Константин Дмитриевич Флавицкий (13 (25)сентября 1830 (18300925), Москва — 3 (15) сентября 1866, Санкт-Петербург)— российский исторический живописец. Увидев картину Флавицкого «Княжна Тараканова» на выставке, АлександрII сделал в каталоге отметку: сюжет взят из романа и не имеет под собой исторической основы. Картина Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова» не оставит вас равнодушным. Константин Дмитриевич Флавицкий (13 (25)сентября 1830 (1830-09-25), Москва — 3 (15) сентября 1866, Санкт-Петербург)— российский исторический живописец.
Только после смерти Флавицкого П. М. Третьяков купил Княжну Тараканову для своей галереи в Москве. Но, в отличие от своего предшественника, Флавицкий показывает не совсем обычные для картины исторического жанра реалистичные, даже «низменные» детали: стены камеры, покрытые плесенью, краюшку хлеба на столе, овчинный тулуп, мышей, спасающихся от воды на кровати. Влияние Брюллова заметно и в графических работах Флавицкого, в частности в иллюстрациях к произведениям М. Ю. Лермонтова («Казначейша», «Царица Тамара», «Измаил-Бей», 1860-е). Против окон — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого.
К. д. флавицкий. Несмотря на огромный успех, который картина Флавицкого имела на академической выставке, Совет Академии не решился приобрести ее у художника.
Показал (1875), что т. н. амиленгидрат – не что иное, как третичный амиловый спирт (2-метилбутанол-2), который при дегидратации даёт углеводород – «амилен Ф» (2-метилбутен-2). Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. художник. Бруни (1850–55 большая золотая медаль за картину «Дети Иакова продают своего брата Иосифа», 1855, ГРМ) пенсионер АХ в Риме (1856–62).
Там княжну и арестовали. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. На первых порах после этого решительного шага, пока реализм и национализм были еще в полной силе, он и работал в этом духе и тогда создал свою «Масленицу», «Похороны» и другие бытовые сценки, часто столь же мелкие по смыслу, как и произведения его младшего брата Владимира, но отличающиеся от них в хорошую сторону большей сочностью письма и большим пониманием красок.
Елизавета Тараканова объявила себя наследницей престола. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы.
Здесь она прожила 24 года под именем Досифеи (по существовавшим тогда законам дети от тайных, хотя и законных браков, не имели права на наследование престола). ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич, рос. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Такая нелепица, как «Осада Пскова» Брюллова или «Петр» полуфранцуза Штейбена, как серии иллюстраций к русской истории Бруни и «академического» Верещагина, как «Богатыри» и «Защита Лавры», последнего, а также вся «малафеевщина» гг. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Фигура княжны выразительна, даже слишком, выражение лица трогательно, атрибуты натуральны.
Умерла Досифея в феврале 1810 года. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников.
На полотне она в одиночестве. тенденциями, – «Княжна Тараканова» (1864, ГТГ)– было с успехом показано на выставке АХ и высоко оценено В. В. После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. Флавиан Михайлович, русский химик, член-корреспондент Петербургской АН (1907). Уже в то время, когда он трудился над полотном «Княжна Тараканова», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате. Окончил Академию в 1855, получив большую золотую медаль за картину Иосиф, продаваемый братьями (1855, Музей Академии художеств, Петербург).
Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. Достаточно вспомнить знаменитый бунт тринадцати 1863 года, когда Академию художеств покинули, не получив звания, самые талантливые выпускники — претенденты на большую золотую медаль. И царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. вольного общника петерб.
По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно. Эти восхваления, увлечения и настроения были притом тогда так всеобщи и заразительны, что даже они —несчастные крепостные русской Академии —наполовину заразились ими и эту-то заразу и перенесли затем (в достаточной мере обезвреженной) в Академию —один в виде «исторической живописи» типа Делароша, другой в виде болонизированного назарейства. Несравнимо более самостоятельна знаменитая Княжна Тараканова (1864, Третьяковская галерея).
Она выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Учился в петерб. Кто ей придет на помощь.
Начав свою художественную карьеру с того, что он написал на вторую золотую медаль вполне брюлловскую вещь —«Убийство детей Годунова», К. Маковский в следующем затем году покинул Академию в числе знаменитых 13-ти, увлекшись всеобщим протестующим настроением и примкнув к кружку Крамского. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга. На самом деле лженаследница не знала, кто были ее родители (с раннего детства девушка воспитывалась в семье польского магната Радзивилла). Но как раз в это время появилась картина Моллера, прославившегося уже раньше своим «Поцелуем», картина назарейского, но, вернее, чисто академического стиля «Св. Родился 13 (25) сентября 1830 в Москве, в семье чиновника, вскоре переселившегося по делам службы в Петербург.
При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. романтизм соединён с реалистич. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. В дальнейшем Ф. разрабатывал химическую теорию растворов. Своеобразным живописным отчётом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина «Последние минуты христиан, осуждённых на съедение хищными зверями» (современное название – «Христианские мученики в Колизее») (1862, ГРМ), заказанная ему Президентом Академии великой княгиней Марией Николаевной в «натуральную величину». Она понадобилась художнику для усиления драматического эффекта задуманной сцены.
Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля и эскадра двинулась в Кронштадт. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме.
Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала. Однако в тот самый год, когда бунтари заявили протест против традиционной системы художественного обучения, К. Д. Флавицкий писал в стенах Академии свое новое произведение. Флавицкий воспользовался этой легендой. Ему нужно было выразить лишь психическую, «страстную» сторону происшествий. Жизнь самозванной принцессы похожа на фантастический роман.
Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. К. Маковский не сделал ничего искреннего. Выставку посетил Александр II. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. А вечером она была уже арестована.
петерб. Лишь впоследствии, через много лет после ее смерти, народная молва нарекла ее княжной Таракановой –титул, который в действительности носила дочь Елизаветы от ее тайного брака с Разумовским, постриженная в монастырь и прожившая там всю жизнь в полной безвестности. Был похоронен на Смоленском православном кладбище1. В Италии художник пробыл почти 7 лет.
Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Получив от Академии серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона». направления исторического жанра. В «Патмосе» так мало правды и искусства, что даже картины Овербека должны теперь казаться рядом с ним вполне жизненными произведениями.
Уже в то время, когда он трудился над полотном «Княжна Тараканова», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате. Появившаяся на свет, два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность. После смерти отца (1839) в судьбе мальчика принял участие дядя по матери, архитектор П. И. Таманский. Наконец в 70-х годах Академия вдруг снова —на сей раз решительно —воскресла (и произошло это опять-таки параллельно воскрешению ее на Западе стараниями Жеромов, Пилоти и Тадем), вероятно, вследствие того, что никогда еще ей так не угрожала гибель со стороны живого искусства, как именно в те дни. Стасовым и И. Н.
Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Визуальная легенда о последних часах претендентки на русский престол, якобы погибшей в заточении в Петропавловской крепости во время наводнения, была воспринята как трагический символ самодержавного деспотизма.
Следует учесть период, в который создавалось полотно. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Жила и воспитывалась принцесса за границей. В результате получились вещи имевшие колоссальный успех среди людей, для которых бомондные представления драм А. Толстого действительно изображали древнерусскую жизнь и для которых все художественные идеи сводились к чему-то розовенькому и приторному, веселенькому и занимательному, а главное —не слишком серьезному и «скучному».
Черты брюлловского шедевра заметны в композиции, цветовой гамме, пластике фигур и их расположении (старик, молодая супружеская пара, женщина с младенцем).
Когда Делакруа писал свои исторические картины —«Крестоносцев» или «Убиение Льежского епископа», то ему всего менее дела было до верности костюмов и обстановки, до школьной правильности рисунка и опрятной живописи. Богатые любители оценили вполне пастилу и рахат-лукум изготовлявшиеся специально для них К. Маковским, нарасхват разбирали его гигантские полотна и «очаровательные» головки и записывались в очередь, чтоб позировать для портретов. Венигов, Плешановых, Седовых, Литовченок и многих других останутся навсегда превосходными примерами того, как мало могла дать Академия даже в такой доступной для школы сфере, как знания по истории своей родины. Глаза немного косили.
По окончании Харьковского университета работал (1870–73) у А. М. Бутлерова с 1873 до конца жизни преподавал в Казанском университете (с 1884 профессор). Шесть лет (1856-62) художник провел в Италии. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно.
Императрица Екатерина II, опасаясь претендентов на престол, приказала доставить Дорофею в Россию. Но талантливому живописцу не суждено было ознаменовать свою деятельность другими замечательными произведениями. Они равны в своей трагедии.
Летом 1856 года в качестве пенсионера Академии художник отправился за границу. В 1856 году Флавицкий отправился за границу, в Италию и Германию. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся желанием приобрести ее.
Крамским. Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Такова историческая правда о княжне Таракановой.
Ее некогда красивое платье абсолютно заношено. Иоанн на Патмосе», жестокая по приторности красок вещь. Его акварели Царица Тамара, Казначейша, Зара и Измаил — Бей вновь возвращают к традиции 1830-х годов, в первую очередь к акварелям Брюллова на темы Востока. Его «Боярский пир», «Иван Грозный» и т. п. махины с русскими историческими сюжетами, несмотря на неисчислимый гардероб имеющихся на них кафтанов, охабней, шуб и сарафанов, на целые музеи кокошников, блюд иноземных бокалов, русских братин и ковшей, ларцов и поставцов, на ковры и расписные своды, на густые бороды бояр и глаза с поволокой прелестных боярынь, —не что иное, как собрания костюмированных представителей петебургского high-lifeaposа, сдавшихся на какую-то lubie daposartiste74 и согласившихся позировать ему среди богатых декораций. О ней все забыли, оберегая себя. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы.
Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт. В этом полотне отразилось влияние К. П. Брюллова и его знаменитой композиции «Последний день Помпеи».
Флавицкий получил все полагающиеся по курсу академические награды, в том числе малую золотую медаль за картину Суд царя Соломона (1854, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) и большую золотую медаль за программу Дети Иакова продают брата своего Иосифа (1855, ГРМ). Оно прославило художника. Несмотря на проблески жизни в пейзаже, красках и живописи, они сознавали, что им нечего было бояться этого брюлловца и усматривали в нем достаточную степень зависимости от гипсовых истуканов и достаточную подчиненность «правилам» композиции. Проф.
По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. АХ в классе Ф. А. Все убедились, что Раевы и Капковы, Петровские и Завьяловы невыносимо скучны. Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском.
Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Он хорошо ее рассмотрел и описал. Там ее перевели в Равелин. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда.
Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала. И. Н. Крамской писал, что работа Флавицкого «трескуча и театральна, лишена всякого самостоятельного отношения к действительности». Крамской справедливо назвал ее «трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности». В 1866 году он умер, не дожив нескольких дней до своего тридцатишестилетия. Выполнил (1880) основополагающие работы по химии терпенов, предложил их классификацию и впервые осуществил взаимопревращения моно- и бициклических терпенов.
Это несчастная княжна Тараканова. У Моллера, судя по его портретам и по живописи его «Поцелуя», вероятно, был настоящий талант, но талант этот весь ушел на вздорные брюлловские жанры. На картине же – каменный каземат с большим для тюрьмы окном. Успех Семирадского, все первые 20 лет его деятельности почти безусловный и всеобщий, естественно, должен был породить целую школу художников, шедших тем же путем, но эти эпигоны эпигона не обладали и той частичной жизненностью, которая, несомненно, была в их вожаке, что, однако, вовсе не помешало некоторым из них, например Бакаловичу иметь чуть ли не еще больший успех. Кто не хотел идти за Чернышевским —шел фатально за Брюлловым, кто был недоволен понуканием Стасова к лаптям —старался влюбиться в драпировки и гипсы, наконец, кто жаждал высокого искусства —воображал, что вне громадных полотен с историческими сюжетами оно немыслимо. Жил в Италии в качестве академического «пенсионера» (1856–1862), а по возвращении на родину – в Петербурге. Однако художник избрал менее распространенный вариант истории — народное предание, приписывавшее княжне гибель от петербургского наводнения 1777 года (то есть тогда, когда ее, по всей вероятности, уже не было в живых). Эти мастера не были романтиками, но были порождениями романтизма на академической почве.
Происхождение авантюристки осталось невыясненным. Здесь мастер создал картину «Христианские мученики в Колизее» (1862, Русский музей, Санкт-Петербург), которая принесла ему звание почетного вольного общника Академии. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Константин Дмитриевич, выпускник академии избрал для себя исторический жанр. Мало того, она предлагала признать себя принцессой графу Алексею Орлову, писала письма Никите Панину, вела переговоры с турками, английским послом в Неаполе. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица.
Сам Брюллов, приученный с детства к римским драпировкам и преторианским шлемам69, мог создать в своей наполовину ложноклассической давидовской «Помпее» нечто более или менее правдоподобное и похожее на хорошо поставленную оперу с античным сюжетом, но Брюллов, бравшийся за абсолютно чуждых для него «Инес»70, заговорщиков, рыцарей, пажей и трубадуров, был только смешон, точь-в-точь как смешны петергофские дачи в виде готических замков или те «страшные», с приключениями, романы из средневековой жизни, которые печатались тогда и в русских журналах в подражание иностранным образцам. Его «Русалки», претендующие на чувственность и поэзию, —очень пустячная, ничего, кроме банальной пикантности и дешевой эффектности, не содержащая иллюстрация. Неестественно яркий колорит также выдает свою вторичную подражательную природу. Для нас теперь эта картина доказывает лишь сбитость бедного Моллера с толку и, пожалуй, еще его почтенный, но чисто лютеранский рассудочный пиетизм72, однако в свое время она чрезвычайно понравилась своей округленной и складной композицией, величиной и многосложностью, серьезностью и «значительностью». Испытал большое воздействие последнего (а также К. П. Брюллова). Итогом пенсионерского периода Флавицкого стало грандиозное полотно Христианские мученики в Колизее (1862, ГРМ). Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой.
Его величество поморщился, увидев полотно Флавицкого. Картина была написана на сюжет из русской истории. Предполагаемая внучка Петра I имела не менее веские основания на престол, чем немецкая принцесса из рода Ангальт-Цербтских из которого происходила Августа-София-Фредерика — русская императрица Екатерина II.
Первая крупная работа Флавицкого не имела успеха. Она уже затопила пол и подступает к краю постели, где копошатся встревоженные крысы. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха.
Делакруа был истинным романтиком иначе говоря истинным художником. Итогом его пребывания в Италии стало масштабное полотно Христианские мученики в Колизее (1862, там же), подражающее – в ряде мелодраматических жестов и поз, равно как и в светотеневых эффектах – Последнему дню Помпеи Брюллова. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой.
Грехи ей не отпустили. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Брюлловцы 40 —50 —60-х годов: Моллер, Тонков и Флавицкий, не далеко ушли от самого Брюллова в смысле красок, освещения, драмы и археологической стороны дела новые брюлловцы 70-х годов: Семирадский, Поленов, К. Маковский, остроумно высмотрели все, что было сделано на Западе, вплоть до импрессионистов и у нас —Ивановым и Шварцем, претворили это в себе в нечто более приятное и ласкающее для толпы и великолепно всем этим воспользовались (точь-в-точь как Деларош и русский Деларош —Брюллов —романтизмом и первыми открытиями реализма) для своего нарядного и лживого творчества. К сожалению, Семирадский не понял круга своих способностей и создал лишь крайне ограниченное количество пейзажей и вовсе не писал «чистых» nature-morte, но почти все время брался, не обладая и тенью исторического прозрения или стилем, а полагаясь на свою (действительно порядочную) школьную выучку, за многосложные «махины», в которых эти чудные неаполитанские пейзажи и славно написанные античные вещи заслонялись толпою позирующих для живых картин la Макарт статистов.
И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». В 1855 году он завершил обучение, получив за программное полотно «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» Большую золотую медаль. Им удалось это тем легче, что старые схоласты не могли заметить в этих нововведениях ничего предосудительного, так как ничего общего с ненавистной высотой душевных порывов настоящего романтизма в обновленном на романтический лад творчестве Брюллова и Бруни не находили, а сознавали, что здесь было под другим соусом —овербековским или кукольниковским —то же самое расчетливое, мелодраматическое и нарядное искусство, которому «незабвенные» в классическом роде образцы дали Угрюмовы, Акимовы, Давиды и Менгсы. Художник воплотил свою тему с захватывающим трагизмом. Гораздо больший интерес вызывает известная картина Флавицкого «Княжна Тараканова» (1864, Третьяковская галерея, Москва).
Драматизм действия, художественное решение, а также сама тема (гибель молодой и красивой, полной сил женщины в результате природной катастрофы) сближают работу Флавицкого с полотном К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения. При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников.
Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть. Представитель академич. На картине же — каменный каземат с большим для тюрьмы окном.
Все это сыграло роковую для картины роль: в компоновке персонажей появились прямые цитаты из Брюллова (упавшая на землю молодая мать с младенцем, юные супруги, мать в окружении дочерей). Екатерина, конечно, встревожилась и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. Эти художники валили на свои картины целые магазины старинных платьев, уборов, мебели и утвари, точно скопированных с документов, но притом удовлетворялись в красках вялым, стушеванным или, наоборот, кричащим и пестрым колоритом, а в типах, драматизации и историческом одухотворении тем, что расставляли свои персонажи «сценично», в приличной группировке, придавали их лицам суммарное сходство с достоверными портретами и шаблонные выражения ужаса, гнева, веселья и печали. Вот таким образом у нас не могла появиться даже и та историческая «приличного и почтенного вида» живопись, которою гордились иностранные академии, а получилась лишь аляповатая, смешная копия с этого малохудожественного творчества. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.
В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Но есть и другие записи. Как на Западе долгое время спустя после блестящих повсеместных успехов Мейербера и Доницетти, Делавинья и Скриба, Делароша и бельгийцев держался, благодаря академиям и консерваториям, пользовавшимся правительственной поддержкой, «буржуазный романтизм» (в исторической опере историческом романе и драме и в особенности в исторической живописи), так точно и в России вслед за Брюлловым и Бруни пошла масса народа и не только среди поколения, явившегося непосредственно вслед за ними, но и среди таких, которые выступали на публичную арену 20, 30 и 40 годами позже появления «Помпеи» и «Медного змия».
За работу «Христианские мученики в Колизее» (1862, ГРМ) получил звание поч. АХ. Несколько уже раз с тех пор казалось, что академическая система рушится. Но пора ее успеха длилась недолго. На полотне она в одиночестве. Программное произведение Ф., в котором академич.
Этот подтекст охотно вычитывался современниками Флавицкого. Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. К этой группе принадлежали, кроме Бакаловича, сладенький Лосев, сухой Смирнов, талантливые, но пустые, претендующие на мощь и трагизм Сведомские и, наконец, Бронников, которого правильнее считать родоначальником всего этого «античного жанра» в России, нежели выступившего уже после него Семирадского, но который в своих порядочно нарисованных и вылощенных сценках представляется гораздо менее отрадным художником, нежели автор ослепительной «Фрины» и пышных «Светочей»73. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.
Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу. Уже в то время, когда он трудился над полотном «Княжна Тараканова», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Она стала последним полотном подававшего большие надежды К. Д. Флавицкого. Был похоронен на Смоленском православном кладбище1.
В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол. Такова фактическая картина. Разумеется, не тем К. Маковский был брюлловцем, что брался за исторические темы —за них брался и Суриков или за аллегорические и мифологические сюжеты, —в которых так велик Бёклин, не тем, что он переходил от одного рода живописи к другому, что доказывало бы только его разносторонность и даже не тем, что он был великосветским, розовым и приторным живописцем (Буше это не помешало быть очень большим художником), но тем, что он за все брался как настоящий академик, с полным равнодушием к главному в искусстве —к интимному, теплому, сердечному чувству, тем, что для него поза и приличный, заманчивый вид были важнее всего и что он не думал выражать себя, давать самое драгоценное в художественном творчестве: убедительность своеобразных форм и взлелеянное в душе содержание.
«Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Руководил ею на новом пути Митрополит Московский Платон. Картина находится в Третьяковской галерее, Москва. В тот же период Флавицкий создал ряд выразительных рисунков к произведениям М. Ю. Лермонтова, начал работу над религиозными заказами (эскизы образов для Никольского собора в Вильне). Художник изобразил эпизод из истории Римской империи конца I века н. э.
Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина Христианские мученики в Колизее (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ. В картине очевидно влияние К П. Брюллова – кумира академической молодежи середины XIX в. И хотя Флавицкий значился в АХ учеником Ф. А. Бруни, фактически он принадлежал к числу тех, кто боготворил Брюллова. Невозможно найти хоть одну историческую картину во всей русской живописи с сюжетом не античным, которая носила бы подобие —не говорю, жизненности и темперамента, абсолютно недоступных представителям в художестве схоластики и мещанского благонравия, но хотя бы исторической достоверности. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. «Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки.
«Княжна Тараканова» – картина, построенная на контрастах. Однако сил в академическом войске было до самого последнего времени (когда уже стареющий, но зато ставший авторитетным «передвижнический» реализм вытеснил его из собственных укреплений) достаточно, чтоб упорно бороться и зачастую выходить из таких стычек победителем. Целиком все свое большое дарование Семирадскому, однако, удалось проявить только в пейзажах, в которых он сумел, как никто, выразить прелесть южной природы, а также еще —в удивительно мастерской передаче разных аксессуаров: шелковых и шерстяных материй, бронзы и мрамора, перламутра и терракоты. Находился под сильным воздействием творчества К. П. Недаром в каталоге академической выставки 1864 года, где впервые была показана картина, по специальному распоряжению Александра II значилось, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины. В то же время это сходство было лишь внешним, поверхностным.
АХ (с 1864). Брюллов и Бруни, воспитанные в школе на исключительном поклонении тоге и Антиною, в жизни затем встретились с совсем иным —с восхвалением средневековой, «готической» старины, с увлечением красотой там, где раньше им указывали на одно уродство они встретились с такими художественными настроениями, о которых в юности их не было и речи. Флавицкий завоевал всеобщие симпатии и даже Стасова не столько, впрочем, своими пестрыми «Мучениками» (время безумно жестикулирующих картин прошло и сама «Помпея» в 60-х годах не вызвала бы прежнего фурора), сколько знаменитой «Княжной Таракановой», успеху которой, быть может, много способствовало и то, что эпизод был представлен происходящим в интересовавшей всех тогда Петропавловской крепости и что изображена была жертва деспотического неправосудия. В мае 1775 года Алексей Орлов по поручению Екатерины II обманом заманил самозванку на русский корабль, стоявший в Ливорнском порту, арестовал ее и отвез в Петербург. Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову.
Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Брюллова. Правда, картины его страдают и в отношении археологической точности и в отношении анатомии и перспективы, писаны точно в припадке —«грязно» и неистово, однако именно благодаря такому презрению к сухому педантизму и к мещанскому благообразию его вещам сообщился тот истинный трагизм, та судорожная жизненность, та глубина красок и увлекательная нервность техники, которые ставят Делакруа в живописи на ту же высоту, которую столпы романтизма Байрон, Шиллер и Гюго занимают в литературе, а Бетховен и Шуберт в музыке. Они представляются типичными официальными (а следовательно, академическими) мастерами «Реставрации», «Just milieu»67 и «Второй империи», но ничего, кроме сюжетов из средневековой истории, не имеют общего с романтизмом. Главную притягательность Княжны Таракановой составляет сюжет.
Мастерству живописца он учился у Ф. А. Бруни в Петербургской академии художеств. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди.