Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино.
Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Вернувшись в Париж в декабре 1945, он завершил серию крупных композиций Прощай, Нью-Йорк (1946), Развлечения (1949), Конструкторы (1950), Деревенская компания (1953), Большой парад (1954). Во время Второй мировой войны (с 1940) он получил там убежище и преподавал в Йельском университете. Везде он стремился передать движение. Леже проявил себя также как непревзойденный мастер керамики и гобелена, прикладной графики и театральных декораций.
Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. ger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. С 1931 по 1939 Леже несколько раз бывал в США. Художника привлекало искусство Жана Огюста Доминика Энгра, Жака-Луи Давида и Пьера Пюви де Шаванна, а также культура Средневековья и Ренессанса.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Это был пик творчества художника. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). Не боюсь признаться: меня сформировала война. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало.
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. А такие его картины, как «Балкон», «Лестница» и др., поражали всех динамизмом. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923).
Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. Фернан Леже умер в своем доме 17 августа 1955 года и похоронен в Gif-sur-Yvette, Essonne. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). В композиции связка ключей является ведущей. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
Существование современного человека-творца гораздо сложнее и насыщеннее, чем жизнь людей предшествующих веков. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики.
Не боюсь признаться: меня сформировала война. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура «Цветок-солнце». Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов.
Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что используя «живописные контрасты цветов, линий, форм», можно «от интенсивного реализма» перейти к познавательному. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». «эстетики машинных форм» и «механического искусства».
Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Ныряльщики на желтом фоне, Акробаты в сером, Танец и похожие на каллиграфические знаки Большие черные ныряльщики – это все звенья одной цепи. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств.
Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Первые его работы написаны в кубическом стиле, но по технике исполнения отличаются от работ художников-кубистов. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). О нем много писали и сам он читал лекции.
Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет».
Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Ядром экспозиции являются живописные произведения Леже конца 1940-х – начала 1950-х годов. Умер Леже в Жиф-сюр-Иветт (Сена-и-Уаза) 17 августа 1955. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов.
Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
Не боюсь признаться: меня сформировала война». Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Художник считал, что на него подействовал американский климат, — он стал работать гораздо быстрее, чем раньше. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Теперь, когда в его работах все более строго подчеркивался объем, он приступил к серии работ Контрасты формы и выставил свои работы на выставке Независимых.
Лица персонажей просматриваются словно сквозь клубы дыма, созданные бело-перламутровыми, как выразился один из критиков, «мглистыми» формами. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Потом художника увлекла монументальность образов.
Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие. Особое место в экспозиции занимает камерная картина «Город с птицами» (1953): работа кисти здесь мягче, созданный образ романтичнее. Именно тогда познакомился он со своей первой женой, «велосипедисткой» Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он работал всю жизнь. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок.
В 1954 году он начал проект мозаики для оперы Сан-Паулу, который остался не закончен. Одна из них – «Источники живописи и ее изобразительная ценность» – имела особенно громкий успех. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности.
Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций, - напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей).
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна.
Итак, Пабло никогда не высылал свои работы в салоны. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Не боюсь признаться: меня сформировала война». Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Для полотна «Чтение» (1949) характерны сильные выразительные линии, свободное расположение цветовых плоскостей. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). При помощи нарисованных предметов он пытается передать ощущение окружающего пространства в движении. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Героиня работы «Женщина с птицей на красном фоне» (1952) словно сошла с плаката послевоенных лет, призывающего к борьбе за мир.
Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Леже осуществил крупные декоративные проекты на Выставке декоративных искусств в Париже (1925), на Брюссельской международной выставке (1935) и в здании ООН в Нью-Йорке (1952).
В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. «Контрасты формы» Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), фигурах людей («Лежащее обнаженное тело») и даже в природе («Деревья между домами»). О нем много писали и сам он читал лекции. «У меня краски живые, – говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым».
В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».
Так что работы этой банды с Монпарнаса были доступны для просмотра только в галереях перекупщиков (Канвайлера и Воллара). Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. На обороте есть надпись «Amigo» : свою работу художник подарил на память другу – советскому писателю Илье Эренбургу, свидетелю и участнику многих событий парижской художественной жизни 1910 – 1950-х годов.
Начало Второй мировой войны, военные поражения Франции очень болезненно отозвались в душе Фернана Леже. Сама тема разительно отличает эту картину Леже от традиционных кубистических натюрмортов.
В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье).
Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). За годы эмиграции Фернан Леже создал около 120 картин, но большинство из них – это переосмысление мира собственных рисунков и живописных полотен, привезенных в эмиграцию. В 1922 году он признавался: Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью.
С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. Пикассо и Брак были более принципиальными ребятами. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады.
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине».
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что используя живописные контрасты цветов, линий, форм, можно от интенсивного реализма перейти к познавательному. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. В этом произведении уже появляются характерные для творчества Леже более позднего периода цилиндрические формы, напоминающие губы или сегменты труб, а также выразительные колористические эффекты, сознательно полученные благодаря контрастам основных цветов. ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (L.
Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. В 1960 году был открыт музей Фернана Леже в Биоте, (приморские Альпы, Франция). Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Фернан Леже «Кочегары» (1911-1912) Холст, масло. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. И, хотя Брак стал известен во многом благодаря салонам, на волне дружбы с Пикассо аж до 1920 года тоже отрекся от них.
В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать.
В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. За это Пабло и Жорж были прозваны «Галерейные кубисты», что немало обидело их – конечно, не больно-то приятно получить ярлык только за счет контраста с подражателями. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме.
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. В этих портретах проступают узнаваемые черты Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904 – 1982), жены, ученицы и верной помощницы художника, но в то же время – это обобщенные женские образы. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. О нем много писали и сам он читал лекции.
Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Занимался книжными иллюстрациями, фресками, витражами, мозаиками, полихромной керамической скульптурой, эскизами декораций и костюмов. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.