Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. Федор Алексеев родился в простой семье, отец его был сторожем и работал в Академии наук, которая в то время была художественным центром. Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием. Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали. Федор Алексеев умер 23 ноября 1824 года в такой бедности, что Академии художеств пришлось выдать его вдове деньги на погребение.
Но вот первым мастером городского пейзажа в России был Федор Яковлевич Алексеев. Копия Самойлы Юдина с работы Федора Алексеева.
Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. В картине Алексеев создал не только выразительный архитектурный образ города, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Колористической самобытностью отличаются и копии, написанные художником с произведений немецкого пейзажиста Я. Ф.
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. А. принадлежит к школе перспективистов. Ф. Я. Плюшара. — Отеч. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа.
Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. Художеств, т. I—II.
Безбородко, кн. В 1800-х гг. Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи. и Кабин.
литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Помимо монетных штемпелей Алексеевым были исполнены, как записано в челобитной, «о взятии завоеванных городах и о баталиях золотые и серебряные резные медали». Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай.
Его отец был сторожем в Академии и по его ходатайству молодого человека приняли на обучение в 1766 г. сначала он обучался в натюрмортном классе, а затем в пейзажном. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. На ней художник представил древние архитектурные памятники – Кремлевскую стену со Спасской башней, собор Покрова, что на Рву именуемый храмом Василия Блаженного, Лобное место. — Энциклоп.
особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы.
сумел добиться почти полного слияния в пейзажном целом архитектуры, пространства и стаффажа, открыв путь бытовому жанру в русской живописи («Вид внутри Кремля со Спасской башней», около 1810 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы», 1811). С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). А. С. Строганова, гр. Акад.
В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев. Владимира, гр. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M.
Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). Заказывала копии императрица Екатерина II. В одном из документов Адмиралтейской канцелярии, в ведении которой в течение первого десятилетия XVIII в. находился монетный двор, содержится сжатая характеристика деятельности мастера: «А во управление для дела выписан серебряных и медных денег и монет и других медалей, стемпелей и чеканов резного дела в мастерах Федор Алексеев, на монетном дворе работает с начала денежного двора».
По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». в 1753 г., ум. слов., т. III, 214—15. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. — Энциклоп.
Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. Он был гравирован С. Ф. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. Воробьев. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Петербург151 1824, там же), художник, сценограф первый мастер русского городского пейзажа. Стилистическое единство с монетным материалом позволяет с достаточной определенностью включить в круг работ Алексеева следующие медали: в память взятия Шлиссельбурга в 1702 г. (крупного формата), взятия в устье Невы двух шведских судов 5 мая 1703 г., взятия Нарвы, 1704 г. С большой долей вероятности к творчеству Алексеева может быть также отнесена медаль в память взятия Азова исполненная в самые первые годы работы Московского монетного двора.
Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось.
Сын сторожа при Академии художеств. Вмосковских работах 1810-хгг. Е. И. В. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона.
С 1794 г. – академик пейзажной живописи. Учился в петербургской Академии художеств (176615173), куда был принят по прошению своего отца, отставного солдата и сторожа в Академии наук послан в Венецию для обучения театрально-декорационной живописи. знаменитый перспективный художник и декоратор, род. Его блестящие пейзажи, вроде Вид дворцовой набережной (1790, Третьяков, гал. ), Вид Биржи и Адмиралтейства (1810, Третьяков, гал. ), Вид Московского Кремля (1810) — заслужили ему почетное прозвание русского Каналетто. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
В его работах словно появился шум города. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским.
Среди его учеников – М. Н. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Эта работа принесла Алексееву множество заказов от знатных вельмож и членов императорской семьи. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль.
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр.
Зубова, гр. Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. Среди его работ 1790-х гг. Оборотные стороны медалей Алексеева чаще всего воспроизводят фрагменты гравюр того времени (как, например, работу А. Шхонебека на шлиссельбургской медали). позволили воссоздать круг его работ. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. Произведения Алексеева охотно раскупались.
В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был».
Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен.
С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств. в 1753 г., ум. В письме президенту Академии художеств А. С. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев.
Безбородко, кн. Худож. Все первое десятилетие истории Московского монетного двора, так же как первые годы становления русской медали, неразрывно связаны с именем талантливого русского художника Федора Алексеева. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). лекс.
Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ).
АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Они принесли художнику славу российского Каналетто и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Дела арх. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб.
В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Произведения Алексеева охотно раскупались. — знаменитый перспективный художник и декоратор, род. Владимира, гр. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора.
для ист. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать.
топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. Действительно, Алексеев успел начать курс теории перспективы Поцци, под руководством театрального декоратора Гаспари. Его отец работал сторожем в Академии наук. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). 1824 г., ч. 20, стр.
Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. Орлова-Чесменского и брата его гр. — Сборник матер.
Зубова, гр. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. А. С. Строганова, гр. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики.
Особо следует отметить эпиграфическое оформление медалей Алексеева. Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. На большинстве его медалей характерные крупные буквы выровнены по круговым линиям, намеченным на штемпеле, следы которых кое-где еще остались на медалях.
11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. 112—119. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса.
Зап. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта).
Пиранези. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе.
После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). С раннего детства Федор увлекся рисованием. Как и другие русские резчики, Алексеев не подписывал свои штемпеля, но сопоставление дошедших до нас документов (челобитных медальера и выписок к ним) с монетным и медальным материалом 1701 – 1710 гг. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M.
особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. Всерии живописных работ, выполненных по акварельным зарисовкам, создал яркий, целостный и многогранный образ Москвы, найдя соответствующие изобразительные приёмы151 «интерьерную» организацию пространства, свойственную московской городской среде, соединение жанровых сцен с пейзажем («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», 1802, обе151 с повторениями и др. ). 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге.
Половцов Алексеев, Федор Яковлевич (1753—1824) — русский художник сын сторожа при Академии наук. 52 (некролог Алексеева).
Орлова-Чесменского и брата его гр. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Имп.
Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. — Н. П. Собко, Словарь русских художников, т. I, в. 1, стр. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. Акад. Медали Алексеева, естественно, «отстают» от своих дат, но все исполнены до 1710 г. этому художнику принадлежит заслуга создания первых образцов русской памятной медали. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая.
Среди его работ 1790-х гг. С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ).
Композиция организована четко и логически ясно. Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Имп. По возвращении в конце 1777 в Петербург работал помощником декоратора императорских театров (с1779), преподавал в театральном училище (с1786) и в Академии художеств (с1803). Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами.
Буквенные пунсоны были личным инструментом мастера (он и пишет в челобитных: «работаю со своими снастьми»).
Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов».
Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. П. П—в.