Как всегда у Федотова, предметный мир играет большое значение в сюжете картины. Павел Андреевич Федотов – великий русский живописец XIX века, основатель критического реализма, чьи картины являются незаменимым источником по истории повседневности «золотого века» отечественной истории. Картины, показанные на выставке, сразу прославили Федотова.
Если в предыдущих картинах Федотов выступает как баснописец, как обличитель, резкий критик, то в этой картине он не только резко критикует существующий порядок жизни, но и глубоко сочувствует героине, скорбит вместе с нею. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Пожалуй, одной из главных жемчужин выставки Федотова в Русском музее является картина «Сватовство майора», написанная в 1848 году.
Картины Павла Федотова – широко известны их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Картины П. Федотова обычно насыщены деталями, которые следует внимательно рассмотреть. В произведениях, созданных Федотовым в последний период его творчества, задачи искусства идеи, сюжеты самих картин меняются.
В годы написания «Вдовушки» Федотов работает над картиной «Лнкор, еще анкор» (1851, ГТГ).
Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Зло и порок не выступают объектами насмешки, Федотов достигает такой степени философского обобщения или мудрости, при которой единственной своей задачей художник видит констатацию трагических жизненных обстоятельств. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Но основным увлечением было все же рисование.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Видимо, она ещё не привыкла к лицемерию и фальши, вот таким образом и ведет себя натуральнее всех.
Анкор, еще анкор. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Известен афоризм художника, связанный с «Игроками»: «Они убивают время, пока время не добьет их».
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Старик отгораживается от нас листом бумаги, одновременно скрывая пламя горящей свечи. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Работы, выполненные Федотовым в середине 1840-х годов, подчеркнуто повествовательны, назидательны, понятны самой широкой аудитории.
После Петербурга их показали в Москве также с большим успехом. Продвижение по службе проходило быстро: в 1833 г. он уже имел первый офицерский чин. Он ведь и сам был «маленьким» человеком, сам терпеливо поднимался по социальной лестнице. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Конечно, сваха своё дело уже сделала и исход дела ясен, но ведь предстоит торг и здесь надо сохранить лицо. Пока майор накручивает ус в соседней комнате, сваха идет к отцу семейства с сообщением о результате переговоров с женихом.
Зрителю оно передаётся. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Прекратились заказы, художник бедствовал. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. П. А. Федотов подытожил развитие т. н.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Тщеславие, жизнь напоказ, враньё – эти явления были знакомы Федотову и вызывали у него чувство неприязни. П. Федотов.
Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Художник обратился к портретной живописи, а затем к драматическим произведениям. В портретной раме на комоде должен быть портрет покойного мужа, но Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире. Как резюмировал Д. В. Сарабья- нов, «Федотов вывел русский жанр из тихой созерцательности бидермайера». Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице.
Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.
Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Наступил самый тяжелый период в его жизни. П. Федотов «Вдовушка» (второй вариант, 1851-1852). Девушка изображена за игрой на клавесине. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
И вот майор приходит в купеческий дом с предложением руки и сердца. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Глубокое одиночество словно заточенного в этой душной избе человека создают ощущение полной безнадежности, безысходной тоски. Всё имущество уже опечатано за долги, опечатана и дверь.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Композиция этой картины довольно сложная, множество изображённых предметов и деталей требуют внимательного рассмотрения, только в этом случае идея произведения станет вполне ясной. Сам автор описал свою картину так: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Поздние работы — особая глава творчества П. Федотова. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Анкор, ещё анкор.
Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. В прессе началась травля художника.
Но она показывает ему его единственную обувь – протёртый до дыр сапог. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. За долги семья вынуждена была продать дом.
Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку изломалась на постоянной карикатуре. Но случайно его сатирические бытовые зарисовки увидел баснописец И. А. Особое место в творческом наследии раннего Федотова занимает «батальный жанр мирного времени» — акварели, посвященные не битвам и боевым триумфам, а будням полковых маневров: например, «Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка (Установка офицерской палатки)» (1843, ГРМ). Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Положение усугубилось-скончался отец. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
1850, ГРМ), который принадлежит к позднему этапу творчества художника. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. ассигнациями в месяц». Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. В 11 лет будущий художник был принят в Московский кадетский корпус и к 1833 году, став лучшим на курсе, окончил его в чине прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка, после чего переехал в Петербург. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу.
Свежий кавалер. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Застали и что. Картина изображает момент, когда хозяин застигнут врасплох непрошеным гостем.
Утро. Это преамбула. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Наденьку Жданович художник рисовал ещё в детстве и уже тогда понял её характер, естественную женственность, чувство собственного достоинства, ум. Содержание его ранних картин (а особенно упомянутых сепий) могло быть полностью объяснено словами.
П. Федотов «Сватовство майора» (1848). После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Рядом с ним не было друзей, кроме его верного денщика Коршунова. Только комод и те вещи, что на нём, – единственное, что ей осталось от прошлой её жизни.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. В этих поощрявшихся армейским начальством композициях особенно проявлялась «недостойная» профессионального живописца, дилетантская заинтересованность Федотова окружающей повседневностью, которая определила впоследствии самобытность и новаторство его искусства. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Портрет Надежды Петровны Жданович (в замужестве Вернер) за клавесином (1849-1850). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ).
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Показательно, что все три работы Федотова были снабжены стихотворными, близкими к народной культуре аннотациями это знаменует момент капитуляции визуальной изобразительности перед литературной повествовательностью. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Ее предмет — это частное, фрагменты бытовой реальности, ставшие объектом иронии и сатиры. Анкор, еще анкор. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. От карандашной графики, примером которой может служить «Портрет поручика П. Е. Львова» (1846, ГРМ), Федотов обращается к модному тогда акварельному портрету. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Кадровый военный (офицер лейб-гвардии Финляндского полка), он начинал свой путь в искусстве как любитель, работая в различных графических техниках и акварели и не рискуя обратиться к «профессиональному» масляному письму. Если в «Свежем кавалере» и подобных произведениях зло было предъявлено в лице тех или иных персонажей — носителей порока, то «Вдовушка» намекает на существование некоего метафизического зла, несправедливости человеческого бытия вообще, по сравнению с которыми меркнут все социальные трудности. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Жил очень скромно. Как военного, его особенно привлекал батальный жанр. Сама идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни.
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Художник предпочитал холст или бумагу. Программа такого искусства не предполагала стремления к историософским обобщениям. Самые последние произведения Федотова — картина «Игроки» (1851, Киевский музей русского искусства) и серия рисунков к ней. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры, личного счастья и благополучия.
Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Предыстория сюжета типична для того времени и может быть примерно такой: армейский офицер (майор) отслужил своё и готов уйти в отставку. Но судьба не была благосклонна к нему. Такая принципиальность художника. Холст, масло, 24, 5 х 19, 2 см.
Возможно, где-то в глубине души он понимает этого чиновника, может быть, даже сочувствует ему, но сатира всё-таки налицо. Последующие картины Федотова («Разборчивая невеста» и «Сватовство майора») имели большой успех. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. На ней официальные лица грели сургуч. Не стало и богатства федотовских красок.
Только над ней он и может вознестись. Почти сразу Гренев умирает. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Люди, чей облик искажен гротескными деформациями, в этой сцене не столько «игроки», сколько — игрушки в руках некой надчеловеческой силы: социальная критика сменяется у Федотова мрачноватой мистикой.
Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. Её нарядили в совсем не подобающее для этого случая бальное платье с открытыми плечами.
Вершиной федотовского портретизма признан «Портрет Н. П. Жданович за клавесином» (ок. Картина имела большой успех на выставке.
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Среди источников — сатирическая графика (в том числе, французская и особенно английская), русский лубок, «малые голландцы». На академической выставке 1848 года были представлены три живописных произведения Федотова, снискавшие ошеломляющий успех у публики: «Свежий кавалер» (1846, ГТГ), «Разборчивая невеста» (1847, ГТГ) и «Сватовство майора» (1848, ГТГ). А сейчас она воспитанница Института благородных девиц. Почему дочь бежит. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Но не мог найти того, что мне хотелось. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Он смешон унизительно, во всём убожестве своих амбиций. Федотов хорошо знал этот тип людей.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Лишь к 70-м появится стремление возвратиться к утраченной объективности.
Заказ оказался роковым. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. «малого жанра», развитого фламандцами и голландцами в XVII веке, культивировавшегося в европейском искусстве на протяжении XVIII и начале XIX столетия и потому значение его выходит за рамки национальной культуры. Картина была создана в год трагической смерти художника. Так была фактически подготовлена почва для критического направления реалистов 60-х годов.
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Федотов только наполнил эти пустынные комнаты шумом бытовой суеты, людскими страстями и действиями. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. «натуральной школы». Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Этот счастливый майор, конечно.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Она внутренне сосредоточена и серьезна.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Конфликт, бурное действие в данном случае вынесены за рамки изображения. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Да и герой картины не очень достоин насмешки. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Так он прослужил десять лет. Картина эта называлась Свежий кавалер. В январе 1834 г. в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет.
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. П. Федотов «Завтрак аристократа» («Не в пору гость»).
Холст, масло, 62 х 47 см. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Появляются и другие темы. 1849-1850. Жизнь Федотова кончилась трагически.
П. Федотов. 40, 1 х 32, 2 см. П. Федотов «Свежий кавалер» (1846). Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Федотов вводит в портрет действие, которое позволяет создать эффект большой пространственной глубины (за счет сложного поворота модели), а также необыкновенно усложнить психологическую драматургию произведения (за счет прерванности действия). Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Автопортрет (1848). Основоположником бытового жанра нового типа стал Павел Андреевич Федотов (1815—1852).
А сюжет разворачивается в картине. Майора мы видим в дверном проёме. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. На следующий день его не стало.
Всё было естественно и натурально. 1850, ГРМ), в котором органично сливается собственно портретная и жанровая составляющие. Нет помощи семьи.
В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Последовательность стилей и направлений как будто обращается вспять и «домашний» бидермайер поглощается внезапно воскресшим романтизмом. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ). Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Запрещены были и литографии с его картин.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в бедной семье титулярного советника, бывшего суворовского солдата. С 11 лет воспитывался в Первом Московском кадетском корпусе, где проявил хорошие способности, окончил курс с отличием. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
И аристократ, заслышав шаги гостя, прячет этот кусок под раскрытой книгой. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Он остается без средств к существованию.
Именно портрет служил для Федотова школой освоения живописных техник. Здесь каждый образ, в том числе и образ кошки, наполнен содержанием. Так же основательно написана и картина «Завтрак аристократа». Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. нередко в стихотворной форме. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
П. Федотов «П. А. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Из ряда портретных работ Федотова выбивается посмертный «Портрет Е. Г. Флуга» (ок.
Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще.
Нет чувств, нет желания. Холст, масло. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Из-за долгов он продал родительский дом. Но работа продолжалась.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Картина «Анкор, ещё анкор. » – одна из последних работ Федотова. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Пустые рамы на стене — красноречивый символ опустошенности, бессмысленности бытия персонажей, сродни утомительному бездействию в картине «Анкор, еще анкор».
Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Рядом гитара. Ему было всего 37 лет.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Раннее творчество Федотова представлено карикатурами, например, «Как хорошо иметь в роте портных» (1835, ГРМ), дружескими шаржами, жанровыми сценками, напоминающими работы венециановской школы, например, «Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой)» (1837, ГТГ). Это была картина «Свежий кавалер» («Утро чиновника, получившего первый орден»). Искусство Федотова свидетельствует о его обширной художественной эрудиции. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Здесь поднята тема бессмысленности жизни: «люди – жертвы пустого времени».
Томясь отчаянной скукой, лёжа на кушетке, он заставляет своего пуделя перепрыгивать через палку под монотонные команды анкор, что по-французски означает ещё. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. -- сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. В Свежем кавалере.
Результатом этого явилась потеря художником былой популярности. Холст, масло, 58, 3 х 75, 4 см.
А завтрак в сущности состоит только из куска хлеба. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Сюжет картины – бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности, как в Свежем кавалере, но со своим подтекстомОн написал об этом: Целый год изучал я одно лицо а чего мне стоили другие. 48, 2 42, 5 см. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
к. сам служил), мещан. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Отец волнуется меньше всех, он уверен в качестве своего «товара» и довольно улыбается. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Однако явление П. Федотова не только замыкает историю русской живописи первой половины XIX века, но и предвосхищает новые этапы в искусстве, открывшиеся 1860-ми годами, когда были подхвачены обличительные интонации его ранних жанровых работ, таких, например, как «Свежий кавалер». Творческая судьба П. Федотова была нетипичной для его времени. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Идея этой картины зародилась у художника во время горьких размышлений над судьбой сестры, которая потеряла мужа.
Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Художник Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский. Однако выход есть: жениться на богатой женщине – купеческой дочке с хорошим приданым. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку» (1840).
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Решение далось не просто.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). После смерти отца положение стало ещё тяжелее: прибавились заботы о семье. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. «Вдовушка», сохранившаяся в пяти вариантах, разительно отличается от ранних жанровых картин Федотова. На первый взгляд картина как картина.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Во время службы в полку молодой офицер посещал вечерние уроки рисования в Академии художеств, это занятие привлекало его с детства. В 1844 г. Федотов решил оставить военную службу, чтобы полностью посвятить себя живописи. Исполненные бытовой сатиры сюжеты находят у Федотова претворение сначала в сепиях «Следствие кончины Фидельки», «Первое утро обманутого молодого» (все — 1844, ГТГ) и др. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Но когда тужатся казаться чем-то, не имея на это никаких оснований, это вызывает только неприязнь, отчуждение. «Маленький» человек кичится перед ещё более «маленьким» человеком – кухаркой. Холст, масло, 51 x 42 cм.
Вскоре художник, наконец, решается обратиться к живописи. Он работал лихорадочно быстро. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Однако искусство Федотова развивалось своим путем.
В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Он изобразил её за фортепьяно, с той же серьёзностью во взгляде, с лёгкой улыбкой на губах. Надежда Петровна Жданович сохранила многие работы Федотова, автографы его стихотворений, рисунки, которые во время Первой мировой войны передала в Русский музей. Среди полотен П. Федотова с драматическим сюжетом выделяется «Вдовушка».
Однако уже в «Портрете Н. П. Жданович в детстве» (1846— 1847, ГРМ) наличествуют признаки, радикально отличающие его от легкого акварельного шедевра в духе К. Брюллова. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Но состояния у него нет, поместья тоже, ничего хорошего в жизни ему уже не светит. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Бумага, акварель, графитный карандаш, 27. 8 х 33. 6 см. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Он в мундире, при сабле и треугольной шляпе, в сиянии эполет.
В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Бумага, акварель, тушь, перо. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере».
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Многие картины остались незавершенными. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Появились статьи, в которых живопись Федотова называли «временной» и «злобной», «нехристианской».
Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.