Фернан Леже умер в 1955-м году. Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881 – 1955) – французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. В 1930-х годаз Фернан Леже много путешествовал.
Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже.
Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Lger 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. С началом Первой мировой войны Фернан Леже переехал в США. На фронте Фернан Леже рисовал даже в траншеях.
Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма.
Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль).
Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Потом художника увлекла монументальность образов.
Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси.
Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Шок сочетавших естественных форм и механических элементов, «тонн заброшенных машин с цветами, неожиданно возникающими из и птицы, взгромождающиеся сверху их» иллюстрировал то, что он назвал «законом контраста». Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе.
В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств.
Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома. Основная работа 1944, Три Музыканта (Музей современного искусства, Нью-Йорк), повторяет состав 1930.
Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. О нем много писали и сам он читал лекции. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане.
В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве».
Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре.
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Принимает участие в Осеннем салоне. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Он уточнил эту идею в его эссе 1949 года, «Как я Задумываю Человека», где он написал, что «абстрактное искусство стало полным открытием и затем мы смогли рассмотреть человека как пластмассовую стоимость, не как сентиментальную стоимость.
Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914).
Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин.
А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Во время Второй мировой войны Леже жил в Соединенных Штатах. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.
Во время периода выздоровления в Вильпинте он нарисовал Карточных игроков (1917), холст, подобные роботу, чудовищные величины которого отражают двойственное отношение его опыта войны. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов.
В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Когда в феврале 1952 года один французский художник спросил у Нади, правда ли, что она выходит замуж за Фернана Леже, она с гордостью ответила: – Я выхожу замуж за труд. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме.
Радостное настроение пронизывает все полотна того времени сочной и искрящейся стала колористическая гамма произведений, большинство из которых показывает рабочих, сцены труда и быта трудового народа. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. В его paysages anims (оживляемые пейзажи) 1921, фигур и животных существуют гармонично в пейзажах, составленных из оптимизированных форм. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».
Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а так же присутствует на первом фестивале этой ассоциации. К сожалению, проекты Фернана Леже не заинтересовали устроителей Всемирной выставки в Париже 1937 года. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи.
Он произвел много эскизов артиллерийских орудий, самолетов и соратников, в то время как в траншеях и нарисовал Солдата Трубой (1916) в то время как на увольнении. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму.
Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). В 1924, в сотрудничестве с Дадли Мерфи, Джорджем Антейлом и Маном Рэем, Леже произвел и снял культовый и влиявший футуризмом фильм, Балет Mcanique (Механический Балет). Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна.
Не боюсь признаться: меня сформировала война». В этом пункте его работа показала влияние импрессионизма, как замечено в Le Jardin de ma mre (Сад Моей Матери) 1905, одной из нескольких картин с этого периода, что он позже не разрушал. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Поскольку он объяснил: Эта работа отметила начало его «механического периода», во время которого числа и объекты он нарисовал, характеризовались гладко предоставленными трубчатыми и подобными машине формами. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье.
В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Это был пик творчества художника. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло.
Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Лето 1947 года проводит в Нормандии. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Ретроспективная выставка в Лионском музее.
События Леже во время Первой мировой войны имели значительный эффект на его работу. В самых разных вариантах изображает Фернан Леже велосипедистов – Прекрасные велосипедистки, Большая Жюли, позже – Два велосипедиста, Досуги. Он, тем не менее, посетил Изящные искусства как незарегистрированный студент, тратя то, что он описал как «три пустых и бесполезных года», учащиеся с Жеромом и другими, также учась в Акэдеми Джулиане. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком.
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей). Не боюсь признаться: меня сформировала война. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине».
Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Объединяя классическое с современным, Обнаженная фигура Леже на Красном Фоне (1927) изображает монументальную, невыразительную женщину, подобную машине в форме и цвете. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны».
То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо. 1950 завершает картину «Строители». В 1923–24 он проектировал набор для лабораторной сцены в Л39Енхюмэне Марселя Л39Эрбье (Бесчеловечный). 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пейзаж, пересекаемый, разрываемый автомобилем и скорым поездом, пущенным во всю скорость, утрачивает свое описательное значение, но выигрывает в значении синтетическом».
Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»).
Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Его уравновешенный состав и рифленые формы, наводящие на размышления о классических колонках, объединены с квазикинематографическим крупным планом руки, держащей бутылку. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Они больше не похожи на механизмы и напоминают образцы наивного народного творчества, например глиняные игрушки, самодельные куклы. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет».
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Помимо ключей и механических элементов, в композиции присутствуют спичечный коробок, на котором ясно видна этикетка-рыба и, конечно, стилизованное изображение Джоконды. В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура».
Похоронен на местном кладбище. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). В композиции связка ключей является ведущей. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене.
Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Некоторые из них становятся его друзьями.
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выставляется в галерее Поля Розенберга.
По его возвращению во Францию в 1945, он вступил в коммунистическую партию. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом».
Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду.
Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Он начал работать серьезно живописцем только в возрасте 25 лет. «Механические» работы Леже, нарисованный в 1920-х, в их формальной ясности, а также в их предмете — мать и ребенок, обнаженная фигура женского пола, фигуры в заказанном пейзаже — типичны для послевоенного «возвращения к заказу» в искусствах и связывают его с традицией французской фигуративной живописи, представленной Пуссеном и Коро.
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
Леже говорил: «Стремясь достигнуть состояния пластической напряженности, я применяю закон контрастов, который вечен как средство отражения жизни. Выставки Фернана Леже экспонировались по всему миру, в 1936 году он получил признание в Америке.
1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.