Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством. Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. В Харлеме существует Музей Ф. Халса. Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.
Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. Халс — (Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585-1666) — нидерландскийживописец. Первый портрет Халс создал в 1611 г., но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Франс Халс (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства.
1640-х гг. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Георгия».
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов. В портретах 1620—30-х гг. А. и И., Я. и др. 1664. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание.
Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Мастер с 1610. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями.
Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. Праздник отличался размахом и длительностью. 17 – нач. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого".
1628, обе– Лувр, Париж «Малле-Баббе», Гос. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Художник провел за мольбертом более полувека. Адриана», 1633 и др. ). Картины почти не заказывают.
Прославился прежде всего как портретист. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. А. С. 1624–26 «Цыганка», ок. ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630).
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. «Групповой портрет стрелковой роты св.
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
века – казен. («Регенты госпиталя св. В сер. Известность Х. принесла картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630).
Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в. испытавших его влияние, – А. Брауэр, бр. Ею «разорван» плоский холст. Георгия», 1616, см. и композиц. Жанровые портреты стандартны по композиции– приближенные к первому плану погрудные изображения моделей апеллируют непосредственно к зрителю, но отличаются разнообразием тем и связанных с фольклорными традициями образов (дети, музыканты, завсегдатаи кабачков и т. д. ), характеризующихся различием темпераментов, остротой мгновенных реакций, активными мимикой и жестами («Весёлое общество», 1616 «Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623 обе– Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Лютнист», ок.
Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей., Франс Хальс, .
1642–50, Эрмитаж, С. -Петербург) и Я. С. ван Веструма (ок. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. В портретной живописи Халса предстает образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями.
В 1620-хгг. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. художник.
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Мастер с 1610.
Картинная галерея. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Этим достигнуто создание законченного образа. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
«Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана (1627 и 1633) и св. Grimm C., Frans Hals, B., 1972. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным.
О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии изысканного сочетания черного с серебристо-серым сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. 1637-39. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Георгия, 1627, см.
Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем). В ней он и умирает. ван Хейтхейзен», около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Георгия, 1616, см.
орг-ция сикхов. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.
Георгия», 1616, см. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Халс много работает в жанре группового портрета. Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей.
В портретах 1620—30-х гг. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера.
Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. Музей Ф. Халса.
Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Харлем. Халс Ф. «В.
Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. А. и И. Остаде, Я. Стен и др.
Художник прожил долгую жизнь и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества исчезновения его демократического духа. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. илл. ван Хейтхейзен, около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа (Малле Баббе, Картинная галерея, Берлин-Далем Цыганка, Лувр, Париж Мулат, Музей изобразительных искусств, Лейпциг все – около 1630). общества («Улыбающийся кавалер», 1624, собрание Уоллес, Лондон «Весёлый собутыльник», ок.
Ге-оргия», 1616 «Групповой портрет стрелковой роты св. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Георгия», 1627, см. (смотри) илл.
Учился у К. ван Мандера (1600-03). 1627, см. 1610-х– 1630-хгг. Елизаветы, 1641, там же портрет молодого человека, около 1642-50, Эрмитаж, Ленинград: Яспер Схаде ван Веструм, около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
3) X. часто называли также армию, созданную Ранджит Сингхом и само гос-во сикхов. илл. и вост.
Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. Георгия», 1627, см. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
Халс. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. 19в. Творчество Хальса, сформировавшееся в атмосфере послереволюционных лет, стало одним из ярчайших выражений демократического духа голландской буржуазной культуры в период ее становления. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей.
Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. 1622. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения.
Картина поражает своей застывшей атмосферой. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
В 20-х гг. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Музей Ф. Халса.
Музей изящных искусств. Для работ 2-й пол. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). А. и И. ван Остаде, Я. Стена. наряду с портретами Халс Франс писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
община сикхов в Индии. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Портреты 1650–60-х гг. Лишь к концу 1620-х годов сложилась ин-дивидуальная манера художника, которой были свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм, необычайная легкость. Каждый Цвет дан художником в тончайших градациях, в богатстве нюансов, каждый тон обрел замечательную глубину.
Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. «Групповой портрет стрелковой роты св. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). музеи, Берлин, 1633–35 «Мальчик-рыбак», Королевский музей изящных искусств, Антверпен, ок.
Георгия, 1639 все – Музей Ф. Халса, Харлем). В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Его поза естественна и непринужденна. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя.
наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). 1630-хгг. 1630). Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. Х. – преим.
Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. 1650-е гг. 1660, КГ, Кассель «Регенты богадельни св. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
А. и И., Я. и др. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. илл. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. создаёт портреты представителей голл.
Георгия». 1626 послужила одна из его дочерей. Адриана», около 1623-27. Ок. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
Единственное датиров. Картинная галерея. Несмотря на прижизненную популярность (особенно в 1630-егг. ), умер в бедности. произведение Х. раннего периода– «Портрет католического священника Я. Заффиуса» (1611, Музей Ф. Халса, Харлем) находится ещё в зависимости от статичных портретов 16в. Но о нем лично известно немного.
портретную и жанровую живопись 17в., в т. ч. Брюссель. Халс Ф. «Улыбающийся кавалер».
Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Учился у К. ван Мандера (1600—03). Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер.
Изменяется колорит, построенный на оттенках черных и серых тонов. Дальше нам остается лишь строить предположения. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. Мастер с 1610.
Елизаветы», 1641, там же. Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Георгия», 1627, см. Адриана, 1633 Офицеры стрелковой роты св. ХАЛС, Хальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен– август 1666, Харлем), голл. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. В Голландии работало множество живописцев. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Лит. : Сененко М. С., Франс Хальс, М., 1965. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Лувр. А что касается якобы пьяного регента, то перед нами просто реалистический портрет человека, страдающего параличом лицевого нерва. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем).
Собрание Уоллес. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету.
Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Были забыты идеалы нидерландской революции. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта.
Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Slive S., Frans Hals, v. 1-3, L., 1970-74. Т. Первое предположение напрашивается само собой.
Георгия», 1627, см. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В портретах 1620-30-х гг. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души.
Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы. Автопортрет. Среди учеников Х. – П. Кодде, Я. Моленар, Ю. Лейстер. («Регенты госпиталя св. Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Нидерланды все– Музей Ф. Халса «Групповой портрет роты капитана Р. Реала», 1637, Рейксмюсеум, Амстердам). Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г.
1625, Старая пинакотека, Мюнхен ок. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Скорее всего, художник обходился без них. «Цыганка», Лувр, Париж. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.
Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Правая, освещенная светом играет румянцем. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. В 1620-х гг.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Они не противопоставляют себя зрителям, доброжелательно обращаясь к ним как бы с готовностью принять их в свою компанию. портрет молодого человека, около 1642-50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага). в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
А. Седова. Халс Ф. «Регентши приюта для престарелых». Особенно это утверждение относится к данному портрету. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Георгия», 1627, см. Но потом его начинают забывать. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.
Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. 1623–25, Музей зап. – настоящий, чистый, подлинный), – 1) В ср.
Некоторые из них имеют аллегорический смысл изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630г. Круг сразу придает законченность портрету. Descargues P., Hals, Gen., 1968. Георгия», 1627 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Мастер с 1610. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). С 1585 жил вХарлемепосетил Антверпен (1616) и Амстердам (сер. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Халс — Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, — 26. 8. 1666, Харлем), голландский художник.
Чл. Халс. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. стр. ) – выразительный тому пример.
Адриана. Халс Франс создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. В 1620-х гг.
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, Эрмитаж, Ленинград. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. «Групповой портрет стрелковой роты св. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Мастер с 1610. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. владении крестьян, плативших феод.
к ст. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). 1645, Нац. Хальс написал этих женщин, ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, предельно честно. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Ван Хёйтхёйсен». Георгия», 1616, см. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Его живопись поражает разнообразием приемов.
халиса, букв. Георгия», 1627, см.
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Амстердам. Ф. 1616. В портретах 1620—30-х гг.
Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем).
Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолетное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Не делал предварит. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). в творчестве Халса происходит существенный перелом. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Музей Ф. Халса. 1630-хгг. ). Лука» и «Св. Фрагмент. В 1620-х гг.
Учился у К. ван (1600—03). Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. В 1620-х гг. В кон. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св.
Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Нам остается лишь гадать об этом. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. В 1620-х гг. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. 1641.
Праздник отличался размахом и длительностью. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Георгия», 1616, см. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. («Регенты госпиталя св. С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. земли в ряде мусульм.
Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. Среди "неофитов" был и сам Хальс.
гос-в (в Иране, Индии) см. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. ренту-налог (харадж) непосредственно гос-ву. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
складывается зрелое живописное мастерство художника. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). также халисе. В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер. 18 вв. ) и в войне сикхов с афг. «Малле Баббе», 1629).
В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков черного цвета. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). на А. Брауэра, бр. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. 1627. Некоторые детали художник тщательно прописывал, другие лишь намечал его крупные, темпераментные мазки то густо покрывали холст, то ложились так жидко, что сквозь краску просвечивал грунт. Тогда в X. уже не было равенства, выделилась феодализировавшаяся верхущка (см. илл.
В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». аппарата, армии и т. п. 2) Ре-лиг. Праздник отличался размахом и длительностью. Георгия», 1616, см. (смотри) илл. ) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. илл. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. портретист, реформатор портретного иск-ва в европ. Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию.
Вероятно их было гораздо больше. Была ли она ведьмой. В этот периодХ. Сардар).
В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. (Регенты госпиталя св. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Они сами умеют за себя постоять. Париж. Ф. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме.
А. С. писал религ. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Ссер. «Банкет офицеров стрелковой роты св. «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Ок. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Елизаветы в Харлеме», «Регентши богадельни св. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. 1630.
«Офицеры стрелковой роты св. Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов (Мужчина в чёрной одежде, около 1650-52, Эрмитаж, Ленинград В. Крус, около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма (Регенты приюта для престарелых, Регентши приюта для престарелых, обе – 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен.
Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626г. ). Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано.
Ранней манере Х. (Банкет офицеров стрелковой роты св. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Произведения Халса до тридцатилетнего возраста неизвестны. Луки (1610) и камеры риторов (1616–25). композиции: «Евангелист Лука», «Евангелист Матфей» (оба ок. («Регенты госпиталя св. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса.
Все члены X. обладали равными правами, дела X. решались на ее общем собрании. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Доходы с X. шли на содержание гос. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Учился у К. ван Мандера (1600—03). галерея, Прага). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Государственный музей. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Ок. В кон. В портретах 1620—30-х гг.
X. сыграла большую роль в сикхов восстаниях (кон. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». иск-ва, Одесса). В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности.
Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. 1624. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок.
Учился у К. ван Мандера. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Но для нас большой разницы в этом нет. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним.
ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). А еще через год он женится. халиса, халса (хинди хальса, от араб. На губах играет легкая улыбка.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. В 1620-х гг. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
Елизаветы», 1641 портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645 и др. ). Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Учился у К. ван Мандера (1600—03).
Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. приёмом Х. была техника свободного, темпераментного мазка жидкой краской. Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придает зловещий вид «харлемской ведьме» извергающей на зрителя поток брани. Х. работает исключительно по заказу харлемских бюргеров. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. гильдии Св. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).
1630-х – нач. Лувр. «Групповой портрет стрелковой роты св.
В 1765 X. создала в Пенджабе гос-во сикхов. Учился у К. ван Мандера (1600-03). В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. У них было одиннадцать детей. Поздние произведения Х. сложны по характеристике, пессимистичны по духу, почти монохромны по колориту исполнены в очень свободной манере («Мужской портрет», ок. Во время его рождения не было мира на его родине. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем).
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем). Масса и его жена Б. Вандер Лан)». 1635, частное собрание). 40-е годы стали переломными в живописи Хальса.
Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Нищета брала за горло. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Харлем. Халс Ф. «Поющие мальчики». наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Групповые портреты стрелковых гильдий – бюргерских объединений для обороны и охраны городов — принадлежат к центральным созданиям Хальса конца 10-х — начала 30-х годов и к самым значительным произведениям голландской живописи раннего этапа ее развития, когда еще были живы идеалы революционной эпохи.
1627. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. В поздние годы Халс изображает людей сломленных, разочарованных, усталых и грустных иногда злобных и жалких.
Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества.
Харлем. Берлин-Далем. Халс Ф. «Семейный портрет (И. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Искусство Х. характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам. В портретах 1620-30-х гг. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. 1600–1603). Елизаветы». 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия.
В 1620-х гг. На рубеже 1630-40-х гг.
Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Учился у К. ван Мандера (ок. Изменяется и колористический строй его живописи. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
Франс (ок. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в. испытавших его влияние, — А. Брауэр, бр. (братья) А. и И. Остаде, Я. Стен и др.
В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. «Групповой портрет стрелковой роты св.
1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. («Регенты госпиталя св.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен). Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. 1650). характер портретов Халса изменился. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину.
Лазарев В. Н., Франс Гальс, в его кн. : Старые европейские мастера, М., 1974, с. 119 — 55. 1630. Луки (Sint-Lucasgilde).
(«Регенты госпиталя св. Лондон. Халс Ф. «Регенты госпиталя св. Но бывали и исключения. Кассель. Халс Ф. «Цыганка». связь моделей и впечатление естественности ситуации («Банкет офицеров стрелковой роты св. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
17 в. при гуру Говинд Сингхе оформилась как воен. -демократич. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Мастер с 1610. Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. Позы и жесты моделей становятся более сдержанными и лаконичными, психологич.
илл. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
Творчество Х. оказаловлияние на голл. и флам. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Вероятнее всего, это – офицер. рисунков к своим портретам: осн. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Нам остается лишь делать предположения.
Рубенса. Не стоит отбрасывать это предположение. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок.
наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). 1630, Рейксмюсеум два «Портрета В. ван Хейтхейзена», ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели.
живописи, значительно расширивший шкалу изображения человеческих чувств. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Большинство X. находилось в наследств. Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Георгия» (1616, там же). Испытал влияние утрехтского караваджизма, а также П. П. илл. Музей Ф. Халса. Продолжения знакомства у них не получилось – Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию, куда он был приглашен королевой Христиной.
Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Ок. Герой «Мужского портрета» (до 1660г. ) откровенно выказывает свое пренебрежение по отношению к окружающим. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Х. умер в харлемской богадельне.
Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд.
В конце 20-30-х гг. Быстро и виртуозно положенные, они воссоздают мимику и движение, преображаются в различные, точно схваченные и воспроизведенные пластические формы. Луки. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма.
Учился у К. ван (1600—03). Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.
До конца дней Хальс сохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнего живописца получило невиданную прежде психологическую проникновенность и драматическую силу. Адриана, около 1623-27 Банкет офицеров стрелковой роты св. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот".
Уоллес). Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Вершиной творчества Халса стали два его поздних групповых портрета регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме (1664), создающих незабываемое впечатление разрушительной силы старости, безысходности и горького пессимизма. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Адриана», ок. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.
Яркое платье девушки, белые рукава кофты, смелая и лукавая улыбка играющая на ее губах, – все говорит зрителю о том, какой радостной и пряной может быть жизнь, если не заковывать ее в серое суконное платье. Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Ок. завоевателями.
Он находится в частной коллекции. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Мастер с 1610. Адриана», 1633. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Георгия». В это время Халс работа-ет исключительно в жанре портрета и создает целую галерею типичных представителей голландского общества — от офицеров и богатых бюргеров до социальных низов («Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623 «Цыганка», 1628 «Мулат», 1629 и др. ). Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Георгия», 1616, см. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В портретах 1620—30-х гг. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
Приехав в Харлем, учился (ок. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. С его именем связан расцвет национальной живописи. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».
Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Ранней манере Халс Франс («Банкет офицеров стрелковой роты св. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Георгия», 1639. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем). Елизаветы в Харлеме», обе 1664, Музей Ф. Халса).
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Париж. Халс Ф. «Малле Баббе». В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
«В. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Харлем. Ф. Халс. Групповой портрет стрелковой роты св.