Joseph Fernand Henri Leger 1881—1955) — французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н.
В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац. Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение.
". Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. В коллекции можно увидеть образцы его, удивительной по красоте и странной по тематическому выбору, керамики, например "Идущий цветок" (La fleur qui marche), "Женщины и попугай" (Les femmes au perroquet). Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».
В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже. Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. Но она не покинула Париж.
2 августа 1914 Леже уходит на фронт. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Это был пик творчества художника. музей современного искусства, Центр Помпиду). Под влиянием Пикассо и Брака, с которыми Леже познакомился в 1910 году, начинает экспериментировать с кубистическими приемами живописи.
Монумеигальные работы. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). «.
В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет. Это был его незаконченный проект для Ганноверского стадиона-велодрома. Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба.
Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте».
Лицо, его пластическая ценность — шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце.
Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». «Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере.
Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. В 1945 году он вновь возвращается во Францию.
Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. И вселил в ее душу надежду на будущее.
Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием». Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Элементы, прежде неподвижные, оживляются их изображение больше не фронтально, они словно плавают в пространстве. Они больше не похожи на механизмы и напоминают образцы наивного народного творчества, например глиняные игрушки, самодельные куклы. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: "К черту Леже. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов.
Билет со скидкой стоит 4. Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию).
Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Пряталась, меняла имена и внешность — и ни разу не пожалела, что осталась во Франции. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция». В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Отдыхая в тени деревьев, можно посмотреть на монументы, созданные по эскизам Фернана Леже. «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями».
Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. В 1990 музей расширился, увеличив свою площадь в два раза.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Для групповых посещений от 10 человек тариф – 5. Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются".
музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал. Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. На самом деле она их просто не понимала: ее французского едва хватало, чтобы спросить дорогу у случайного прохожего.
Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке». В этом новом воззрении все получает организованность.
Должно быть, она казалась ему странной: молчаливая скуластая девочка, не реагировавшая на его шутки. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете. музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг). Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. Действительно, на протяжении многих лет художник был восторженным свидетелем внедрения машины и ее мощной красоты в повседневную жизнь. Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал.
Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт). музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже). «Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами».
Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). Фон он создавал нанесением на полотно масляных красок или гуаши, а затем приступал к работе над композициями, которые часто составлялись из разрозненных элементов. «Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения.
Человеческое тело рассматривается как вещь. На Надю он сначала не обратил особого внимания. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов». В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание). После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине».
Всего за годы эмиграции Леже написал 120 полотен, однако их большинство представляло собой переосмысление прошлого мира рисунков и полотен, которые мастер взял с собой в эмиграцию. Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. У меня краски живые, - говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым. В композиции связка ключей является ведущей.
В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. «Effort modeme». Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. Музей художника открылся в 1960-ом году. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Здесь же находится его "Джоконда с ключами" – полная противоположность классической "Джоконды" Леонардо да Винчи серия картин "Строители" (Les constructeurs), посвящённая труду рабочих несколько образцов импрессионизма руки Фернана Леже.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Официальное открытие Национального Музея Фернана Леже (Muse national Fernand Lger) состоялось 4 февраля 1969 года. Надя была неразлучна с мужем до его последнего вздоха, служение же таланту художника продолжалось и после его смерти. Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой). А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Именно тогда познакомился он со своей первой женой, велосипедисткой Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он работал всю жизнь.
Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац. После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Вдова Фернана Леже, Надя Ходасевич и друг артиста, Жорж Бокье (Georges Bauquier), выстроили на купленном участке музей. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. К сожалению, проекты Фернана Леже не заинтересовали устроителей Всемирной выставки в Париже 1937 года. В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955).
С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. В 1924 Леже вместе с Озенфаном, Лорансен и Экстер открывает свободную мастерскую, влияние которой стало международным. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Вскоре художник ушёл из жизни, но, к счастью, продолжило жить его творчество.
В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Вокруг музея был разбит чудесный сад под руководством Анри Фиша (Henri Fisch), который также работал для Национального Музея Марка Шагала, Фонда Маг (la Fondation Maeght), Музея Пикассо в Антибе. Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве.
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. Но его поездка в СССР так и не состоялась.
Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац. В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки. Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац. Последний французский период (1945-1955). Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Не боюсь признаться: меня сформировала война».
Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж).
Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919). Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Леже интересовали разные области искусства: мозаика, цветное стекло, книжная иллюстрация изготовление картонов для ковров, театральная декорация. Сад вокруг дома должен был служить пейзажем к его полихромным скульптурам. Но ее мечтам не суждено было сбыться — после ее смерти дом купил Зураб Церетели.
Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
«Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац. О нем много писали и сам он читал лекции. музей современного искусства.
В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже). Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей). В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. "Не повторяйте меня, — говорил художник, — берите от меня, что хотите и идите дальше.
музей современного искусства, Центр Помпиду). В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму». гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание). С 1928 Леже постепенно отходит от неопластицизма, но остается верен двум неизменным составляющим его искусства предмету и контрасту. Не боюсь признаться: меня сформировала война.
Строгое здание было возведено по проекту французского архитектора с русскими корнями Андрея Светчина (Andr Svetchine). Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
Входные билетыОбычный взрослый билет стоит 5, 50. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже). Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру.
Леже любил повторять, что цвет и форма — не изобразительные средства, а "самоценности", придающие характер вещам. В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал. На южном фасаде растянулась огромная яркая мозаика (400 м2), представляющая собой творчески переработанное видение Фернаном Леже игр с мячом и велоспорта. Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. В 50-ые годы талантливый художник Фернан Леже (Fernand Lger) купил дом в небольшом городке Биот, чтобы привести в порядок свои многочисленные работы.
Радостное настроение пронизывает все полотна того времени сочной и искрящейся стала колористическая гамма произведений, большинство из которых показывает рабочих, сцены труда и быта трудового народа. Не случайно и сам Леже "пришел" в монументально-декоративную керамику, мозаику, витраж, гобелен. Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война.