Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. ассигнациями в месяц». Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. На следующий день его не стало. Утро.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Вероятно, он около них не озяб». Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Застали и что. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Девушка изображена за игрой на клавесине. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Анкор, еще анкор. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
Но основным увлечением было все же рисование. Картина имела большой успех на выставке. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Рядом гитара. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Слава оказалась мимолетной, она не принесла художнику ни ощутимых перемен в его жизни, ни благосостояния.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. На первый взгляд картина как картина.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. Федотов постепенно терял покровителей. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Да так, что он за три месяца создал шедевр. Написано полотно было под влиянием фельетона, автором которого, как выяснилось позже, был И. Гончаров. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Этот счастливый майор, конечно.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Всё было естественно и натурально.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин1. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.