Она настолько понравилась Фальконе, что скульптор не колеблясь выбрал ее для окончательного варианта своей статуи. В 1766 году скульптор Фальконе прибыл в Россию, чтобы изваять по приказу императрицы Екатерины памятник Петру I. Стремясь выразить свое благоволение новой императрице и одновременно засвидетельствовать поддержку ее действиям, в июле 1762 году Сенат постановил соорудить ей памятник. На этом карьера скульптора, для Этьена Мориса Фальконе, была завершена. Этьен Морис Фальконе -- французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя Зима (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Этьен Фальконе, французский скульптор, родился1 декабря1716 года. Смерть маркизы поставила Фальконе в затруднительное положение: он потерял не только свою покровительницу, скульптором которой именовался в течение многих лет, но и заказчика. Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Осенью 1763 года Екатерина неожиданно отказалась от создания собственного памятника и сочла более разумным поставить памятник Петру I. Петр – создатель, преобразователь, законодатель, – так определил для себя главную идею скульптор Фальконе. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура.
Фальконе рано попал в придворные скульпторы. «только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Этьен Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. В 1766--1778 годах Фальконе жил в России и эти двенадцать последних лет творчества отдал фактически только единственному своему произведению -- памятнику Петру I (после него он не сделал ничего примечательного, тем более что в последние десять лет жизни мастер был разбит параличом). Камень был погружен на специальную платформу с желобчатыми полозьями, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Многие смеялись над задумкой Фальконе. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», .
Ещё старше «Купальщица» (1757), в которой подчёркнуты грация и «галантный вкус». Технология была очень сложна. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного».
Фальконе решил заниматься этим сам и даже специально изучил литейное дело. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную, должен воплощать скульптор в мраморе, бронзе или камне», — говорил мастер. Этот памятник известен всему миру.
и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. Об этом творении Дидро сказал: «Если бы эта группа, скрытая в земле несколько веков, была извлечена оттуда сломанная, с отбитыми руками и ногами, но с именем Фидия, высеченным на ней по-гречески, я молча и с восхищением смотрел бы на нее». В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. Фальконе в совершенстве изучил философию, латынь, стал замечательным теоретиком искусства. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал скульптор. В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу». На этот раз работа удалась. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
Роха, для которой он выполнил восемь скульптурных групп. Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. «Мой царь не держит в руках жезла, — говорил о своей работе скульптор, — он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной».
И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Пришлось её срубить, ещё три года готовиться ко второй заливке. Однако маркиза умирает. Екатерина II, поручившая ему этот грандиозный заказ, не ошиблась в выборе, хотя могло показаться, что вряд ли такое по плечу автору «милых, нежных, грациозных» вещей (особенно это касалось статуэток, выполненных из севрского фарфора). Памятник открыли 7 августа 1782 года— в столетний юбилей воцарения Петра.
Фальконе выступал как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже.
Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Влияние талантливого мастера на скульптуру Севра было столь велико, что годы работы мастера на мануфактуре называли «периодом Фальконе».
Что касается помощи своей ученицы, то Фальконе признавался: «Я обязан мадемуазель Колло превосходнейшими советами, она заставила меня уничтожить пропасть глупостей». Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году. Здесь он делал первые шаги к искусству. Многие мастера отказались от подобной затеи. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции. Именно благодаря его самоотверженности не случилось трагедии во время пожара, возникшего при изготовлении монумента. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры.
Он был сыном простого столяра. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра.
Шедевр Фальконе стал прямым прообразом знаменитой поэмы А. Пушкина «Медный всадник» и последующих её интерпретаций. Принадлежность этого произведения переходной фазе подтверждается появлением очень близкой ему лучшей работы русского скульптора Фёдора Гордеева «Прометей» (1769). Памятник открыли 7 августа 1782 года — в столетний юбилей воцарения Петра.
Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Это один из тех фактов, которые заставляют признать: у императрицы имелись определённые основания для того, чтобы на постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая». За эту статую молодой мастер был принят в Королевскую академию художеств. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см.
В 1744 г. Фальконе выполнил скульптуру «Милон Кротонский», которая принесла ему известность. Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре».
Долгое время никто не хотел браться за такую сложную работу. Только через пять лет началась отливка статуи в бронзе. Овладевшим каким-либо ремеслом хотели видеть своего сына и родители Этьена Мориса. В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку.
Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который был для него школой художественного мастерства.
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Суворову 1799--1801, «Самсон, раздирающий пасть льва» 1800--1802). 7 августа 1782 г. при огромном стечении народа, под звуки оркестра и гром пушечных залпов, по знаку императрицы, стоявшей на балконе здания Сената, раскрылись щиты, прятавшие монумент.
Эта эволюция постепенно подводит к работе под названием «Зима» («Аллегория Зимы», 1763--1771), воссоздающей пору цветущей молодости. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша, – писал Фальконе. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. В честь этого события была даже выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно». Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Праздник закончился военным парадом. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Пушкина.
Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Будучи талантливой портретисткой (наиболее значительные её работы -- мраморные бюсты Фальконе и Дидро), она моделировала и голову Петра (в Русском музее хранится гипсовый слепок 1773 года). В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын.
Над толпой пронесся возглас восхищения. Брошенная навзничь мужская фигура, нависший над нею огромный орёл, жадно клюющий печень титана и пылающий факел, лежащий на подножье изваяния -- всё в точности соответствует атрибутам легендарного образа. В 1753-1766 гг. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём.
Однако огромное упорство и потребность в знаниях, постижение искусства ваяния и самообразование за десять лет (1736-1745) пребывания в мастерской Лемуана привели к победе – учитель привлекает его к работам над самыми значительными своими произведениями: бассейном Нептуна в Версале и статуей Людовика XV. Последние восемь лет жизни за прикованным к постели Фальконе ухаживала Мари Анн Колло. Но, возможно императрица знала о существовании единственного исключения в ряду работ французского мастера, о скульптурной группе «Милон Кротонский» (в гипсе -- 1744, в мраморе -- 1754). В 1754 г. за выполнение скульптуры «Милон Кротонский» в мраморе Фальконе было присвоено звание академика.
Оба творения редкого совершенства, но потому-то, казалось бы, должны исключать друг друга. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Скульптор расплакался. В частности, в 1771 г. он завершил работу над начатой во Франции аллегорической скульптурой «Зима» (позже ее установили в Гатчинском дворце). В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В отличие от многих своих современников Фальконе не побывал в Италии.
Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Он был сыном простого столяра. Особой прелестью в этом отношении отличается «Амур» (1775--1758, неслучайно Фальконе повторил эту скульптуру). Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.
Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. В багаже ваятеля было 25 ящиков из которых лишь в одном находились личные вещи. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Фальконе был человеком очень дотошным.
Надо признать, что, как и в случае со скульптурой «Амур», которая отнюдь не соответствует авторскому обозначению «Грозящий Амур», реальное воплощение в данном случае вышло далеко за пределы первоначального замысла. Сейчас она находится в собрании петербургского Эрмитажа. По предложению скульптора на граните появилась лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» (Петру Первому Екатерина Вторая).
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. Итак, эта отеческая рука, это скачка по крутой скале -- вот сюжет, данный мне Петром Великим». В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств.
Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Через полвека поэтический гений А. С. Фальконе, О. Роден, А. Матисс, выставлены целыми комплексами произведений. К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Заказов на крупные монументальные работы, о которых скульптор, не поступало. Его Амурка – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Не случайно этот памятник стал художественной эмблемой Петербурга и страны в целом.
И вообще больше он в России не был. Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари Анн Колло. Прямым аналогом этой скульптуры является более ранняя «Психея» (1751), где изображена девочка чуть старше, но столь же милая и с той же лукавой улыбкой на устах. Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». В 1752 г. скульптор изваял статую «Музыка» для замка Бельвю маркизы Помпадур.
Поцеловав статую, скульптор оживил ее. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. Вкусу Дидро Екатерина доверяла. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних.
Юноша понравился Лемуану и был принят им в ученики. Устанавливали скульптуру на постамент уже после отъезда Фальконе из России. Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения.
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Однако высшим достижением французского мастера явилось созданное им в Петербурге. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника.
Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо – изображение божества любви купидона. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
В 1757 г. в Парижском Салоне были выставлены статуи работы Фальконе «Купальщица» и «Грозящий Амур», получившие поистине триумфальный успех. Он не дождался триумфа – торжественного открытия своего творения. Но способному ученику этого оказалось мало, ему хотелось работать самостоятельно.
Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж. Но и это не помогло ему выполнить заказ. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. Он задумал его в виде гранитной скалы. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Он писал: «Монумент мой будет прост.
Скульптор расплакался. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Скорее всего, это и сыграло роль в выборе будущей профессии для Этьена. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Он колоссален, но лёгок, он мощён и грациозен, его голова полна ума и жизни.
Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии.
Медный всадник (1766-1778) Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, – воплотить эту мечту ему удалось в России. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра.
Удивительная судьба у Фальконе. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Это уникальное художественное дерзание предвосхищает радикальные искания позднего Родена, а для своего времени ближе всего к тому движению, которое получило в немецкой литературе название «Буря и натиск». В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту.
Пушкин. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга.
Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Вид пленит и очаровывает изяществом трактовки темы.
Через полгода у скульптора случился апоплексический удар (так тогда называли инсульт), приведший к параличу. В 1770 г. гипсовая модель памятника была выставлена «для всенародного зрелища». Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж). Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.
Однако требовательный к себе ваятель считал, что к пятидесяти годам он «не создал ничего заслуживающего упоминания». Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы.
Осенью того же года скульптор в сопровождении юной ученицы Мари Анн Колло прибыл в Петербург. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Января 1770 года". На открытие его даже не пригласили. Он настойчиво возвращается к этим мотивам.
Вы сумели сделать в жизни и прелестную идиллию и отрывок великой эпической поэмы». статуе «Зима». Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной.
Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Их соединили, залили щели и приступили к чеканке. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии.
Ремесло скульптора он стал осваивать у своего дяди Ж. -Б. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня. Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года.
Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Вес монолита – около 1600 тонн. Во Франции он сейчас почти забыт. Его дед был хлебопашцем, отец – столяром.
В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно.
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Непосредственно установкой монумента руководил скульптор Ф. Г. Гордеев. Вручил подарки князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене.
Как раз в этом ключе и обыгрываются присущие вездесущему Купидону игривость, озорство и лукавство. Работы для церкви св. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Вызвали. Представить их помогает одна из чрезвычайно выразительных характеристик, данных в поэме А. Пушкина «Медный всадник» (кстати, её название закрепило широко распространившееся в обиходе россиян «неофициальное» наименование прославленного памятника).
Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. С 1757 по 1766 г. Фальконе возглавлял модельную мастерскую Севрской мануфактуры. Медный всадник (1766-1778). Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Но Фальконе никак не удавалось сделать голову всадника. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. Монумент стал революционным отступлением от всех общепринятых канонов того времени. Фальконе писал одному из своих друзей во Францию: «Совершил я свою главную работу.
В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. "Медным всадником" скульптуру в своей поэме назвал А. С. Настоящий триумф принес Салон 1763 года, где Фальконе выставил группу «Пигмалион и Галатея» – в этой работе уже сказываются черты классицизма. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
И какой успех. А. С. Одной заливкой статуи дело не обошлось. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции.
Список знаменитых мастеров таких, как Ж. А. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Он же выполнил фигуру змеи под копытами коня, которая служит одной из точек опор статуи. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Произведения1750-60-х годов. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластикебароккодинамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
В образе божества любви воплощена именно младенческая пора жизни (пухлое детское тельце, курчавая головка изящные крылышки). Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. После открытия памятника, на которое скульптора даже не пригласили, Екатерина послала ему две медали— золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей. Пигмалион – это кипрский античный скульптор.
Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Глыба весила 1600 тонн, от деревни Конная Лахта до берега Финского залива ее тащили по специально сооруженным рельсам чуть ли не год. Отказался от нее и специально приглашенный специалист из Франции.
Вот тут как нельзя кстати оказалось приглашение в Россию. Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать — дочерью сапожника. Роха. Помимо памятника Петру I, в России Фальконе создал еще несколько произведений.
Прослеживается путь великого ваятеля от ранних работ к наивысшей точке его мастерства, воплотившейся в «Медном всаднике», впоследствии ставшем самым знаковым брендом города на Неве. У него блестящая память. Здесь и показались его способности к резьбе по дереву. Скульптор расплакался.
В обрисовку мифологического существа очень многое привнесено от реальной натуры: забавно вздёрнутый носик и жест, призывающий хранить тайну (хотя по замыслу это «Грозящий Амур» -- таково полное авторское название работы). Выполненная ей модель понравилась всем. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года.
Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Фальконе не хотел подражать ни классическим древнеримским конным статуям, ни европейским монументам XVIII в. Талантливый скульптор задумал изобразить лошадь всадника «в галопе и на подъеме». Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешёл к изучению деталей. Поначалу Этьену пришлось нелегко: родившийся в бедной семье, он не имел возможности учиться и к восемнадцати годам едва умел читать и писать. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер.
Но, конечно, путь к вершине творческого пути оказался нелегким. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние».
Так продолжалось по несколько часов в день. В помощь скульптору с Литейного двора был переведен «пушечных дел мастер» Е. М. Хайлов. Роха. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем работал самостоятельно. Калло, О. Пажу, Ж. Б.
Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Работа над будущим "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Его силуэт чётко вырисовывается со всех сторон.
А сам памятник Петру Первому стал одним из символов Санкт-Петербурга. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. Роха. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон ибо это единственный способ ознакомиться с предметом».
Под копытами коня Фальконе поместил змею. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор.
Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. О, если бы приведенный мною к концу памятник достоин был и великого мужа им изображаемого, если бы памятник этот не постыдил ни художества, ни отечества моего, тогда бы и я мог с Горацием сказать: «Не весь я умру. ». Так продолжалось по несколько часов в день.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик. Его силуэт чётко вырисовывается со всех сторон. Фальконе принимал участие в украшении капелл Распятия и Святой Девы в парижской церкви Св. Мастер воспользовался её помощью, поскольку его модели Екатерина II отвергла. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.
Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание. Там он занялся литературным трудом. «Личность созидателя, законодателя, благодетеля» приобрела, благодаря гениальной творческой интуиции иные масштабы и очертания. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.
Почему именно он. Кстати, установили Петра на Сенатской площади. В жесте правой руки царя скульптор стремился запечатлеть, по его выражению, «отеческую десницу», простёртую над «объезжаемой страной».
Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи. Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон ибо это единственный способ ознакомиться с предметом». Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П. И. Над моделью памятника в натуральную величину скульптор работал три года. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Его Амурка – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.
На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Лукаво улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость – пустить одну из своих губительных стрел в намеченную жертву. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Долгожданный успех принесло Фальконе участие в Салоне 1757 года, где он показал две работы: «Грозящий Амур» и «Купальщица».
Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ.
Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон ибо это единственный способ ознакомиться с предметом». Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. 1770. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене.
Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор.
Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже, в бедной семье ремесленника. Об этом писал Фальконе в Россию и его друг Дидро: «Покажите им Вашего героя на горячем коне, поднимающимся на крутую скалу, служащую ему основанием и гонящего перед собой варварство. ». Статую отливали по частям.
Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Это изображение, ввиду обострённого драматизма композиции и исключительной экспрессии лепки, обычно относят к стилю барокко, однако здесь скорее следует предполагать переходный стиль середины XVIII века, дающий свою метаморфозу проблемно-концепционной сферы, развивавшейся на стыке двух художественных эпох -- уходящего Барокко и нарождавшегося просвещения. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания.
«Монумент мой будет прост. Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Роха.
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом. Статуя Амура была выполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Человек, обуздавший стихию. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии.
Литейную мастерскую построили рядом с Сенатской площадью. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Лемуана, сразу распознавшего способности своего ученика. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой.
Огромный диапазон таланта Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года работать на Севрской мануфактуре. Причем не такой уж выдающийся. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
Работа над моделью заняла полтора года. пишет Фальконе. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо.
Фальконе много размышлял о постаменте для памятника. После отъезда мастера за ходом работ наблюдал архитектор Ю. М. Фельтен. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. За ними последовали статуи «Психея» и «Флора», скульптурная группа «Пигмалион и Галатея». Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор.
Впечатление торжественного покоя «кумира», застывшего в «неколебимой вышине» (А. Тоже символичное совпадение. Дело в том, что ранее полководцев и правителей ваяли в статичной позе, на опирающемся на четыре ноги коне.
У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Гораздо выше личность созидателя-законодателя».
Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Узнав об этом, скульптор без колебаний оставил все свои работы и приготовился ехать в Россию. Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. таковы вот перепетии жизни. Пигаль, Ж. А.
А автор, обессмертивший себя этим творением, никогда больше скульптурой не занимался. Скульптурой он больше никогда не занимался. В начале 1768 года скульптор приступил к работе над моделью памятника Петру I в величину будущей статуи. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». Нужна была большая, необработанная глыба камня, «дикая скала», как говорил сам скульптор.
Вручал медали князь Д. М. Голицын. Это событие было отмечено чеканкой медали "Дерзновению подобно. Самой художнице в ту пору не было и двадцати лет. Он пришел к выводу, что пьедестал правильной формы не подойдет. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его.
Эти работы принесли ему известность и славу. Позвольте мне высказать жёсткую истину. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Его отец был простым столяром. Губерта. Все говорили, что в мире не существует подобного примера отливки и что она не удастся. Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию.
И этому он научился почти самоучкой. Гудон, Э. М. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он очень много работал. «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой или создать нечто великое», — напутствовал скульптора Дидро.
Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом. Скульптор впоследствии вспоминал: «Это была работа, вынужденная бедностью». 1770. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский».
Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем». Клодион, С. Л. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Трудно поверить, что малограмотный подмастерье благодаря своему неимоверному трудолюбию через некоторое время стал «самым образованным среди собратьев по искусству». Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.
Императрица начала холодеть к французу. Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться.
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга.
Почему француз иностранец. Этьен работал у дяди подмастерьем.
Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. В то время в Европе много говорили о России. Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Позже Этьен перешел в ученики к столяру и быстро превзошел своего учителя.
Всадник на своенравном коне. Это был героико-драматический эпос -- художественный сплав, который приобрел важнейшее значение несколько позднее, на рубеже XIX века (его ведущим представителем стал Бетховен).
Екатерина II встала на сторону Фальконе, посоветовав ему: «Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой». Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике: «Амур» (с повторением), «Флора» (также дважды), «Психея», «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, превосходная обработка поверхности материала -- большинство его работ выполнено в мраморе и верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Кроме того, чёткий силуэт статуи связывается то с различными объектами ансамбля обширной Сенатской площади, то с простором Невы и виднеющейся вдали Петропавловской крепостью, с которой начинался Петербург (именно к ней обращён взгляд Петра). Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.
Большая семья, безденежье – все это мешало достижению заветной цели. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. Фальконе, М. А. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. На сей раз выбор темы предоставляется скульптору.
Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе. Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Французский скульптор. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
Только через десять лет за вариант Милона Кротонского исполненного в мраморе (1754, Лувр), художник получил звание профессора и стал адьюнкт-профессором. И какой успех. (Фальконе иронично заметил, что «подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии». ) Скульптор решительно отверг все предложенные варианты, чем вызвал большое недовольство Бецкого. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
В остальных Фальконе вез эскизы, книги и инструменты для работы. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Но скульптор всего этого не видел.
Как нельзя кстати, приходит предложение из России – возглавить работу по воздвижению памятника Петру I. Образ скульптуры возник у Фальконе сразу. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр). Замечательный по совершенству композиции и мастерству исполнения, памятник Петру I справедливо считается одним из высших достижений монументальной пластики XVIII в. Спустя десятилетия благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина за монументом закрепилось название «Медный всадник». Вообще совпадений, почти мистических, очень много.
Гудон, К. М. Генваря, 20. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Свой первый большой заказ молодой скульптор получил в 1748 г. Это была статуя «Франция, обнимающая бюст Людовика XV», выполненная по рисунку первого художника короля Ш. Куапеля.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. В 1778 г. все работы были завершены.
Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Усидчивый юноша поступил в мастерскую к прославленному в то время скульптору Ж. Лемуану.
В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Этот момент и взял за основу Фальконе. Дядя будущего скульптора Гийом был мастером по обработке мрамора. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Девы в парижской церкви св. Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер. Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 г. в Париже в семье столяра.
Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. Лучше символа не найти. За этим указующим путь перстом и во всей композиции нетрудно почувствовать мысль об огромной, но «неотёсанной» стране и организующем её начале, о безмерно властной силе преобразователя, преодолевающего любые препятствия.
Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Пушкина дал ему имя – «Медный всадник». В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев.
Русская императрица Екатерина II состояла в переписке с многими выдающимися людьми Европы. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Давид (к слову, в согласии с названным стилем в одеянии всадника соединяется русское с античным). Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Этьен Морис Фальконе умер в своем имении в Шатене 24 января 1791 г. К 300-летию со дня рождения Э. М. Фальконе Санкт-Петербургский Музей городской скульптуры открыл выставку «Воздвигнул медною главою кумир на бронзовом коне» По этой строке из пушкинского «Медного всадника» ясно, что экспозиция посвящена знаменитому памятнику на Сенатской площади. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.
Роха. Идея монумента была продумана мастером еще во Франции. Генваря, 20. В двадцать два года он женился на дочери столяра-краснодеревщика Анн Сюзанн Мулен, у них родилось четверо детей (из них в живых остался только будущий художник Пьер Этьен). И какой успех.
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Первой значительной самостоятельной работой Фальконе была скульптура «Милон Кротонский» (1744, Государственный Эрмитаж). Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения.
Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. Роха. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский».