1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Похоронен на местном кладбище. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. В композиции связка ключей является ведущей. Фернан Леже родился 4 февраля 1881 г. нормандском городе Аржантан н севере Франции. В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом.
Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что используя «живописные контрасты цветов, линий, форм», можно «от интенсивного реализма» перейти к познавательному. Это был пик творчества художника. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Законы контрастов присутствовали в композициях Леже постоянно: естественный контраст между цветами, листьями и корнями деревьев бытовой — между трубками, подсвечниками, зонтиками и спортивными принадлежностями индустриальный — между лестницами, кругами, машинными деталями, колесами наконец, существуют контрасты прямых и округлых линий, статики и динамики.
Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк галерея Луи Каре, Париж. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов.
В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Таким образом и рыба со спичечного коробка и Джоконда — повседневные реалии, а потому несут на себе печать ширпотреба, промышленного дизайна. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше.
Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. О нем много писали и сам он читал лекции. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.
В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др. Для полотна «Чтение» (1949) характерны сильные выразительные линии, свободное расположение цветовых плоскостей. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год).
Эта игра гармоний и ритмов достигается сопоставлением цвета переднего плана и фона, главных линий композиций, расстояний и различий между предметами». Именно тогда познакомился он со своей первой женой, «велосипедисткой» Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он работал всю жизнь. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
А такие его картины, как «Балкон», «Лестница» и др., поражали всех динамизмом. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Некоторые из них становятся его друзьями. Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт.
с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия). Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. В композиции связка ключей является ведущей. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником.
Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. В 1950-е годы мастер сумел воплотить мечту о массовом, доступном простому человеку искусстве.
Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». В 1920–1930-е годы художник принимал участие в осуществлении многих архитектурных проектов. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Особое место в экспозиции занимает камерная картина «Город с птицами» (1953): работа кисти здесь мягче, созданный образ романтичнее. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954).
То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05).
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»).
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы.
Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Принимает участие в Осеннем салоне. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. «Контрасты формы» Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), фигурах людей («Лежащее обнаженное тело») и даже в природе («Деревья между домами»).
Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль).
В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба.
Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. «У меня краски живые, – говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым». Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями.
С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Там он продолжал рисовать, преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Ядром экспозиции являются живописные произведения Леже конца 1940-х – начала 1950-х годов. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль).
1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). С 1909 примыкал к кубизму. Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж.
Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год). Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ). Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура «Цветок-солнце». Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле.
Существование современного человека-творца гораздо сложнее и насыщеннее, чем жизнь людей предшествующих веков. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Героиня работы «Женщина с птицей на красном фоне» (1952) словно сошла с плаката послевоенных лет, призывающего к борьбе за мир.
В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию.
Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). В 1940-46 жил в США. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Начинает работать над серией «Ныряльщики». 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете. Ретроспективная выставка в Лионском музее. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады.
Живопись, будучи искусством видения, по необходимости является отражением внешних условий, а не психологии. Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс).
«эстетики машинных форм» и «механического искусства». Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
На обороте есть надпись «Amigo» : свою работу художник подарил на память другу – советскому писателю Илье Эренбургу, свидетелю и участнику многих событий парижской художественной жизни 1910 – 1950-х годов.
Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию.
Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Не боюсь признаться: меня сформировала война». С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Художник считал, что на него подействовал американский климат, — он стал работать гораздо быстрее, чем раньше. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе.
Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
Лето 1947 года проводит в Нормандии. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия).
Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). В композициях 20-х гг. 1950 завершает картину «Строители». 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами.
Жил в Париже. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими.
Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль).
В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. В возрасте 19 лет перебрался в Париж и обосновался в квартале Монпарнас.
После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Выставляется в галерее Поля Розенберга. В этих портретах проступают узнаваемые черты Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904 – 1982), жены, ученицы и верной помощницы художника, но в то же время – это обобщенные женские образы. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». С 1903 по 1905 г. учился в парижской Школе изящных искусств. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар».
Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие. В 1922 году он признавался: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре.
В 1950-е годы мастер сумел воплотить мечту о массовом, доступном простому человеку искусстве. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Выставка в галерее Тейт, Лондон.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Одна из них – «Источники живописи и ее изобразительная ценность» – имела особенно громкий успех. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ).