Фёдор Васильев прожил очень короткую жизнь, но по праву вошёл в историю русской и мировой живописи, как выдающийся художник-живописец. Шишкин взял с собой молодого художника Васильева на Валаам, где Фёдор Александрович работал более пяти месяцев. К 1868 году Фёдор Васильев стал известным художником, дружил с Шишкиным и Крамским (в 1868 году сестра Васильева Евгения вышла замуж за И. И.
Но увы, он разделил общую участь многих петербуржцев: туберкулёз. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Последние работы Васильева Утро, Болото в лесу. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). В 1867 году он заканчивает обучение.
Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия.
Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины. Какое время года отражено в полотне. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Даже ей стало скользко. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ. — все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были распроданы с выставки, состоявшейся в начале января 1874 г., еще до ее открытия. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Навсегда осталось на великих его полотнах дивное небо, которое он нам подарил. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.
Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Ради заработка подрабатывал на почтамте. Картина «Вид на Волге.
Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В 1870 году Васильев с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате появились живописные произведения Вид на Волге.
Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. в Лондоне. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Через год семья перебралась в Петербург.
Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи — на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй половины XIX века.
Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872). Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана.
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, но сама манера работы была уже оригинальна. Требовалось срочное лечение и смена климата. Федору удивительно везло на хороших людей.
В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Оформились его основные эстетические воззрения. Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Эту картину Крамской признал гениальной.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. По какой причине, неизвестно.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Через три месяца после его смерти И. Н. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых сероватокоричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Напряженно звучит цвет его зелени.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Большие кисти художник не признавал.
Известные картины художника Деревенская улица и После грозы исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
У Федора рано проявилась способность рисовать. В ней есть что-то сказочное. Валаам. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. – воскликнул он. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. В картине очевидны украинские черты. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Детство провел в Петербурге. Картина эта глубоко взволновала Крамского.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты. крый лугМо В Крыму Васильев провел два года степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Чем бы тут особенно огорчаться. В этом пробуждении нет радости. Третьяков.
По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Шишкиным.
Картина Вид на Волге. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Федор Васильев 24 сентября 1873 скончался. На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений все картины былираспроданы еще до её открытия. И — случай небывалый. Окружающие поражались его феноменальной одаренности.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Барки» и «Волжские лагуны».
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.
Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. По вечерам посещал Рисовальную школу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Жизнь талантливого художника оказалась короткой. «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Васильев переселился в Ялту, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Васильев много писал писем в Москву. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.
шенная мельницаЗаброВесной 1873 года занятия живописью продолжались. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Хотя в живописи картин еще не преодолены некоторая графичность и сухость приемов, еще нет тонкости световых переходов и скупа палитра красок, обе они подкупают поэтичностью чувства, уже таящей в себе приметы будущего художественного метода Васильева.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Крамским, И. И.
Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Заброшенность видна в окружающей обстановке.
Все картины с этой выставки были раскуплены. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
Соколову. Третьякову, а оставшиеся деньги передать матери живописца. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. (1868). Ясно ощущается огромное включенное в картину пространство, переданное движением облаков сверху вниз.
Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа – все это увлекло молодого художника. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией. В рисунке он показал себя талантливым мастером.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Картину купил для своей галереи П. М.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Лит. : Ф. Васильев. Это было в конце мая. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг». он был для нас превосходным учителем. Крамской, И. И. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Барки». Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Осень, Заброшенная мельница частично не закончены. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества. Это увлечение в последствии определило его судьбу.
Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Только у Васильева в этом благодатном месте смиренно беседуют фигуры белого мирянина и черного монаха, а у Шишкина на сочной траве в элегантном летнем костюме раскинулся сам Федор Васильев. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Камни.
Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.
В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом., М., 1937 Федоров-А. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
Был близок с И. Н. Крамским. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.
в Лондоне. Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж Рожь, Тополя, освещенные солнцем, неоконченный пейзаж Деревня. Получал 3 рубля и отдавал их матери., М., 1977.
Камни. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Шишкин и писатель Д. В. Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Барки».
Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. На крыше еще лежит снег. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Два альбома художника были приобретеныимператрицей Марией Александровной.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Васильев был признан профессиональным художником.
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. и эффектные моменты жизни природы.
Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. То, что некоторые принимали за легкомыслие – любовь Васильева к обществу, нарядам, успеху, было порождением все того же кипучего жизнелюбия.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Тогда же у художника начал развиваться туберкулез. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Эта картина глубоко взволновала Крамского. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.
В этот период Васильев активно общается с И. Н. Барки» и «Волжские лагуны». Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Несмотря на благоприятные условия жизни уСтроганова, его здоровье не поправилось. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Он работал много и вдумчиво.
Родители художника жили в невенчанном браке. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Но левый верхний угол слегка светлее. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Небо, занимающее больше половины изображения. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника.
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Такой родной всем нам пейзаж.
И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.