Это обои рабочего стола: по мотивам работ Luis Royo, Ted Nasmith (иллюстрации к книге Толкиена «Властелин Колец»), сборник Фэнтези-обоев (разные авторы) коллекция: аватары фэнтези.
В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли) привидений и любых других фантастических сущностей. Расставив все эти необходимые условия, мы можем продолжить. И я полез искать в интернете. По количеству попыток визуализации среди произведений фантастического характера, эта эпопея занимает уверенное второе место после «Алисы в стране чудес».
Иными словами, можно вывести довольно строгую формулу, своего рода определение для творчества художников подобного рода – «Иллюстрация в жанре фэнтези есть кульминация воображения (фантазии, основанной на романтизированной эпохе, преимущественно античной или средневековой) в купе с информацией, данной автором иллюстрируемого текста, а также со знаниями конкретного творца на основе культуры, повлиявшей на его представления о мире». Тут история стала похожей на ту, что случилась с «Гарри Поттером» – началось противоборство кинематографа и иллюстраций. Он создал множество работ к «Хоббиту», «Властелину колец», «Сильмариллиону» и иным произведениям Толкиэна, однако на большинство этих иллюстраций наложила отпечаток русская средневековая культура, времена богатырей и витязей, что несколько изменило атмосферу данного произведения. Несмотря на то, что первые литературные произведения, которые относят к жанру фэнтези в полноценном виде, появились еще в 20е-30е годы XX века (рассказы Роберта Ирвина Говарда), достойные изучения иллюстрации возникли лишь в конце 50х-60х годов.
Работы художника зацепили своим сказочным настроением и техникой. Однако в мире все же есть счастливчики, посвятившие свою деятельность, карьеру или даже всю жизнь визуальному воплощению фантастический миров. Однако иллюстрации к «Хроникам Нарнии», как и сама книга, тяготели больше к сказочной, нежели фантастической оболочке. Наконец последним бумом для мира фэнтези стал цикл «Песнь льда и Пламени» писателя Джорджа Мартина, набиравший популярность еще с выхода первой книги в 1996 году. Среди них наиболее известные – Фрэнк Фразетта и Борис Вальехо. Обращаясь уже к 2000м годам, таким же художником, мастером академического натурализма, можно назвать русского иллюстратора Дениса Гордеева. Его работы неповторимы, но в то же время они не натуралистичны, а скорее «мультяшны».
Каждый раз, когда вижу что-то черно-белое, то подолгу вглядываюсь, рассматриваю детали. Итак, на фоне появления книг подобных «Алисы в стране чудес» в искусстве вырастает ряд произведений смежного характера, работ, напоминающих одновременно сон, сказку, миф и легенду. Сейчас известный иллюстратор.
Рисует для таких авторов как Н. Перумов, С. Лукьяненко, А. Пехов и др. Про пару самых выдающихся последних и попытаюсь рассказать. Из наиболее реалистичных иллюстраций и то в духе детализированного мультфильма, можно назвать работы британского художника Джима Кея.
Толкиэна «Властелином колец», восприняли «Хоббита» на фоне этого произведения его своеобразной частью, а следовательно и полноценной книгой жанра фэнтези. Третий – Тед Нэсмит – натуралист в чистом виде.
Фэнтезийный мир привлекает человека еще с древних времен. Многие из нас читали книги фэнтези или смотрели фильмы этого жанра. Это произведение не только произвело фурор и совершило революцию в литературе, но и значительно повлияло на живопись (в отличие от предыдущих упомянутых мной вех влияния на жанр). Здесь находились и художники приверженцы веяний авангарда и убежденные натуралисты.
Немногим позже в свет вышла книга, буквально перевернувшая мир любителей фэнтези и воплотившая в себе неподражаемый идеал подобного мира – «Властелин колец». В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов – в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. Нам дано видеть сквозь призму воображения, но не дано показывать то, что мы видим, другим. Потому постоянно возникают споры в духе «а я это представлял совсем не так». Алан Ли, Джон Хоу и Тед Нэсмит – трое наиболее известных иллюстраторов книг Толкиэна. Но, как вы знаете, в книгах обычно мало иллюстраций, а мне хотелось посмотреть еще.
В таком ключе выполнена картина-иллюстрация «Хоббит: изгнание». В данном случае его иллюстрации смотрятся куда лучше, чем применительно к «Властелину колец», так как многие черты «Ведьмака» близки современным представлениям о восточной средневековой Европе. В то же время большая часть иллюстраций других художников выполнена при помощи различных графических редакторов, они похожи друг на друга и мало чем выделяются.
С появлением сериала «Игра престолов» по серии данных книг, популярность их выросла еще в несколько раз. Раньше я никогда не задавался вопросом об авторе, пока мне не попались книги Пехова. Настоящим событием для средневекового фэнтези восточной Европы стало появление такого произведения, как «Ведьмак».
Уже упомянутый художник Донато Джанкола так же работал над иллюстрациями к «Властелину колец» – его работы натуралистичны, но, в то же время, совершенно схематичны по композиции – академизм и его традиции повлияли на Джанколу в максимально возможном виде. Роберт Говард, писатель, смотрел на своего персонажа под несколько иным углом. Владимир Бондарь художник по образованию, рисующий на компьютере с 1998 года.