Ему было всего 37 лет. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Господствуют мрачные, красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего какой-то зловещий оттенок.
В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину Встреча великого князя, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными.
— "Новости", 1902 г., от 14 ноября. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
245—254). Утро. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд».
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Ужасная нищета подтолкнула Федотова к тому, что он начал писать копии собственных картин. Разборчивая невеста, 1847. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха.
— "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Печальная развязка наступила быстро.
Он остается без средств к существованию. Не явись Федотов – русская живопись, быть может, еще долго не обратилась бы от школьных измышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. 1—23).
Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
В11лет онпопал вКадетский корпус, который окончил сотличием. 1, стр. Художник родился в небогатой московской семье 4 июля 1815 года. — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству.
ассигн. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Застали и что. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. 1102—1125). Выйдя из полка, Федотов стал заново устраивать свою жизнь.
Ф. стал посещать классы профессора батальной живописи Зауервейда, у которого стал изучать анатомию и движения лошади. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. На следующий день его не стало. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
С уверенностью можно говорить о том, что между 1910 и 1915годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуральных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Самые оригинальные и известные – В. В. Валентин РЯБОВ, арт-критик. n «Художник Сергей ФЕДОТОВ.
Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. В Москве его ожидает теплый прием. 22). Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. За короткий период, который ему оставался, Федотов создал множество живописных произведений, рисунков, стихотворений.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. В своих карандашных работах, общее число которых трудно установить, но, во всяком случае, оно очень значительно, Ф. следует приемам французских рисовальщиков, особенно Гаварни отличаясь также некоторыми техническими недостатками, эти рисунки являются блестящими по уменью художника ясно выразить в рисунке свою мысль, по живой передаче типов и выразительности лиц.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Именно здесь начинался будущий художник, о чем Федотов напишет в своих воспоминаниях: «Все, что вы видите в моих картинах, было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве»., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой».
С 1834 служил в Петербурге. Персональная выставка в ЦДХ (июнь, Москва). n2005: Персональная выставка в ЦДХ (декабрь, Москва). n2006: Коллективная выставка в музее Колодзей Арт Фаундейшн (апрель, Хайланд-Парк, Нью-Джерси, США). n2006: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 1. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
V, стр. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию.
В том же году за картину «Сватовство майора» избран академиком бытовой живописи. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. 349—360). Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Началась замкнутая одинокая жизнь. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Любое проявление критической мысли преследовалось: запрещены литографии с его картин, все заказы были аннулированы. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Но не мог найти того, что мне хотелось. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату.
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. — "Рисунки П. A. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. При всей содержательности и концептуальности творчество Федотова поражает своей экспрессией и масштабностью. nnКажущаяся беспредметность в его работах соседствует с глубокой философией, необузданное буйство красок – с хрупкостью образа, широта и импульсивность мазка – с оригинальностью прорисовок. Художник предпочитал холст или бумагу. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
III). 1—68). — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). (Los Angeles, USA). n2013, Март: Выставка художника Сергея Федотова на открытии «Художественного центра на Саввинской».
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку.
— П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Персональная выставка в ЦДХ (октябрь, Москва). n2002: Коллективная выставка Арт-Манеж (декабрь, Москва). n2003: Коллективная выставка Арт-Cалон в ЦДХ, (март, Москва). n2005: Коллективная выставка, Галерея «Ombres et lumires» (май, Париж). Федотов не придавал большого значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым.
Майами, США. n2012, Март: Участие в международных выставках: «ART NAPLES» (23 – 26 марта) и Sea Fair «SARASOTA» (30 марта – 2 апреля), США. n2013, Январь: Участие в международной выставке "MIAMI SEA FAIR 2013". Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям").
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Только восемь лет своей жизни отдал Павел Федотов живописи, но и то немногое, что он оставил после себя, справедливо названо Стасовым чистым золотом. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Георгий Васильевич Гринев заказывает Павлу Федотову портрет своей жены, небольшой, для своего кабинета. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. С 1846 начал работать в технике масляной живописи. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Многие картины остались незавершенными. В 1849 представил на очередную академическую выставку три свои работы — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844).
Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. 21—32). Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Исчез не только характерный для художника повествовательный сюжет, но его традиционный интерес к окружающим предметам. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Положение усугубилось-скончался отец. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. ассигнациями в месяц».
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г Сватовство Майора.
Павел Федотов боролся молча — даже близкие друзья до самого последнего момента не замечали надвигающейся катастрофы, хотя безумие уже давно подступало к нему. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись.
Анкор, ещё анкор. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Но основным увлечением было все же рисование. Картина эта называлась Свежий кавалер.
На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Свежий кавалер.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Картина была создана в год трагической смерти художника. В 1826 отдан в Первый Московский кадетский корпус. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить.
Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
«Взгляните этому чиновнику в лицо. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. в месяц». На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).
Ларионов, Ф. Пикабиа, Ф. Кушка, П. Клее, Ф. Марк, А. Г. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Все кругом были хорошо знакомы, новости домашние тотчас же становились достоянием соседей. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Зайдя на минутку, засиживались часами за непременным чаем.
Одновременно посещал рисовальные классы ИАХ. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Кроме того, великий князь посоветовал гвардейцу оставить армию ради живописи и сказал, что предоставит ему определенное содержание.
(Miami, Florida, USA). n2013, Январь: Участие в международной выставке "LA Art Show2013". Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Выставка картин в «Галерее Валентина Рябова» (Москва). n2007: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 2. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. — Л. К. Дитерихс, "П. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. понимаешь.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, которые возникали пред ним почти на каждом шагу в недостаточно покорной технике, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию, достиг блестящих результатов но они, без всякого сомнения, были бы еще более поразительны, если бы судьба обставила его жизнь лучшими условиями и не пресекла ее столь жестоко и преждевременно. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893).
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. В одно из посещений князем Финляндского полка ему показали портреты, выполненные Федотовым. Поражает работоспособность художника. 540—543.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Явленский, У. Бочиони, Ф. Маринетти и д. р.
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Лос-Анджелес, США. n2015, Февраль: Картины художника Сергея Федотова представлены на ярмаркe в West Palm Beach (США). (Издатель – Галерея Валентина Рябова). n2011, Декабрь: Персональная выставка и презентация альбома художника Сергея Федотова. А. Заурвейда. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2008: Проект «Сергей Федотов в Москве» – экспозиция картин художника на выставке «Арт-Манеж2008» выставка в залах «Галереи Валентина Рябова» в ЖК «Золотые ключи -2» (декабрь, Москва). n2011, Ноябрь: Публикация альбома художника, 260 страниц, вступительная статья доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии художеств Толстого А. В.
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). монографию А. И.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Чтоб поздравление было. (1851—52). Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Анкор, еще анкор. Москва. n2013, Март: В издании «The Huffington Post» (США) опубликована стататья Брюса Хиландера (Члена Национального совета по культуре Белого дома США, художника, арт-критика, главного редактора "The Art Economist") о творчестве художника". n2013, Апрель: Посещение мастерской Сергея Федотова Заместителем Директора ГМИИ им. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. ассигнациями в месяц». А. С. Пушкина. n2013, Октябрь: Картина Сергея Федотова "Цветы" (холст, масло.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Нет чувств, нет желания. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. Ср. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. Федотова называют Гоголем в русской живописи. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
В прессе началась травля художника. В 1848 за картину «Разборчивая невеста» был удостоен звания «назначенного» в академики. Павел стал задумчивым и молчаливым.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Во все время, пока выставка была открыта, зала, в которой находились картины Ф., была наполнена толпой посетителей. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
(В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). — О., "П. Почти сразу Гренев умирает. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Персональная выставка художника в Областном художественном музее г. Тула при поддержке «Галереи Валентина Рябова» (Тула). n2008: Персональная выставка художника в башне «Федерация», при участии «Галереи Валентина Рябова» и компании «MIRAX Group» (апрель, Москва). n2008: Публикация о художнике в журнале «Артхроника». n2008: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 3.
Тем не менее и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Вошел в круг литераторов журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. В 1833 окончил обучение в чине прапорщика, поступил на службу в лейб-гвардии Финляндский полк. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
В конце 40-х гг. Нет помощи семьи. Заказ оказался роковым.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. В то же время ему было дано разрешение написать на звание академика давно уже задуманную им картину "Сватовство майора" или "Поправка обстоятельств женитьбой". Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя».
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке».
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. 90х100, 2008) продана на одном из старейших российских аукционов живописи "Мангум Арс". n2013, Ноябрь: Открытие персональной выставки Сергея Федотова в галерее ArtHouse-429 (Майами, США). n2013, Ноябрь: Сергей Федотов провёл мастер-класс живописи в Центре креативного обучения г. Вест Палм Бич, США. n2014, Январь: Галерея Валентина Рябова представила Сергея Федотова на LA ART SHOW 2014. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг.
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр.
Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45).
Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из которых сатирической направленности. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
— А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Они сильно отзываются влиянием Хогарта.
Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Глубокое одиночество словно заточенного в этой душной избе человека создают ощущение полной безнадежности, безысходной тоски. На первый взгляд картина как картина. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд.
В доме царила легкая и не обидная простота общения. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Среди них: Р. Делоне, М. Ф.
В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Такая принципиальность художника.
Кандинский, П. Мондриан, К. С. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр.
В 1900-е годы открытие – в начале в Испании, а потом и во Франции- первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве. nnВозможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. nnЖивопись – это процесс, мир открытых возможностей – остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнение недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий. В январе 1844 г. он вышел в отставку с чином капитана и правом ношения мундира, прослужив в общем в военной службе ровно десять лет. С 1844 в творчестве художника начался новый этап. И неизменно выставки картин художника Сергея Федотова имели огромный успех. nnИз этических соображений мы не публикуем весьма обширный список коллекционеров и почитателей творчества художника, которые имеют в своих собраниях полотна Сергея Федотова. nnГалерея Валентина Рябова, представляя выставку новых работ художника, не сомневается, что она привлечет внимание, как специалистов, так и поклонников абстрактной и традиционной живописи и найдет живой отклик у самих широких слоев зрительской аудитории. nnИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА:nnАбстракционизм (лат.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Художник полностью отдал себя искусству. Родоначальник критического реализма в русской живописи. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). На ней официальные лица грели сургуч. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Всё было естественно и натурально.
Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
Так он прослужил десять лет. Решение далось не просто. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью баталическую живопись как такую отрасль искусства, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение.
К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Зарисовывал людей, отдельные сценки: вот чиновник идет в должность, ведут пьяного, улица во время дождя.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. 176—190). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
— B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период).
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. к. сам служил), мещан. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере».
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину.
— А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Не стало и богатства федотовских красок. В то же время это прямая реализация свободы. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. 122—123.
Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». В то же время он не покидал общества товарищей.
В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва -- 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) -- русский художник и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки.
Последнему произведению посвятил сатирические поэмы «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» и «Рацея» (Объяснение картины «Сватовство майора»). — В. Толбин, "П.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика.
Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
— П. Петров, "П. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ).
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Около этого времени им были исполнены акварельные рисунки: "Французские мародеры в русской деревне в 1812 г. ", "Вечерние увеселения в казармах", "Казарменная жизнь" и многие другие. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Наступил самый тяжелый период в его жизни. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. ассигн. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. К счастью, рядом с ним находился Аркадий Коршунов — денщик, ушедший со службы вместе с художником. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку изломалась на постоянной карикатуре. Несмотря на истощение, вызванное непрерывной тяжелой работой, Ф. не переставал трудиться через силу.
В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Все более интересно разворачиваются поиски новых изобразительных средств, способов стилизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластичных формул.
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.