Архитектура эпохи Возрождения – это тот этап европейской архитектуры и, в частности итальянский, который сложился в начале пятнадцатого века во Флоренции, в основном благодаря работе некоторых художников и интеллектуалов, таких как Филиппо Брунеллески и Леон Баттиста Альберти. Творчество Филиппо Брунеллески ознаменовало переломный момент в истории архитектуры, для которой в будущем стали характерными тщательная и методическая разработка проектов и приведение их в соответствие с законами перспективы и с окружающим городским пейзажем. Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. В обоих случаях декорации возлагаются на элементы в pietra serena, помещенные хроматически в отличие от белизны поверхностей, в стиле, который отказывается от какого-либо загрязнения живописью и скульптурой (за исключением вклада глазурованной терракоты Luca della Robbia) и что критика определяется как «линейная». То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ.
Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Эти знания понадобятся ему, когда он примет участие в конкурсе на вторые двери баптистерия (1401): его пробная работа на сюжет Жертвоприношение Исаака была признана равной, ex aequo, победившему проекту Л. Гиберти, спокойная классичность которого создавала контраст с драматичной напряженностью и вибрирующей пластикой Брунеллески.
В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Высота флорентийского собора 114 метров. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать.
Но тоже мы видим, что торжествует вот этот вот античный, такой на Рим, даже не на Грецию, а именно на Рим ориентированный стиль, так как для них античность, конечно, с Римом была связана. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей.
Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. Это правда. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу. Это — флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г. Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это создание знаменитого зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру — «часть жизни» — с самой жизнью города.
Palazzo Piccolomini следует модели вышеупомянутого Palazzo Rucellai, но с некоторыми отличиями, прежде всего на спине, где лоджия с тремя ордерами открылась в саду и на безбрежном ландшафте тосканских холмов была построена по тому же понтифику. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Но на самом деле Брунеллески очень давно знал об этой проблеме и давно работал над идеей купола, вот таким образом опять же ни с кем не хотел делить ни славу, ни работу. Рисунок, переведенный в грандиозную деревянную модель (1539), не был реализован.
Вот Вазари пишет: «Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить и сильно страдали от дневного жара. Обучение Брунеллески ремеслу художнику проходило в мастерской ювелира. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Она выделялась рисунком, тщательностью исполнения, замыслом искусством и прекрасно вылепленными фигурами. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо.
Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. 14). Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать.
Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Если же возводить его так, как я это задумал, необходимо, чтобы он круглился по дуге с радиусом, равным трем четвертям поперечника и был двойным, с внутренними и внешними сводами, так, чтобы можно было проходить между теми и другими.
В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Другими словами, великое завоевание Ренессанса по сравнению с прошлым было тем, что создало во внутренних пространствах то, что древние греки создали для внешнего мира своих храмов, давая жизнь окружающим средам, управляемым непосредственно воспринимаемыми законами и легко измеримыми наблюдателем. Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь.
В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. Немаловажное значение в планировочном решении сыграло расположение здания во дворе средневекового монастыря Санта Кроче. В загородных резиденциях централизация дома стала фундаментальным принципом.
Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Монастырь, хотя и из миланской церкви Сант-Амброджио, представляет на первом этаже пилястры с пилястрами и круглыми арками, которые относятся к Театро ди Марчелло, а на верхнем этаже находится архивированная лоджия, поддерживаемая гибкими ионическими колоннами, Вместо этого храм Сан-Пьетро в Монторио, построенный в 1502 году, является «первым монументом современного Возрождения в отличие от раннего Возрождения и является настоящим памятником, то есть пластической реализацией, которая строго архитектурна».
как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Здание завершает легкий, сильно вынесенный деревянный карниз, резные консольные выпуски стропильных ног которого являются одним из немногих сохранившихся и вот таким образом драгоценнейших образцов деревянной резьбы в наружной архитектуре XV в. (рис.
Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре).
Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». Несмотря на сложные строительные события, перспектива Альберти для Tempio Malatestiano глубоко повлияла на Мауро Кодусси (церкви Сан-Заккарии и Сан-Микеле в Изоле, в Венеции), который был одним из главных героев венецианского Возрождения. И Палаццо Питти – еще один дворец. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы».
Здесь содержались дети, оставшиеся без родителей и он, кстати, до XIX века именно в таком качестве и функционировал. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео.
Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. И монастырские библиотеки содержат немало рукописей записок Авраамия Суздальского, который описал механизмы Брунеллески. Козимо это отменил по желанию Филиппо, который значительно увеличил главную капеллу, задуманную раньше в виде маленькой ниши, для того чтобы можно было придать хору тот вид, какой он имеет в настоящее время когда капелла была закончена, оставалось сделать средний купол и остальные части церкви.
Это было нечто большее. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. Он настолько этим увлекся, что своей рукой изобразил площадь Сан Джованни с чередованием инкрустаций черного и белого мрамора на стенах церкви, которые сокращались с особым изяществом подобным же образом он сделал дом Мизерикордии, с лавками вафельщиков и Вольта деи Пекори, а с другой стороны колонну св.
В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Отец Филиппо, нотариус сер Брунеллеско ди Липпо Лаппи, предназначал его к профессии нотариуса, но по просьбе сына отдал его в обучение к ювелиру Бенинказа Лотти. А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом.
Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре.
Здесь расположение внутренних комнат, распределенных поперек вокруг центрального зала, следует в основном тем, что иллюстрировал Леон Баттиста Альберти в трактате De re aedificatoria, в томе, посвященном «величественным домам». Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. по уставу монахи не могли общаться с миром. Когда же сказали Филиппо, чтобы он это сделал, он изящно взял его в руки и, ударив его задком о мраморную доску, заставил его стоять.
Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. 5). Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него».
Но к XIII веку, конечно, этот раннехристианский храм обветшал и Арнольфо ди Камбио должен был построить вот этот огромный собор, чтобы вместить туда весь город. А вот сохранилось его распятие для церкви, которое он сделал для церкви Санта Мария Новелла в 1409 году и, как гласит легенда, он это распятие сделал на спор со своим другом Донателло. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора.
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Интересно, что эта фреска была написана на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, так как во многих городах, а во Флоренции это делалось с особо пышным великолепием, на праздник волхвов все выходили в город, шли вот таким шествием к собору и там тоже приносили дары, то есть все население города включалось в шествие волхвов.
Влияние Альберти в области гражданской архитектуры проявляется в зданиях Пиенцы, где Папа Пий II (родился Энея Сильвио Пикколомини) начал под руководством Бернардо Росселлино, одной из первых архитектурных и городских реорганизаций истории Ренессанс (см. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди.
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Так оно называется, такое длинное название. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей).
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.
И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве.
А затем он досконально обучил его с детства основам словесности, в чем мальчик обнаружил такое дарование и столь возвышенный ум, что нередко переставал напрягать свои мозги, словно и не собираясь достигнуть в этой области большего совершенства вернее, казалось, что он устремлялся мыслями к вещам более полезным. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем.
В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Он раскапывал засыпанные части и фундаменты, составлять эти планы в единое целое, он проникся духом античности работая с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П.
Наряду с центрическими купольными зданиями новаторские тенденции Брунеллеско проявились и при создании им церквей традиционного базиликального типа.
Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»).
В центре жилого района есть трапециевидный квадрат, который доминирует на главной стороне собора (все еще готика) Palazzo Piccolomini поднимается вправо, а с другой стороны – Палаццо Весковиль и Ратуша. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Биографы Брунеллеско рассказывают о его многолетней упорной работе над исследованием античных построек в Риме. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Между тем Донато в то время как раз закончил деревянное распятие, которое впоследствии поместили в церковь Санта Кроче, во Флоренции, под фреской, написанной Таддео Гадди и изображавшей историю юноши, воскрешенного св. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. В этой работе ему пришлось состязаться с названным Франческо, которому многие покровительствовали таков, впрочем, был его удел в течение всей его жизни и он соревновался то с одним, то с другим, которые, воюя с ним, его постоянно мучили и очень часто пытались прославиться его проектами.
Законотворчество в режиме онлайн. Дж. В Риме Браманте (Палаццо Каприни) и Раффаэлло предложили новые модели, в которых они были объединены с ашравом на первом этаже и сканировали фасад с облегчением. Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций.
Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Простой орнамент, частично изобретённый самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность, настроение этого церковного здания – наивной радости бытия.
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Франкль). Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить и сильно страдали от дневного жара.
То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. В 1432 г. Брунеллески разработал проект венчающего купол фонаря (его сооружение началось в 1436), связавшего в единый крепкий узел силовые линии сходящихся кверху нервюр. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция).
Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Palazzo Farnese в Риме, разработанный Антонио да Сангалло Младшим и Микеланджело, стал еще одной эволюцией, которая принесет жизнь очень прочной модели, характеризующейся отказом как от ашрама, так и заказов в пользу гладкого фасада, пересекаемого горизонтальным стены (marcapiano, marcadavanzali), на которых стоят окна для газетных киосков, с тимпанитролинейными и криволинейными чередованиями, которые на первом этаже становятся на колени. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Он его даже начал строить немножко раньше, чем приступил к работе над куполом Санта Мария дель Фьоре.
И все это, чтобы его ублажить. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Отец хотел, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к золотых дел мастеру. Филиппо с большим увлечением занимался теми науками, которые были связаны с архитектурой: рисованием, лепкой, гравированием, скульптурой и живописью, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, а также математику. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. Продольное растение не было отложено.
Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. А где же Лоренцо. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. И даже как-то они там свою нужду справляли.
Впоследствии, когда капитаны гвельфской партии решили построить здание, а в нем залу и приемную для заседаний их магистрата, они это поручили Франческа делла Луна, который, начав работу, уже возвел постройку на десять локтей от земли и сделал в ней много ошибок и тогда ее передали Филиппо, который придал дворцу ту форму и то великолепие, какие мы видим нынче. Таковы, например, круглые медальоны внутри здания, украшенные майоликами Луки делла Роббиа, круглые майоликовые кассеты купола под портиком, раскрашенный терракотовый фриз с головками ангелов и др.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. Эта картина особенно очевидна в церквях Сан-Джорджо Маджоре (1565) и Сан-Франческо делла Вигна (1562) вместо этого в Искупителе высокая высота центрального нефа и наличие контрфорсов по сторонам определяли наличие чердака на вершине фасада.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». Вот таким образом они послали к нему его друзей, чтобы они стащили его с постели, так как они намеревались отстранить Лоренцо от работы.
Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка.
Круглые окна позднейшего происхождения. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ).
Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
последователями Брунеллеско). Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме.
Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато.
Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. О ней тоже пойдет сегодня речь. Филиппо, который обладал очень большими способностями в самых различных областях, подвизался одновременно во многих профессиях и недолго он ими занимался, как уже в среде сведущих людей его стали считать отличнейшим архитектором, как он это и показал во многих работах по отделке домов, как то: дома своего родственника Аполлонио Лапи на углу улицы деи Чаи, по дороге к Старому рынку, над которым он много постарался, пока его строил, а также за пределами Флоренции при перестройке башни и дома виллы Петрайи в Кастелло. Входы в здание расположены по главной оси двора.
Найденный им контур с высокой стрелой подъема и принцип двойной оболочки (так что силуэты внутренней части и внешней различаются между собой) образовали самоподдерживающуюся систему. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.
То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. И вот Брунеллески-то с этим и справился. Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка).
Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Внутри здание сильно перестроено. В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение.
Анализируя многочисленные загородные резиденции, спроектированные Палладио историк Акерманн определил три типа вилл: без портиков и без присмотра, относящихся к ранним годам (например, виллы Пояна, Форни Церато и Годи) с двухэтажным высоким блоком, украшенным двухэтажным портиком, окруженным фронтоном (например, виллами Пизани и Корнаро)Наконец, те, которые состоялись из центрального здания, окруженного крыльями для сельскохозяйственных целей (таких как виллы Barbaro, Badoer и Emo). Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
А что если Филиппо долго проболеет. Схема, принятая в портике Шедедале-дельи Инноченти, также повторяется вдоль проходов флорентийской базилики Сан-Лоренцо, выполненной под руководством Брунеллески в то же время, что и аннексированная Старая Ризница. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель.
В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. 26).
К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены.
Зиновия. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata). Это были соперники Медичи.
Из его обширного производства полезно помнить, прежде всего, о восстановлении Палаццо делла Раджионе из Виченцы, ныне известного как Базилика Палладиана. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций.
И. В. Жолтовский как-то сказал, что никогда нельзя предвидеть, что сделал бы Брунеллеско при тех или иных условиях. — храме Минервы Медики). Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Но Медичи не были тиранами.
Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной.
Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Несколько городов, укрепленных в соответствии с моделью sforzindo, были построены в строгом смысле (звездная форма и т. Д. ): Среди них стоит упомянуть город Пальманова конца XVI века. 13). Духа статую кающейся св.
Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Вот этот огромный собор внутри. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.
Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. Использование склепов на квадратном плане (например, в Spedale degli Innocenti) и ствольных хранилищах (как в покрытии базилики Сант-Андреа в Мантуе Леон Баттиста Альберти) было привилегированным, без использования ребер и готики контрфорсы.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет), — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.
В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманистическое воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима. рис.
В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу.
Однако желая победить, он должен был вооружиться терпением, так как достаточно хорошо знал, что мозги его сограждан не так-то уж прочно удерживаются на одном решении. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая.
В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. 8). Как скульптора его представляет всего лишь одно произведение: это деревянное Распятие более позднего времени (1409-1420) в капелле семейства Гонки церкви Санта-Мария Новелла. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Раздел «Городское планирование Пиенцы»). О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати.
Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период. Он расположен на покатой площади Питти. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться.
Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче.
Франкль). Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. Между Старой Ризной и Часовни Пацци существует две одинаковые системы, которые Брунеллески задумал, прежде чем посвятить себя Санта-Мария дельи Анджели (неполное).
Простота и завершенность композиции здания оказались в явном противоречии с его культовым назначением, так как отсутствовал хор. Здание приписывают также Альберти. Боковые крылья и двор пристроены позднее. Капелла была заказана семейством Пацци.
XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре.
Крупный деятель культуры Возрождения. А чтобы показать, что они признают его, они выдали ему сто флоринов, записанных на его имя по распоряжению консулов и попечителей 13 августа 1423 года рукой нотариуса попечительства Лоренцо Паоло и подлежащих выплате через Герардо, сына мессера Филиппо Корсини и назначили ему пожизненное содержание из расчета по сто флоринов в год. Арки опираются на колонны. Архитектура Воспитательного дома во Флоренции интересна тем, что в ней впервые сочетаются колонны и несущие арки. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя.
А что если не будет Филиппо. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. 2 и 9). Почему он ничего не делает.
Более того, он даже выкладывал кирпичи не прямо, а с некоторым наклоном, что тоже давало возможность более устойчивой конструкции и более крепкой и более легкой. Для того чтобы облегчить купол, уменьшить распор и осветить подкупольное пространство, Брунеллеско устроил в основаниях сильно вспарушенных граней купола вертикальные стенки с круглыми окнами. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
С пятнадцатого века в Италии и постепенно по всей Европе были спроектированы многочисленные укрепленные города с регулярными растениями и треугольными бастионами. Его архитектура как бы достигает того предела индивидуализации, которого может достигнуть зодчество. В одно прекрасное утро Филиппо не явился на работу, но, обвязав себе голову, лег в постель и, непрерывно крича, приказал спешно нагреть тарелки и полотенца, притворяясь, что у него болит бок.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, вроде флорентийского баптистерия, а кроме того – в византийских и исламских постройках. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е.
С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески).
Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Правда, принять в этом участие пожелало не более чем семь семейств, так как другие не имели средств то были Рондинелли, Джирони делла Стуфа, Нерони, Чаи, Мариньолли, Мартелли и Марко ди Лука, капеллы же их должны были быть выстроены в трансепте храма.
В 1427 г. строителем Воспитательного дома на три года был назначен Франческо делла Луна, работавший также в 1435—1440 гг. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. В самом деле, каждое его произведение поражает не только индивидуальностью стиля, но и индивидуальностью образа, продиктованного данной программой.
Рассказывают, что тогда-то и произошел спор о яйце, причем следующим образом: они якобы выразили желание, чтобы Филиппо во всех подробностях изложил свои мнения и показал свою модель так же, как они показали свои но он этого не захотел и вот что предложил иноземным и отечественным мастерам: тот из них сделает купол, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и этим путем обнаружит силу своего ума. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов».
Пока заготовлялся материал, чтобы приступить к кладке, в среде мастеровых и граждан объявилась кучка недовольных: выступая против консулов и строителей, они говорили, что с этим делом поспешили, что подобная работа не должна производиться по усмотрению одного человека и что им можно было бы простить, если бы у них не было достойных людей, каковыми они располагали с избытком и что это нимало не послужит к чести города ибо, случись какое-нибудь несчастье, как это подчас бывает при постройках, они могут навлечь на себя порицание в качестве людей, возложивших слишком большую ответственность на одного и что, принимая во внимание вред и позор, которые от этого могут последовать для общественного дела, хорошо было бы, дабы обуздать дерзость Филиппо, приставить к нему напарника. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов.
В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров. Вернулся из Рима и Филиппо. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем.
И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление.
А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки.
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Многие же сходились на том, чтобы поставить столб посередине и возвести шатровый свод, как во флорентийском баптистерии Сан Джованни. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Что он тогда будет делать.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Однако он этим не довольствовался ибо в душе его проснулось величайшее стремление к ваянию а все это случилось после того, как Филиппо стал постоянно общаться с Донателло, юношей, который почитался сильным в этом искусстве и от которого ожидали очень многого и каждый из них настолько ценил талант другого и оба питали друг к другу такую любовь, что один, казалось, не мог жить без другого. Металлические тяги, расположенные в нижней части арок, связывающие колонны со стеной, помогали погасить значительную долю распора. С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах.
В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Сознаюсь, что, будь оно поручено мне, у меня без всякого сомнения хватило бы смелости найти способ возвести купол без стольких затруднений.
Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Также и для мессера Луки Питти сделал Филиппо проект роскошного и великолепного дворца, вне Флоренции, за воротами Сан Никколо и в месте имени Рушано, во многом, однако, уступающий тому, который Филиппо начал для того же Питти в самой Флоренции он довел его до второго ряда окон в таких размерах и с таким великолепием, что в тосканской манере не было построено ничего более исключительного и более пышного. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
В 1410 г. был закончен подкупольный барабан с круглыми окнами роль Брунеллеско в создании барабана неясна. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Высокая стена второго этажа, нагружающая аркады лоджии и заполнение пазух между арками в большей степени локализовали остальную часть распора свода. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. После чего он много месяцев оставался во Флоренции, где он втайне изготовлял модели и машины, все для постройки купола, в то же время, однако, водился и балагурил с художниками и как раз тогда он и разыграл шутку с толстяком и с Маттео и для развлечения очень часто ходил к Лоренцо Гиберти, чтобы помочь ему отделать то или другое в его работе над дверями баптистерия.
По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено.
Они пользовались огромным успехом. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. И вот консулы и попечители, которых записка его и виденные ими постройки укрепили в их доверии, заказали ему купол и после голосования назначили его главным руководителем работ. Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях.
Чем больше Филиппо, разгоряченный речью, пытался сделать свой замысел доступным, так, чтобы они его поняли и ему поверили, тем больше вызывал он в них сомнений, тем меньше они ему верили и почитали его за невежду и болтуна. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены.
Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». М., 1937, т. II, стр.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре.
Десять книг о зодчестве. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. Но дворец получился не таким, каким задумал его Питти, хотя это самый большой из палаццо Флоренции, выдающийся памятник архитектуры. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». С восточной стороны – алтарь в виде маленького низкого помещения, но подчинённого большому. Легкость и прозрачность лоджии, ее изящество были бы немыслимы без конструктивного новаторства, проявившегося здесь.
Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско.
Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. 15, 16). Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески).
Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Итак, задавшись целью измерить карнизы и снять планы всех этих сооружений, он и Донато, работая без устали, не щадили ни времени, ни издержек и не оставили ни одного места ни в Риме, ни в его окрестностях, не обследовав и не измерив всего того, что они могли найти хорошего. А на высоте каждых девяти локтей обоих сводов должны быть проведены между каждой парой ребер маленькие своды, перевязанные прочным дубовым срубом, который бы скреплял ребра, поддерживающие внутренний свод далее эти дубовые перевязи должны быть покрыты железными листами имея в виду лестницы. Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. 15, 17). Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад.
Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах.
8). Это тоже такое новое качество. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство. 10). Главной темой всей композиции является аркада и потому Брунеллеско не акцентирует центр фасада.
Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко.
К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. 7). Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры.
Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо.
Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен.
Вдохновленный арками Константина в Риме и Августа в Римини, Альберти применил тему триумфальной арки к фасаду. Его создания говорят о той же упругой силе, сочетающейся с нежностью, о тех же безграничных, неиспользованных возможностях, которые флорентийские художники XV века воплощали в юношеских образах Георгиев, Давидов и Себастьянов. Воспитательный дом или Оспедале дельи инноченти, то есть приют невинных, приют невинных младенцев. Свою творческую деятельность он начал как скульптор и участвовал в конкурсе на бронзовые двери флорентийского баптистерия.
Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство.
Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. Завод Сан-Лоренцо происходит от средневековых моделей Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла это латинский крест с тремя нефами и часовенками с мелкой стороны, заканчивающийся квадратным хором, окруженным другими часовенками, устроенными в соответствии с готическим использованием. Это прежде всего Воспитательный дом. Можно видеть его высоту. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи».
Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний». Говорят также, что Филиппо были изобретены машины для райка церкви Сан Феличе, что на площади в том же городе, на предмет представления или, вернее, празднования Благовещения по обряду, совершавшемуся во Флоренции в этом месте, согласно древнему обычаю. И не только во Флоренции. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг.
Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». В здании сохранено ясное чувство пропорции. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Для них античная культура, античная архитектура была маяком.
В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Приют является национальным центром детства и юности.
Конечно, Брунеллеско является пионером в создании новых архитектурных типов и жанров, будь то центрально-купольная композиция, базилика или палаццо. 6).
Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера.
Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33. Его дворец должен был служить памятником его победы над Медичи и Флоренцией и должен был быть таким большим, что на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции.
Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Браманте приехал в Милан примерно в 1477 году, вот таким образом посвятил себя хору Санта-Мария около Сан-Сатиро (который показывает ему полного хозяина лауреата пятнадцатого века) и воспитывает Трибуну ди Санта-Мария-делле Граци (1492 г. ). В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям.
Ни одно из начатых Филиппе больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. Автором здания называли также Бенедетто да Майано).
В списке приоров занесено: Филиппо ди сер Брунеллеско Липпи, чему не следует удивляться ибо его так называли по имени его деда Липпи, а не по роду Лапи, как это следовало так значится в этом списке, что, впрочем, применялось во множестве других случаев, как это хорошо известно каждому, кто видел книгу и кто знаком с обычаями того времени. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.