Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом. Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы.
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Известные картины художника Деревенская улица и После грозы исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.
Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. «Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая права гражданства между другими и хотя решительно новая, но — имеющая корни где-то далеко» — высказал свое впечатление Крамской. Картина-воспоминание.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Поездка эта была необычайно плодотворна для молодого художника, только что окончившего рисовальную школу. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В семье царила беспросветная нужда. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Картина Вид на Волге.
Это было в конце мая. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Третьяков. 1871 год стал для Федора Александровича особенным. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Но левый верхний угол слегка светлее. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Барки» и «Волжские лагуны».
Kамни». На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Федор взялся за заказы. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально».
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. «Настоящая картина ни на что уже не похожа, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе и о милом сердцу севере. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
На крыше еще лежит снег. Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея)., М., 1937 Федоров-А.
Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи — импрессионизм. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить. Соколову.
Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора. всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
Серо, сыро и грустно вокруг. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.
Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи. угадал Васильев. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». Жалкая, не по годам согбенная фигура не вызывала сыновнего чувства.
В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Еще в детстве был вынужден зарабатывать на жизнь – за три рубля в месяц служил на почтамте, а затем перешел к реставратору картин Соколову. Он не любил отца. Он работал много и вдумчиво. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.
Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна.
Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
За всю дорогу он не проронил ни слова, внутри все закаменело. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Оформились его основные эстетические воззрения. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Такой родной всем нам пейзаж. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. (1868). Всё, вплоть до последнего наброска Васильева, было распродано еще до открытия выставки.
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. В лондонской прессе появились статьи, в которых авторы указывали на те замечательные черты русской живописи, коих лишены были произведения многих европейских мастеров. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Барки». Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей2.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Родители художника жили в невенчанном браке.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Барки» и «Волжские лагуны». В Ялте однажды он абсолютно отчетливо увидел картину Крамского «Христос в Пустыне», хотя Иван Николаевич жил в Петербурге и еще только начал писать ее.
Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Картину купил для своей галереи П. М. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием.
Барки». Федор продрог, озноб колотил все тело. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картина эта глубоко взволновала Крамского.
Ваша жизнь – отзывается в моей. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец. Будучи на 12 лет старше Васильева, Иван Николаевич Крамской, как подлинный художник-психолог, обнаружил в нем особенную чистоту и свежесть чувства, меткость суждений и беспримерную откровенность, которая раскрывала душу и самого обычно замкнутого Крамского. Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах и среди петербургской богемы. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Шишкиным. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. В картине очевидны украинские черты. А Крамской сказал: «.
Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Так как жалованья отца едва хватало для такой семьи, в каникулы подрабатывал – носил почтальонскую сумку за рубль в месяц. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля.
На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. И рвался домой, в Петербург. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным».
Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Третьяков. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Картину «Вид на Волге. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Но серьезного, систематического образования так и не получил.
В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Иван Николаевич Крамской, педагог и наставник Васильева, был просто влюблен в него. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Какое время года отражено в полотне. И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого. Полюбившийся Репину бурлак Канин (с повязкой на лбу) выведен Васильевым на переднем плане.
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Картина полна жизненных сил и поэтического очарования. Камни.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Чем бы тут особенно огорчаться. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
— дорвался до вольной жизни. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи.
К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Большие кисти художник не признавал. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни., М., 1977. Близкая весна не несет радости. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания.
Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Барки» и «Волжские лагуны». Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Лит. : Ф. Васильев.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Федор родился в Гатчине.
Еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Барки», казалось, не написал, а спел. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Эта и другие поездки сыграли огромную роль в становлении Васильева как художника, его талант развивается стремительно.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Сколько дум людских знают эти дороги. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Нас с Вами сам черт веревочкой связал. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. У Федора рано проявилась способность рисовать.
зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. он был для нас превосходным учителем. Был близок с И. Н. Крамским.
Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Вечернее небо еще в лучах солнца, но собираются облака и может случиться гроза. Это увлечение в последствии определило его судьбу.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Ходил в шинели, перешитой с чужого плеча, носил истертые до прозрачности брюки и сверстники обзывали его то «перешитым гимназистом», то «ситцевыми штанами». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Я увидел, как надо писать.
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Одну из этих картин — «Мокрый луг» — Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников. Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Вечерами неутомимый Федор посещает Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, позволявшую совмещать занятия с заработком. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. в Лондоне. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
Лишь весенние месяцы 1871 г. довелось Васильеву провести в Петербурге, среди друзей-художников. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
На его отроческие плечи легла забота об овдовевшей матери, сестре-невесте и двух младших братишках. Безбрежна ширь могучей реки, зеркальны воды. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Васильев много писал писем в Москву.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Крамским, И. И. И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный».
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871).
Чахотка принялась грызть здоровяка Васильева так же яростно, как поедала она тогда на Руси тысячи крепких и цветущих жизней. Евгению он все же «удочерил», а Федор так и остался на положении незаконнорожденного. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью».
я увидел, как надо писать». Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Валаам.
И вот это направление. И вдруг — одна картина, другая, третья. Федору удивительно везло на хороших людей. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Родители венчались через три года после рождения Федора. Ему пришлось проявить настоящую самоотверженность, чтобы в таких условиях продолжать занятия искусством.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. В частности, противопоставление Крамским творческого метода Васильева и Шишкина не вполне оправдано. Только бы не заболеть. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни.
Лестница, приставленная к крыше, покосилась. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. В этом пробуждении нет радости.
Оно и отправилось в Англию. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, тусклую нежность красок, пустынный простор полей. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.
Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Даже ей стало скользко.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Васильев довел это ощущение до эпической высоты. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Увидев это полотно, Крамской был потрясен.
Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.
Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Одаренность Федора Васильева, его увлечение музыкой интеллектуальные способности, яркость и живость характера, умение cocтрадaть перешли к нему от отца – по-своему талантливого человека, которому волею судеб не суждено было раскрыться. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В тринадцать лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе, где получал три рубля. Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным».
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. – воскликнул он. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, но сама манера работы была уже оригинальна. На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Повторение «Оттепели» не было простой авторской копией.
Доктора советовали срочно переехать из питерской вечной сырости в более здоровый и теплый климат. Картина «Вид на Волге. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Встречные останавливались, снимали шапки.
И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца и вовсе заботиться о семье. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Это была как бы дальнейшая разработка мотива.
Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников.
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). в Лондоне. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано.
Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Семья пополнилась еще двумя детьми — Александром и Романом.
Все картины с этой выставки были раскуплены. Слабые легкие было наследственным в их семье. Небо, занимающее больше половины изображения. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. По вечерам посещал Рисовальную школу.
На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Барки» и «Волжские лагуны».
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. А сколько рисунков сделал за время путешествия, сколько набросков. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. С женой он не был обвенчан и двое старших детей (Евгения и Федор) вообще не значились в его документах. Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу. в Лондоне.
Детство провел в Петербурге. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Сорок верст тащились сани с гробом по снежному месиву.
В этот период Васильев активно общается с И. Н. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника. В ней есть что-то сказочное. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Барки» и «Волжские лагуны».
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Васильев был признан профессиональным художником. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
В 1867 году он заканчивает обучение. Напряженно звучит цвет его зелени. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Требовалось срочное лечение и смена климата. По какой причине, неизвестно.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. в Лондоне. Тогда же Васильев не более чем за месяц по заказу великого князя Александра Александровича (в будущем царя Александра III) выполнил повторение картины, находящееся ныне в Русском музее. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов.
В 1870 году Петербургская мещанская управа выдала Васильеву паспорт с отчеством Викторович, а не Александрович. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Думается, это было не так. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Во всех изображена болотистая местность.
Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Она дала ему большой опыт в работе над натурой.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы.
И по мотиву и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями.