расположен между берлинским рисунком и эрмитажной и лондонской картиной. Он был в моде. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за радостью, несчастье за несчастьем. Увенчанная цветами, Саския-Флора выступает за изобразительной поверхностью справа налево на фоне таинственной тьмы.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. «Флора» из Эрмитажа — юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Действительно, Рембрандт не сосредотачивает на ней все свое внимание. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Эта мода была вдохновлена публикацией ок. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Неоднократно менялось и название картины. В 1630—1640-е гг.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. В 1634 году художник пишет «Флору». Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Через три дня после обручения, 8 июня 1633 года, Рембрандт делает рисунок: Саския изображена на нем в широкополой, украшенной цветами шляпе и с цветком в руке (Берлин, Кабинет графики).
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.
Никогда ни до, ни после этого Рембрандт не воссоздавал такое красивое и вместе с тем зловещее женское лицо, жуткое в своей предательской радости. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Мы называем их вечными спутниками. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Так от года к году манера мастера становилась все более свободной».
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Этим же годом помечен и ее замечательный погрудный портрет (Дрезден, галерея). Большинство сцен, подобно "Снятию с креста", погружено в глубокий мрак предметы выступают, словно вырванные из тьмы ярким лучом, упавшим на тело распятого или потерявшую сознание Марию. Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Нидерланды (Голландия). Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил».
Кассель. Один художник рассказывал, что когда он в первый раз вошел в римскую церковь Сан-Пьетро ин Винколи, где над неоконченной папской гробницей высится двухсполовинойметровая скульптура Микеланджело Моисей, он был так потрясен этим титаническим образом, этим мрамором клокочущего гнева и сумрачного, почти нечеловеческого отчаяния, что ему захотелось съежиться и не подойти, а подползти в трепете к гигантскому изваянию. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Фон черноват паркет – серый.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Над полотном художник работал меньше года. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Саския предстала перед зрителем в образе античной богини весны и цветов. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант «Флоры» (Лондон, Национальная галерея). Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу.
Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии.
Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден).
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Стол накрыт.
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Но для нас важно другое. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Оно было далеким от классических норм. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече.