По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Так что, прибыв в этот «крымский Неаполь», художник оказался свидетелем грандиозного строительства дорогих домов, гостиниц, дач. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Но настоящий праздник принес ему приезд в сентябре 1871 года самого большого и сердечного его друга – Ивана Николаевича Крамского. Федору удивительно везло на хороших людей. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
Васильев много писал писем в Москву. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Васильев был признан профессиональным художником. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). «Положение мое самое тяжелое, самое безвыходное, — писал он в Москву вскоре по приезде в Ялту в 1871 году. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Даже ей стало скользко. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
С горечью в одном из писем он сетовал, что «причудливые световые рефлексы из окна», падающие на картину, делают ее похожей «на сторублевую ассигнацию». Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Позже, уже незадолго до смерти, — в доме К. Ф. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Валаам.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Эти неудобства, естественно, приносили огорчения и раздражали, но самым тягостным для живописца было отсутствие в Ялте так необходимой ему «художнической среды» Эта невозможность общения с кругом профессиональных живописцев очень угнетала Федора Васильева. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Известные картины художника Деревенская улица и После грозы исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Оформились его основные эстетические воззрения.
Третьяков. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии.
(1868). Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Не экзотику юга, а благородное величие крымской природы сумел отразить талантливый и самобытный художник.
Барки». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
Соколову. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Картину купил для своей галереи П. М. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
А еще с непривычной ялтинской жизнью примиряла художника природа – «вечно прекрасная, вечно юная и – холодная». На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Родители художника жили в невенчанном браке. Какое время года отражено в полотне. Эту картинуа Крамской признал гениальной.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Меньше трех этажей и дешевле 50тыс. Барки». Это было в конце мая.
Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. В 1867 году он заканчивает обучение.
– Я один в чужом городе, без денег и больной. И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно – по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка. Разница в возрасте у них была 12 лет. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года.
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Единственным верным спасением от «всего ялтинского яда» была работа, в которую он погружался полностью (когда болезнь не так досаждала ему). Так Васильев, несмотря на свой юный возраст идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. А затем художник сделал с нее копию по заказу царского двора. Но тяга к рисованию пересилила и он, оставив службу, поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств.
Кто смолоду похворает, под старость крепче бывает. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. На крыше еще лежит снег. В 1863 году молодой художник Федор Васильев приходит в Артель художников, возглавляемую Крамским. А уж намерений, планов и надежд у молодого живописца было безгранично много. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья. Не раз он вынужден был прибегать к помощи Третьякова.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Когда Васильеву исполнилось 12, его отправили служить в центральное почтовое отделение.
Камни. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. У Федора рано проявилась способность рисовать. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Душа и память его бережно хранили образы природы средней полосы России, милой его сердцу Родины. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В картине очевидны украинские черты. Требовалось срочное лечение и смена климата. Камни. Наряду с картиной Саврасова «Грачи прилетели», написанной в том же году, васильевская «Оттепель», несомненно, внесла в русскую пейзажную живопись новую и абсолютно особую интонацию – глубокую поэтически и одновременно окрашенную социальным переживанием.
Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Картину купил для своей галереи П. М. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. «Вечер в Крыму», «Крымские горы зимой», «В Крыму после дождя» — вот первые его сюжеты. Его отец был петербуржцем и работал простым служащим на почте.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. Третьяков.
Такой родной всем нам пейзаж. Безусловно, Россия со своими лесостепными ландшафтами была основным источником вдохновения для художника. Шишкиным.
Осень», «Заброшенная мельница», «Мокрый луг», «Утро». Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Известные картины художника Деревенская улица и После грозы исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.
Барки». К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
И он свидетельствует не только о дружбе, но и полном взаимопонимании двух художников. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Отчего же холодная. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
Он принимал душевное участие в судьбе молодого художника и не раз в трудные минуты выручал его деньгами. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. фон Мекка, крупного инженера известного строителя железных дорог. В ней есть что-то сказочное.
В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Одно время он жил в доме Бейкман, затем на даче Цабель. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Учебу он совмещал с работой у известного реставратора П. Соколова.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
На Всемирной выставке в Лондоне она получила блестящие отзывы. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Известные картины художника Деревенская улица и После грозы исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Нет, не могу. ».
Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи — на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Сам же Васильев, весьма ограниченный в средствах (ежемесячное пособие от Общества поощрения художников составляло не так много — 100 рублей), нанимал весьма скромное жилье, к тому же мало приспособленное для работы.
Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Центральное произведение о крымской природе – большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Также следует обратить внимание на работы, написанные в Крыму, но посвященные северной природе: «Болото в лесу.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Федору удивительно везло на хороших людей.
Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Художник тогда находился в состоянии творческого воодушевления, которое он постарался выразить в своих картинах. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец пристроил его на службу в главный почтамт. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
Он появился на свет в Гатчине, нынешней Ленинградской области 10 (22) февраля. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Все картины с этой выставки были раскуплены. Ваш преданный П. Третьяков». Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Вся изрыта, вся завалена камнями, лесом известью дома растут в неделю, да какие дома. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Но настоящий успех и признание принесла Федору Васильеву его картина «Оттепель», написанная в 1871 году и также получившая первую премию (тоже приобретенная Третьяковым). В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. По какой причине, неизвестно. Барки» и «Волжские лагуны». Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Еще ребенком Фёдор Александрович начал интересоваться художественным искусством. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Мне необходимо 700 рублей». Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево.
Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В брате своем Федор что называется, души не чаял – крепко и нежно любил.
Эта картина глубоко взволновала Крамского. Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.
Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Большие кисти художник не признавал. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Но левый верхний угол слегка светлее. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 Возвращение стада, Перед дождём, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. К сожалению, во время работы над картиной «Оттепель», художник простудился и врачи диагностировали у него туберкулез.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Разница в шестнадцать лет нисколько не мешала их дружбе. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Наиболее значимым произведением этого периода творчества является полотно «В Крымских горах». Васильев постоянно находится в творческом поиске. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге.
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Ему несколько раз приходилось менять квартиры. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Весь свет носился с Фёдором Васильевым. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Сохранилось целых 63 письма их переписки – целый том.
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Крамским, И. И. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Он писал Крамскому: «Я помню моменты, когда я весь превращался в молитву, в восторг и в какое-то тихое и отрадное чувство примирения со всем, со всем на свете.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Повседневное общение Федора Александровича состояло из матушки Ольги Емельяновны и младшего брата Романа, которые приехали в Крым с ним вместе. В ней есть что-то сказочное. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Близким человеком их небольшой семье был Платон Александрович Клеопин, управляющий имением Мордвиновых близ Ялты, большой любитель живописи и добрейший человек. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865 – 1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.