Этьен Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж) — французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» был причислен к Парижской академии художеств. Этьен Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Этьен Морис Фальконе (фр. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы.
Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.
Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Французский скульптор. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием изучая классические языки историю и литературу.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре).
Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей.
Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Автор произведения – народный художник Туркменистана, скульптор Сарагт Бабаев. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля страны и вот ее-то и надо показать людям.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda («Петру первому Екатерина вторая») сделана по предложению Фальконе. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как созидателя, законодателя и благодетеля своей страны, который простирает десницу над объезжаемой им страной.
И какой успех. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. По расчетам скульптора для устойчивого положения бронзового изваяния на постаменте нужно было очень точно соблюсти толщину отливки, которая нигде не должна была превышать две линии, т. е. примерно четыре с половиной сантиметра.
Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», – писал Фальконе. Самоучкою начал заниматься лепкою и рисованием и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Жан Батист Лемуан взял его к себе в ученики. Композиция «Аркадаг бинасы» («Монумент покровителя», прим. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Одновременно с изготовлением модели для отливки памятника скульптор начал поиски огромного камня, необходимого для постамента. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев.
Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом «Гром-камне», весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название «Медный всадник») выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. А иллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды.
Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. – Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров.
Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. А также перенесена подальше от центра города Арка Нейтралитета.
Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист.
Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Роха. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии.
Роха. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" ("Петру первому Екатерина вторая") сделана по предложению Фальконе. «Большинство публики, за очень малыми исключениями, особенно из среды высшей духовной иерархии, оказывало полное равнодушие к творцу монумента, когда, с 1770 г., дверь его мастерской была открыта для всех некоторые же, вроде какого-то Яковлева, нападали открыто, хвалясь своими обширными знаниями, – и на головной убор императора и на его усища и на его якобы русский костюм и кричали, что больше 500 дворян в негодовании от сделанного Фальконетом, что об этом идет речь во всех домах и что это можно стерпеть разве только по царскому указу а иные, как тогдашний прокурор Синода, ни за что не хотели понять, откуда скульптор взял сделать людей и лошадей вдвое больше настоящих и как это в скульптуре может быть больше поэзии, выраженной аллегорией сюжета, чем в глиняном горшке.
Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Стоит отметить, что «культ личности» был свойственен и первому туркменскому президенту Сапармурату Ниязову. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.
Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Композиция была покрыта сусальным золотом и двигалась вокруг своей оси, следуя за солнцем. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. Церемония открытия состоялась 12 декабря 1998 года. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр). Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
«Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Медный всадник (1766-1778) Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, – воплотить эту мечту ему удалось в России. Его отец был простым столяром.
Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Скульптор расплакался. «Монумент мой будет прост. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
Вызванный из Франции мастер-литейщик Эрсман оказался не в состоянии выполнить отливку и Фальконе пришлось заниматься этим самому, хотя ранее он никогда не производил бронзовых скульптур. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.
Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». - Основанием для установки являются многочисленные обращения граждан, которые неразрывно связывают мудрую внешнюю и внутреннюю политику страны, её достижения и авторитет на международной арене с именем президента Гурбангулы Бердымухамедова, – отметила в своей речи на церемонии открытия монумента Акджа Нурбердыева, председатель туркменского Меджлиса (парламента, прим. авт. ). Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Так продолжалось по несколько часов в день. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.
Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. В частности, были ликвидированы мемориал «национальному герою Туркменистана», отцу почившего президента, Атамурату Ниязову в Ашхабаде, сотни барельефов, бюстов и памятников Сапармурату Атамуратовичу. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Появился монумент благодаря решению парламента. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга.
Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. авт. ) возвышается над Ашхабадом на мраморном пятнадцатиметровом постаменте. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним».
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях). В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.