Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербурге. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. На первый взгляд картина как картина.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Во все продолжение выставки толпа зрителей толкалась и жалась перед этими произведениями всякому хотелось вдоволь налюбоваться невиданными дотоле в русской живописи изображениями, целиком выхваченными из жизни, полными мысли и здорового юмора, написанными с крайней добросовестностью, понятными для всех и каждого в кругу художников на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу повсюду, от аристократической гостиной и до каморки рыночного торговца, только и было толков, что о работах новоявленного жанриста. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. — Ф. И. Булгаков, Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные, фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: О значении П. А. Федотова и об издании его произведений, статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик).
Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.
Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Разборчивая невеста, 1847. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник.
— А. Витковский, Воспоминание о П. А. Федотове (Русское Слово, 1862 г., 4, стр.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.
Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Родоначальник юмористического жанра в русской живописи.
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше.
Такая принципиальность художника. Родился он 4 июля 1815 года в большой и небогатой семье, его отец был титулярным советником, а мать – домохозяйкой. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего за 3 месяца написал большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
А. Заурвейда. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой).
Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине Сватовство майора), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. III). Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя».
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Свежий кавалер. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Господствуют мрачные, красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего какой-то зловещий оттенок. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
На ней официальные лица грели сургуч. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: Сватовство майора, Утро чиновника, получившего первый орден, Разборчивая невеста и другие работы). Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность.
Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. 1, стр. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись.
Поставленный таким ответом в затруднительное положение, Ф. решил обратиться за советом к знаменитому К. П. Брюллову. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. — B. В. Стасов, 25-летие русского искусства (Вестник Европы). Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В связи с этим решением он задумал большую и сложную картину: Прибытие дворцового гренадера в свою бывшую роту Финляндского полка эта картина, которую Ф. намерен был написать акварелью, так и осталась, однако, ненаписанной и дело ограничилось лишь сочинением рисунка для нее.
В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова.
Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский художник Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству. Федотов погоголевски высмеял тупую спесь и цинизм чиновничьего общества. В качестве тенора-солиста Ф. участвовал в хоре корпусных певчих познакомившись с нотами, он почти без посторонней помощи выучился играть на фортепиано. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). — Маркова, Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице (Иллюстрированная Газета, 1871 г., 1 и 2).
В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя). Москвичи встретили земляка со свойственным им радушием.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный. Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см.
в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Свежий кавалер. ассигнациями в месяц».
Федотова называют Гоголем в русской живописи. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В течение следующих двух лет были созданы картины «Разборчиваяневеста» (1847 г. ) и «Сватовство майора» (1848 г. ), которыеэкспонировались в 1849 г. на выставке в Академии художеств. Достоверность, тонкий юмор, яркая выразительность привлекли вниманиепосетителей и автор сразу прославился. В те же годы Федотов подрабатывал иллюстратором в журнале«Современник» (сатирические зарисовки «Начальник и подчинённые», «Квартальный и извозчик», «Озябшие и продрогшие»). «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Они сильно отзываются влиянием Хогарта.
Федотов часто посещает Эрмитаж, его привлекают творения Дау, Остаде, Брауэра, чьи картины были наполнены деталями и раскрывали быт, повседневную жизнь простых обывателей. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
У отца его был маленький деревянный домик человек он был бедный, семья была большая и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Ср.
— А. Дружинин, Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове, СПб., 1853 г. (в Собрании сочинений, т. VII, СПб., 1865 г. ). Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 гг.
— В. Толбин, П. А. Федотов (Пантеон, 1854 г., том XIII, 1, стр. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа.
Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. написал картину «Вдовушка». жанра. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Ему было всего 37 лет.
Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Они не похожи на все предыдущие работы художника. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. В раннем детстве воспитанием Ф. никто особенно не занимался, он рос почти без призора, но, благодаря его природной честности, доброте и уму, это не повлияло дурно на его умственное и нравственное развитие.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб.
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Как то летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили шумной овацией. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. 21—32). Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
9 Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого характера духовной насыщенностью образов. В 1833 г. Ф. окончил корпус первым по успехам в науках и был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине "Анкор, еще, анкор. Наступил самый тяжелый период в его жизни. — П. Петров, П. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен (Северное Сияние, 1862 г., 4). Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден, а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину Разборчивая невеста. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал.
Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Но основным увлечением было все же рисование.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. И тут приходит письмо от известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера. Утро. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Все имущество отца его (воина екатерининских времен, по выражению П. А. Федотова) заключалось в небольшом домике в Москве, в котором и жило его семейство. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. ассигн.
Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. 7). Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов — эта чисто славянская лениво-мощная натура. Одушевленный горячим пламенем веры в добро, он не придавал никакого значения внешности обстановки своей жизни. Они сильно отзываются влиянием Гогарта. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку.
Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце, но командировка помешала ему окончить ее.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — Русская портретная галерея Мюнстера, том II. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой.
(В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).
— Л. М. Жемчужников, Воспоминания (Артист, 1893 г., март). Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии.
Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Ф. делал опыты работ высокодраматического и фантастического характера, причем пробовал подражать в них приемам исторических живописцев, но эти опыты были неудачны, так как не согласовались с характером таланта художника. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Года через три-четыре службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств, где, усердно рисуя с гипсовых моделей глаза, носы, уши, «следки» и пр., старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободною и послушною передаче видимой природы. Художник полностью отдал себя искусству. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, вот таким образом ему необходимо было много работать над собой. — О П. А. Федотове (Почтальон, 1902 г., 8). Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг.
" () (рис. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. ассигнациями в месяц». В Москве его ожидает теплый прием.
Русский художник, представитель бытового жанра. Заказ оказался роковым. М—ф, Павел Андреевич Федотов (Исторический Вестник, 1893 г., 10, стр. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. 1—23). Но лучше всего ему удавались жанровые сценки.
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. Анкор, еще анкор. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Картина эта была готова к академической выставке 1849 г., на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Художник предпочитал холст или бумагу. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. (1851—52).
Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.
— Несколько слов о П. А. Федотове (Северные Цветы, 1857 г., отд. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
5), "Анкор, еще, анкор. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных.
Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. — Иллюстрация, 1861 г., 183, стр. Застали и что. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию.
В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург)— русский художник и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
176—190). 6), "Вдовушка" (1851) (рис.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». 22). Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. В 11 лет будущий художник был принят в Московский кадетский корпус и к 1833 году, став лучшим на курсе, окончил его в чине прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка, после чего переехал в Петербург. в месяц». На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. — О., П. А. Федотов (Русский Художественный Листок, 1853 г., 19).
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. к. сам служил), мещан. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Усиленные занятия, а также постоянная тревога за участь своих родных губительно действовали на здоровье Ф. Уже вскоре после приезда из Москвы он стал обнаруживать первые признаки душевной болезни, сведшей его через два с лишним года в могилу.
Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии.
Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины Сватовство майора (а может быть и двух других) собственного сочинения. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. V, стр.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Нет помощи семьи. П. П. 7 Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» (рис. 4) и денежное пособие для её исполнения.
Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. ассигнациями в месяц». И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: Житье на чужой счет, Модный магазин, Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки, Болезнь Фидельки, Смерть Фидельки и т. д. ).
Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». А. Заурвейда. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. В частных, мелких фактах художник раскрывал большие социальные конфликты.
— Новости, 1902 г., от 14 ноября. Началась замкнутая одинокая жизнь. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
ассигн. К работам этого рода относится эскиз Мадонна с Младенцем и известная картина Вдовушка.
Исчез не только характерный для художника повествовательный сюжет, но его традиционный интерес к окружающим предметам. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Он остается без средств к существованию.
В последние дни своей жизни он пришел в сознание. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ.
122—123. Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». 1—68). Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
— П. Ге, Павел Андреевич Федотов (Вестник Всемирной Истории, 1901 г., 10, стр. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
— Е. Б., Заметки для биографии академика Федотова и письмо его (Современник, 1859 г., том LXXVII, 9). Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. В то же время он не покидал общества товарищей. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. — Л. К. Дитерихс, П. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность, СПб., 1893 г. (Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова). Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.
Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Нет чувств, нет желания. Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), — рассказывал потом он, — было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представляю место действия в Москве.
540—543. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет.
Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. На следующий день его не стало. Многие картины остались незавершенными. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку.
245—254). Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент— истолкование явлений светлых и отрадных. — П. С. Лебедев, Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове (Русский Инвалид, 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Решение далось не просто.
Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды". Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. ассигн. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены.
— Александр Бенуа, Русская живопись (История живописи в XIX веке издание т-ва Знание), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, Тормазы русского искусства (Вестник Европы). — В. В. Жерве, К биографии П. А. Федотова (Исторический Вестник, 1901 г., 3, стр. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов.
Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. В конце 40-х гг. — А. Н. Андреев, Живопись и художники, стр.
Завтрак аристократа, 1851 Третьяковская галерея, МоскваСвежий кавалер, 1848 Третьяковская галерея, Москва Сватовство майора, 1848 Третьяковская галерея, МоскваРазборчивая невеста, 1847 Третьяковская галерея, Москва Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князяМихаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин иэстампов. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. монографию А. И. Сомова «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Булгакова «Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). По совету некоторых воспитанников Академии Художеств он стал посещать вечерние рисовальные классы Академии, где ему пришлось начать учиться с азбуки искусства — рисования ушей, носов, рук и т. д. К своим занятиям в Академии Ф. относился чрезвычайно добросовестно и не начинал более трудного рисунка, не усвоив себе в совершенстве более легкого. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил Сватовство майора и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен.
Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Центральные работы этого периода – "Игроки" (1852) (рис.
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Скоро Ф. приобрел репутацию лучшего в корпусе рисовальщика. Крылов, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно жанром. К головным болям и болезни глаз присоединялось нервное расстройство и постоянная бессонница.
— Для биографии П. А. Федотова (Москвитянин, 1853 г., т. II, 5, кн. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. еще анкор. ».
В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа.
1851). В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
— Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1873 г. (4-й период). Картина эта была готова к академической выставке 1849 г., на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Не стало и богатства федотовских красок. 1102—1125).
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Анкор, ещё анкор. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Любимыми его предметами были математика и химия.
Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. — П. Н. Петров, Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования, СПб., 1864—1867 гг. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ).
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Но не мог найти того, что мне хотелось. что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. его стихотворение: К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям).
Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. — Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове (Семейные Вечера, 1873 г., 6, стр. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. Обладал живым, общительным и веселым характером, он был в корпусе всеобщим любимцем. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
После поездки вМоскву в 1850 г. в творчестве художника наступил кризис, спровоцированный постоянными денежными неурядицами и участившимисянападками цензуры. В его последних произведениях «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор. » и«Игроки» (все 1850—1852 гг. ) можно почувствовать душевный надлом. В апреле 1852 г. Федотова поразила тяжёлая психическая болезнь, откоторой он так и не сумел оправиться. Умер 26 ноября 1852 г. в Петербурге. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи (Автобиографическая заметка П. А. Федотова). Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Так он прослужил десять лет. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Родоначальник критического реализма в русской живописи. Ср.
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. в месяц». Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
Картина эта, как не соответствующая характеру таланта Ф., по своим достоинствам значительно уступает его предыдущим крупным работам. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. ассигнациями в месяц». Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. В 1826 г. Ф. поступил в число воспитанников 1-го московского кадетского корпуса. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. 349—360).
— А. О., Несколько слов о Федотове (Светопись, 1858 г., 12). Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. монографию А. И.
Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку изломалась на постоянной карикатуре.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Назначенным ему государем скромным содержанием, к которому присоединялся незначительный заработок за небольшие заказы, он должен был оплачивать жизнь своих родных в Москве, свою собственную жизнь и расходы, связанные с художественными занятиями. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).
Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом.
К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Всё было естественно и натурально.
Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Картина была создана в год трагической смерти художника.
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 г. написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Положение усугубилось-скончался отец. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. — Рисунки П. A. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Не явись Федотов — русская живопись, быть может, ещё долго не обратилась бы от школьных измышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Художник переезжает на Васильевский остров в маленький домик, где живет со своим верным другом Коршуновым и поступает в Академию художеств.
По прошествии четырех лет службы Федотов начинает посещать вечерние курсы рисования Академии художеств. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. его грациозное стихотворение Ку-ку). Федотов Павел Картины и биография Павла Федотова Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. — А. П. Новицкий, История русского искусства, Москва, 1899—1903 гг.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. В прессе началась травля художника. ".
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Таков ряд набросков изображающий Жизнь гениального живописца, которая начинается появлением звезды, возвышающей его рождение. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Павел стал задумчивым и молчаливым.
Почти сразу Гренев умирает. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма.