В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. А. Заурвейда. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Чувством трагической безысходности полна картина «Анкор, еще анкор. » (1851–52), где в затерянной глуши отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем.
Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100руб. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста».
Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Наступившая в России вслед за французской революцией (1848) политическая реакция, когда даже самая безобидная сатира стала казаться опасной, невзгоды близких, которым Федотов всю жизнь стремился помогать, однако почти лишен был такой возможности из-за крайней нужды, меняют гармоничное миросозерцание художника. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. В свободное от воинской службы время посещал рисовальные классы Петербургской академии художеств (1835–45), создавал тщательно выписанные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841–42).
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Родился в семье бывшего суворовского солдата, получившего за свои заслуги дворянство. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
Началась замкнутая одинокая жизнь. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. На следующий день его не стало. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Во «Вдовушке» (несколько вариантов, 1850–51) наделенная чистой «ангельской» красотой молодая женщина, ожидающая ребенка, находится на пороге неизвестности после смерти мужа, оставившего ей лишь долги (картина создана под впечатлением от судьбы сестры Федотова). За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Художник полностью отдал себя искусству. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Родоначальник критического реализма в русской живописи.
Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
ассигнациями в месяц». Разборчивая невеста, 1847. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом»., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Ср. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Всё было естественно и натурально. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. В Москве его ожидает теплый прием. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. ассигн. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Мягкий юмор сменяется в поздних произведениях подлинным трагизмом. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Окончив с отличием Первый московский кадетский корпус (1833), был направлен в Санкт-Петербург для службы в лейб-гвардии Финляндском полку. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. на с. 69).
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Испытывая неодолимое влечение к искусству, вышел в отставку (1844).
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу.
ассигнациями в месяц». Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Санкт-Петербург), русский художник и рисовальщик, один из основоположников русской бытовой живописи.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего купца выдать дочь за майора-дворянина, а обедневшего «аристократа», тщательно создающего имидж преуспевающего человека, спешно прятать свой убогий завтрак (кусок черствого хлеба), заслышав стук в дверь нежданного гостя.
На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. В картине "Анкор, еще анкор. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Начиная с этой картины, призрачный мерцающий свет свечи становится важнейшим выразительным средством, воссоздающим ощущение ирреальности, зыбкости бытия, наступающих на человека со всех сторон темных сил. В конце 40-х гг. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Счастливая гармония сатиры с поэзией отличает самую знаменитую картину «Сватовство майора» (1848) и написанный годом позже «Завтрак аристократа» (см. в месяц». Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. В «Игроках» (1852) люди, собравшиеся за карточным столом, превращаются в пустые мертвые оболочки, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. илл.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
монографию А. И. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. В картине «Свежий кавалер» (1846) мелкий чиновник, получивший крестик, означавший присвоение нового чина, встав утром после вчерашней попойки, кичится своей наградой перед кухаркой. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. То есть эта картина является визитной карточкой художника. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Ирония в ранних произведениях Федотова сочетается, по выражению самого художника, со стремлением «ожемчуживать равно и слезу горести и слезу радости». К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году.
Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.