В своих более поздних работах Федотов последовал совету мэтра. Описание картины П. А. Федотова Свежий кавалериз этих кусочков напиши сочинение сам. Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году. Федотова «Свежий кавалер» передает зрителю эпизод из жизни чиновника. «свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки»— картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), датированная 1846 годом.
Подготовка учащихся к сочинению-рассказу по картине Федотова «Свежий кавалер» (Упражнение 228) – Картина имеет и другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест». «свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки»— картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), датированная 1846 годом. Картина Федотова, написанная в 1846 году, носила сразу несколько названий: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки».
«свежий кавалер» – первая живописная работа П. А. Федотова, основателя бытового жанра в русском искусстве, художника-самоучки, во имя творчества отказавшегося от военной карьеры. Только почему вспомнили мы гоголевского героя, рассматривая картину Федотова «Свежий кавалер». «свежий кавалер» Павла Андреевича Федотова – это первая картина маслом, которую он написал в своей жизни, первая законченная картина.
Картина Федотова, написанная в 1846 году, носила сразу несколько названий: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки».
(Слайд 1-2). Известный русский художник и критик А. Бенуа писал, что «в сущности Федотов был заодно с теми людьми, которых он изображал». У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава– четыре.
Неслучайно у Майкова возникла мысль, что на картине изображены и тараканы. Художник изображает своего героя с поразительной остротой и точностью. Острое недовольство собой, кажущаяся тщетность попыток стать «настоящим художником», постоянные мысли о деньгах — все эти переживания пагубно сказались на здоровье Федотова.
Но в убогой обстановке его комнаты они выглядят смешными и жалкими одновременно. Этим он все сказал. В литературе его подхватил Гоголь, в живописи – Федотов.
Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. IV. Его картина «Свежий кавалер» (1846) как раз передает эпизод из жизни чиновника.
Да и кто оценит орден Станислава. То есть праздник был очень шумным. Тощий беспородный кот терзает обивку стула. Некоторые сторонники критического реализма в антикрепостническом запале пытались доказать, что герой Федотова негодяй. Письмо это вдохнуло в Федотова новые силы, он с удвоенной энергией принялся за работу.
Ведь это самая низшая награда, которую только может получить человек на службе. Что еще мы видим. Непонятно, как в этой суете появилась кошка и клетка с птичкой.
Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем.
Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь». Да и этот роман его, видно, не сильно увлек, если он валяется под стулом. Доходило чуть не додемонизации.
Сатира художника актуальна всегда. Чем себя занять — неведомо Военную жизнь Федотов знал хорошо, вот таким образом ему и удалось так убедительно передать состояние человека, запертого в четырех стенах, не знающего, как заполнить свои дни, похожие один на другой, «убивая время, пока время не добьет его», по выражению самого художника. На полу валяются пустые бутылки, битая посуда, селедочные головы и хвосты, напоминающие о вчерашней пирушке. В каком-то смысле «Свежий кавалер» – двоюродный брат гоголевского Хлестакова. Что еще мы видим.
Так Федотов сам описал картину. Интересно, что остатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Там он впервые начал рисовать. Слайд 19.
Комизм фигуры главного героя создается за счет контраста в его облике, в первую очередь. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать. Гоголя. Федотов прекрасно знал и понимал жизнь своего героя – «винтика» в огромной бюрократической машине, мелкую сошку, чьи интересы никого не интересуют. Её красноречивый взгляд выражает смесь презрения и снисхождения к непутёвому барину, помпезная поза которого не демонстрирует превосходства, а всего лишь указывает на его профессиональную деформацию: где ж сыскать в России чиновника, который не страдал бы от маниакального тщеславия.
Но они тоже дополнили интерьер тесного помещения. Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем. Кошка вообще часто встречается у Федотова, например, в его картине «Сватовство майора». У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды. На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано.
Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Так известный русский критик Владимир Стасов в 1882 году писал об изображённом чиновнике: «Перед нами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он получает мизерную зарплату (об этом говорит обстановка его комнаты), но желает жить «по высшему разряду». Получив орден он загордился. Вся комната усеяна, как конфетти осколками битой тарелки, частями сломанного стула. Однако обо всём по порядку.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве, крупнейший художник 1840-х годов, П. А. Федотов на «сцене» своих живописных и графических произведений ставил комедии, близкие гоголевским. rhinocros– носорог) шкуры не дрогнет». То, что кухарка в платке, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, означает, что она – девица, хотя девичий платочек ей тоже не полагается носить. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Федотовский «герой», как считает искусствовед Т. Карпова, «весьма распространённый в России тип «домашнего деспота», который вынужден везде за пределами своего домашнего круга гнуть спину, пресмыкаться, терпеть унижения начальства.
Едко высмеять «пошлость пошлого человека», воспрепятствовать падению нравов в николаевской России — царстве лжи, лицемерия и расчета — такова была цель П. А. Федотова, когда он писал свои небольшие жанровые картины. В комнате героя царит большой беспорядок. Вот таким образом-то орден так и вдохновил его.
Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Обращать внимания на какую-то служанку ему теперь незачем, ведь он стал важным человеком. Вот таким образом можно сказать, что Федотов – гуманистический художник, провозглашающий своим творчеством идеалы равенства, добра, справедливости.
Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано.
В ответ кухарка протягивает ему рваный сапог. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное. Как только не называли кавалера критики: «разнузданным хамом», «бездушным чиновником-карьеристом». Еще анкор» — бесконечно повторяет он, не замечая абсурдности этой фразы («анкор» по-французски как раз и означает «еще»). Данная зарисовка прекрасно демонстрирует это. Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано.
И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание ио ней много писала критика. Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846г. ) — сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. 4.
Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Успех Федотова – это успех передовых идей его времени. Ноона еще наполнена и запахами. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». В названии одной из его графических работ звучит полуироничный-полугорестный вздох художника: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. » Так же, напоказ, живет и персонаж картины «Завтрак аристократа». На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор – тогу.
Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Это значит, чтораздался стук падающей мебели. Но в убогой обстановке его комнаты они выглядят смешными и жалкими одновременно. А что потом.
Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души. Но дело в том, что за разрешением нужно было преждеобратиться в Цензурный комитет. Современники утверждали, что Федотов обладал редким даром слова. Она называется «Свежий кавалер». Но как жили художники в то время.
Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. В первую очередь, о скудных средствах чиновника, о его мизерном жаловании. Главный герой не обращает внимания на ее слова.
Главным героем полотна является, безусловно, сам чиновник. Ни указ она ему. Главным героем полотна является, безусловно, сам чиновник.
Равные по должности наверняка позавидуют, а те, кто выше, лишь посмеются. На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». Всё это подаётся скорее с мягким юмором, чем с уничижительнымсарказмом. Его служанка, простая женщина, которая начинает его укорять за беспорядок, очень обеспокоена поведением своего хозяина, но его это не очень то и волнует, так как он считает, что она ему не указ. Потомон мог пойти кзнакомому граверу и заказать емугравюру со своей картины. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный.
В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора». Художник смеется над своим героем, так пафосно реагирующим на получение ордена Станислава. Соединение на небольшом холсте несоединимых на первый взгляд предметов заостряет комизм сцены почти до гротеска. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Он-де унижает слабого – свою кухарку (считается, что в картине есть и намёк на их сексуальную связь, житейское для своей эпохи дело). Теперь комната молодого человека напоминает лачугу пьянчуги.
Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). Художник смеется над своим героем, так пафосно реагирующим на получение ордена Станислава. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги.
Так Федотов сам описал картину. Владимир Стасов известнейший критик и вдохновитель передвижников, красноречиво клеймил злобность, чванство, бездушие и «боготворение ордена»: «.
Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано. (Слайд 13) Cначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи. Значит, последуют и другие, все более значимые и важные. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор –тогу. Это значит, что раздался стук падающей мебели.
Но все было тщетно, болезнь прогрессировала и в 14 ноября 1852 г. художника не стало. П. А. Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный5 роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин».
Следовательно, картина наполнена звуками. Вот под стулом валяется раскрытая книга Ф. Булгарина. Здесь, в Петербурге, другой дух — столичный. Всеобщей милитаризации отвечала реорганизация системы военного образования. Взгляд Федотова язвителен – но и только. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы».
Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Гоголь в «Невском проспекте» писал: «Есть офицеры, состоящие в Петербурге и какой-то средний класс не хотят видеть дочерей ни за кем, кроме генералов или, по крайней мере полковников». Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал.
Нагромождение предметов в «Свежем кавалере» их необычайно тесное расположение (отмеченное как отрицательное качество еще Брюлловым) обусловлено тем, что каждый предмет должен был дополнить рассказ о жизни героя. Через три месяца была готова большая акварель«Встреча великого князя», которую художник осмелился представить самому главному действующему лицу. Федотов изобразил здесь «последствия пирушки по случаю получения первого ордена» – обычную житейскую сценку из чиновничьего быта, проникнутую незатейливым юмором. Один из стульев рвет когтями кошка. Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Судя по бардаку в комнате, празднование было веселым. Такой работой стало «Сватовство майора», единогласно одобренное Советом Академии, присвоившим Федотову звание академика. Тут же лежат щипцы для завивки волос.
Второе название полотна «расшифровывает» нам это событие: художник запечатлел утро чиновника, получившего свой первый орден. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать. В 1846 году он создал свою первую значительную картину – «Свежий кавалер». С самой середины XIX века сложилась традиция воспринимать картину как социально-критическую, обличающую пороки общества, воплощённые в главном герое.
Данный предмет, кстати, как и папильотки, говорят о «потугах» героя выглядеть и быть «камильфо». Картина «Свежий кавалер» – точное воспроизведение действительности во всей ее полноте. В ней много иронии, но и глубоких человеческих эмоций.
Это орден Станислава третьей степени. Это заманчиво и вместе с тем поучительно. Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем. Такой выбор литературы говорит не в пользу героя.
Кошка вообщечасто встречается у Федотова, например, в его картине«Сватовство майора». Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы. В 1839 году четвертую степень упразднили, и остались только три. Все онидавалиправо на целый ряд привилегий, в частности, на получение дворянства.
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение: «Поздравляю вас, вы меня обогнали. » (Слайд 14)Брюллов сделал все, чтобы их автор получил звание назначенного в академики и денежное пособие для создания программной работы. Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских. «Анкор, еще анкор. » (Слайд 18)Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неокон-ченной картины «Анкор, еще анкор. » представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. И Павел Андреевич туда обратился после написания Свежего кавалера. Следовательно, картина наполнена звуками.
Но она еще наполнена и запахами. Так, мы видим, что на обеденном столе, который, наверняка, является и рабочим для героя, лежит нарезанная прямо на газете колбаса, стоит лампа, бутылки со спиртным, какие-то кружки. Тут же лежат щипцы для завивки волос. Ее вид тоже говорит о бедности чиновника – животное худое и неухоженное. «Сватовство майора» (Слайд 15)Главное произведение Федотова — картина «Сватовство майора» (1848) изображающая сцену приема жениха – офицера купеческим семейством. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Художник изображает своего героя с поразительной остротой и точностью.
Рядом с книгой стоит гитара – таким образом художник очертил круг интересов чиновника. Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный. В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора».
Между тем никакого жесточайшего обличения в «Свежем кавалере» нет. Однако симпатичная крепостная девка на картине – явно в более выигрышной позиции. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Видим, что повалиласьпосуда со стола, бутылки. Каким образом произведения Федотова попали на глаза баснописцу Крылову неизвестно, но он сразу же уловил суть дарования художника-военного и даже написал ему письмо с призывом оставить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию – изображению народного быта».
А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов. Так как хотя вообще орден, конечное, многое значит в жизни чиновника, но только не в жизни этого человека. Тут же лежат щипцы для завивки волос. «Свежий кавалер» – первая живописная работа П. А. Федотова, основателя бытового жанра в русском искусстве, художника-самоучки, во имя творчества отказавшегося от военной карьеры.
Слайд 25. Тощий беспородный кот терзает обивку стула. Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). полк посетил великий князь Михаил Павлович, которого гвардейцы встретили шумной овацией. Гоголь в «Ревизоре», был, пожалуй, порадикальнее в обличениях, чем художник Федотов. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный.
В 1846 году он создал свою первую значительную картину – «Свежий кавалер». К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Да, представившаяся глазам сценка должна поучать. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Рядом с гитарой, на полу, валяется раскрытая книга – роман Фаддея Булгарина «Иван Выжигин», говорящая о «духовных запросах» героя.
Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. Сам Федотов так описал свою картину: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Мне картина «Свежий кавалер» очень понравилась. Но содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. Все вместе, все детали, окружающие чиновника, говорят об ограниченности его интересов, его духовной и интеллектуальной узости, бедности. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. laquoУтро после пирования по случаю полученного ордена.
(Слайд 24)Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме вот он играет в карты с полковыми товарищами пишет портрет собачонки Фидельки его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой и т. д. и каждый раз изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально. Художник изобразил девушку в национальном костюме и прекрасно передал всю его красоту. В ответ кухарка протягивает ему рваный сапог. У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды. Ведь этот орден– первый. К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами.
Но фигура чиновника, мне кажется, во многом карикатурна. Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Этот предмет, кстати, как и папильотки, говорят о «потугах» героя выглядеть и быть «камильфо». Эти полотна остроумны и во время жизни мастера были настоящим откровением. 1.
Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. Отец художника мечтал о военной карьере для сына. Ивообще – оказался невероятно талантливым человеком. Вступительное слово учителя МХК. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы.
То есть праздник был очень шумным. Горячо принялся он за вторую работу «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара», но испытывая нужду в деньгах, решился и эту картину преподнести великому князю в неокон-ченном виде. Видим, что повалилась посуда со стола, бутылки. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать6. Как и в других своих более поздних полотнах, автор дал поэтический комментарий для этого произведения в стихотворении «Картина «Свежий кавалер» или Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь».
Хотя, действительно, картина очень густо населена. Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. Но фигура чиновника, мне кажется, во многом карикатурна. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что накартине изображены и тараканы. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Картина Свежий кавалер – точное воспроизведение действительности во всей ее полноте. Учитель МХК (продолжение знакомства учащихся с жизненным и творческим путём художника).
Девушка подает барину начищенный сапог, ее больше ничего не заботит. Нам сразу рисуется вся история жизни этого человека. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Свежий кавалер» – картина, после которой Павел Федотов проснулся знаменитым. К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами.
Следовательно, картина наполнена звуками. Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». Вероятно, герой видит в этом ордене знак его дальнейшего продвижения по службе. А. П.
Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот моментв России. На двух стульях висит рабочий мундир героя, за которым, видимо, тоже нет должного ухода. В 1847 году «Свежий кавалер» был представлен на суд публике и вызвал настоящий фурор, принеся славу своему создателю. Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили.
Рядом с гитарой, на полу, валяется раскрытая книга – роман Фаддея Булгарина «Иван Выжигин», говорящая о «духовных запросах» героя. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов. «Гоголь русской живописи» — говорят иногда о Павле Андреевиче Федотове (1815—1852) и это сравнение правомерно. В чем сюжет картины. Первые наброски будущего шедевра появились ещё в начале 1840-х годов. Военных действий никаких, общества нет, чтением, как правило, не увлекались.
Ведь это самая низшая награда, которую только может получить человек на службе. Нам сразу рисуется вся история жизни этого человека. А что потом. На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции».
Судя по всему, это мелкий чиновник, «маленький человек», такой же, как Башмачкин из «Шинели» или Хлестаков из «Ревизора» Н. В. Рисовал он везде — дома и на улице, в департаменте и на рынке Крылов оказался прав — наблюдательность художника, острота его критического взгляда позволяли ему схватывать самую суть события, сатирически изображая неприглядную действительность Художник удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».