Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке. Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности.
Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. Хотелось бы также рассказать о прекрасном художнике конца 18-начала 19 века, Федоре Яковлевиче Алексееве.
В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. В 1773 г. за. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление».
Декоративность видна и в изображении деревьев. Алексеев стремится именно пейзажно, а не перспективистически изобразить ставшую теперь в центр его внимания архитектуру». Очень характерно и сильное потепление гаммы. Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками.
Пробыв там год, Алексеев нарисовал множество хорошо прорисованных акварельных этюдов из которых в Петербурге родились законченные пейзажи московских монастырей, улиц, Кремля, городских предместий. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах». Все это придает картинам известное сходство с панно. Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). В 1773 г. он получил золотую медаль за программный пейзаж и стипендию для обучения в Венеции. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии.
«В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». «За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. В лучших из них, таких, как "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794) и "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" (1810), ощущению гармонии и естественности способствует тонкая живописная разработка световоздушной перспективы.
«Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда).
«За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». Лучшие из копий Алексеева поражают исключительным проникновением в существо и манеру живописи копируемых художников». Сын сторожа при Академии художеств.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. В его работах словно появился шум города. Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря».
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Всеми этими качествами отличаются как петербургские, так и московские виды Федора Алексеева. В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». «Сравнивая московские акварели Алексеева с картинами маслом, мы находим между ними знакомое нам различие: картины маслом статичнее, проще по живописи, но материальнее и конкретнее.
«С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». «Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). «Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева».
Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора». В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов». Марка. Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом».
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы».
«Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций». Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии». Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге.
«Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов.
В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге.
Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым.
Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. Композиция организована четко и логически ясно. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Он сразу же покоряет и пленяет зрителя.
Однако это только первые попытки, чем обусловлена и робость техники, запутанность композиции, пестрота колорита картины в целом. Лучшие качества живописца проявились в сюитах, посвященных Петербургу и Москве.
Сын сторожа Академии наук. Пиранези. Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина.
В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции.
Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Наиболее характерны для творчества художника широкие панорамные виды с множеством точно подмеченных бытовых деталей, наполненные светом, воздухом, ароматом живой природы. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста». Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
«Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев». Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Вид набережной Скьявони» изображает канал св. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать.
Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Среди его учеников – М. Н. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Однако его больше интересовало пейзажная живопись и он с увлечением изучал творчество Франческо Гварди, Бернардо Беллотто, Каналетто. В 1777 г. Алексеев вернулся в Россию и с 1779 г. по 1786 г. работал декоратором Императорских театров. Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи.
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824). Работы мастера этого периода в отличие от первых городских пейзажей отличаются пластичностью и свободой в передаче архитектуры. Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики.
Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов.
Среди его работ 1790-х гг. С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств. Его отец работал сторожем в Академии наук. В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. «Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры.
В его работах словно появился шум города. Воробьев. С раннего детства Федор увлекся рисованием.
«Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». Зато он сразу стал обучаться живописи». В 1800-х гг.
По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). Марка в Венеции. В 1800-х гг.
Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. «Большой формат картин придает им монументальность. Учился в Академии художеств с 1766. По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости". «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств.
Архитектурные пейзажи Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) принадлежат к так называемой "перспективной живописи", где требовалась точность рисунка, внимание к деталям и умение объединить множество различных элементов изображения в достоверное целое. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. В 1766- 73 гг. Среди его работ 1790-х гг.
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. С 1794 г. – академик пейзажной живописи. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи».
Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке».
Все дело было в потребных в данный момент специальностях. Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник. «Картина «Венеция. «Возвратившись в Петербург, Алексеев, очевидно, был сурово встречен в Академии, как ослушник.
Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794).