Но в остальном книга А. Ермолаева и Л. Князевой вне всякого сомнения рекомендована к прочтению и подлежит изучению широкому кругу лиц интересующихся творчеством великого русского художника-пейзажиста Федора Александровича Васильева.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Мы имеем в виду «Возвращение стада» 1868 г. (60 96) и «Перед дождем» (39, 7 57, 5), обе из собрания Третьяковской галереи. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей1. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. В частности, И. Крамской не ставит вопроса об истоках творчества Васильева, не рассматривает его творчество в его развитии.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Мотив предгрозового бурного неба несомненно сделан художником, глубоко знающем природу.
Расширялся и углублялся сюжет, модифицировалась форма и усложнялась живопись, но высокий дух романтизма, родственный складу личности Васильева, помогал ему при всех изменениях раскрывать через природу значительное явление жизни в каждом обыденном сюжете. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Помимо устройства на работу к реставратору Академии художеств П. К. Соколову, в какой-то мере приближавшую будущего художника к таинственной и манящей сфере живописи, еще более перспективным шагом на пути обретения профессиональных навыков стало его поступление тогда же в вечернюю рисовальную школу (на Бирже), позволявшую совмещать занятия с заработком.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Он работал много и вдумчиво. За домами несколько одиноких деревьев и за ними синяя полоса цели. Лучшим из них является этюд «На острове Валааме.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Камни. В картине очевидны украинские черты. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. вообще. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Помимо наиболее проработанной картины Рассвет, в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине Утро, размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. Правда, едва ли еще мог тогда тринадцатилетний Васильев понять всю значительность этого события, ломавшего устарелые традиции Академии. В самом деле, как массивны и тяжелы камни. Но более оригинально это решается в «Деревенской улице» с включенным в ее композицию пешеходным мостиком и спускающейся вниз по оврагу дорогой искусно срезанной рамой.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Картину купил для своей галереи П. М. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна. в Лондоне. В 1867 году молодой художник выставляет в О. П. Х.
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу.
Отсюда и несколько схематичная композиция, отсюда и «монументализированные» и несколько упрощенные формы. Венцом работы всего лета было создание картины «Баржи на Волге», поэма о Волге, о дивной природе, о бурлаках, которым так тяжело живется и настроение которых отражено в состоянии природы.
Перед зрителем предстают необъятные просторы, низко нависшее над землей свинцово-серое небо, распластанная равнина земли – все это усиливает впечатление тоскливого однообразия. И даже обобщенный, не национальный сюжетный мотив, несмотря на видимую декоративность, подходит к цвету («Перед дождем») имеет все же большую силу образной выразительности, немного превосходя те образцы, которым он подражал, так как пейзажисты дюссельдорфской школы все более и более отходили от натуры, перепевая на сотни ладов одни и те же привычные приемы. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Определяя подобным образом значение творчества Васильева, Крамской разбирает причины, которые позволили ему подняться так высоко и в качестве главной выдвигает глубокое изучение натуры Васильевым «спускающееся в самую суть предмета».
Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. В ней есть что-то сказочное.
Камни» (1867). При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Обнаружив этот смысл в ясном и цельном образе человек оказывается лицом к лицу с переживанием прекрасного, благодаря которому оказывается способен усмотреть новые смыслы и даже пересмотреть свои поступки.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Естественно, что эти первые рисунки значительно слабее последних рисунков того же альбома. Свет, несмотря на очевидную неоправданность распределения, все же не кажется искусственным.
Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». С правой стороны дороги видны три избы, две из которых крыты соломой. С этой актуальной для того времени темой прочно связываются две известные картины Васильева «Деревенская улица» и «После грозы» (обе 1868г. ).
Эта картина уже до показа на выставке была куплена Третьяковым для своей галлереи. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Это проявляется прежде всего в снижении силы реалистичности воплощаемых образов, в «невилировании» национального характера пейзажей.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В этом пробуждении нет радости. С глубоким уважением и даже преклонением, вспоминали о нем М. Антокольский и И. Шишкин. После сравнительно ранней кончины А. В. Васильева в 1865 году пятнадцатилетний сын, будущий художник, оказался главной опорой семьи, оставшейся без всяких средств.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Как светло и невесомо небо. Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
И все же работа над валаамскими рисунками не пройдет для него бесследно. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Разумеется, не прошли они даром и для Васильева. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Книга «Ф. А. Барки» и «Волжские лагуны».
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 Возвращение стада, Перед дождём, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Но все остальное довольно резко вырывается из этой системы. Другим произведением, написанным, вероятно в тот краткий период рабочего состояния, была никогда не упоминавшаяся им в письмах небольшая картина Заброшенная мельница. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
На дорожке две фигурки: священника и мужчины в белой куртке. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Новизна мотивов и часто смелое по приемам их решение в картинах, рисунках и сепиях дают достаточно ясное представление о стремительности развития творчества этого художника, в особенности, когда знаешь, что из семи лет его непрестанной работы три последних года прошли в борьбе с тяжелым недугом, рано оборвавшим жизнь художника.
Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Изолированно эти большие массы: (купа деревьев, левая часть земли, верхняя и нижняя часть неба) решены очень обще, хотя очень тонко, детально написаны. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Галерее.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально».
Вдали, подернутая дымкой, гряда холмов. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Васильев был признан профессиональным художником.
Репина (в его статье «И. Н. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. А ведь оценить личность, ставшую едва ли не вехой целой эпохи русской живописи, без пристального вглядывания в контекст жизненных событий художника для любого искусствоведа будет, по крайней мере, невежеством. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
Такой родной всем нам пейзаж. Барки» и «Волжские лагуны». У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием Болото большое. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871).
Родители художника жили в невенчанном браке. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема».
Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново, – писал он в одном из писем. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Соколову. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Эта глубина проникновения в предмет сочеталась с необычайным поэтическим чувством. (1868). Национальный характер этого пейзажа не вызывает никакого сомнения. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. В глубине по дороге идут несколько фигурок и движется воз с сеном.
Простоте мотива соответствует сдержанность колорита. С первого взгляда трудно даже различить эти работы. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Все наполнено бодрой могучей силой и, в то же время, естественно и просто. свои валаамские произведения.
Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. По первому впечатлению этюд кажется несколько «грязным», но при более внимательном всматривании этот недостаток теряет свою ощутимость и тогда начинает обнаруживаться ряд более важных достоинств. Мальцевой «Федор Васильев». Попытка расширить показанную картину жизни реализуется в обеих картинах по-разному.
Это было в конце мая. он был для нас превосходным учителем.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
Однако из этого сходства нельзя выводить мнения о поверхностном восприятии Васильевым формальных навыков Шишкина и ограничивать этим значение взаимодействия этих художников. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Здесь главным становилась забота о сложении живописного метода, о живом, непрестанно развивающемся живописном видении природы, о чувстве цвета, заставляющем каждую краску «забыть свое имя» и обрести в картине новую жизнь и ряд новых многоликих значений. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал.
Пространство кажется глубоким и реальным, хотя здесь есть еще следы применения приема простого «высветления» или «утемнения» краски одного и того же тона в зависимости от удаленности. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Как измучена жалкая травка борьбой с этим «всепроникающим» сыпучим песком. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Перед аркой одно молодое кудрявое деревцо, за оградой еще несколько. Оформились его основные эстетические воззрения. Выразительность образа достигла здесь большой силы и убедительности.
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей.
К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Картина Вид на Волге. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. С большим вниманием подмечены черты убогой, неказистой деревеньки. Крамской»). Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника.
., М., 1977. Передняя изба слева накрыта досками с неровными и скрошившимися краями.
Столкновение с красотой, опыт проживания «со-бытия» с прекрасным оказывается настоящим испытанием для сложившейся системы ценностей и может оказать на человека большее влияние, чем вербальные увещевания или даже угрозы наказания. Валаам.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Даже ей стало скользко.
Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника.
Был близок с И. Н. Крамским. в Лондоне. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
Барки» и «Волжские лагуны». Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Характеристика, данная Васильеву Крамским: – «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения» – стала классической и непременно приходит на ум, при всяком ВОСПОМИНАНИИ о Васильеве. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Картина «Вид на Волге. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
В этот простой незатейливый сюжет художником вложено много теплоты и искренности. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Над ней – кучевые облака с белыми обведенными краями.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. На основании такой работы, как «Летний жаркий день» (33, 4 41), датированной тем же 1869 г., можно говорить о полном изживании этих качеств, об обращении к традициям национального пейзажа, о глубоком сближении с природой.
Насколько сильно выступало в его таланте стремление к самовыражению, можно судить по ранней дошедшей до нас работе исполненной, вероятно, вскоре после окончания школы и бытующей теперь под названием «После дождя» (1867). Талант Васильева развивался быстро, в ранних пейзажах образы русской природы приобрели поэтичность и глубину чувств. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В них не успело еще проявиться влияние Шишкина.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Определяя подобным образом значение творчества Васильева, Крамской разбирает причины, которые позволили ему подняться так высоко и в качестве главной выдвигает глубокое изучение натуры Васильевым «спускающееся в самую суть предмета».
Старший по возрасту и вполне овладевший мастерством за годы академической учебы и длительного пребывания за границей в качестве пенсионера, Шишкин и сам в это время переживал сложную перестройку своего творческого метода и также был занят поисками собственного пути, вновь возвращавшего его к детальному изучению натуры. На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога изъезженная санями и телегами. Требовалось срочное лечение и смена климата. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Прочая часть транспортного средства и человек возле его колеса находятся в более темной зоне.
По какой причине, неизвестно. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Неясные до сих пор стремления и идеи начинают находить свое четкое и конкретное выражение. Под аркой ограды еще две фигуры в рясах. «На меня и на мою жизнь смотрят до крайности несправедливо», – пишет он Крамскому 8 февраля 1873 года и здесь же добавляет об этом своем желании все разъяснить о себе, «чтобы хоть один человек знал меня всего, всего как я есть, всего без утайки».
Третьяков. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Барки» и «Волжские лагуны». Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Я полагаю, – писал Крамской В. В. Стасову 29 сентября 1873 года, – что русская школа потеряла в нем гениального художника». В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Получал 3 рубля и отдавал их матери. Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо.
На крыше еще лежит снег. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше., М., 1937 Федоров-А. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. Какое время года отражено в полотне.
Детство провел в Петербурге. У Федора рано проявилась способность рисовать. В качестве примера из числа последних рисунков можно привести «Пейзаж с березками», «Лес у ручья», «Березки» и др. Письма и статьи И. Крамского, посвященные Васильеву, характеризуют этого художника более или менее полно – и как человека и как художника, Это уже не просто отдельные высказывания, а общая характеристика, убедительные выводы, основанные на критическом разборе определенных произведений. Напряженно звучит цвет его зелени.
Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Высокое теплое небо покрыто крупными клубящимися облаками. Работы этого года являются следующим этапом в развитии Васильева. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
Их очень различный внешний облик и часто скрытые в нем приметы жизненной судьбы могли вызвать в его душе нечто более глубокое, нежели простое любопытство. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. В решении задачи передачи материальности большое значение имеет правильное использование фактуры письма (тяжелое плотное письмо первых планов и легкое, «в протирку», письмо дальних планов и теней). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Инициатором и организатором волжской поездки был Васильев.
Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно излил свою тоску по родной земле. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Небо, занимающее больше половины изображения. Она проявлялась во всем – в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. в Лондоне.
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Примечательно и то, что искусство Васильева обостренно дает почувствовать самый процесс духовного созревания художника, придающий каждому этапу как будто что-то неповторимо новое и вместе с тем остающееся в своем существе типично Васильевским. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).
Ценность этого замечания не умаляется тем, что оно единично и сделано вскользь, т. к. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Особый интерес представляют обстоятельные разборы двух больших картин Васильева («Мокрый луг», «В Крымских горах»), где главным достоинством признается их образность и поэтичность. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Это обстоятельство во многом совпадало и с ближайшими задачами Васильева. Большие кисти художник не признавал.
Каждый большой световой массив имеет свое собственное световое и цветовое напряжение. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Картина отвечает своему названию и знойный, жаркий полдень с первого взгляда, словно «чувствуется» в этой картине. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Окружение живших на Валааме в то лето художников более тесно сблизило его с миром петербургских пейзажистов, увлеченных передовыми исканиями. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета.
Громадный сине – зеленый шар массива деревьев заполняет всю центральную часть холста. Федору удивительно везло на хороших людей. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Безусловно, Россия со своими лесостепными ландшафтами была основным источником вдохновения для художника. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания.
Продолжением исследования творчества Ф. Васильева явилась монография А. Федорова-Давыдова «Федор Васильев». Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Дальше идет еще десяток разных по высоте домов.
в Лондоне. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Эта глубина проникновения в предмет сочеталась с необычайным поэтическим чувством.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Вспоминая дни, проведенные на Волге, Репин писал: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Васильев много писал писем в Москву.
Как бы ограничив композиции обеих картин густо сомкнувшейся вдали полосой леса, Васильев в меру возможностей расширяет изображенное в них пространство и конкретно выражает это дорогой с проложенными по ней колеями. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Все, чего мог достигнуть Васильев на первом этапе своих занятий, раскрывается, пожалуй, яснее всего в его работах 1868 года, связанных с летней жизнью в деревне Константиновке близ Красного Села под Петербургом.
Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Небольшой пригорок в левой части покрыт высокой пушистой травой. Интересны по выбору темы и по своей трактовке «парные» картины «Деревня» и «После грозы, Обе находящиеся в Государственной Третьяковской.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Особый интерес представляют обстоятельные разборы двух больших картин Васильева («Мокрый луг», «В Крымских горах»), где главным достоинством признается их образность и поэтичность. Вместе с другими виднеющимися вдали фигурами идущих людей и деликатно вписанными деталями быта она привносит в этюд неприкрашенно показанную картину будничной городской жизни, скупо оживленную лишь дальней зеленью деревьев и поднявшейся над домами голубизной неба. И в той и в другой картине чувствуется сильный «налет» романтизма, чувствуется результат некритического обращения молодого художника к западным образцам, особенно к образцам немецкого пейзажа. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание.
За лето Васильев сделал много десятков рисунков, много этюдов и несколько картин. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Сырая слякоть дороги, кажущейся особенно грязной из-за нависшей над нею тучи, черный разлившийся ручей, преградивший путь, холодный блеск подтаявшего и прихваченного легким морозом снега усиливают ощущение неприглядной серости, немого безлюдия и бесприютности пейзажа. Среди многих дошедших до нас пейзажных рисунков встречается, например, жанровая композиция «Дети-сироты» исполненная в 1867 году, а в мае того же года ему как оканчивавшему ученику было, вероятно, предложено выполнить несколько известных теперь анатомических рисунков. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге.
Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
– но и мирового искусства.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.
Обращаясь к традициям, к тому, что можно назвать памятью искусства, Васильев создавал и свою традицию, на которую опирались художники не только следующих поколений, но и его современники. Ценность этого замечания не умаляется тем, что оно единично и сделано вскользь, т. к.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Природа обновляющая духовно человека, который чувствует себя слабым рядом с нею. Хотя в живописи картин еще не преодолены некоторая графичность и сухость приемов, еще нет тонкости световых переходов и скупа палитра красок, обе они подкупают поэтичностью чувства, уже таящей в себе приметы будущего художественного метода Васильева.
Сравнение Валаамского этюда Шишкина «Пейзаж с охотником» с этюдом Васильева того же названия, сделанного там же и примерно с того же места, показывает нам, как много общего было в этих двух художниках. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых— «Вид на Волге. Но левый верхний угол слегка светлее. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Все картины с этой выставки были раскуплены. всопоставлении с другими высказываниями общего характера оно дает довольно полную картину.
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Как известно искусство отличается от мастерства тем, что делает человека лучше.
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Правда, в решении этой задачи есть еще приемы условного, академического пейзажа, проявляющиеся в недостаточно правдивой передаче освещения и пространства, в «подпеченном» колорите, но, тем не менее, главное здесь то, что непосредственно идет от природы. По вечерам посещал Рисовальную школу. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Лит. : Ф. Васильев.
Прежде всего это большая материальная убедительность изображаемого. Барки». Посередине дороги мысок с густой высокой травой.