Русское изобразительное искусство навсегда потеряло гениального художника того времени, В своей непродолжительной жизненной биографии Васильев написал немало пейзажных шедевров покорившие своим лиризмом весь мир. Несмотря на то, что Васильев прожил всего 23 года, составить его биографию довольно проблематично, поскольку сведения, представленные его современниками, зачастую весьма противоречивы. На основании данных первых биографов Васильева принято считать (хотя документов о месте и дате рождения Ф. А. Васильева не обнаружено), что он родился 10 (22)февраля1850 года в Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Отсюда понятен усиленный интерес к биографии Васильева, так как без нее невозможна хотя бы приблизительная хронологическая расстановка его произведений.
, Искра из повести Завтра была война и др. ) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести В списках не значился и др. ), цельные и чистые образы современников (как на войне – старшина Васков, лейтенант Плужников, так и в мирное время – Егор Полушкин, деревенский «придурок», «бедоносец», стоящий в одном ряду с традиционными в русской литературе, от Ф. М. Достоевского до В. М. Шукшина, «святыми» чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на жизнь природы) в той или иной мере (и зачастую в повторяющейся художественной манере) проводят принципиальную для Васильева мысль о ложности и опасности для человека насильственных вторжений в естественный и прекрасный ход бытия. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов.
Барки». Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере.
ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ (1924 – 2013), русский писатель. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном художник мог самозабвенно отдаваться творчеству.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. В ней есть что-то сказочное. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть – Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии Танкисты готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием Офицеры по цензурным соображениям был снят). Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Это было в конце мая. То, что некоторые принимали за легкомыслие – любовь Васильева к обществу, нарядам, успеху, было порождением все того же кипучего жизнелюбия.
Лит. : Ф. Васильев. Все картины с этой выставки были раскуплены. Скончался в Москве 11 марта 2013 года.
в Лондоне. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. В этом пробуждении нет радости. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Крамским, И. И. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Психология во многом типичного для поколения Васильева соотечественника – сына бурной и неоднозначной эпохи – раскрывается в автобиографической повести писателя Летят мои кони (1982). Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Камни.
в Лондоне. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. при их внешней сдержанности и бездейственности, они будут вносить в содержание волнующую душевную интонацию. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Шишкиным.
Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Окончив ее в 1948, работал на Урале. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны».
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. По какой причине, неизвестно. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Картину купил для своей галереи П. М. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.
И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. – воскликнул он. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.
Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь., М., 1977. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести А зори здесь тихие. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Федору удивительно везло на хороших людей. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели.
Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Барки» и «Волжские лагуны».
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев.
Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В 1997 писатель был удостоен премии им. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.
Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели.
А. Д. Сахарова «За гражданское мужество». При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Родился 21 мая 1924 в Смоленске.
Они купаются и проворно бродят в поисках корма. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. он был для нас превосходным учителем. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. К 13-ти годам он настолько втягивается в эти занятия рисованием, что начинает считать их своим действительным призванием, несмотря на авторитетное заявление об отсутствии у Васильева какого-либо таланта, сделанное литератором и художественным критиком П. Ковалевским, которому родные Федора Васильева показали его рисунки. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Сын кадрового офицера мать – из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. Проблемы «смутного времени» (исторического «тупика» и поиски выхода из него) – центральные в исторических романах Васильева Вещий Олег (1996) и Князь Ярослав и его сыновья (1997). Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником., 1982, Неопалимая купина, 1986 роман Не стреляйте в белых лебедей, 1973). Даже ей стало скользко. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Заброшенность видна в окружающей обстановке. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Был близок с И. Н. Крамским. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Барки» и «Волжские лагуны».
В картине очевидны украинские черты. (1962, совм. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Увлечение сценой, свойственное Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес Стучите и откроется (1955), Отчизна моя, Россия. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Искания и пути российской интеллигенции в контексте отечественной истории 19–20 вв. Картина «Вид на Волге. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3рубля жалованья в месяц.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Это увлечение в последствии определило его судьбу. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью)., М., 1937 Федоров-А. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Барки» и «Волжские лагуны». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно.
Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Барки» и «Волжские лагуны».
Последней работой, косвенно связанной с той же темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина Болото в лесу. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Барки».
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Его лучшей Валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. У Федора рано проявилась способность рисовать. Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.
Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Окружающие видели его способности и удивительный талант, который в будущем должен был обязательно раскрыться в полную силу. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
– основное содержание романов Были и небыли (1977–1980), И был вечер и было утро (1987), Вам привет от бабы Леры. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева и именно это ощущение простора наполняет полотно.
Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. (1969) инсценированной (1971) и экранизированной (1972, реж. Васильев много писал писем в Москву.
Были в нем и болезненное самолюбие и желание скрыть свою бедность, а более всего – трепетная любовь к искусству. Знаменитый художник Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к обаянию и таланту брата.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.
Чем бы тут особенно огорчаться. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. (1988), Утоли моя печали (1997), Картежник и бретер игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998), во многом построенных на фактах коллективной биографии семьи самого Васильева. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.
в Лондоне. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Картина Вид на Волге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Оформились его основные эстетические воззрения.
На крыше еще лежит снег. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование – невозможно. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных публицистических статьях 1980–1990х годов, призывающих к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Васильев был признан профессиональным художником.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Такой родной всем нам пейзаж. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Третьяков.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Соколову. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. в Лондоне. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Причем в освещенной зоне оказывается только передняя часть арбы с полулежащим в ней человеком в белом одеянии.
Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Требовалось срочное лечение и смена климата. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Родители художника жили в невенчанном браке. Большие кисти художник не признавал. Он работал много и вдумчиво. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
(1868).
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871).
Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Но левый верхний угол слегка светлее. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). С. И. Ростоцкий Государственная премия СССР, 1975), определившей основную тему (несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны) и тональность творчества писателя (трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. В 1867 году он заканчивает обучение.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Бросив службу в главном почтамте, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге.
Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Какое время года отражено в полотне. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
Весь свет носился с Фёдором Васильевым.