Он открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения.
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах.
Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. В итоге именно Брунеллески и Гиберти боролись за первое место и Филиппо проиграл в этом соревновании.
Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. К этому событию городская коммуна тщательно готовилась. Брунеллески является одним из «отцов» и гениев Раннего Возрождения и его значение в развитии архитектуры столь же велико, как роль Мазаччо в живописи и Донателло в скульптуре.
Слав архтектора мста сприяло й те, що купол освятив сам папа вгенй IV. Роль искусства. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи».
О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков. Купол (його висота становить 42 м) був побудований без риштування що спиралось на землю. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. Это разнообразие (лат.
8). Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в. ), а также треченто (14 в. ), кватроченто (15 в. ) и чинквеченто (16 в. ). Также ко времени его работы в качестве ювелира принадлежат две полуфигуры пророков (в квадрифолиях) и две фигуры отцов церкви (Амвросия и Августина).
Вопрос о роли Брунеллеско в создании нового типа дворца чрезвычайно усложняется тем, что единственное произведение этого рода, в котором авторство мастера засвидетельствовано документально, — палаццо ди Парте Гвельфа (Коллегия капитанов партии гвельфов, в 1420—1452 гг. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость.
В эпоху Возрождения их число сильно вырастает, отражая гуманность и светский характер новой культуры. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Конечно, уже не от них зависело, что Филиппо не разбил модели, не сжег рисунки и меньше чем в полчаса не уничтожил всю ту работу, которую он вел в течение стольких лет. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора.
Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Открытая лестница в 9 ступеней ведёт во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
11м ширини) квадратне примщення, перекрите куполом. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась).
Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания).
В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. 26).
При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Центрический характер здания, все объемы которого группируются вокруг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци сосредоточением новых принципов архитектуры Ренессанса.
Творение это само свидетельствует о том, насколько оно прекрасно, возвышаясь от уровня земли до уровня фонаря на 134 локтя, в то время как сам фонарь имеет 36 локтей, медный шар – 4 локтя, крест – 8 локтей, а все вместе 202 локтя и можно с уверенностью сказать, что древние в своих строениях никогда не достигали такой высоты и никогда не подвергали себя столь великой опасности, желая вступить в единоборство с небом, – ведь поистине кажется, будто оно с ним вступает в единоборство, когда видишь, что оно вздымается на такую высоту, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся подобными ему. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений). Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
15, 17). Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу.
Однак, незважаючи на описану Гберт в його «Спогадах» одностайнсть суддв у вибор саме його рельфу, перемогли нтриги, що оточували сторю конкурсу. последователями Брунеллеско). В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Эпоха Раннего Возрождения иначе – Кватроченто, поражает своей бунтарской прогрессивностью и невероятной красотой.
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре).
Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
У робот над скульптурами Брунеллеск допомагав Донателло (йому було тод 13 чи 14 рокв), — з цього часу дружба звязала майстрв на все життя.
Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. И никто из вас не подумал, что придется считаться с необходимостью внутренних лесов для исполнения мозаик и множества других труднейших работ. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Вс архтектурн елементи ясно читаються, масштаб споруди не перевищу людську мру, але узгоджений з нею.
Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Брунеллеско мыслит и творит в категориях, свойственных не римскому, а греческому типу архитектурного мышления. Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным.
О существовании этих пейзажей мы можем судить только по документам. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции.
Простой орнамент, частично изобретённый самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность, настроение этого церковного здания – наивной радости бытия.
Возведение здания было живым и органичным процессом. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Антаблемент, лежащий непосредственно на архивольтах аркады и на больших коринфских пилястрах, обрамляющих крайние пролеты, объединяет всю композицию не только по горизонтали, но и по вертикали.
Около 1420 года, то есть тогда, когда шли особенно горячие споры о том, как воздвигнуть купол флорентийского собора, Брунеллески построил две капеллы – в Сант-Якопо Сопрарно (не сохранилась) и в Санта-Феличита (сильно перестроена в позднейшее время). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры.
Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв. ), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Вслед за этим, в 1401 году имея в виду ту высоту, которой достигла скульптура, был поставлен на обсуждение вопрос о новых двух бронзовых дверях для баптистерия Сан Джованни, так как с самой смерти Андреа Пизано не находилось мастеров, которые сумели бы за это взяться.
Остальные пятеро уже снискали славу и почет, особенно Якопо делла Кверча. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы.
Самым красивым и величественным был купол Брунеллески. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Там, увидев величие зданий и совершенство строения храмов, Филиппо обомлел так, что казалось, будто он был вне себя. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса.
Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. У 1398 Брунеллеск вступив в Арте делла Сета, куди входили майстри золотих справ. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. 6).
Многие пытались и, естественно, у них ничего не вышло. Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства. Но исполненный желания стяжать себе славу, он это взял на себя и обязался довести работу до конечного совершенства. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Он расположен на покатой площади Питти. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город.
Так вн перейнявся духом античност, працюючи подбно сучасному археологу з рулеткою, лопатою олвцем, навчився розрзняти види пристрй античних споруд створив у папках з своми етюдами першу сторю римсько архтектури. Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески).
Десять книг о зодчестве.
Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Выполненный Баччо дАньоло в XVI в. на одной из граней купола карниз с галереей не соответствует замыслу Брунеллеско.
Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). А когда он увидел саркофаг, тот так ему понравился, что он изобразил его в рисунке пером, с которым вернулся во Флоренцию, так что ни Донато, ни кто другой не заметили его отсутствия, думая, что он наверняка что-нибудь рисует или изображает.
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Периодизация и регионы.
Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). На каждом углу должно быть по ребру – всего восемь и на каждом скате по два, посередине каждого из них, – всего шестнадцать ребра же эти, расположенные посередине между означенными углами, по два с внутренней и внешней стороны каждого ската, должны иметь при своем основании толщину в четыре локтя. В первых его работах еще ощущается готическое влияние, но в то же время уже преодолевается изломанность и суховатость форм и обнаруживается их тонкая отделка, тяготение к простым и монументальным формам, к выразительным жестам.
Вместе с тем в пояснительной записке Брунеллеско сказано, что верхняя оболочка купола возводится «. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. На ней же слуга, который в ожидании Авраама и пока пасется осел извлекает у себя из ноги занозу: фигура, заслуживающая величайших похвал.
В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Мж арками архтравом укрплен майолков медальйони роботи Делла Робба з зображенням сповитих немовлят (свом простим забарвленням— синм блим— вони роблять ритм колон мирним, спокйним). Существует мнение, что победа Гиберти была результатом интриг в комиссии.
У Флоренц, куди вн час вд часу, мабуть, повертався з Рима, вн розставив на вулиц так сконструйован перспективи (дошки з зображенням баптистерю Собору, виду Пьяцца Синьйоря), силуети яких вн вирзав як з певно точки зору зливалися з зображеною будвлею (наприклад з баптистерм). В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
Вазари. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Филиппо Брунеллески (итал. Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность, лёгкость и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода и научная обоснованность его замыслов определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.
В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески — капелле Пацци (1430-1443). Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один.
Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней. В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре.
Это изобретение первым удостоилось патента, выданного мастеру во Флоренции в 1421 году. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций.
В здании сохранено ясное чувство пропорции. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным.
Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими).
Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. Зодчий недвусмысленно выявил и тектоническую роль стены: маленькие консоли под антаблементом слишком широко расставленных пилястр, ставившие в тупик многих исследователей, явно не в состоянииподдержать расположенный над ними антаблемент и вот таким образом как нельзя лучше показывают зрителю, что антаблемент этот не настоящий, а лишь членит стену также очевидно и то, что подпружные арки не могут поддержать купол и только обрамляют несущую стену.
Тогда Брунеллески ударил яйцо о мраморную доску и заставил стоять. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном.
В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ.
Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». Первым среди этих художников он назвал Брунеллески. Конкурс был организован в 1401 году. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу.
Зиновия. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443).
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет».
Существует легенда, что правители города решили возвести купол над собором и устроили конкурс зодчих, где каждый представлял свой проект.
А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в«немецкой» или«современной» (то есть готической) манере. А когда они случайно обнаруживали зарытые куски капителей, колонн, карнизов и подножий какого-нибудь здания, они нанимали рабочих и заставляли их копать, чтобы добраться до самого основания.
Закристя Сан Лоренцо— просторе (бл. А что если не будет Филиппо.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Незабаром псля призду до Флоренц Брунеллеск захопився складним нженерним завданням— зведенням купола над кафедральним собором мста (1420–1436рр. ). 10). Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Общее значение творчества Брунеллески для последующего развития архитектуры огромно. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.
— были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. В той час як будувався Виховний будинок, Брунеллеск у 1420р.
В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. Идея купола— восьмигранного стрельчатого свода— готическая и была уже намечена строителем собора Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил, как обычно считается, великий Джотто. Капелла была заказана семейством Пацци. почав роботу над Старою закристю базилки Сан Лоренцо (заснована у 390р., потм перебудовувалася), вперше створив ясну гармонйну центричну композицю, яка стала зразковою для Ренесансу (закнчена у 1428р. ).
С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ).
Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать.
Кошти на будвництво видлили Медч, — тут були похован представники х см. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
Философия и религия. varietas) особенно высоко ценилось в эпоху наиболее свободного творчества. Здесь образ развивается от плана до вершины купола в процессе нарастания облегчения, дифференциации и размножения.
Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Он становится одним из претендентов на украшение вторых дверей баптистерия Джованни во Флоренции (первые были уже украшены Андреа Пизано). Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Истории эти, законченные в том же году и выставленные для сравнения, оказались все весьма хороши и отличны друг от друга одна была хорошо нарисована и плохо сработана, как у Донато, другая имела отличнейший рисунок и была тщательно сработана, но без правильного распределения композиции в зависимости от сокращения фигур, как это сделал Якопо делла Кверча третья была бедна по замыслу и имела слишком мелкие фигуры, как разрешил свою задачу Франческо ди Вальдамбрина хуже всех были истории, которые представили Никколо дАреццо и Симоне да Колле.
Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающая на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами, – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя.
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью.
Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати.
Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. 14).
У конкурс разом з ним взяли участь Якопо делла Кверча, Лоренцо Гберт ряд нших майстрв. За вивчення перспективи взялися найкращ майстри Флоренц— Л. Гберт (у його рельфах для Дверей баптистерю) Мазаччо (у свой фресц «Трйця» у церкв Санта Маря Новелла, перспективу яко швидше за все, розробив Брунеллеск).
У 1401 Флппо Брунеллеск повернувся до Флоренц, взяв участь в оголошеному Арте д Калман (цех торговцв тканинами) конкурс на прикрасу рельфами двох бронзових ворт Флорентйського баптистерю. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. 15, 16).
Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом.
Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Виховуючись у гуманств, Брунеллеск сприйняв деали цього кола, тугу за часами «свох предкв» римлян, ненависть до всього чужого, до варварв, що знищили римську культуру, в тому числ до «памятникв цих варварв» ( серед них— середньовчн будвл, тсн вулиц мст), як здавалися йому чужими нехудожнми в порвнянн з тими уявленнями, як склали соб гумансти про велич Стародавнього Риму. Брунеллеск програв конкурс, — рельф Гберт перевершував його художньо технчно (вн був вилитий з одного шматка був на 7кг легший вд створеного Брунеллеск).
Попри це, роботу Брунеллеск не знищили разом з творами нших учасникв, але зберегли (нин вона в Нацональному музе, Флоренця), вдзначивши як надзвичайно успшну. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Известно, что расходы на раскопки Брунеллески оплачивал сам, зарабатывая деньги ювелирным ремеслом.
Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. По счастью, его сохранили в качестве исторического свидетельства конкурса (Национальный музей, Флоренция).
рис. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. Одна легенда рассказывает, что обоим мастерам было предложено разделить работу поровну. По словам Манетти, Филиппо изучал «способы превосходных пропорций и то, как при легкости и малости затрат они могли все делать без изъянов».
А где же Лоренцо. У Псто молодий Брунеллеск працював над србними фгурами ввтаря Святого Якова, — в його роботах вдчутнй сильний вплив мистецтва Джованн Пзано. М., 1937, т. II, стр. Во Флоренции сохранился ряд зданий, выстроенных если не самим Брунеллеско, то во всяком случае под его влиянием.
Джованни и другие руководители постройки в свое время распорядились, чтобы хор был как раз под куполом. Когда Брунеллески взял на себя перестройку церкви Сан-Лоренцо, стены её алтаря уже высились, сакристия строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан-Лоренцо, которые ещё не были сломаны. И все это, чтобы его ублажить. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем.
В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Герардо Гварди называл его талантливым дилетантом, растрачивающим свои умения на «дьявольские оптические иллюзии». Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Согласно Вазари, Брунеллески сказал: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь, что другим путем поступать не должно и нельзя. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
А что если Филиппо долго проболеет. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти). Приют является национальным центром детства и юности. Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии.
Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Так он получил заказ на сооружение.
Главной темой всей композиции является аркада и потому Брунеллеско не акцентирует центр фасада. Конкурс, що проходив пд головуванням 34 суддв, тривав рк кожен майстер мав надати повний бронзовий рельф «Принесення в жертву саака». Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Згдно з Манетт, Брунеллеск був вражений тим, що програв конкурс покинув Флоренцю, похав до Риму, де можливо, виршив досконало вивчити античну скульптуру (деяк вчен вдсувають дату подорож, деяк взагал вважають його плодом фантаз бографа, деяк— що таких подорожей було клька вони були недовгими).
«Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Также Манетти сообщает, что Брунеллески перестроил для своего родственника Аполлонио Лапи дом, ставший «целесообразным, удобным и приятным».
Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. Входы в здание расположены по главной оси двора.
С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками.
А на углах всех восьми скатов здание должно быть сцеплено зубьями в толще кладки и точно так же опоясано венцом из дубовых балок по всем граням. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. С другой стороны, Лоренцо, оказавшись побежденным и как бы посрамленным, был настолько облагодетельствован и поддержан своими друзьями, что продолжал получать жалование, доказав, что он не может быть уволен раньше чем через три года.
Марии Магдалины на предмет помещения ее в одной из капелл, Филиппо, который исполнил много маленьких скульптурных вещиц и хотел показать, что может достигнуть успеха и в больших вещах, взялся за выполнение названной фигуры, которая, будучи закончена и поставлена на свое место, почиталась прекраснейшей вещью, но которая впоследствии, при пожаре этого храма в 1471 году, сгорела вместе со многими другими примечательными вещами. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв. ) была особенно значительна. Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению.
Она настолько расширила его кругом, что насадила огромнейший сад внизу, частью на горе и частью на склоне и наполнила его в прекраснейшей разбивке всеми сортами садовых и диких деревьев, устроив очаровательнейшие боскеты из бесчисленных сортов растений, зеленеющих во все времена года, не говоря о фонтанах, ключах, водостоках, аллеях, садках, вольерах и шпалерах и бесконечном множестве других вещей, поистине достойных великодушного государя но о них я умолчу ибо нет возможности для того, кто их не видел, как-либо вообразить себе все величие их и всю их красоту. Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33.
(П. Дошедшие до нас чертежи, а также свидетельство А. Манетти показывают, что именно эта, почти неразрешимая задача присоединения хора к центрической композиции беспокоила многих современников. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов.
Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Вернулся из Рима и Филиппо.
7). Франкль). Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость. Пд час перебування Флппо в Рим з ним майже незмнно був Донателло. Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис.
Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». Сам мастер так говорил о своем творчестве: «Если бы мне довелось выполнить сотню моделей церквей или других зданий, я бы их все сделал разнообразными и различными». Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти.
Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). У дитинств Флппо, до якого повинна була перейти практика батька, отримав гумантарне виховання найкращу на той час освту: вивчав латинську мову, вивчав античних авторв. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Проста орнаментика, частково антична, частково флорентйсько традиц, частково— винайдена самим Брунеллеск, вносить вдбиток легкост, гармонйност, весь настрй ц церковно будвл— настрй незатьмарено життрадсност, навно радост буття. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Формируются типы совершенно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается абсолютно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Некоторое время он занимал одну из высших республиканских выборных должностей – должность приора. Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр.
На это Филиппо ответил им словами, взволнованными как от притворной болезни, так и от его любви к своему делу: «Как. 5). Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Вн повинен був розкопувати засипан частини фундаменти, повинен був удома складати ц плани в дине цле, вдновлювати те, що було не в повнй цлост.
Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая.
Да я этому и не удивляюсь ибо в этом городке каждый считает себя призванным знать в этом деле столько же, сколько испытанные в нем мастера, в то время как очень мало таких, которые действительно понимают, – не в обиду им будь это сказано. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо.
Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Круглые окна позднейшего происхождения. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445).
За первой поездкой последовали другие. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой.
Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV.
Почему он ничего не делает. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Он ответил: «Пусть тот, кто сумеет поставить яйцо стоймя на мраморной доске и возводит купол».
Законотворчество в режиме онлайн. Дж.
Внутри здание сильно перестроено. Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях.
Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться.
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Купол складаться з двох оболонок, повязаних нервюрами горизонтальними кльцями. В 1398 г. он уже стал считаться золотых дел мастером и вступил в Арте делла Сета, куда входили другие золотых дел мастера. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
Помимо этого в течение многих лет шла параллельная работа чисто инженерного характера: сооружались фортификационные укрепления в Пизе и Лукке, строились грузовые суда. Среди участников Брунеллески был самым молодым художником наряду с Лоренцо Гиберти. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. по уставу монахи не могли общаться с миром. Что он тогда будет делать.
Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Помимо этого он интересовался математикой изучал военные и промышленные машины. У Вчному Мст вони прожили клька рокв, а оскльки обидва були чудовими майстрами золотих справ, то заробляли на життя цим ремеслом все зароблене витрачали на органзацю розкопок античних рун.
— храме Минервы Медики). Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. 8).
Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам. И вот, когда их позвали на собрание, было выслушано мнение всех и проект каждого зодчего, обдуманный им на этот случай. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось.
Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Но Брунеллески отказался и передал заказ Гиберти целиком. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Франкль). Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. Духа статую кающейся св.
Його зведення почалось майже одночасно з будвництвом Сан Лоренцо. К тому же необходимо подумать о свете, о лестницах и стоках, по которым вода могла бы уходить во время дождя. Паруси, люнети, двер длянки над ними— прикрашен рельфами, як виконав Донателло. По кутах ряд колон ма по плястру, над кожним з них архтрав, що тягнеться над усма арками.
Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Консулам и попечителям понравились решение и совет Филиппо правда, они предпочли бы, если бы он за это время приготовил модель и ее обдумал. Арки опираются на колонны. Архитектура Воспитательного дома во Флоренции интересна тем, что в ней впервые сочетаются колонны и несущие арки. Филиппо Брунеллески (1337-1446) — один из величайших итальянских зодчих XV столетия.
Не понравилось все это попечителям, а также и Филиппо, который, обдумав это, однажды в субботу вечером решил уволить их всех. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Кроме того, Филиппо собственноручно изготовил в соответствующих куполу пропорциях модель восьмигранного фонаря, которая поистине удалась ему на славу как по замыслу, так и по разнообразию своему и своим украшениям он сделал в ней лестницу, по которой можно подняться к шару, – вещь поистине божественная, однако, так как Филиппо кусочком дерева, вставленным снизу, заткнул отверстие входа на эту лестницу, никто, кроме него, не знал, где начало ее подъема. Вони негайно впровадили цей набутий досвд пзнання реального свту в сво твори.
Он был тяжелее, чем у Гиберти, на 7 килограммов. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре». Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей».
Здание приписывают также Альберти. Она от-личается ясностью пространственной композиции, чистотой линий изяществом пропорций и декорировки. В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе.
Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Так он еще глубже проникся духом античности. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Пока шла работа над этим зданием, Козимо деи Медичи захотел построить себе свой дворец и сообщил о своем намерении Филиппо, который, отложив в сторону всякие другие заботы, сделал ему прекраснейшую и большую модель для этого дворца, каковой он хотел расположить за церковью Сан Лоренцо, на площади, отъединенным со всех сторон.
Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг.
Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях.
Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной».
Но все стали высказывать сомнения по поводу возможности его возведения – настолько огромен он был. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Завдяки якомусь особливому почуттю мри, Брунеллеск в контекст вс архтектури Вдродження здаться самим «грецьким», а не римським майстром, при тому що жодно грецько будвл вн бачити не мг. Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами.
Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж».
Филиппо же, пока работал над моделью, не раз говорил, что благодарит судьбу за случай, заставивший его работать над вещью, о которой он мечтал много лет и столкнувший его с человеком, который хочет и может это сделать. От Брунеллески потребовали раскрыть свои секреты. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших«кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. У Филиппо не хватало денег и он перебивался, оправляя драгоценные камни для своих друзей – ювелиров. Виховний будинок збудований просто: аркади його лодж розкрит в сторону Пьяцца Сантссма Аннунцата, — будинок фактично ажурною «стною».
Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Вот таким образом Брунеллеско старался максимально облегчить вес купола и уменьшить силы распора, действующие на стены барабана. Здание завершает легкий, сильно вынесенный деревянный карниз, резные консольные выпуски стропильных ног которого являются одним из немногих сохранившихся и вот таким образом драгоценнейших образцов деревянной резьбы в наружной архитектуре XV в. (рис. 2 и 9).
Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Свод должен быть сомкнут на толщине одного с четвертью локтя затем снаружи должно возвести другой свод, который в основании своем имел бы толщину в два с половиной локтя для защиты внутреннего свода от воды. Брунеллески увлекается архитектурой, а Донателло – скульптурой. Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). 13).
Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Впоследствии капелла была сильно изменена по отношению к оригинальному замыслу. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Тема была задана для всех одна: «Жертвоприношение Авраама».
Первый и второй венец снизу должны быть сплошь завязаны поперечной кладкой из длинных известняковых камней так, чтобы оба свода купола на них покоились. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Франкл). Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной».
В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать.
Заради мста Брунеллеск запропонував зробити легкий 8-гранний купол з цегли, який збирався б з граней-«часток» скрплювався вгор архтектурним лхтарем, крм того, вн зголосився створити цлий ряд машин для пдйому вгору роботи на висот. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя.