До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов. По имени Мансара получила название мансарда – помещение под двускатной крышей с изломом профиля, хотя этот тип перекрытия использовался и до него (в частности, П. Леско, опиравшимся на итальянские образцы). Собор Валь-де-Грас (архитекторы Мансар, Лемерсье, Лемюэ и Ледюк)– одно из самых барочных сооружений Франции.
До Мансара даже столь значительный мастер, как Саламон де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов. Среди поздних работ Мансара – выдержанные в строгих формах отель Генего-де-Брос (1653 год) и перестроенный им отель Карнавале (1660-1661 год) в Париже (ныне одно из зданий Музея истории Парижа смотри в статье Карнавале). Мансарда Мансарда (франц. Мансар — (Mansart) Франсуа (1598-1666) — французский архитектор. Представитель классицизма. Франсуа Мансар родился в январе 1598 года в Париже.
Франсуа Мансар (13 января 1598, Париж – 23 сентября 1666, Париж) – французский архитектор, считается не только крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко, но и зачинателем традиций классицизма во Франции. Франсуа Мансар родился 23 января 1598 года в Париже. В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен-Дени.
Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар (Mansart) Франсуа (1598-1666) французский архитектор. В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Великолепно и другое произведение Ф. Мансара – замок Блуа, перестроенный им из более раннего сооружения. Большая лестница Ф. Мансара украшена фигурками путти, сидящими над сандриками в простенках – символизирующие искусства группы выполнены Филиппом де Бюистэ согласно эскизам Ж. Саразена.
Франсуа Мансар (Franois Mansart или Mansard 13 января 1598— 23 сентября 1666)— французский архитектор, который считается не только крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко, но и зачинателем традиций классицизма во Франции. В 1651 году появился злобный памфлет "Мансар". Франсуа Мансар (Franois Mansart или Mansard 13января 1598 (1598-01-13), Париж— 23 сентября 1666, Париж)— французский архитектор XVII века.
Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн 1646—1708)— французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре. В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен Дени. На творчество Мансара повлияли работы П. Леско, С. де Броса, Ф. Делорма. Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар.
Огромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Андре Ленотром. Однако мастер постепенно движется к ясности компоновки, прозрачности концепции, строгости пластики и деталировки. Мансар родился в Париже 23 января 1598, учился у С. де Броса.
Тот часто бывает здесь.
Поначалу, основными его заказчиками были достаточно обеспеченные люди из окружения короля. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Постройки М. отличаются замечательной уравновешенностью и красотой композиции.
Королевская резиденция Версаль (рис. С 1678 руководил работами в Версале: королевская капелла (1689-1710), южное (1682) и северное (1685) крылья королевского дворца, парковый фасад, ряд интерьеров (совместно с Ш. Лебреном), в том числе Зеркальная галерея с залами Мира и Войны (1678-86), дворец Большой Трианон (1687).
Пожар разрушил часть дворца. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Придерживаясь в городе пышного образа жизни, как того хотел император, для отдыха с женой Луизой (второй супругой, после развода с первой) и пятью детьми, Ланн и приобрёл Мезон. Одна сторона главного корпуса обращена в парадный внутренний двор, другая – к парку. Жюль Ардуэн-Мансар, приступив к работе в 1678 г., оформил все постройки в едином стиле.
В центрической церкви Посещения Девой Марией Елисаветы (1632-1634 годы) в Париже Мансар, опираясь на архитектурный язык Высокого Возрождения и маньеризма, приблизился к формальной сдержанности классицизма. Парк ориентирован по оси «запад — восток», вот таким образом, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. в 1684г. ) и Вандомская площадь (нач. Первый дворец Трианон, получил название «Фарфоровый Трианон», был построен в1672 году ипросуществовал 15 лет.
К числу его выдающихся произведений нужно отнести дворец Мезон-Лаффит (1642 – 1650), возведенный недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Сын художника Рафаэля Ардуэна (1612-. ), ученик и внучатый племянник Ф. Мансара. Потом здесь поселился кардинал Мазарини. Наиболее ярким примером второй группы замков является замок Мезон (1642—1646, рис.
В таком разрешении разных задач – практических и художественных – посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления. К важнейшим работам А. принадлежат также планировка и застройка площадей Вандомской (1685-1701) и Побед (1685-86) и Собор инвалидов (1680-1706) в Париже. С 1683 года – граф де Сагонн. Дворец буквально царит над окружающей равниной, свободной от застройки.
Засыпают ров вокруг курдонёра и уничтожают балюстрады обрамляющие его. Он скончался, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. Структура его образов сложна. Учился у С. де Броса.
Построил также корпуса Больших служб (1681-87 годы) и двух подковообразных конюшен, расположенных при въезде на Плас дАрм, начал строительство собора Нотр-Дам (1684-86 годы). Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Франсуа (23. 1. 1598, Париж, – 23. 9. 1666, там же), французский архитектор. Это одновременно и величественный дворец и открытая площадь и красивый ухоженный парк.
Но в тот же год кардинал умирает, а на следующий и король. Завершил композицию дворцовых построек, архитектура которых приобрела монументальность и торжественность: реконструировал парковый фасад, Мраморный двор и павильоны министерств (1679-80 годы) возвёл южное (1682 год) и северное (1685 год) крылья дворца, Зеркальную галерею с залами Мира и Войны (1678-86 годы) и др. В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635—38 дворец Мезон-Лаффит, 1642—50 в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Они также хорошо освещены из окон и верхнего фонаря. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания.
С приходом к власти кардинала Ришелье идеолога абсолютизма и контрреформации, создаётся ряд культовых сооружений, где церковная власть насаждает пышные барочные мотивы (церковь Сорбонны, монастырь Валь-де-Грас). Архитектор прибег к «мансардному» перекрытию. Франсуа Мансар построил множество отелей, придав им уют и комфорт. Один из них — средний — ведёт к Парижу, а два боковых — к загородным дворцам Со и Сен-Клу. Строительство было поручено первому королевскому архитектору Жюлю Ардуэну Мансару. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Вторая половина XVII века — время наивысшего расцвета архитектуры французского классицизма. Большое влияние на развитие архитектуры оказала организация Академии архитектуры, директором которой был назначен видный архитектор и теоретик Франсуа Блондель (1617 — 1686). Франсуа Мансар – один из основоположников французского классицизма 17 века.
Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642-1651). Композиция ордера – его расположение на поверхности стены, пропорции и детали – подчиняется структуре стены, сложившейся в готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами несущего каркаса здания (простенками) и расположенными между ними большими оконными проемами.
Другая его ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начата в 1626 году. С 1629 г. было запрещено во вновь строящихся замках родовой знати делать фортификационные устройства. Элементы его уже имеются у Буассо. 2) Жюль-Ардуэн М. (1646-1708), племянник предыдущего.
Перед замком от леса прокладывают длинную въездную аллею, начинающуюся Северными воротами (или Воротами короля год строительства – 1660).
В других замках, как Куломье-ен-Бри (арх. Бассейны Ленотра чёткой геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, сформировался определенный тип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной посредством архитектоники.
зодчества. Широкое распространение английский парк во Франции получает в конце XVII в. (садовники Дюфранзи, Гюбер Робер и др. ). В конце XVIII века в архитектуру Пале-Рояля были внесены существенные изменения – здесь появились стройные колонны, крытые галереи, небольшие магазины и уютные кафе, а прекрасный сад с редкими растения был открыт для посещения широкой публики. Мансар (Mansart) Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор. Из его построек замечательны: дворец Гастона Орлеанского, в Блуа (1635-60), замок "Maisons" на Сене (1642-51), замечательная по своему вкусу реставрация Отеля-Карнавале в Париже и, наконец, монастырь и собор Валь-де-Грас, там же, начатый в 1645 г. эту последнюю постройку художнику не удалось окончить, так как своей смелостью и независимостью в преследовании художеств.
Архитектурные концепции французского классицизма этого периода зачастую основывались на ренессансных постройках Италии, которые французы 17 века воспринимали как образцы классического искусства. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Учился у С. де Броса. Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Тот или иной ордер одного фасада строго соответствует по уровню тому же ордеру противоположного фасада.
Это определило и ее структуру. Пролеты ничем не поддерживаются с правой стороны и ограждены здесь только сквозной балюстрадой сложного рисунка. Вестибюль. Ф. Вначале там появился королевский охотничий замок (1624 г. ).
Все это хорошо видно в замке Блеранкур (1614) Саломона де Бросса, близком по плану и общему облику к замку Ришелье. В 1646 г. здание подведено под крышу. Интерьеры дворца отличаются от фасадов роскошью отделки. Жюль (16. 4. 1646, Париж, – 11. 5. 1708, Марли, близ Версаля), французский архитектор. Архитектор мог использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или вогнутые участки стен на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Этот мотив в сочетании с подразделением фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на отдельные башнеобразные объемы, перекрытые высокими пирамидальными кровлями, придает зданию вертикальную устремленность, не свойственную классической системе ордерных композиций и четкому спокойному силуэту объема. Тот пытается украшать Малый парк.
Хотя и до него архитекторы любили пользоваться высокими франц. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. В развитии типа французского замка этого времени, а также позднее различимы два направления: одно — официальное «представительствующее», создававшееся в защиту идеи абсолютизма другое поднимало на щит человеческую личность. В отеле Карнавале он создаёт чёткую планировку помещений.
Заказчик хочет заменить небольшой семейный замок соответствующим своему положению и состоянию сооружением – дворцом, достойным принять монарха (тем более, что невдалеке расположена королевская резиденция Сен-Жермен). Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. В целом, произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком.
Одна ось совпадает с главной улицей города и парковой алеей, соединяющей город с площадью перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Не оставляет владелец вниманием и сады.
Архитектор как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции покатую крышу, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). АРДУЭН-МАНСАР (Hardouin-Mansart собственно Ардуэн) Жюль (16. 4. 1646, Париж – 11. 5. 1708, Марли, близ Парижа), французский архитектор. Философ чуть не умер в замке.
В XVII в. во Франции парковое искусство теряет свое подчиненное значение и в нем развиваются два самостоятельных направления: «классическое» и «романтическое». Французские архитекторы проходили суровую школу практики. Его начали называть Мезон-Лаффит в XIX веке, по имени нового владельца.
Автор проекта-известный французский архитектор того времени Жак Лемерсье. 9), возникшая в 1624 г., увеличенная в 1631 г. Лемерсье и Филибером Леруа, была в этот период небольшим охотничьим замком (по типу замка Ришелье). Рисунок орнамента и форма полусферических куполов сближают здесь Мансара с Филибером Делормом. 1642-50. Одновременно вёл строительство королевской резиденции Марли (1679-1710 годы, не сохранилась), где павильон «короля-солнца» окружали 12 павильонов – символы знаков зодиака.
Но и в таком виде архитектурный образ оказался достаточно цельным. При Лане в Мезоне устраивают овчарни, где содержат сотни баранов-мериносов. Оформление интерьеров завершится ещё через три года. др.
Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. целей он навлек на себя немилость королевы Анны Австрийской. Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом "радушие" этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание.
Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Они заложили основы и теорию искусства регулярного «французского» сада, в чем значительна также роль Жака Буассо, первого планировщика Версальского парка.
Это романтическое направление получило название «английского» парка, хотя оно возникло во Франции. Его дед был каменщиком, а отец – плотником. Но постепенное превращение их в парковые резиденции началось уже в конце XVI в. Подъемные мосты заменялись каменными, рвы становились элементом парка, башни у входов заменялись павильонами.
Пришлось приглашать кюре Мезона. I, III, V, «The Burlington Magazine», 1963, August, 725, 1964, May, 734, 1965, March, 744. Ф. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы.
В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Ардуэн-Мансар привнёс в облик версальского парка благородство материалов (бронза, мрамор) и чистоту линий классицизма, создав Колоннаду, водную аллею, оранжерею, фланкированную открытыми лестницами (1681-86 годы). Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Среди сооружений этого времени, обращает на себя внимание парижская церковь ордена визитандинок (1633 г. ).
Член Королевской академии архитектуры (1675 год) с 1686 года «первый архитектор короля». МАНСАР, НИКОЛА ФРАНСУА (Mansart, Nicolas Franois) (1598–1666), выдающийся архитектор, один из основоположников французского классицизма. 12) и Пон-Сюр-Сен (арх. В парке, который отныне занимает свыше 300 га, разбита площадь Наполеона.
10). Замок Бальруа (1626 год) близ Байё отражает влияние крупных проектов времени Генриха IV (площадь Вогезов в Париже и другое). Член Академии архитектуры (с 1675). Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор.
Оформление порталов, входных вестибюлей, лестниц и дизайна интерьерадворца подчеркивает «радушие» архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений архитектора стала разработка нового типа лестницы. Одним из важнейших творений Ф. Мансара является замок Мезон построенный для президента Парижского парламента Рене да Лангей близ Парижа, на высоком берегу Сены. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Ардуэн-Мансар Жюль (Hardouin-Mansart собственно Ардуэн) (1646-1708), французский архитектор. 11).
Наиболее характерной чертой ее интерьера является оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне редко. Выдающимся произведением была другая постройка Лемерсье – Павильон часов (начат в 1624 г. ), возведенный в центре западного фасада Лувра на стыке двух корпусов. В развитии типа французского замка этого времени различимы два направления: одно – официальное, представительное (замок Ришелье), ко второму же относятся различные загородные резиденции и малые дворцы королей и родовой знати, где они искали уюта и отдыха от придворной жизни (Версаль, Мезон, Фонтенбло). В работах Мансар Франсуа (замок в Блуа, перестройка 1635—38 дворец Мезон-Лаффит, 1642—50 в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Интимность и изысканное великолепие с таким очарованием раскрытые Мансаром в замке Мезон характеризуют старинный замок французских королей Фонтенбло, перестроенный Грасье Жасменом в начале XVI в Парк Фонтенбло с его партерами, каналами, фонтанами и богатой скульптурой возник еще в XVI в. Парк имел ряд итальянских черт (применение ракушек и полихромных материалов с отражением их в воде, создающим иллюзию коралловых рифов и драгоценных камней). Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон.
Террасы отделялись друг от друга подпорными стенками и имели свои фонтаны и гроты. Однако классицизм с конца 16 вплоть до середины 19 века является основным направлением, все остальные сопутствуют ему. В более поздних сооружениях они еще более сократятся и превратятся в ризалиты основного объема.
Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. По своему направлению, он принадлежит к последним представителям национальной франц. Неслучайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. школы, в отличие от последующих архитекторов, сильно зараженных итальянским влиянием. Ради восполнения гигантских финансовых потерь от неумелых вложений в недвижимость, он пытается продать Мезон.
Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. Даже ров, окружающий Мезон Лаффит с трех сторон, не мешает этому. 1642-50. Верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря.
Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Это было П-образное в плане сооружение со рвом и позолоченной решеткой, ограждавшей парадный двор. В конце концов работы в Сен-Жермен заброшены.
Более других он несёт на себе отпечаток вдохновения Мансара. Он собирается возглавить министерство финансов, когда разражается Фронда Принцев. Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598 – 1666), построивший большое количество загородных дворцов-замков, городских особняков (отелей), а также культовых зданий. Умер Мансар в Париже 23 сентября 1666.
Этот шедевр Мансара дает ясное представление о чертах французского классицизма 1-й половины XVII в. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Архитектор как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. Он начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянов в Париже. В строго упорядоченном построении интерьера уже отчетливо проявляются черты классицизма. Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара.
Особенно яркими примерами новых типов замков являются Шилли-Мазарини (арх. Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Важно и то, что при всей монументальности, архитектурный образ проникнут открытостью. Злые языки утверждали, что лучше не углубляться в её происхождение. Вновь проложенным аллеям маршал дал названия наполеоновских побед и генералов Империи. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока каре, который был задуман зодчим.
Полуколонны и пилястры, заполняя простенки, группируются попарно или пучками. С. де Бросс), Шавиньи (рис. Мотивы итальянских вилл и парков заметны и в замке Сен-Жермен-ан-Ле (закончен в 1608 г. Луи Метезо), где от дворца, поставленного на высоком плато над Сеной, спускается уступами великолепный сад.
Но этот несчастный случай не испортил дружбу маркиза с Вольтером. Основное строительство развернулось в правление Людовика XIV в конце 60-х гг. Лемерсье, 1627, рис. Владельцы окружающих вилл в шоке. Он никогда не заполнялся и не мог заполняться водой, так как в него выходят окна цокольного этажа и ров, таким образом, переосмыслен как элемент террасирования почвы.
Вестибюль и парадная лестница становятся обязательной частью отеля. В творчестве А. французская архитектура эпохи абсолютизма достигла высшего расцвета: сочетая строгие формы классицизма с пространственным размахом барокко, оперируя крупным масштабом (большой ордер), А. придавал своим произведениям величавый и торжественный характер. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. Последнее рождалось по преимуществу в буржуазных кругах близкого в этот период ко двору чиновного «дворянства мантии». Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара.
Учился у С. де Броса. Службу при дворе Людовика XIV Жюль начал с проекта по расширению дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Большого Трианона и первой королевской церкви Нотр-Дам (Церковь Богородицы) в Версале. В 1630 году Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье (устройство, получившее по имени автора название мансарды).
архитекторов. Среди них Вольтер, которого вельможа причисляет к своим друзьям. Первые платежи казны, предназначенные для Нового замка истрачены в Мезоне. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Дворец Пале-Рояль (королевский дворец)-резиденциякардинала Ришелье построенав 1629 году.
в 1698г. ). В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец. Стоит отметить, что ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу имеют абсолютно отличный от неё архитектурный облик иначе организованные фасады (Сен-Жерве, Сен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа и т. д). Мансар (Mansard или, что правильнее, Mansart) — фамилия двух франц. в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645-46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660-61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами Барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Лит. : Hautecoeur L., Histoire de lrsquo. architecture classique en France, t. 2, pt.
Не случайно, что культовые постройки в архитектуре классицизма не имеют того огромного значения, какое они занимают в барочном зодчестве: дух рационализма, присущий классицистическому искусству, не благоприятствовал выражению религиозно-мистических идей. Среди других построек Ардуэн-Мансара: замки Валь-Сен-Жермен, близ Парижа (1674-1680 годы), Кланьи, близ Версаля (1674-83 годы, не сохранился). Lanchre). Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения. Прекрасный пример такой кровли – дворец Мезон-Лаффит (1642–1651).
Планировка парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым углом и расходящихся из одного центра аллей. Расположенный в стороне от дворца город Ришелье был окружен стеной и рвом, образующими прямоугольник в плане. Положение Рене становится шатким, когда к власти приходит Мазарини (тот с недоверием относится к парламенту). Лемерсье ввёл в конструкцию купола готические аркбутаны, придав им вид небольших волют.
С 1678 руководил работами в Версале: пристроил южные (1678-81) и северные (1684-1689) крылья к королевскому дворцу, перестроил его парковый фасад и создал совместно с Ш. Лебреном ряд интерьеров, в том числе величественную Зеркальную галерею (1678-84, длина 73 м), залы Мира и Войны построил дворец Б. Трианон (1687), замок Кланьи (1676-83) и мн. крышами для устройства в них жилых помещений, однако, М. сообщил этому роду построек свое имя (mansarde), так как особенно охотно и часто прибегал к ним для достижения декоративных эффектов. Структура его образов сложна.
Достоверно известно, что именно в Мезоне Вольтер написал «Генриаду». Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки.
Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. В дальнейшем профессиональном становлении Мансара сказалось влияние Саломона де Броса. Выразительность достигается не обилием декора, а нахождением удачных пропорций (аббатства в Понт-Левуа, Редоне). Мансар.
Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635-38. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон.
nes). Первая постройка Мансара – фасад церкви ордена фельянов в Париже (1623 год, не сохранился). Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Мансар (Mansart)Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор.
Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. В течение пяти лет Рене благоразумно остаётся в стороне от двора.
Схема церкви Сорбонны (архитектор Лемерсье) стала впоследствии традиционной это – основной крестообразный в плане объём, колонные портики с фронтонами на торцах ветвей креста, купол на барабане над средокрестием. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. К крупнейшим его произведениям принадлежит собор Святого Людовика (1680-1706 годы) Дома инвалидов в Париже, увенчанный грандиозным куполом из 12 смыкающихся граней с золочёными барельефами в виде военных трофеев. в 1698 г. ).
Он любит принимать здесь друзей в более раскрепощенной, чем при дворе, обстановке. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Боковые крылья полураскрытого двора значительно укорачиваются. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых "готических" кровель к единой горизонтальной линии крыши. Фасады этих особняков членились поэтажными ордерами либо ордером на всю их высоту углы здания обрабатывались различной формы рустом, оконные и дверные проемы – наличниками. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены.
Проект перестройки замка в Блуа со смелой пространственной композицией и использованием световых эффектов в интерьере отразил влияние барокко наряду с классицистической простотой колорита и материалов (реализован лишь корпус Гастона Орлеанского, 1635-1638 год главная лестница закончена в 1932 году). Это опала. По его замыслу там высаживают тополя имитируя расстановку войск в битве при Монтебелло (фантастический титул герцога Монтебелло ему даровал император).
Во внешнем облике сооружения барочные черты выявлены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки – высокие крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635-38 дворец Мезон-Лаффит, 1642-50 в Париже – церковь Валь-де-Грас, 1645-46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660-61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами Барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Каждый объем сооружения, как обычно, перекрыт индивидуальной кровлей.
В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (около 1612—1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1б4б—1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613—1700). Мансар начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не слишком самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянтинцевв Париже. Однако общий строй архитектуры этих зданий далёк от барокко Италии. дворец Мезон-Лаффит, 1642-50. С 1678 года руководил работами в Версале.
Учился у С. де Броса. Princesse de la Moskowa), вдова маршала Нея, после года владения остатками усадьбы в 1850 г. продает Мезон создателю страхового общества "Солнце" Тома де Кольма (. Для Парижа Ардуэн-Мансар создал проекты 8-угольной Вандомской площади (1685-1701 годы) и круглой в плане площади Побед (1685-86 годы), в архитектуре которой использован мотив триумфальной арки. Таков, например, особняк Мазарини в Париже.
«Большой стиль» эпохи с наибольшей полнотой проявился в созданных Ардуэн-Мансаром сдержанно-величественных формах дворца Большой Трианон (1687 год). Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693-1706), а также комплексы площадь Побед (нач. Ей не мешает даже ров, окружающий Мезон — Лаффит с трех сторон. Мансар.
В таком разрешении разных задач – практических и художественных – посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления. К первой половине XVII столетия относятся ранние образцы крупных ансамблевых композиций. Мансар строит роскошные конюшни на 2-м дворе. В XIX веке его начали называть Мезон-Лаффит, по имени нового владельца. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Династия художников сада — «классиков» Моллей — Жака, Клода, Андрэ, работавших с конца XVI в. до середины XVII в., — создала садово-парковые ансамбли Тюильри, Сен-Жермен-ен-Ле, Фонтенбло и др. 13), Росни (принадлежал Сюлли), Фюмишон.
Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Мансар (Mansart) Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор.
Композиция дворца характеризуется размещением основного и более низких служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадного двора (курдонера). Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Braham A., Smith P., Mansart studies.
В Орлеанском корпусе замка Блуа есть еще один признак новой стадии развития архитектуры и дизайна интерьера во Франции. Известно, какую роль в этом развитии внес переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Учился у С. де Броса. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693—1706), а также комплексы площадь Побед (нач.
Крупным произведением Франсуа Мансара является также церковь женского монастыря Валь де Граc (1645 – 1665), построенная уже после его смерти. Оно так и было названо в честь Мансара, хотя сейчас установлено, что автор здания в Блуа не был изобретателем этого типа крыши, а был одним из первых, кто обратился к нему после Пьера Леско. Автор планировки и застройки восьмигранной Вандомской площади (1685-1701), при строительстве которой был выработан широко распространившийся тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи и мансардным этажом под высокой крутой кровлей и задуманной как триумфальная, круглая в плане площадь Побед (1685-86), Собора инвалидов – огромной купольной ротонды (1680-1706) – все в Париже. Неприятные чувства у двора вызвал и новый дом (один из красивейших в Иль-де-Франсе).
В дворцовом комплексе Блуа Мансар построил в 1635-1638 годах корпус для герцога Орлеанского – брата короля Людовика XIII. Помимо конька, роль такого членения исполняет и перелом крыши. В городских же условиях из-за отсутствия больших земельных площадей в монастырских зданиях начинает расти этажность (Валь-де-Грас, Порт Рояль). Многие из построенных Мансаром зданий были увенчаны высокой кровлей, которая теперь по его имени называется мансардной, хотя такой тип крыши уже использовался ранее во Франции. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит как островерхую, так и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение.
В плане ансамбля две композиционные оси. Для Мезона также характерен особый орнамент и форма полусферических куполов. По независящим от него причинам, проект оказался выполненным лишь частично. Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. Переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма очень характерно для Франции 1-й половины XVII в. Однако классицизм с конца XVI в. вплоть до середины XIX в. является основным направлением, все остальные сопутствуют ему. В апреле 1651 г. Рене принимает во вновь построенном замке тринадцатилетнего Людовика XIV, регентшу Анну Австрийскую, брата короля герцога Анжуйского, а также двор.
Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. 1) Франсуа М. (1598-1666).
Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства. Произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком.
По всей стране широко развертываются градостроительные работы. В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635—38 дворец Мезон-Лаффит, 1642—50 в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами Барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана.
1585 — 1654). В 1642 г. он становится председателем Парижского Верховного суда. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Другая ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, была начата в 1626 году. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию.
1, P., 1965. в 1684 г. ) и Вандомская площадь (нач. Этот Шедевр Мансара даёт ясное представление о чертах французского классицизма первой половины 17 века.