— О., П. А. Федотов (Русский Художественный Листок, 1853 г., 19). Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Когда выставка была открыта для публики известность его быстро распространилась по всему Петербургу. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ).
Такая мысля возникала, видимо и у самого Федотова. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу.
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). в месяц и потребовать от него письменного на это ответа.
И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. — А. Витковский, Воспоминание о П. А. Федотове (Русское Слово, 1862 г., 4, стр. 1—68). Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника.
— В. В. Жерве, К биографии П. А. Федотова (Исторический Вестник, 1901 г., 3, стр. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). — А. Н. Андреев, Живопись и художники, стр.
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью.
Только восемь лет своей жизни отдал Павел Федотов живописи, но и то немногое, что он оставил после себя, справедливо названо Стасовым чистым золотом. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». — Для биографии П. А. Федотова (Москвитянин, 1853 г., т. II, 5, кн.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При содействии местных любителей искусства он устроил в зале художественного класса выставку своих произведений, среди которых, кроме трех картин, бывших на академической выставке в Петербурге, находились рисунки сепией: "Болезнь Фидельки" и "Смерть Фидельки", "Первое утро обманутого молодого", "Житье на чужой счет", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Художник, в надежде на свой талант, женившийся без приданого", "Модный магазин", "Крестины". Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Положение усугубилось-скончался отец.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.
ассигнациями в месяц». Но отказаться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование — решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью в себе. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине Сватовство майора), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. — П. Ге, Павел Андреевич Федотов (Вестник Всемирной Истории, 1901 г., 10, стр. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
У отца его был маленький деревянный домик человек он был бедный, семья была большая и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Нет помощи семьи. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
22). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. Картина Ф. "Сватовство майора" вместе с картинами "Утро чиновника, получившего первый орден" и "Разборчивая невеста" появились на академической выставке 1849 г. Совет Академии Художеств тотчас признал Ф. достойным искомого звания академика. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье старик отец наскоро запахивает свою сибирку ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола.
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. не то, чтоб отбояриться каким-нибудь балычком или головою сахару. » — кажется, так и слышишь громовой голос городничего, когда смотришь эту акварель. V, стр.
Когда ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтобы сын был военным, определил его в Московский кадетский корпус. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля.
И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. 1—23). А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). ассигнациями в месяц».
Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более.
«Взгляните этому чиновнику в лицо. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ).
Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Федотов происходил из семьи отставного прапорщика. В прессе началась травля художника. 122—123. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербурге. К десяти годам он – кадет, в пятнадцать – унтер-офицер, в семнадцать – фельдфебель. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. 176—190). После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844).
Родился в Москве 22 июня 1815 года. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
176—190). Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: Житье на чужой счет, Модный магазин, Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки, Болезнь Фидельки, Смерть Фидельки и т. д. ). Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — Ф. И. Булгаков, Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные, фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: О значении П. А. Федотова и об издании его произведений, статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова.
Скоро Ф. по требованию великого князя представил свою начатую картину для осмотра государю и через некоторое время последовала следующая резолюция: "Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Не без основания роль Ф. в истории русской живописи сопоставляют с ролью Гоголя в истории русской литературы. Художник предпочитал холст или бумагу.
К головным болям и болезни глаз присоединялось нервное расстройство и постоянная бессонница. Абсолютное разорение семьи Федотовых очень сильно на него подействовало и окончательно надломило его здоровье. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Брюллов одобрил художественные опыты Ф., но в то же время поставил ему на вид несовершенство его художественной техники и его немолодой уже возраст и посоветовал не торопиться с окончательным решением.
Назначенным ему государем скромным содержанием, к которому присоединялся незначительный заработок за небольшие заказы, он должен был оплачивать жизнь своих родных в Москве, свою собственную жизнь и расходы, связанные с художественными занятиями. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Обладал живым, общительным и веселым характером, он был в корпусе всеобщим любимцем. В конце 40-х гг. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). 1102—1125). В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.
349—360). В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных.
Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. Академическая выставка1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — О П. А. Федотове (Почтальон, 1902 г., 8). В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал.
— Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. 122—123. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя.
М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Они сильно отзываются влиянием Хогарта. К работам этого рода относится эскиз Мадонна с Младенцем и известная картина Вдовушка. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке».
Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин. На этой картине исполненной с замечательной законченностью акварелью, кроме портрета великого князя, были помещены портреты многих участников встречи. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения.
Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Поставленный таким ответом в затруднительное положение, Ф. решил обратиться за советом к знаменитому К. П. Брюллову. В то же время он не покидал общества товарищей. — Рисунки П. A. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Заказ оказался роковым. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни.
Разборчивая невеста, 1847. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Чтоб поздравление было.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Л., 1985 Загянская город А., П. А. Федотов, М., 1977.
— Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1873 г. (4-й период). В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
Они не похожи на все предыдущие работы художника. Любимыми его предметами были математика и химия. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». В 1833 г. Ф. окончил корпус первым по успехам в науках и был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Был закрыт журнал Современник, в котором он сотрудничал, не увидели свет рисунки художника из Нравственно-критической серии.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. ассигн.
Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. В то же время он не покидал общества товарищей. Он остается без средств к существованию.
Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Решение далось не просто. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приёмами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным.
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего за 3 месяца написал большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Наряду с живописными работами батального характера Ф. делал немало рисунков нравственно-сатирических типов и сцен. Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
М—ф, Павел Андреевич Федотов (Исторический Вестник, 1893 г., 10, стр. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). III).
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
— B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). ассигн. — Русская портретная галерея Мюнстера, том II. Нет чувств, нет желания. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина.
Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. — "Рисунки П. A. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины.
Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. Технические недостатки произведений Ф. имеют, однако, второстепенное значение и не мешают этим произведениям играть видную роль не только в развитии русского искусства, но и вообще русской культурной жизни.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Картина эта называлась Свежий кавалер. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден, а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину Разборчивая невеста. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Наступил самый тяжелый период в его жизни.
ассигнациями в месяц». понимаешь. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Он сочинял романсы и песни исполнял их под аккомпанемент семиструнной гитары, переиначивал на шутливый лад сцены и арии из оперы Руслан и Людмила и разыгрывал представление перед друзьями. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
его грациозное стихотворение Ку-ку). Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.
Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. 1, стр.
(1851—52). — А. Дружинин, Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове, СПб., 1853 г. (в Собрании сочинений, т. VII, СПб., 1865 г. ). — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Началась замкнутая одинокая жизнь. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Однако Федотов не торопился в отставку. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Такая принципиальность художника.
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. — В. Толбин, П. А. Федотов (Пантеон, 1854 г., том XIII, 1, стр. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). еще анкор. ». В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). в месяц». Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.
Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках.
Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой).
Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». — Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове (Семейные Вечера, 1873 г., 6, стр. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Русский художник, представитель бытового жанра. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
245—254). — Несколько слов о П. А. Федотове (Северные Цветы, 1857 г., отд. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Этим же годом датирована акварель изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, за которую сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России.
— Л. К. Дитерихс, "П. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. его стихотворение: К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям).
Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. 1—23). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся являть их друзьям и знакомым. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). 1851).
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
— Маркова, Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице (Иллюстрированная Газета, 1871 г., 1 и 2). А. Заурвейда. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Его высочество за написание сей картины пожаловал будущей знаменитости бриллиантовый перстень. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб.
— "Новости", 1902 г., от 14 ноября. V, стр. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Все имущество отца его (воина екатерининских времен, по выражению П. А. Федотова) заключалось в небольшом домике в Москве, в котором и жило его семейство.
В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. — О., "П. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. XIX в., М., 1973 его же, П. А. Федотов. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста».
Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. 245—254).
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям").
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Князю понравилась акварель и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем. В Москве Ф. встретил не только радушный, но прямо восторженный прием, приобрел себе там много знакомых и друзей. — Е. Б., Заметки для биографии академика Федотова и письмо его (Современник, 1859 г., том LXXVII, 9). — В. Толбин, "П.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. — А. О., Несколько слов о Федотове (Светопись, 1858 г., 12). Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. 21—32). В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Увлечение Ф. произведениями именно этих художников объясняется не сознанным еще в то время им сродством их таланта с его талантом.
Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. 1102—1125). Репутация Ф. как хорошего портретиста все более и более укреплялась и он скоро стал получать заказы от эстампных магазинов Дациаро, Беггрова и т. д. особенно удачным вышел портрет великого князя Михаила Павловича, заказы на который поступали к нему в огромном количестве. В 1826 г. Ф. поступил в число воспитанников 1-го московского кадетского корпуса. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: Сватовство майора, Утро чиновника, получившего первый орден, Разборчивая невеста и другие работы).
Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. — П. Петров, "П. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Между тем мир, открывшийся Федотову в стихосложении, увлекал его не меньше, чем развлекуха красок и гармония линий.
540—543. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.
У него было врожденное стремление к сатире и жанру, однако он избрал себе живопись батальную, так как последняя скорее могла избавить его от тяжелых материальных условий, которыми была обставлена его жизнь. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце, но командировка помешала ему окончить ее. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного.
Однако клетка не пустовала в его рисунках. — Л. К. Дитерихс, П. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность, СПб., 1893 г. (Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова). — П. Петров, П. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен (Северное Сияние, 1862 г., 4). Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи (Автобиографическая заметка П. А. Федотова). То есть эта картина является визитной карточкой художника. 1—68). На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину.
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии.
Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Живопись становится выразителем душевного состояния — тревоги, тоски, подавленности и духовного опустошения. Да так, что он за три месяца создал шедевр. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. 21—32).
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. — П. С. Лебедев, Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове (Русский Инвалид, 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. ассигн. III).
Всё было естественно и натурально. Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». — А. П. Новицкий, История русского искусства, Москва, 1899—1903 гг. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». — B. В. Стасов, 25-летие русского искусства (Вестник Европы). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Родоначальник критического реализма в русской живописи. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. ассигнациями в месяц». — Александр Бенуа, Русская живопись (История живописи в XIX веке издание т-ва Знание), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, Тормазы русского искусства (Вестник Европы). 22). 349—360).
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Почти сразу Гренев умирает., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Картина эта, как не соответствующая характеру таланта Ф., по своим достоинствам значительно уступает его предыдущим крупным работам.
К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. В последние дни своей жизни он пришел в сознание.
Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Художник полностью отдал себя искусству. В Москве его ожидает теплый прием. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием.
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Через год большой князь ещё посетил полк. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II.
С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. В его готовности заводить и поддерживать знакомства немалую роль играла его пытливая и жадная наблюдательность, не упускавшая случая найти себе пищу. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Он навечно остался верен семиструнной подруге – держал в мастерской манекен натурщицы с гитарой в руках.
Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Ему было всего 37 лет. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. В свободное от службы время Федотов играет на гитаре, флейте, пишет стихи, читает классическую и западную литературу, литературу Древней Греции, периодические издания, книги по физике. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
Ср. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. На следующий день его не стало. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849).
Картина была создана в год трагической смерти художника. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Павел стал задумчивым и молчаливым. Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека— все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являласьжанровая живопись.
Все знали его обычную отговорку: Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Федотова называют Гоголем в русской живописи. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Так он прослужил десять лет. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Многие картины остались незавершенными.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. — Л. М. Жемчужников, Воспоминания (Артист, 1893 г., март). — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9).
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу. Но не мог найти того, что мне хотелось.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ).
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». 1, стр. Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст.
В числе сюжетов, занимавших его в это время, особенно привлекала его мысль написать картину изображающую приезд государя в один из институтов. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины Сватовство майора (а может быть и двух других) собственного сочинения. — Иллюстрация, 1861 г., 183, стр.
А. Заурвейда. 540—543. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. — А. И. Сомов, "Павел Андреевич Федотов", СПб., 1878 г. — И. Можайский, "Несколько слов о покойном академике П. А. Федотове" ("Отечественные Записки", 1859 г., том CХХII, отд. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Анкор, еще анкор.
монографию А. И. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника. Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), — рассказывал потом он, — было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представляю место действия в Москве.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Скоро Ф. приобрел репутацию лучшего в корпусе рисовальщика. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. — Новости, 1902 г., от 14 ноября.
В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ).