Племя нимф отцвело и одряхлело. И между тем, как, по правилам, он должен был целовать каменные плиты в часовне, губы его чувствовали с ужасом следы нимф и он шептал: «Спаситель или не слышишь Ты, что я говорю Тебе, как Ты Сам говорил Отцу Своему: Не введи нас во искушение. » Сначала думал он послать владыке-епископу отчет обо всем виденном. Слово «леший» относится и к славянскому Хозяину лесов и к множеству лесных духов, населяющих леса Прибалтики. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник.
Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Таково преимущество, дарованное моей святости.
Люди-звезды— высокие, необычайно красивые и благородные люди, которые излучают сияние. В те времена, сын мой, гробницы воздвигались вблизи дорог. Но не все великаны глупы: некие древние великаны построили мост через пропасть и город в Этинсмуре, руины которого дети ищут по заповеди Аслана в книге «Серебряное кресло». Мино проснулся при ярком свете дня, абсолютно разбитый падением. Нарния, по замыслу Аслана, является страной говорящих зверей, деревьев и других сказочных существ.
Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Говорящих рыб и насекомых нет. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего. » Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. В римской мифологии появились и сатиры-женщины. И на уме моем нет никаких покровов так же, как и на теле. Обычно уриски жили по одному, но в некоторых случаях они собирались группами.
Само слово «сатира», как жанр литературы, стало употребляться в связи с романом «Сатирикон» (66 н. э. ) римского писателя Петрония, в котором, однако, сатиры не фигурируют. Туда неизменно каждый вечер прилетало их легкое племя, как стая голубей в голубятню. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринти охота была любимым занятием. Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. — Увы, сын мой, — ответил святой Сатир, — время не щадит ни людей, ни богов.
Мифологический сатир ленив и распутен. Но вот путь преградила река. Вот малыш Дольф мог запросто превращаться в разные существа и потому он был Волшебником, которому суждено было стать королем Ксанта, если, конечно, Айви отказалась бы от этого титула. И угрозы вылетали из их цветущих уст.
Нет у них ни конца, ни начала, они рождаются и погибают неуловимо. Нимфы, выглядывающие из ветвей деревьев, составляли свиту сестры Феба, охотницы Артемиды. Звуки его свирели нежны и полны грусти. Но тотчас же опять обнаруживается разрушительное действие веков. Пан увидел однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Ктесий и Мегасфен, посол диадоха Селевка I при дворе индийского царя Чандрагупты, упоминают о том, что сатиры населяют индийские плоскогорья. Римский энциклопедист Плиний Старший (23-79 н. э. ), видимо, пользовался трудами Ктесия и Мегасфена.
Большая часть этих качеств схожа с сатирами, вот таким образом их и путают. В греческих историях, силены смещались с сатирами и приобрели больше животных черт. Но он не смел глядеть на цветы, спавшие на водах, так как они напоминали ему нимф.
Они подходили и веки глаз краснели и губы, втягиваясь, морщились на беззубых деснах. Наконец они вышли из рощи и вошли в травяные заросли, которые и оказались обычной травой.
Далее в этой статье мы будем именовать всех существ этого рода сатирами, за исключением тех случаев, когда между ними будет необходимо провести различие. Греческий поэт Гесиод (VIII век до н. э. ) пишет о том, что сатиры, нимфы и куреты произошли от дочерей Гекатера. Но нимфы убегали и под их быстрыми шагами рождались цветущие луга и ручьи. Вот таким образом нимф (и вообще красивых женщин) молодые кентавры катали на себе довольно охотно, но терпеть не могли, когда кто-то пытался их оседлать по собственной прихоти.
Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Этот взгляд отражен и в современном научном названии орангутана – симиа сатирис.
Когда Пан родился, мать, бросив на ребенка всего лишь один взгляд, в ужасе убежала. Кстати. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Иногда этим всё и кончалось, а иногда разговор перерастал в забавы и шалости.
Все это происходило, сын мой, во времена доброго царя Берендея. «Дети мои, — говаривал я, — время легких игр и лукавого смеха прошло». — Неосторожные не послушали меня.
И последним представителем копытноногих оказалась Иси Дондэнсер. В «Хрониках Нарнии» сатиры упоминаются в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» — двое из них вместе с семейством белок и старым лисом празднуют Рождество за столом, который накрыл в лесу Отец Рождество, за что впоследствии были обращены в камень Белой Колдуньей. В бесчисленных бестиариях сатиры и обезьяны описывались в одних и тех же главах.
Так само совершенство, Феб, увидев Дафну, стал ее преследовать, умоляя о любви. Если ушки Фавн находятся по бокам, то у Иси ушки на макушке. Нет розы, которая не превратилась бы в терн. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. В качестве небесных светил они участвуют в «великом танце».
Они реяли в темном воздухе сквозь легкие туники блистали легкие тела среди них были козлоногие юноши, которые преследовали женщин. «Сатиры были покрыты густой шерстью, у них были тонкие рога, острые уши, быстрые глаза и кривые носы». Великаны— человекоподобные существа огромных размеров, не очень умные.
Сам бог Пан тоже был козлоногий и тоже иногда приставал к девушкам. Кентавры как и сатиры, часто соприкасались с нимфами. Ступня настолько огромна, что позволяет им плавать без лодок. Другие же уверяют, что райские врата открылись Рифею Троянцу.
Это американо-индейское имя Isi, которое в переводе означает олень. В повествовании о событиях войны с Джадис единственные люди— дети Пэвенси, в «Коне и его мальчике» можно узнать, что людей в Нарнии немного, но они есть— описаны вельможи нарнийского посольства, нарнийские рыцари, участвовавшие в битве при Анварде (орландцы же представлены в основном людьми, описаны несколько человеческих островных княжеств и большое государство Тархистан, которое окружают человеческие страны, а в Тельмаре, который рассматривал Отшельник в пруде, уже рыскали разбойники). Зевнув зубастой пастью, заснул и Стэнли.
Маленькие птицы пели в миртовых ветвях. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса. Смерть не более совершенна, чем жизнь. Куда бежать нимфе.
Но груди у них были белые и круглые. Об их происхождении рассказывает Гесиод. Эту историю повторяет в «Метаморфозах» Овидий.
Все, кто их завидит, стараются убежать от сатиров. После создания в 1516 году Рафаэлем фрески «Свадьба Купидона и Психеи» сатиры стали на картинах непременными персонажами сцен свадеб античных богов и языческих празднеств. Тщетно пытался я обезоружить злобу братьев и советовал им покориться. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Ночь была для них немного менее враждебной. Сатиры – это дикая неукрощенная природа. В VII веке н. э. английские женщины продолжали имитировать менад и их ритуал поклонения Вакху (то есть Дионису).
Пан (у римлян — Фавн) – бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов. Когда сатиры не сопровождают Диониса, то проводят время в поисках нимф. Но с первым криком петухов спешили вернуться домой. Как правило, они враждебны к людям (хотя встречаются добрые и дружелюбные). Люди, однако, могут почувствовать их присутствие, как только эти существа приближаются.
Бедные сельские боги уже не находили приюта в священных лесах своих. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание. Это очаровательное место было священным.
Звезды в человеческом (ангельском) облике появляются в книге «Последняя битва» и становятся очевидцами суда Аслана над всем сотворенным им миром Нарнии. Мой дом сделался их домом. В древненримской мифологии фавны (божество., подобное богу Пану) выступают аналогаит греческих сатиров. Нет, я не лгу. С этой ночи фра Мино не находил нигде покоя. Кроме того, там есть много говорящих видов этих животных.
Они внешне похожи на Пана, но не обладают его благородством. В бесчисленных бестиариях сатиры и обезьяны описывались в одних и тех же главах. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. И душа моя с тех пор не изменилась.
Здесь же, в обстановке неестественной для Ксанта реальности, да еще при свете дня, все выглядело очень и очень странно. Обязательной частью сатирической пьесы был танец с игрой на двойной «флейте Пана» (сиринксе).
Листья пергамента, которые он исписал ночью, покрывали аналой. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Прочим гробницам предпочитали они мою, как могилу почтенного прадеда. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Судя по кулинарной книге, описанной в Хронике «Серебряное кресло», едят практически всех существ, населяющих Нарнию, а люди для них являются деликатесом. Я не знаю, зачем на шее моей эти мясистые наросты и почему мне даны ноги отважного козла. Сатира, которая находилась под аркадой, справа от алтаря.
Пан – веселый бог, спутник Диониса, он всегда окружен нимфами, пляшет с ними и играет на им же изобретенной свирели (си-ринге). Слово за слово – и шутливые объятия переходили в горячие ласки. Эйто утверждает, что именем и характером пака позже был наделен Робин Гудфеллоу. Сначала глаза впали, углы губ опустились.
Образ сатира теперь отождествлялся, не много не мало, с самим дьяволом. Причиной служит то, что сатиры упомянуты в Библии. Были известны статуи сатира работы Праксителя и Фимила. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание.
Хотя Фавн была именно фавном, однако тоже имела узоры от оленей и похожую внешность, так и Иси по внешнему виду похожа на фавна, но имеет чисто оленьи корни. Я очень стар. Было даже как-то неинтересно находиться в таком банальном окружении. Ночь не всецело принадлежит Богу Галилейскому. Пророк Исайя говорит о том, что после разрушения Вавилон превратится в логово злых существ: Но будут обитать в нем звери пустыни и домы наполнятся филинами и страусы поселятся и косматые (сатиры) будут скакать там.
Моя находилась в двух тысячах шагов от города, по дороге во Флоренцию. Девушка снова уменьшилась, став карлицей. Я предлагал им также яйца ржанки. Нимфы стареют, как и женщины. Фра Мино повиновался.
Вот почему, не говоря ни с кем, фра Мино произвел глубокие изыскания о гробе св. Ниже, в том месте, где ручей расширялся, виднелись неподвижные цапли. В отличие от сатиров, Пан помогал пастухам и охотникам, если те не обижали его. Я с покорностью ждал падения великих богов.
Само слово сатира, как жанр литературы, стало употребляться в связи с романом Сатирикон (66 н. э. ) римского писателя Петрония, в котором, однако, сатиры не фигурируют. Наиболее значительные из произведений средневековья, в которых являются действующими лицами сатиры, – Рай, вновь обретенный Джона Мильтона (1671), Гимн о демонах Пьера де Ронсара (1555) и Жизнь души Генри Мора (1650). Об их происхождении рассказывает Гесиод. Солнце, тогда еще молодое, любило сквозь листья осыпать их золотыми стрелами.
В награду они окропили мою голову водою и благословили меня во имя Христа Иисуса. Я не противился вестникам Галилеянина и даже оказывал им маленькие услуги. Для средневекового человека дьявол и сатир стали неразделимыми символами зла.
Часто их изображают с венком Диониса на голове и его жезлом-тирсом в руках. Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Малыш имел бороду, козлиные ноги и рога. Эта тропа была явно единственной дорогой, по которой можно было войти в данную область.
Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. О немногочисленности людей-нарнийцев до вторжения тельмаринов сообщает доктор Корнелиус. И беда постигла их. Лесники и те, кто хорошо знает лес, говорят, что лешие – очень худые существа с синей кожей, зелеными волосами и глазами. В книге «Принц Каспиан» выясняется, что не все животные получили дар речи от начала мира: так, некоторые нарнийские мыши стали говорящими после того, как перегрызли узы убиенного на Каменном столе Аслана. Большинство великанов живет в северном государстве Этинсмур и в замке Харфанг.
Этот пример – не единственный. Их женскими соответствиями на вакханалиях являются менады. Но Гермес обрадовался своему ребенку и отнес его показать олимпийцам. В них Пан пасет стада и играет на свирели. Эту историю повторяет в Метаморфозах Овидий. Память мою чтили. В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом. Вероятно именно вот таким образом автор сделал одного из них отрицательным персонажем: в книге «Последняя битва» фигурирует сатир Враггл, перешедший на сторону врагов короля Тириана. Греческий писатель Лукиан излагает в «Диалоге о богах» (II век н. э. ) легенду о том, как Пан погнался за целомудренной нимфой Сиринкс, которая, чтобы спастись, превратилась в тростник на реке Ладон.
С человеком он общается или во сне или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Стоит упомянуть иПана — бог лесов и рощ, сын Гермеса и просто божество стад да пастухов. Те все только весело посмеялись. Греческий писатель Лукиан излагает в Диалоге о богах (II век н. э. ) легенду о том, как Пан погнался за целомудренной нимфой Сиринкс, которая, чтобы спастись, превратилась в тростник на реке Ладон. Пан не смог отличить ее от остальных тростинок и, срезав несколько наугад, сделал из них флейту, которая стала непременным атрибутом сатиров.
Кровать осталась в распоряжении Гранди и Рапунцелии. То же произойдет и с городом Едом: И лешие (сатиры) будут перекликаться один с другим. Они впервые приготовили вино. Его отцом был Гермес, а матерью – нимфа Дриопа. Франциска.
Оракулы Фавна были приурочены к рощам. Они населяли и оберегали дикие леса. Они ленивы, распутны, вечно пьяны и любят при этом петь.
Но и эту скудную пищу поедали белки и дикие кролики. По легендам, Пан входит в свиту Диониса, вместе с сатирами, силенами и демонами стихийных плодоносных сил земли. Относительно догматических вопросов, поднятых фра Мино, они не пришли к определенному заключению, склоняясь, однако, к тому, что доказательства францисканца слишком смелы, легкомысленны и необычайны. Если фавны из Рима, сатиры из Греции, то силены из малоазиатской мифологии.
Эти одинокие создания были полулюдьми-полукозлами. На самом же деле, они также чувствуют тяжесть времени и склоняются с течением столетий к неотвратимому упадку. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. И по мере того, как они подходили, перемена совершалась в них. Этот сюжет многократно отражается в росписях на греческих вазах.
Святой Михаил тоже родился не от женщины. Другие атрибуты сатиров: кисти винограда, корзины с фруктами, кувшины с вином, рог изобилия и змея. И, в самом деле, я теперь лишь собственная тень. Сыны Адама и дочери Евы не являются народом исконно населявшим Нарнию. Сатиры почитались как хозяева полей и как покровители плодородия. Закинув голову, с глазами, мутными от блаженства и ужаса, они призывали своих матерей или кричали: «Я умираю. » или сохраняли грозное молчание.
Первое для них абсолютно неприемлемо, а второе – даже почётно. Видишь, я — наг, как в золотые дни Сатурна. Увы. Судя по описанию, которое даёт Овидий (Fasti, IV, 644 и следующие), Нума, желая получить прорицание Фавна и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь закалывает двух овец— одну Фавну, другую богу сна. Они подходили с трясущейся головой, прихрамывая на дряхлых ногах. Они впервые приготовили вино.
У ирландцев аналогичное сатирам существо зовётся извините, пука. Фра Мино сел на мшистый камень и, хваля Бога, начал размышлять о тайнах, заключенных в природе. Фра Мино, пройдя церковь, стал на колени в часовне алтаря, посвященной Архангелу Михаилу, чье повествование изображено было на стене. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе.
С грустью стоял рядом с лавром Феб. И в самом деле, они были теперь легким туманом. Еще одним видом британских лесных существ были лесовики или Дикие лесные люди. Время не утешило меня и мне все еще хотелось бы лежать под платанами на Священной Дороге. После этого Ариадна стала женой Диониса. Пьеса в сатирической форме передает смысл справедливости. Их также называли вузер или узер.
Племя фавнов, панов и сильванов11 почувствовало себя оскорбленным такою несправедливостью. В наготе их видна была страшная необузданность желаний. Только луна, сияя в окно, озаряла бледным лучом гробницу св. В Нюрнбергских хрониках Шеделя (1493) содержится иллюстрированная антология загадочных животных Индии, включающая сатира. Пак был безвредным эльфом, от его имени образовалось английское слово puckish, что в переводе значит «озорной, проказливый». Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986) считает, что речь идет об одном и том же типе существ, которых в Древней Греции называли сатирами, а в Древнем Риме – панами, фавнами и сильванами сатиры имели козлиные ноги и человеческое тело выше поясницы.
Но — увы. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью, отсюда эпитет его – «Incubus». Опечаленный Пан из тростинки сделал себе свирель-сирингу и с тех пор с ней не расстается. Увы.
Божество Силен — воспитатель Диониса, старый и пьяный сатир, а также, сын Пана и нимфы (также, считается сыном Гермеса). По легендам, Силен ездит на осле и неохотно делится предсказаниями будущего с людьми. По заметкам Павсания, силенами называлисатиров, достигших преклонных лет. Этих энергичных, сексуальных и веселых женщин можно разделить на две группы – вакханки (бассариды, манады) – спутницы Вакха (Диониса) и нимфы – спутницы Пана. Он же внушает так называемый «панический страх» как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. В VII веке н. э. английские женщины продолжали имитировать менад и их ритуал поклонения Вакху (то есть Дионису). Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. Объятый трепетом, сопутствовал он своим братьям, когда они вступали в храм.
Это объясняется, конечно, влиянием античных легенд. Сатира в часовне св. Таково было верование, распространенное в народе, — что новорожденные, которых приносили на мою могилу, должны были превзойти других людей здоровьем и мужеством. Мелкие животные (грызуны, птицы и небольшие млекопитающие) крупнее своих неговорящих родственников, а более крупные животные— чуть меньше размером. Но он же может наводить панический страх и ужас на нарушивших его покой и уединение.
Однако тех, кто насмехался над своими возлюбленными, пак не любил, а часто даже наказывал. Другим римским божеством, которого можно связать с Паном, был Сильван – дух лесов и садов.
Лешие, населяющие леса, являются их хранителями. На актерах были уродливые маски и они были облачены в козлиные или оленьи шкуры. Он вернулся в келью в тот час, когда колокола звонили Ave Maria. Они схватились в ближнем бою. Нет нимфы, которая не превратилась бы в ведьму. По преданию именно сатиры спасли Ариадну, когда она убежала с острова Крит.
Сатиры и нимфы в мифах далеко не всегда соседствовали. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Музыка, которую играли фавны иногда ночью выманивала женщин из домов и заставляла их танцевать обнажёнными в лунном свете. С тех пор я влачил такие жалкие дни, что, наконец, умер и положен был во гроб. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды.
Театральный сатир – глупое, уродливое и дикое существо. Отличить всех этих многочисленных богов и духов друг от друга довольно трудно. Их чрева их бедра блистали гладкою кожей. Он разделяет власть над нею с демонами.
Образ чёрта с рогами, вероятно, также возник из противления старой мифологии. Михаила и произнести над нею самые сильные очистительные заклятия. Неуловимо, как они, умирает и душа моя. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе. Еще в III веке греческий ритор Филострат Младший писал в «Жизни Аполлона» о том, что видел ребенка сатира, целиком покрытого шерстью.
От такого его поведения произошло слово «паника». Обычно они обитали вокруг заброшенных водоемов, но иногда искали компании людей. Они жили в живописных садах, рощах, ущельях, на берегах рек и озер.
Она просила его помочь ей спастись и отнять у нее земной облик. То же произойдет и с городом Едом: «И лешие (сатиры) будут перекликаться один с другим». Аристотель в Поэтике пишет о том, что греческий театр родился из дифирамбов. Дифирамбы исполняли мужчины, одетые сатирами с конскими хвостами. Все полагали, будто Гранди невоздержан на язык по той причине, что любит обижать людей, тогда как на самом деле он просто стремился скрыть глубоко укоренившуюся обиду, связанную с сознанием собственной неполноценности. Это не безропотные беззащитные создания, они могут причинить боль и даже убить (это они растерзали Орфея).
Но их грубость и бесцеремонность отталкивают от них женщин. В гневе своем восстали они на возвестителей нового бога. Тогда люди-козлы бросились на них со священною яростью. И какое при этом стояло веселье – смех девушек, лай собак. Подобные же сведения сообщает и Виргилий в VII книге «Энеиды» (79 95).
Не видно только хвоста.
И сомнение дозволено по этому предмету. Несколько раз в хрониках упоминается о войнах, которые вынуждены вести с великанами нарнийские короли («Конь и его мальчик» и др. ) Добрые великаны, наоборот, защищают Нарнию в битвах с разнообразными врагами. У греков сатиры – мужские духи лесов и гор в пантеоне Диониса – были существами с «приплюснутыми носами, лохматыми волосами, козлиными ушами и короткими хвостами». Одна из рук Фырка намертво вцепилась в длинный зеленый нос чудовища.
А между тем сатиры и сатирессы, фавны и нимфы влачили жизнь бездомную и жалкую. Сатира и о часовне, в которой этот гроб находился. Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Они полная противоположность их собратьев с полей и лугов, силены — демоны рек и озер. Как и других богов, Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота.
Он же внушает так называемый «панический страх» как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. Мать покинула его, но Гермес отнёс на Олимп. О кошмар. Пан — ипостась Фавна, римского божества, причем Пан тоже был козлоногий да с рожками.
Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Холод причинял им много вреда. Сатиры – важные персонажи многих пьес Вильяма Шекспира и Эдмунда Спенсера. Мне оказали немалую честь.
Первые упоминания о сатирах – лесных существах, полулюдях-полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). Девушка превратилась в лавровое дерево. Некоторые представители человеческого рода попадают в Нарнию случайно (тельмаринцы), но и они, по воле Аслана, находят своё законное место в её истории. Любуясь забавами моего маленького семейства, ты должен был видеть, как воспоминание о прошедшей юности делает прекрасными фавнов и нимф в минуту страсти, как жар воскресшей любви воскрешает их увядшую прелесть.
Живут на острове Охлотопов, управляет ими бывшая звезда Кориакин, назначенный Асланом.
В Средневековье их изображения часто использовались в масках. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986) считает, что речь идет об одном и том же типе существ, которых в Древней Греции называли сатирами, а в Древнем Риме – панами, фавнами и сильванами сатиры имели козлиные ноги и человеческое тело выше поясницы. Сатиры были покрыты густой шерстью, у них были тонкие рога, острые уши, быстрые глаза и кривые носы. Когда сыновья святого Франциска13 пришли в это место и построили монастырь на склоне холма, то они испросили разрешения у владыки-епископа перенести в монастырскую церковь мою гробницу, чтобы там хранить ее. Пророк Исайя говорит о том, что после разрушения Вавилон превратится в логово злых существ: «Но будут обитать в нем звери пустыни и домы наполнятся филинами и страусы поселятся и косматые (сатиры) будут скакать там». Эта комедия отражает рост значения культа Диониса в Греции.
К нему собираются нимфы и водят вокруг него хороводы. Они были прекрасны, сын мой. Обязательной частью сатирической пьесы был танец с игрой на двойной флейте Пана (сиринксе).
Они наиболее активны весной и летом на закате и на рассвете. В Шотландии живут странные маленькие домовые известные как уриски. От его священной драмы смерти и воскрешения произошла традиционная греческая «трагедия» (греческое слово tragoidos означало «козлиная песня»). Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью, отсюда эпитет его— «Incubus».
Всё просто: сатиры— греческое слово, фавны— латинское. Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов. Судя по описанию, которое даёт Овидий (Metamorph, IV, 644 и следующие), Нума, желая получить прорицание Фавна и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь закалывает двух овец – одну Фавну, другую богу сна. Мое семейство, выросшее в полях, последовало за мною. Оракулы Фавна были приурочены к рощам.
Греки были склонны отождествлять персонажей своей и чужой мифологии. Такой же ужас он может навести и на врагов на войне. По-видимому, как и ангелы, некоторые из них являются бессмертными — так, Раманду исчерпавший свои жизненные силы, находится «на пенсии» и питается солнечными ягодами для исцеления от старости. Они вместе с менадами участвуют в вакханалиях и оргиастических празднествах Диониса. Некоторые нимфы, вовсе не собиравшиеся отдаваться кентавру, спохватывались слишком поздно.
Он рассказывает мне о тех временах, когда был пастухом быков на горе Гарган. Кроме того, в средние века сатиров стали прочно ассоциировать с обезьянами. Продолжительность их жизни такая же, как у человека.
В «Нюрнбергских хрониках» Шеделя (1493) содержится иллюстрированная антология загадочных животных Индии, включающая сатира. Некоторые авторы могут изображать сатиров и фавнов чем-то отличающимися разными существами. Но как только Фырк схватился одной рукой за связку деревяшек, аллегория с шипением бросилась на него.
Они входили в окружение богов скотоводства, земледелия и виноделия – Диониса (Вакха) и Пана. Сатиры и нимфы жили не на безоблачных небесных далях с высшими богами, а на земле.
На полотне Боттичелли «Марс и Венера» (1485) четыре шаловливых ребенка-сатира олицетворяют невинные радости сельской жизни. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Пан спустился на землю и стал на ней жить. Подобные же сведения сообщает и Вергилий в VII книге «Энеиды» (79 95). Почему же два разных слова.
Передвигаются они огромными прыжками. Этот взгляд отражен и в современном научном названии орангутана – «симиа сатирис». В ней Дионис в сопровождении Пана, Силения, сатиров и менад (жриц Диониса) покоряет Индию при помощи вина. Эта комедия подтолкнула некоторых авторов к забавному выводу о том, что сатиры были не вымышленными, а реальными существами, населявшими Индию. Боги бессмертны только в воображении недолговечных людей. И мои товарищи погибли так же, как они вот и я — последний из моего племени.
Этот пример – не единственный. Причиной служит то, что сатиры упомянуты в Библии. Фырк кинулся следом за аллегорией и настиг ее на самом краю рощицы. Нимфы, очарованные музыкой, выставляли головы из ветвей и, мало-помалу покидая тенистые убежища, приблизились, привлекаемые непобедимою свирелью. Я его знаю и мы иногда беседуем с ним. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью.
А на картине «Открытие меда» Пьеро ди Козимо (1498) сатиры собирают мед для приготовления спиртного напитка. История нимфы Дафны рассказывает, как над прекрасным Фебом посмеялся Эрот, пустив в него стрелу, вызывающую любовь, а в нимфу Дафну – убивающую. Из литературных памятников сатиру следует отметить комедию Еврипида «Циклоп» – единственную из дошедших до нас греческих сатирических пьес, в которой сатир вместе с Одиссеем и его спутниками попадает в логово циклопа Полифема. Вблизи журчал родник по дну, покрытому зеленою жерухой, — и туда приходили отроки и девушки, чтобы вместе купаться. Ещё есть аналогичные малоазийские селены. С тех пор Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее неясными звуками окрестные горы. Сейчас кругом царила темнота – родная стихия подкроватного чудовища.
Символизируют мужской дух неукрощенной природы, распущенность и похоть. Охлотопы (англ. Monopod (creature) или одноступы— народ, некогда бывшие гномами, но волшебник-звезда Кориакин превратил их в однотопов— существа с одной большой ногой. Пьеса в сатирической форме передает смысл справедливости. Такого наездника тотчас сбрасывали и могли немедленно растоптать. Спят они подняв ступню к верху, которая защищает от дождя и солнца.
Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Хотя по факту Иси тоже не относится ни к фавнам, ни к сатирам ибо она дочь духа-оленя. И если они строили хижину, таскал на плечах ветви и камни. Ночью, когда проповедники спали на своих ложах из сухих листьев, нимфы, подкрадываясь, дергали их за бороду и молодые фавны, проникая в стойла святых мужей, выщипывали волосы из хвоста их ослиц.
В «Естественной истории» Плиния сатир – ловкое животное, передвигающееся на четырех лапах, но способное тем не менее подниматься на задние лапы и передвигаться как человек. Также у греков был Пан, бог, как правило в единственном числе (отсюда произошло выражение «панический страх», ведь такие существа склонны влиять на эмоции, в том числе и таким образом1). Вера в реальное существование сатиров дожила до позднего средневековья. В те времена ничто не лгало и тогда еще не умели красить лживыми красками шерсть овец. Этот вариант интересен тем, что Овидий указывает на связь между многочисленными «козлинообразными» существами.
Но все-таки было и кое-что необычное. Так же как и у сатиров, эти взаимоотношения были непростыми. Слияние этих образов отчетливо видно в поэме Горация Могущество Вакха, в которой упоминаются козлоногие сатиры. Одна из самых примечательных комедий о сатирах была создана после походов Александра Македонского (IV век до н. э. ). Нимфы могли разрешить кентаврам ласки, но только, если этого хотели они сами.
Увы, с тех пор они исчезли из лесов — все до единой. Тенистые рощи и горы стали его прибежищем. Ибо первосвященник вел войну с гибеллинами Флоренции. Владыка-епископ выслушал чтение до конца. О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью.
Даже её имя кроет в себе отсылку к своим корням. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. Согласно мифам и легендам, сатиры – спутники и последователи богов природы Сильвана, Фавна, Пана, Диониса (Вакха).