В 1826 отдан в Первый Московский кадетский корпус. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб.
Одновременно посещал рисовальные классы ИАХ. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании капитана, поселился на Васильевском острове.
В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. В полку Федотов служил прилежно, способности к рисованию обеспечивали ему популярность как у товарищей, так и у начальства. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека.
Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834-1844). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
В свободное от службы время Федотов играет на гитаре, флейте, пишет стихи, читает классическую и западную литературу, литературу Древней Греции, периодические издания, книги по физике. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату.
В творчестве Федотова существовали два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. Благодаря Федотову, его критическому отношению к действительности жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной значимости. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество.
., например, продиктована характером замысла. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Этою наградой, по словам Федотова, окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Оно вызывало желание воздействовать на нравы в сепиях, оно порождало печальные размышления о суетности мира в Завтраке аристократа (Не в пору гость, 1849-50), оно же явилось источником внутреннего конфликта Вдовушки (три варианта, 1851-52). Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. к. сам служил), мещан.
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Павел стал задумчивым и молчаливым. Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией.
Ситуация в Свежем кавалере воспринята еще достаточно буквально.
В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова стал усиленно работать. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.
Пустые рамы в Игроках (1852) — знак такой же пустоты человеческого сознания, в котором подавлено достоинство и убита всякая мысль.
Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. (1850-1851) и Игроки (1852).
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Едва ли какой-либо русский художник до Федотова (и немногие после него) предстает перед нами в своей человеческой сущности столь искренне и столь драматически. Его детство прошло в бедности и постоянной нужде.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Особое место среди этих портретов занимает портрет Е. Г. Флуга (посмертный, 1850). Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. В. В.
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова. Сила воздействия, сила экспрессии в этих рисунках огромна. Люди в них всегда естественны, чистосердечны, внутренне ясны.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой).
Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. Когда Андрей Илларионович выходил в отставку, ему было пожаловано дворянство и чин поручика, однако это не смогло уберечь его от бедности.
И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины.
(В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. На этом пути картины Федотова становятся все более метафоричными. Последнему произведению посвятил сатирические поэмы «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» и «Рацея» (Объяснение картины «Сватовство майора»).
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Они не похожи на все предыдущие работы художника.
Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848).
Сватовство майора принесло Федотову успех, которого он так долго ждал. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Такой же деликатностью отличаются и портреты Федотова.
Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский художник Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. На следующий день его не стало.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Вошел в круг литераторов журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым. Родоначальник критического реализма в русской живописи. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе.
С 1846 начал работать в технике масляной живописи. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). в месяц». Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848) и денежное пособие для ее исполнения. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя.
Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Но интересует уже не только как стороннего наблюдателя. С 1834 служил в Петербурге. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча.
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства. Знаменитый русский критик В. В. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Художник полностью отдал себя искусству.
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. А. Заурвейда., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. (1851 — 52). Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Павел Андреевич Федотов часто изображал самого себя в придуманном им мире. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Искусство Федотова тесно граничит с самой атмосферой сороковых годов. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик).
Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. В 1848 за картину «Разборчивая невеста» был удостоен звания «назначенного» в академики. В. В. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. С 1844 в творчестве художника начался новый этап. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику. Силы не выдерживают.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью баталическую живопись как такую отрасль искусства, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования».
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». В конце 40-х годов Россию охватила реакция. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Во Вдовушке же сатира окончательно исчезает.
В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. В Москве его ожидает теплый прием.
Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Здесь о гармонии не может быть и речи. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. С ранних лет он предавался созерцанию. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд».
В работах, которые относятся к первому направлению и ограничиваются рисунками и эскизными набросками, чувствуется сильное влияние Гогарта. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. еще анкор. ».
Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»).
Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приёмами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Почти все вещи осквернены казённым сургучом.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Затем принялся за композицию Возвращение институтки в родительский дом, вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: Приезд государя в патриотический институт, оставшимся также разработанным только наполовину. Не стало и богатства федотовских красок. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Павел Андреевич, посвятивший свое творчество бытовому жанру, являлся одним из первых русских художников, глубоко отражавших действительность в русском искусстве. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Эти портреты всегда бывали очень похожими. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства. Наступил самый тяжелый период в жизни художника. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Приходилось, отложив на неопределенный срок новые композиции, добывать деньги менее серьезными работами: дешевыми портретами и копированием своих произведений.
Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». На ней официальные лица грели сургуч. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. ассигн. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова.
В 1849 представил на очередную академическую выставку три свои работы — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Федотов писал впоследствии: Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляет.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. В основном это портреты семьи Жданович, лучший из них — портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849).
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. 1851). Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Любое проявление критической мысли преследовалось.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. основной фонд моего дарования. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги.
Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях. Многому бы народ научил, да цензура мешает – писал художник в те годы. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Решившись на отказ от военной карьеры, от обеспеченного положения, он обрекал себя на полуголодное существование.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
Стасов писал: Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию.
В 1851-1852 гг. В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенстве овладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытию замысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ).
Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы передать красоту природы на чистый холст. В Сватовстве майора (1848) всеобщее притворство объединяет сцену единым лейтмотивом имеющим, конечно, более широкий смысл. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом.
ассигнациями в месяц». Всё было естественно и натурально. Довольно бросить беглый взгляд на совокупность произведений этого замечательного художника, чтобы распознать в них два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Но улучшения не наступило. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. ассигнациями в месяц». Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
Анкор, ещё анкор. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Порожденное этим временем, оно стало и обвинением его.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Жданович (1849).
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Жизнь в полку была трудной, а здоровье – слабым. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. В том же году за картину «Сватовство майора» избран академиком бытовой живописи.
В конце 40-х гг. Свежий кавалер. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста».
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд. Родился в семье чиновника Московской управы благочиния А. И. Федотова, в 1819 получившего дворянское звание. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант.
Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. То есть эта картина является визитной карточкой художника. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Разборчивая невеста, 1847. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Началась замкнутая одинокая жизнь. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно.
Федотова называют Гоголем в русской живописи. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика.
Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. (1851—52).
И все-таки его искусство глубоко индивидуально. Несмотря на это, болезнь прогрессировала и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.