Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от унылой непогоды к солнечному состоянию. Он слышал выстрелы, видел убитых. Витте (1904), Ф. И. Они явились вершиной русского дореволюционного искусства и одной из вершин мирового реалистического искусства вообще.
Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. В 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством б) развития любви к искусству в обществе в) облегчения для художников сбыта их произведений» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов) приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.
целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. В составе передвижников с 1878 года. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей.
Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Репин много работает над иллюстрациями. На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.
Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Репина в Париже и в Москве. Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики действующих лиц.
В 1870 году Васильев вместе с господами Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: Оттепель, Вид на Волге и Зимний пейзаж, доставившие ему известность. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого холста из него все возникает. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова.
Девушка освещенная солнцем, в картине играет утреннее солнце осветившее поляну, молодая девушка сидящая в тени излучающая молодость и красоту, портрет М. Н. Акимовой и многие другие. Второго ноября 1870г. Спор о вере" (1880-1881 гг. ). Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Саврасова), «Порожняки» (И. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен.
В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. С кем только её ни соотносили. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор. Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870-е гг.
Каковы были эти идеи.
Федор Александрович Васильев (1850--1873) прожил короткую жизнь. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии. Картина была полна удивительной тихой прелестью. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка.
Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», – быль, а не сказка-выдумка. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). "Повинен смерти. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Все это придает пейзажу особую жизненность. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, – обе в Третьяковской галерее). Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Интересна история создания данного сообщества.
Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Антокольский, В. В.
Организуя передвижные выставки, они тем самым показывали, что искусство принадлежит народу, а в музеях и на выставках обычные люди его просто не видят. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Были показаны работы 16 художников. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Перов, В. А. По-прежнему заключая в себе социально-бличительное содержание, оно приобрело и явственные лирические ноты.
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Официальная дата образования Товарищества – 1870 год. Репин Илья Ефимович, русский художник.
Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников – конкурентов на большую золотую медаль («бунт четырнадцати»), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. С начала 70-х гг.
С 1882 Репин жил в Петербурге. Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. У подъезда земской управы группа крестьян. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Вдали, за колокольней сельской церкви, потемневшие весенние поля.
Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Аленушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской галерее).
Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал – к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
В 1860-е гг. Исключительно точно подобраны и размещены на полотне все детали: на переднем плане березы, усеянные грачиными гнездами. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А.
В сентябре 1870г. Должны были. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. За полвека своего существования Товарищество провело 479 передвижных выставок. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ).
Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Религиозная процессия изображенная на картине, олицетворяет собирательный образ деревни со всеми ее группами и классами. Айвазовскому. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.
Крамской. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Были показаны работы 16 художников. В целом выставка была успешной83 и стала значительным событием в культурной жизни России.
Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов. Это исторический документ поздней стадии передвижничества». Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Рябушкин и др.
Серов Валентин АлександровичСеров Валентин Александрович (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам иногда работал как театральный художник,, как никто другой Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, точно передавая пропорции лица человекаДевочка с персикамиДевушка освещенная солнцем. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. Его другие картины не менее популярные Лесная дорога, У ворот монастыря, Весенний день. Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Выехав за границу, художник обосновался в Париже.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Для художников-передвижников излюбленным стал бытовой жанр. Первая выставка состоялась в 1871г. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе.
В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: Передайте грачам, что как только встану – приеду. Картину Владимирка в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким. Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.
Превосходные этюды и страстная жажда жизни. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу.
наиболее плодотворный период в творчестве художника. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Основоположником русского национального пейзажа явился А. К. Саврасов. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Просим позволения сказать перед Советом несколько слов.
В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». А на фоне светло-голубого неба – стаи грачей, это первые вестники весны. Исаак Левитан был похоронен 25 июля на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма., Христос и Пилат картина подверглась критике духовенства, за что были сняты с выставки. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. Серов, В. Д, Поленов, И. Е.
В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Позже Саврасов сделал несколько копий картины. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» -- вершина русской и мировой исторической живописи. Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Левитан прожил всего сорок лет. 1870.
Принимал участие в организации сатирического журн. музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год: После усмирения, 1905 год. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. устав был утверждён.
Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста". Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Одно из наиболее сильных произведений Крамского -- картина «Христос в пустыне».
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств. Устав новой организации был утвержден в 1870 году.
Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы» Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: Где Левитан, где Исаак Ильич. Василий Дмитриевич ПоленовПоленов Биография. Картина стала открытием в живописи.
В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Несколько лет художник работал над историческим полотном Суд Пугачева (1879, ГРМ, вариант 1875 -ГИМ, эскизы – ГТГ). Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным. Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников – картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. «Боярыня Морозова». Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный).
Жанры ИЗО Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Товарищество возникло в ответ на бездействие и безыдейность Академии художеств. Творчество художников передвижников было простым и понятным народу. В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей).
Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Репин много работал над темой революционного движения. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы. Илья Ефимович РепинИлья Ефимович Репин (1844—1930) Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью.
Русь» (не закончена). Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Ге, И. Н.
Васнецов Виктор МихайловичХудожник Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Знаменитый мастер – художник, портретист и пейзажист, театральный художник. 29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860, местонахождение неизвестно).
В 1860-1870 годах он активно участвует в организации выставок, которые проводили художники-передвижники. Она произвела сильное впечатление на общественность. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73).
Григорий Григорьевич Мясоедов Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Ученики Левитана поселились в Химках.
В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Устав новой организации был утвержден в 1870 году. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты).
И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть. Ситуация драматична. Баба с лошадью» (1898г. ), «Баба в телеге» (1899г. ), акварель «Серый день» (1897г. ), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г. )., Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации.
Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи. Его ранние произведения проникнуты романтикой. Под его руководством в МУЖВЗ стали известными такие художники, как В. Бакшеев и Архипов. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати».
(ТПХВ), созданное в 1870г. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой портрет (Курсистка Н. Ярошенко, 1883г. ), пейзаж, а позже – историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ (Утро стрелецкой казни В. Сурикова, 1881г. ). С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Приезд жены к ссыльному» (1898г. ). Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца.
Товарищество передвижных художественных выставок – объединение художников России конца 19 века. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. 1905. Над вечным покоем (1894) В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу.
Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
Возглавил движение И. Крамской. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Целью их творчества было служение людям, народу. Художник постоянно рисует.
Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Вот таким образом появляются картины изображающие общественную жизнь. Большую роль в развитие и популярности передвижников сыграли такие лица, как критик В. В. Стасов и небезызвестный П. М. Третьяков, который охотно покупал произведения этих художников для своей галереи и даже делал заказы. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии.
Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. Друзья не понимали причин, волновались. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России.
В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев.
В 1862 году было завершено Чаепитие в Мытищах близ Москвы (ГТГ) – еще один яркий образец критического реализма2. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико.
Ге, В. Г. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую бочку с водой. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь».
Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. В. Чуйко. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Василий Иванович Суриков (1848--1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. " – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым.
На снегу – легкие голубые тени от деревьев. Левитан встретил широкое признание в обществе. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Крамской, Г. Г. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть.
Его картина «Грачи прилетели» имела огромный успех на одной из передвижных выставок.
Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. Суриков, И. И. В Елабуге открыт дом-музей художника. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Исаак Ильич ЛевитанХудожник Исаак Ильич Левитан (1860—1900) Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей.
Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Саврасов, В. И. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
Иван Иванович ШишкинХудожник Шишкин Иван Иванович (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. В 1870 году «Товарищество», уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. С 1882 Репин жил в Петербурге. Так было и летом 1900 года. Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – "Земство обедает" (1872). Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Действительный член петербургской АХ (1893).
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Добролюбова и Н. Г. Мое казачество более, чем 200-летнее. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Каждый портрет для Серова, по его выражению, – «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему.
Третьякову для галереи. Солнечный полдень. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Домотканово, 1888, ГТГ). В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г. ), «Мика Морозов» (1901г. ). В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний.
В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г. ) и М. Н.
так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм.
Добролюбова и Н. Г. Акимовой (1908г. ), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88). Справа – пруд, в котором уже растаял лед.
1885, картина с деревенскими детьми Игра в бабки. Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден». Маковский Владимир ЕгоровичМаковский Владимир Егорович (1846—1920) замечательный русский художник в своем жизненном В жаркий деньКартина Маковского Свидание. Русские художники создавали славу культуры России.
Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Тогда 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности.
Относительно подобных сюжетов Маковский писал много портретов, например портрет художников Прянишникова И. М. и Сорокин Е, много написано портретов для богатых, писал бедняков, крестьян и крестьянок иногда занимался офортами и любил писать акварели. С начала 70-х гг. Ввысь устремились тополя. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. Шишкина.
За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Саврасов, В. И. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди».
Здесь написаны Парижские тряпичники (1864, ГРМ), Шарманщик (1863, ГТГ), Савояр (1864, ГТГ, повторение – КМРИ), Продавец Песенников (эскизы – ГТГ и Музей ТАССР). Кажется, что и деревья пробуждаются к жизни и воздух дышит весной, живо представляется птичий гам. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве.
После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. Написал порядочное количество. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Аленушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. 1870-80-е годы – это период расцвета передвижников. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии».
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 обе -- Третьяковская галерея). Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. Например, И. И. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен.
Помогал он очень тактично, не обижая. Впечатление от картины было очень сильное она вызвала сильную полемику в газетах. В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано.
Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И. Н. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др.
С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г. ) и акварель «Пушкин в парке» (1899г. ), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта. Серов, В. Д, Поленов, И. Е. Хост, масло. В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Член Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1876 году была закончена также картина Монастырская трапеза, начатая еще в 1860-е годы. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Художник-пейзажист. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств. Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос.
Его картины частенько выставлялись на всеобщее обозрение такие как, «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г, Крах банка» (1881) в большинстве подобных выставках передвижников. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Илья Ефимович Репин (1844--1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Товарищество сплотило в себе лучших художников и скульпторов 19 века. Ге, В. Г.
Во всем чувствуется приближение тепла. 22июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.
Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати». В числе основателей общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш). Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Две странницы. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Холст, масло. Так, первая параллельная выставка10 была показана в 12-ти городах России11.
Выставка 1882 года была последней для художника. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Мясоедов, В. Г. Пейзажи 90-х годов, написанные в скупой тональной гамме, отличаются простотой и типичностью: это образы крестьянской России исполненные глубокого настроения, окрашенные суровым и грустным лиризмом. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). К этому времени в академии произошли некоторые изменения.
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Данное товарищество являлось объединением художников в конце 19 века.
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Их он стремился передать как можно конкретнее. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле». Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Письма Васильева к И. Н. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея).
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Суриков, И. И. Что есть истина.
По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. В 1870-80-е гг. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Не ждали, 1888г., И. Репина). В 1880-х гг.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834--1882). Отказ от исповеди, 1885г. В этом отношении характерны картины В. Г. Перова. Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку.
Учился главным образом у П. П. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В.
Репин был очень разносторонним художником. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. Они вошли в историю не только тем, что в составе были одни из самых знаменитых живописцев того времени, но и тем, что они активно противопоставляли себя сложившемуся в ту пору официальному академизму, который, по их мнению, стал скучен и замкнулся сам в себе. Крылова и др.
Петрункевича, делает рисунки к повести Л. Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П. М. В ответ на отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца.
Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В 1870-е гг.
В 1880-х гг. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Конец 1870-х – 1880-е гг.
География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. по инициативе В. Перова. Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832--1898). В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. Максимова, 1875г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров (Бурлаки на Волге И. Репина, 1873г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения (Арест пропагандиста, 1892г. Созданное по инициативе Г. Г.
В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург). 1883 г. творчестве всегда был поклонником бытового жанра.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Архипа Ивановича Куинджи (1841 --1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее). В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). 135, 7 х 173 см. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный».
Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике.
Также не малое впечатление произвела картина Крестный ход в Курской губернии. И в этом уже проявляется своеобразие художника. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах.
Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)— объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923г. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. В 1880-1900-е гг.
В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина Приезд станового на следствие (1857, ГТГ), затем Малую золотую медаль он получил за картину Первый чин. Федор Александрович ВасильевХудожник Васильев (1850—1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг, Оттепель, КартинаболотоМокрый луг В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото. С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния.
Архип Иванович КуинджиХудожник Архип Иванович Куинджи (1841—1910) На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Мясоедова, Н. Н.
По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. Последняя работа— «Озеро. Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели, сумев раскрыть в этой картина Грачи прилетелиВесенний день картине всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмоми, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. Мясоедова, Н. Н. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни.
На выставке были показаны работы 16-ти художников73. Лесков (1894, ГТГ).
Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Картина Полдень. В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. У русского человека слово «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях).
Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Толстого "Чем люди живы" и лепит бюст Л. Н. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже.
Прянишникова) вошли в историю русского художества. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «.
По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Это его и погубило. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. В 1895 – 1897 преподавала Моск.
Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве.
Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Да и сегодня состояние её такое, что не скоро мы увидим нового Нестерова и Васнецова. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А.
На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХХ века. Во главе русской национальной школы демократической живописи во второй половине XIX века стояли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художественных выставок». «Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Родился в семье военного поселенца.
Передвижники – это художники реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Например, пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года – "Никита Пустосвят. Василий Иванович Суриков «Я ИСЧЕЗАЮ. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества1. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Их деятельность дала мощный толчок для развития живописи и искусства в целом.
Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Перов, В. А. Иван Николаевич художник (1837 – 1887) Известный художник, один из главных реформаторов в искусстве известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Нашел тип для Ермака». Репин вернулся на прежние позиции.
Масляная картина была написана в 1855 году. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера. Однако молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет архинесовременным и оторванным от реальности.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Большая вода, Тихая обител и картина Озеро. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л. Н. Толстого, затем ряд картин на религиозные сюжеты: "Выход с Тайной вечери" (1889), "Что есть истина. Репин, А. К. Левитан был очень внимателен к своим ученикам.
В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Третьякова. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей). Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора.
Бунт 14-ти Причиной создания Товарищества стал знаменитый культурный бунт «Бунт 14-ти», произошедший 9 ноября 1863 года. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. В конце 1870 – начале 1880-х гг. Но тем не мене художники продолжали свое дело, которое превратилось для них в миссию, долг перед своим народом.
Белинского, Н. А. Так, первая параллельная выставка была показана в 12-ти городах России. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей.
В эстетическом плане участники Товарищества или передвижники, до 1890-х гг. В своем внешне ничем не примечательном облике природа у Саврасова несет истинную поэзию.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи.
Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист и как автор выдающихся портретов – А. Н. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще. », – писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет.
Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей (Странник, 1870, ГТГ Птицелов, 1870, ГТГ Охотники на привале, 1871, ГТГ, повторение 1877 – ГРМ). Но не это стало для художника главным в картине. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.
В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. постойте. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике.
Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ. Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Толстого. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – Летний вечер. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской.
Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Они – символ русской живописи 19 века. Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора.
В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование15. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно).
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук – вот их обед. Пороки общественной жизни стали темами их картин. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Носит на груди глину.
В 1890-е гг. 62 х 48, 5 см. В грандиозной портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни – столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты.
Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедает Г. Мясоедова, 1872г., Встреча иконы К. Савицкого, 1878г. ). Репин много работал над темой революционного движения.
Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова -- «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками.
Белинского, Н. А. Писал У омута – вспоминались предания об утопленницах. Ге, И. Н. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Реалистическое изображение жизни – главный их принцип.
Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». На выставке были показаны работы 16-ти художников. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского.
Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников. Товарищество передвижных художественных выставок, ТПХВ или художники-передвижники. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос.
Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, – над портретами, жанровыми картинами и рисунками. Знаменитая картина Куинджи Лунная ночь на Днепре, привлекает спокойным величием природы, Днепр утром, в картине описан сюжет раннего степного утра, Березовая роща – в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажа, сверкающий необычным колоритом и контрастом чистых красок. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Основано оно было в 1870 году. Яркий пример тому – И. Шишкин.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Куинджи же сам объяснял так:. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге.
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В 80-е годы рождается Перов – исторический художник. Мясоедов, В. Г.
Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде. В таких картинах, как «Полдень. Что есть истина.
Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Становление реалистической школы живописи было продиктовано прежде всего необходимостью «приблизить» живопись к жизненным реалиям, необходимостью выражения нового «жизненного мира» XIX века, кардинально отличающегося от жизненного уклада и, соответственно, ценностного наполнения повседневности предшествующих эпох, культура которых в своей основе оставалась традиционной. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затеми картина исполненная темперой, Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др., Христос и ПилатГе Николай НиколаевичНиколайГе (1831-1894) Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. На рубеже 1860-1870-х годов Перов стал одним из инициаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.
После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном царстве" (1876), воплотив в ней свои думы о родине. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину Проповедь в селе (1861, ГТГ). Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию.
Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Работы Суд синедриона. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. С Меншиковым трое его детей. В своём письме он писал: «Пишу татар. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств.
В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников14. В числе основателей общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование.
В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Шишкин и многие другие. – период новых разнообразных творческих исканий художника.
Например, его полотно «Тройка». Тихий провинциальный городок. Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок».
Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: Проводы покойника (Похороны крестьянина, 1865, ГТГ), Приезд гувернантки в купеческий дом, Тройка (обе 1866, ГТГ), Утопленница (1867, ГТГ), Последний кабак у заставы (1868, ГТГ). Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок».
Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Многому научился Репин также у Крамского. Совсем портретчиком становлюсь. Она стала настоящим событием в культурной жизни России.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством. Репин создаёт и лучшие портреты. Например известный портрет Л. Н. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей, среди этих работ портрет Достоевского, Тургенева и Островского. Верещагин, А. П.
Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)— объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923г. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства.
После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
(Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». Родился в Тобольске в 1834 году. Именно вот таким образом передвижников поддерживала передовая часть общества. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Домотканово» (1888г. ). Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко).
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Конец 1870-х – 1880-е гг. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Центральная тема его творчества -- жизнь народа во всех ее проявлениях.
Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников. Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Конец 1890-1900 гг.
В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. В эстетическом плане участники Товарищества или передвижники, до 1890-х гг. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств.
ПеровВасилий Перов (1834—1882). Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Салтыков писал о картине: "Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти".
Репин, А. К. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма.
Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Созданное по инициативе Г. Г. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837--1887)--замечательный художник и теоретик искусства.
Домотканово» (1895г. ), «Зимой» (1898г. ), пастель «В деревне. В то же время он пишет портреты Лихачевой, Костычева, свой собственный, Н. И. Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством.
Серова. " (1890), "Иуда" (Совесть) (1891), "Синедрион" (1892) и, наконец, "Распятие" в нескольких вариантах. Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. Крамской, Г. Г.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века. Товарищество распалось в 1923 году. В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Островского (1871, ГТГ), Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) и др. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи.
Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Наступили долгие годы молчания.
Основатели товарищества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов и другие. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Я только высмотрел, подметил.
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Волга, Плёс, Европа (1887—1890) Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г. ), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ), «Заросший пруд. Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию.
Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Выставки, которые устраивали художники-передвижники имели огромный успех, причем у самых различных слоев населения. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Шишкин и многие другие.