Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. / Нет, в светлицу уйду. »46. Ей, ей, за весь успех мой обязан.
Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.
Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле — правда, в кругу незнатных особ. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Для большего не хватало грамотности, связей. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Для большего не хватало грамотности, связей.
В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В комнате переполох — последние приготовления к встрече. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Хозяин, суетливо застегивая сюртук, спешит навстречу гостю. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. А седобородый батюшка-купец.
Подобных вопросов возникает множество. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Стерпится – слюбится. Печалясь о людях, Федотов рассказывал, в каком плохо устроенном мире приходится им жить. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. А он показывает на входящую сваху.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. А дальше можно предполагать. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках».
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Это излюбленный приём Павла Федотова. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола — горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни. Таким образом создается своего рода композиция движения.
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами.
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Всё было естественно и натурально. Прославленный автор Помпеи, уже стареющий и тяжко больной, восторженно рассматривал их. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение.
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Всего на картине изображено восемь персонажей. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности».
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
Муштра, унижения, зуботычины Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. Мать решительно схватила ее за подол. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Сын был гордостью и надеждой семьи. На следующий день его не стало.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова. 58, 3x75, 4.
/ Ой, стыд какой. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Стерпится – слюбится. / По-старинному — в сизом платочке.
Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей.
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Хозяин засуетился поскорее застегнуться.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Зауервейда, пользовался советами К. П. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова».
И здесь – важный момент. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря».
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Вместе с гравером Е. Е. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Рисунки Брюллову понравились. В ней борются противоречивые чувства.
В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Кроме одного. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки».
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Все не столь однозначно с Купцом. / Никогда с ними я не бывала».
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Жених еще за дверью. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.
Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. — стыд какой. Шли годы. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Кошка замывает гостей». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. А там, если помните, никакого туалета.
На столе разная закуска. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Оконченная картина. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Ах, уж эта кулебяка. Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И.
В юности «забрили лоб». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины. Брюллова. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше. Откуда лента здесь взялась. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. И здесь – важный момент.
И все же появление майора вызвало переполох. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. чужой.
Бравый офицер сватается к купеческой дочке. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Жених стоит в дверях и с хитрым прищуром, покручивая ус, осматривает владения купца, подсчитывая свою выгоду от предстоящего брака. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Со слезами на глазах он пожимал руки младшего товарища. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Федотов постоянно и упорно трудился.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк.
Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Ах, уж эта кулебяка. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Сейчас майор переступит порог – и все в комнате изменится, будто на волшебной картинке. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Служанки шушукаются.
– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. Федотов переработал повторение своей картины. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. И зачем. Ж-4521)8910.
Справа, у дверного проёма, подкручивая усы, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57.
Художником показаны многие характерные черты купеческого быта. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
Обе разряжены для приема жениха. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Занявшись всерьёз живописью, сначала готовился в баталисты, но известный баснописец И. Крылов и поддерживавший молодого коллегу К. Брюллов убедили заняться бытовыми сюжетами. Отдали её за другого. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».
Но есть в её наряде некоторое несоответствие традиции, принятой в то время для замужних дам: у неё на голове не чепец, а по-деревенски повязанный платочек. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Крылов. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В юности «забрили лоб».
Кто-то скажет, что перед 8 Марта уместнее разговор о произведении, где героини, например, возвышенны, романтичны. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Только наверняка он «происхождения тёмного». Только наверняка он «происхождения тёмного».
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.
Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Грустная история. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Браки по расчёту вообще самые крепкие. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Смущенная невеста бросилась вон из комнаты.
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Видимо, в псалтырь. Этой минуты давно ждут.
А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». И зачем. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. 5. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
А дальше можно предполагать. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. ассигнациями в месяц».
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Важно подбоченясь, он крутит длинный ус. / По-старинному— в сизом платочке.
Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.