4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». В 1993 году с согласия художников и общественности края была организована Картинная галерея имени А. М. Федотова на основе Выставочного зала художников. В 1989 году была организована посмертная выставка художника – пейзажиста Алексей Матвеевича Федотова.
П. а. федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Однако, несмотря на то, что к концу1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника.
Два раза выдвигался Федотов на звание «Заслуженный художник России», но по причине дисциплинарных нарушений иногда касающихся неуважительного отношения к руководству на местах, художник так и не получил звания. Новое слово в живописи сказал художник Федотов.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Картина эта называлась Свежий кавалер. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Началась замкнутая одинокая жизнь.
— О., "П. 1—68). Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Владикавказ), Ульяновский областной художественный музей, Дальневосточный художественный музей (г. С уверенностью можно говорить о том, что между 1910 и 1915годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуральных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре).
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Художник полностью отдал себя искусству. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр.
Положение усугубилось-скончался отец. Всё было естественно и натурально. Картина эта называлась Свежий кавалер. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период).
В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов и жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. В то же время он не покидал общества товарищей. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Персональная выставка художника в Областном художественном музее г. Тула при поддержке «Галереи Валентина Рябова» (Тула). n2008: Персональная выставка художника в башне «Федерация», при участии «Галереи Валентина Рябова» и компании «MIRAX Group» (апрель, Москва). n2008: Публикация о художнике в журнале «Артхроника». n2008: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 3. Фантастическая Камчатка Федотова.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ).
Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. М. С. Туганова (г. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент— истолкование явлений светлых и отрадных. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Так он прослужил десять лет. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Здесь нет бесконечно удаляющегося пространства, но есть горы, скалы, ущелья, отроги.
(Издатель – Галерея Валентина Рябова). n2011, Декабрь: Персональная выставка и презентация альбома художника Сергея Федотова. (Miami, Florida, USA). n2013, Январь: Участие в международной выставке "LA Art Show2013". Она так же конструктивна, как и природа Сибири. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
Наступил самый тяжелый период в его жизни. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Такая принципиальность художника. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Явленский, У. Бочиони, Ф. Маринетти и д. р.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Поражает работоспособность художника. Вплотную встали скалы со сверкающим снегом в расщелинах и кажутся игрушечными корабли, втиснутые в бухту меж скал – это «Бухта Лаврова» исполненная кистью Федотова. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Анкор, еще анкор. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Валентин РЯБОВ, арт-критик. n «Художник Сергей ФЕДОТОВ. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. 1102—1125).
Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Чита), Сахалинский государственный областной художественный музей, Картинная галерея им. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. его грациозное стихотворение "Ку-ку").
Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. — "Рисунки П. A. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Комсомольск-на-Амуре), Музейно-выставочный центр Забайкальского края (г.
Застали и что. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Выставка картин в «Галерее Валентина Рябова» (Москва). n2007: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 2. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Почти сразу Гренев умирает.
Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы.
Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
Лос-Анджелес, США. n2015, Февраль: Картины художника Сергея Федотова представлены на ярмаркe в West Palm Beach (США). Он остается без средств к существованию. Среди них: Р. Делоне, М. Ф.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
А. С. Пушкина. n2013, Октябрь: Картина Сергея Федотова "Цветы" (холст, масло. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. ассигнациями в месяц». Написано полотно было под влиянием фельетона, автором которого, как выяснилось позже, был И. Гончаров. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр.
Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». 245—254).
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства.
К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Ему было всего 37 лет. За последнюю картину художника удостоили званием академика. ассигн. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Художник предпочитал холст или бумагу.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Акварель поразила Михаила Павловича, который в знак благодарности подарил художнику бриллиантовый перстень. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
349—360). Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Павел Андреевич Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX века Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. «Осень в Приморье» – вспыхнувший красным пейзаж осени, краткий миг перед долгой – долгой зимой. В Иркутске решил попытаться сдать экзамены в художественное училище. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). III).
Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
Майами, США. n2012, Март: Участие в международных выставках: «ART NAPLES» (23 – 26 марта) и Sea Fair «SARASOTA» (30 марта – 2 апреля), США. n2013, Январь: Участие в международной выставке "MIAMI SEA FAIR 2013". — В. Толбин, "П. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Персональная выставка в ЦДХ (октябрь, Москва). n2002: Коллективная выставка Арт-Манеж (декабрь, Москва). n2003: Коллективная выставка Арт-Cалон в ЦДХ, (март, Москва). n2005: Коллективная выставка, Галерея «Ombres et lumires» (май, Париж). Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Федотову все это было не по сердцу и дома он отводил душу изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. От Байкала до Амура, Приморье, далее Сахалин, Камчатка, Колыма – маршруты Федотова. На следующий день его не стало.
— B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
540—543. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Однако такое отступление стоит подороже иных побед.
Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Жизнь в полку была трудной, но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия — рисования. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах.
Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках.
Скоро Ф. по требованию великого князя представил свою начатую картину для осмотра государю и через некоторое время последовала следующая резолюция: "Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем (Вдовушка, 1851-52, Анкор, ещё анкор.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Кандинский, П. Мондриан, К. С. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Весной 1852 года его характер круто изменился из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. В январе 1844 г. он вышел в отставку с чином капитана и правом ношения мундира, прослужив в общем в военной службе ровно десять лет. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере».
Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
Нет помощи семьи. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). В 1900-е годы открытие – в начале в Испании, а потом и во Франции- первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве. nnВозможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. nnЖивопись – это процесс, мир открытых возможностей – остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнение недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий.
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. V, стр. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало.
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. В прессе началась травля художника. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
122—123. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Причиной того, что работа над этой картиной была только начата, было, вероятно, то обстоятельство, что ему в это время представился случай начать другую, более сложную картину: летом 1837 г. великий князь Михаил Павлович возвратился из-за границы и торжественная встреча великого князя в Красносельском лагере дала Ф. мысль написать картину, которую он и закончил через три месяца, под названием: "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича". в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".
Хабаровск). — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. За долги семья вынуждена была продать дом. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Но не мог найти того, что мне хотелось.
В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Ф. делал опыты работ высокодраматического и фантастического характера, причем пробовал подражать в них приемам исторических живописцев, но эти опыты были неудачны, так как не согласовались с характером таланта художника. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре.
22). в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). В 1941 году с 3-го курса училища был призван в армию. (Los Angeles, USA). n2013, Март: Выставка художника Сергея Федотова на открытии «Художественного центра на Саввинской».
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Утро. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг.
— Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
В числе сюжетов, занимавших его в это время, особенно привлекала его мысль написать картину изображающую приезд государя в один из институтов. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В 1937 году, после репрессирования отца, ушел из дома. 176—190). И никак нельзя спутать Камчатку с Сахалином, пейзажи Сахалина с Приморьем.
Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ).
Заказ оказался роковым. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
Москва. n2013, Март: В издании «The Huffington Post» (США) опубликована стататья Брюса Хиландера (Члена Национального совета по культуре Белого дома США, художника, арт-критика, главного редактора "The Art Economist") о творчестве художника". n2013, Апрель: Посещение мастерской Сергея Федотова Заместителем Директора ГМИИ им. В 1837 году он стал свидетелем того, как Красносельский лагерь посетил Великий князь Михаил Павлович. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В конце 40-х гг. Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Любое проявление критической мысли преследовалось: запрещены литографии с его картин, все заказы были аннулированы. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. В этом обыденном сюжете художнику удалось выразить характерные, типические явления николаевской России. Комический случай приобретает в трактовке Федотова обобщение большой силы. Решение далось не просто. — П. Петров, "П.
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Родился 13 марта 1919 года в селе Катарбей Нижеудинского района Иркутской области. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
1—23). Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. В одном сантиметре – десятки красочных соединений и каждый сантиметр – живопись, которая составляет тембр пейзажа.
Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). А. М. Федотова (г.
За период с 1935 по 1937 год работал продавцом, кролиководом, лесосплавщиком. Он работал лихорадочно быстро. Фиолетовые горы Камчатки со снегом в расщелинах и вспыхнувшая красная осень в Приамурье, холодная неподвижная гладь в пейзаже «Весна на Севере» и звенящая тишина величественного Хамардабанского хребта восхищают чувства приверженца любого направления в искусстве. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. В картине "Анкор, еще анкор.
В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Разборчивая невеста, 1847.
В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Но Анастасия Михайловна не захотела ставить художника в сложное положение отказом от портрета. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. В г. Хабаровск Федотов приехал в 1958 году. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
Самые оригинальные и известные – В. В. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Из автобиографии: «В 1935 году окончил школу и поступил в ФЗУ, но ушел из училища. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр.
- Когда мне понадобился тип купца для моего Майора, – рассказывал художник, – я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки гулял по Невскому проспекту с этой же целью. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил.
После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. На первый взгляд картина как картина. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов.
От многого -- военной карьеры, богатства, личного счастья -- отказался Федотов во имя искусства. — Л. К. Дитерихс, "П. В 1930 году семья переехала в г. Читу. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
-- сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину Встреча великого князя, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Запрещены были и литографии с его картин. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
— Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. На возникновение замысла картины Вдовушка повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании явиться на свет еще одного ребенка.
— А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. В Свежем кавалере. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2008: Проект «Сергей Федотов в Москве» – экспозиция картин художника на выставке «Арт-Манеж2008» выставка в залах «Галереи Валентина Рябова» в ЖК «Золотые ключи -2» (декабрь, Москва). n2011, Ноябрь: Публикация альбома художника, 260 страниц, вступительная статья доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии художеств Толстого А. В. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Сама идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу.
Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов.
Пейзажи Федотова трудно определить – лирические, поэтические. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь -- все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Персональная выставка в ЦДХ (июнь, Москва). n2005: Персональная выставка в ЦДХ (декабрь, Москва). n2006: Коллективная выставка в музее Колодзей Арт Фаундейшн (апрель, Хайланд-Парк, Нью-Джерси, США). n2006: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 1.
Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Нет чувств, нет желания. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
Да так, что он за три месяца создал шедевр. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. 21—32). Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ).
Ларионов, Ф. Пикабиа, Ф. Кушка, П. Клее, Ф. Марк, А. Г. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи.
Родился в Москве 22 июня 1815 года. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью.
90х100, 2008) продана на одном из старейших российских аукционов живописи "Мангум Арс". n2013, Ноябрь: Открытие персональной выставки Сергея Федотова в галерее ArtHouse-429 (Майами, США). n2013, Ноябрь: Сергей Федотов провёл мастер-класс живописи в Центре креативного обучения г. Вест Палм Бич, США. n2014, Январь: Галерея Валентина Рябова представила Сергея Федотова на LA ART SHOW 2014. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Да и герой картины не очень достоин насмешки. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Как то летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили шумной овацией. Но основным увлечением было все же рисование. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент— истолкование явлений светлых и отрадных. Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. На средства, определенные на это государем императором, Ф. был помещен в лечебницу для душевнобольных доктора Лейдесдорфа, на Песках условия, в которые был там поставлен Ф., можно думать, могли только усилить его болезнь. В Москве его ожидает теплый прием. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Картина была создана в год трагической смерти художника. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
В то же время это прямая реализация свободы.
Жизнь Федотова кончилась трагически. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Репутация Ф. как хорошего портретиста все более и более укреплялась и он скоро стал получать заказы от эстампных магазинов Дациаро, Беггрова и т. д. особенно удачным вышел портрет великого князя Михаила Павловича, заказы на который поступали к нему в огромном количестве. Многие картины остались незавершенными. 1, стр.