Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini собственно Франческо Кастелли итал. Francesco Castelli, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино— 2 августа 1667, Рим)— великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Борромини Франческо, Борромино (Borromini, Borromino собственно Кастелли, Castelli) итальянский архитектор. Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини (итал. Чертежи Борромини не имели себе равных по профессиональной виртуозностью в Италии 17 века.
Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Столь же легкое ажурное венчание получила и построенная Борромини колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (1656). В данной контрольной работе мы рассмотрим творчество Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини, Джованни Баттиста Тьеполо. Борромини, участвуя в переустройстве церкви изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы.
Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана. После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон. Купол возведен по проекту Карло Мадерны (1620), позже здесь похороненного, фасад достроен в XVIII в. Алтарь – последняя работа Борромини, который также похоронен здесь. Эта церковь – эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме Франческо Борромини.
С понтификатом Иннокентия Х из рода Памфили (1644) в карьере Борромини начался самый удачный период: он отреставрировал базилику Сан-Джованни ин Латерано (1646-1650), построил монастырьи церковь Санта-Мария деи Сетте Долори (Семь горестей Богоматери, 1642), реконструировал Палаццо Фальконьери. Франческо Борромини – признанный мастер чертежей архитектора, которыми он плодотворно занимался еще в Милане. Характеристика творчества Франческо Борромини Франческо Борромини (итал. Франческо Борромини – великий итальянский архитектор, работавший в Риме.
Франческо Борромини (итал. Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон. Франческо Борромини (25 сентября 1599, Биссоне, Тичино – 2 августа 1667, Рим) – великий итальянский архитектор, работавший в Риме.
За некоторое время до окончания строительства храма «Святого Карло у Четырех Фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. Архитектор Франческо Кастелли, по прозваниюБорромини (Биссоне, Лугано, 1599 – Рим, 1667), был одной из главных фигур римского барокко, помимо Бернини. Франческо Борромини (итал.
Или при строительстве фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), когда Бернини допустил ошибку в расчетах, но смог сам вовремя исправить ее, не дав Борромини повода для ликования. Гварини принадлежит также великолепное палаццо Кариньяно (1680) с эллиптическим вестибюлем и волнистой линией фасада — туринский отклик на римские изобретения Борромини (рис. Цель данного реферата – изучить особенности архитектуры эпохи барокко, выявить особенности творческого метода Франческо Борромини через анализ его работ, а также проследить влияние эпохи барокко на творчество этого архитектора и влияние работ Борромини на развитие стиля барокко. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости. Особый вклад в создание церковного барокко внесли Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
Франческо Борромини — другой крупнейший архитектор развитого римского барокко, мастер фантастических пространственных построений, живописных интерьеров, пластических исполненных движения фасадов.
1667). Петра. Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось.
На заднем плане площади стоит церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Chiesa di S. Francesco a Ripa, XIIIв., полная реконструкция – 1680-е гг. ), построенная сразу после канонизации Св. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. 52). К. Мадерны (скульптурный декор нового портика и др.
Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643). Поздние годы и влияние. В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен). выше). Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца. Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима.
Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов.
В XVII в. крышу, купол и колокольню перестраивал Борромини. под рук. Бернини и М. де Росси, 1671). Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана.
64). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. 35). Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658). Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело.
Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди. Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини. 1634–1667 гг. В музыке – появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Палестрини).
Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед. Завершилось сооружение храма лишь столетие спустя: ее купол сделан по проекту К. Мадерна (1620), позже здесь похороненного.
Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто). Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Его карьера была успешной, пока не пришли разочарования последних лет.
К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю. Петра, которые должны были служить укреплению престижа католической церкви и придать новый блеск ореолу, окружавшему ее первосвященника и папскую курию, в Риме велось и широкое частное строительство.
Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Центральная ось фасада сильно выделена: над входным проемом, в нише, образованной крыльями двух ангелов, поставлена фигура святого Карло Борромео, покровителя церкви над балюстрадой балкончика, образованного выступом карниза нижнего ордера, — эдикула, увенчанная чем-то вроде шлема затем, поддерживаемый ангелами овальный медальон, решительно перерезающий антаблемент и балюстраду второго яруса и увенчанный своеобразным скульптурным кокошником.
Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи. Учился у Карло Мадерна в Риме. В здании дворца Сапиенца (Palazzo della Sapienza, ХVв. ), реконструированным в серед. В начале этой улицы стоит принадлежавшая флорентийской общине церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини (Chiesa di S. Giovanni dei Fiorentini).
При общем базиликальном плане церквей их фасады сплошь и рядом образованы выпуклой стеной, расчлененной многоярусными ордерами. При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом.
Работы Борромини исполнены драматического напряжения. Так как ему препятствовали в завершении работы, которая должна была стать его шедевром, он начинает восстанавливать своеобразные, неповторимые карнизы и фрагменты античных гробниц в базилике – в первый раз произведения раннехристианского искусства приобретают ценность не как реликвии и документы религиозной истории, а из-за очарования, которое исходит от их непривычной архитектурной интонации. Сант-Андреа-делла-Валле, 1621–1623 палаццо Барберини, 1625–32, с 1629– под рук.
Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Д. -Л. Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св.
Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Л. Бернини.
После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. 26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. Работал каменотесом на строительстве собора св.
Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. Подчиняясь замыслу мастера, архитектурные массы приобретают податливость и как бы приходят в движение, вырываясь вперед в сквозном полукруглом колонном портике и фронтонной части над ним, отступая назад в боковых крыльях и еще более заглубляясь в криволинейных вогнутых очертаниях второго яруса. Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх. Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (1634–41, 1665–1667) и предпринял перестройки палаццо Фальконьери (с 1646) и Каподиферро (1652), ц. Сант-Андреа-делле-Фратте (1653–59 фасад– 1816) создал фасадц. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. В самом начале этого квартала проходит прямая и живописная Via Giulia (улица Джулиа), длинной около 1 км, которая была спроектирована Браманте по заказу Папы Юлия II делла Ровере в начале 1500-х гг. Голова Cвятой Агнессы, заколотой кинжалом, хранится в изящном реликварии в раннехристианской крипте церкви, здесь же, над входом, в саркофаге покоится прах Папы Иннокентия X. Напротив церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне расположен фонтан Рек (Fontana dei Fiumi, XVII в. ) – шедевр Дж.
Успех Бернини основан на уверенном мастерстве и виртуозном владении техникой, традиционные средства Борромини – результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца. Дробная пластика стены, обработанной в промежутках между пилястрами многослойными филенками, беспокойный ритм окон, обрамленных наличниками сложной формы, глубокие тени ниш – все это вызывает впечатление возбуждения, беспокойства, нервной патетики. Сант-Аньезе-ин-Агоне (1653–55). Рима.
Позже, однако, между ними возник серьезный конфликт. Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения.
Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та. Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла дЭсте в Тиволи). 58).
Рядом с ним возвели церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Chiesa di S. Agnese in Agone, вт-сб. : 08. 00-18. 30, вс. : 10. 00-13. 00), посвященную Св. Он изменил вид центрального плана собора, вытянув его неф и часовню, сделав из греческого латинский крест. В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие.
Фасад церкви господствует над лежащим перед ним небольшим пространством, которое, кажется, только затем и понадобилось мастеру, чтобы повыразительнее вылепить входную полуротонду, сделать более интригующим и привлекательным для зрителя сложное переплетение пластических построений фасада, повысить значение объема самой церкви, которая в ином случае могла бы слиться с застройкой, превратившись в обыкновенное, более или менее богатое завершение ведущей к ней улицы (ср. Созданная Бернини площадь св. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером.
42). В цоколях четырех угловых зданий установлены фонтаны-аллегории Тибра, Арно, Дианы и Юноны. Оба нижних марша по мере подъема постепенно сужаются, а высота лестничного пространства понижается. Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами.
Во втором этаже над балкончиком сделана построенная по законам перспективы, обработанная кессонами ниша. архит. На одном из строительных участков он был взбешен, увидев, что один человек испортил некоторые материалы и так его избил, что тот умер. Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв.
Борромини же выражает себя в почти замкнутых символах, стремится к максимальному сжатию пространства избегая больших масс, он заостряет очертания и выставляет их на рассеянный свет, перевертывает, часто смещает функцию перспективы, пользуясь ею для того, чтобы сократить, а не продлить пространство. Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Шесть точек в местах пересечениядвух треугольников использовалисьБорромини как исходные пункты в егопроектах.
Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664).
Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см. Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом. Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670).
Он участвовал в строительстве дворца Барберини, однако, что именно принадлежит его руке, точно не известно: по-видимому, многие детали. 41). Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца. Свободно используя классич.
По его просьбе был захоронен безымянно в могиле своего учителя и друга Мадерна. 29). 47). Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. (Хлеба, хлеба, а не фонтанов. ).
в Риме во Фраскати расширил виллу Фальконьери. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору.
XVI в. при участии Микеланджело и Дж. Интерьер Сант-Иво демонстрирует такую же извилистость стен, какая характерна для наружных стен Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. Он был выстроен по приказу Папы Урбана VIII и напоминает о гербе Барберини. Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий. Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами.
Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663). Церковь в Аричча — это строгое, суховато-классическое сооружение, тогда как Сант Андреа при всей классической уравновешенности его общей композиции — вдохновенное исполненное неожиданной динамики произведение барокко. 2, 8, 69).
В 1628 г. назначен главным архитектором собора св. Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко. В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш.
Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн. рис. Свойственные барокко скенографические приемы особенно заметны в композиции главной лестницы, длинный и широкий центральный подъем которой дополнен по сторонам двумя маршами, поднимающимися в обратном направлении. С безудержной фантазией Б. изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек.
Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Борромини Франческо построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656 фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63 совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). храмом имп. Лоренцо Бернини по многогранности дарований и неистощимой творческой энергии может быть поставлен в ряд с таким титаном эпохи Возрождения, как Микеланджело.
Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания.
По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой. Важнейшая градостроительная работа — площадь св. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. За год до этого, с одобрения Бернини и кардинала Франческо Барберини, Борромини был награжден университетской кафедрой архитектуры.
Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности. Он все более и более огорчался известностью и успехом своего конкурента Бернини.
На этом стадионе проходили спортивные состязания, а на соседнем, расположенном ближе к Тибру, устраивались морские бои. Петра. 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Даже его сторонники чувствовали себя неловко с его новыми созданиями. Итальянский архитектор.
Карла Борромея. Улица, проходящая через это пространство, должна была быть окружена 24 унифицирован ными фронтонами зданий, определяющими крупномасштабное, теснооргани зованное устройство пространств. Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным.
В 15 лет убежал в Рим. Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам. Даров в соборе св. Благодаря этомукупол неразрывно связан со всем интерьером.
Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св. БОРРОМИНИ, Борромино (Borromini, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо итал. Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси.
(XVI), затем архитекторы неоднократно менялись. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами. Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады.
Живопись и скульптура отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения, осложнённой пластикой, парадностью. Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения.
Обычно меланхоличный, он был неузнаваем в припадках ярости. Овладел профессией каменотеса. Б. построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656 фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63 совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане. Организация фасада в целом очень сложна.
Борромини сжег все свои рисунки, которые у него были. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола. Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы). Это была Римская церковь и монастырь СанКарло ал ле Куатро Фонтане, начатые в 1638 году. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Отсюда возникло ее название (от итал.
На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634 – 1667). 44). Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. XVIII в. ) или кратко Сан-Карлино (проект Карло Борромини).
53). Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
S. Francesco dAssisi) помещена увенчанная крестом античная колонна. В 1660 году удача трагически отвернулась от Борромини. Борромини начал компоновать вместе три различных модуля, которые могли быть обычно использованы только в разных зданиях: необычная, волнообразная нижняя зона, середина по стандартному плану греческого креста и овальный купол (относительно новая и еще мало применявшаяся форма). Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64).
Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон. Петра, лежащую перед фасадом собора. Сооружал также надгробия, алтари (вц. Ныне во дворце Барберини размещается Национальная галерея античного искусства.
Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены. Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем. В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична.
Он был закончен одновременно с колоннадой Бернини, форма которой наиболее цельная и характерная для всей барочной архитектуры и наоборот, фасад церкви имеет форму самую фрагментарную, прерывистую, антимонументальную. Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св. Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло. Наряду с работами по завершению собора и площади св. В 1632 г. получил звание архитектора.
работы в соборе Св. Это уменьшительное название церкви отражает ее размеры – площадь не более площади пилона собора Св. Петра. Учился в Милане.
Сан-Паоло-Маджоре в Болонье, 1637–45). Однако пространство церкви крайне усложнено расположенными крест-накрест эллиптическими нишами и проемами в соседние помещения. Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением. Квиринале (via del Quirinale) мимо бесконечной стены, прозванной Маника-лунга (Manica lunga- Длинный рукав), мимо кирасиров в парадной форме, стоящих у дворца Квиринале, попадаем к церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (Chiesa di S. Andrea al Quirinale, арх.
Фигура освещена естественным светом, усиливающим все эффекты шедевров стиля барокко. Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, — 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор. Десятки дизайнеров наживут себе капитал на этом революционном наследии. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь. Работал каменотесом на строительстве собора св. Вся поверхность обработана двумя ярусами ордеров, причем боковые пилястры сделаны двойными, они как бы наложены одна на другую.
Некогда она принадлежала ордену иезуитов. Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. Но наружный облик церкви чрезвычайно различен. Таким образом, его обвиняли в отрицании основы хорошей архитектуры. С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св. Петра, в более камерном плане – в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669).
Устроился на строительстве собора Св. Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства. Колонны полукруглого входного портика спарены. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno).
Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис. Его создал Пьетро Бернини – отец знаменитого Джан-Лоренцо, сумевший использовать небольшую скорость струящейся воды и сконструировать подобие полузатопленной лодки. Дворец Пропаганда-Фиде, построенный при папе Урбане VIII для конгрегации пропаганды миссионерского католического университета и типографии, которые оформляли Бернини и БороминиНедалеко от площади Испании, находится церковь Сант-Андреа-делле-Фратте (Chiesa di S. Andrea delle Fratte). В Риме Б. построилц. Дж.
Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах. и получил у Лонгены новую типично барочную разработку. Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
своего дяди, архит. Виньола обратился к форме купольной базилики. Успех Бернини основан на уверенном мастерстве и виртуозном владении техникой, традиционные средства Борромини – результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца. Так появился дворец Памфили (Palazzo Pamphili, XVII в. ).
Рядом с площадью Барберини находится дворец Барберини (Palazzo Barberini, 1625-1633). Агаты, двор монастыря Иезуитов. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. рис. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый».
В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625). Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтоны нижних окон «наложены» на антаблемент. в Риме во Фраскати расширил виллу Фальконьери. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину. Балдахин был закончен в 1633 году.
Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами. Борромини (Borromini Борромино, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, — 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор. Внутри заслуживают внимания оригиналы двух ангелов изваянных Бернини для моста Сант-Анджело. ЦерковьСант Иво алла Сапиенца Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д. ). Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). В глубине двора взору открывается белокаменная спираль церкви Сант-Иво-алла-Сапиенца (Chiesa di S. Ivo alla Sapienza, 1642-1650, открыта сб, вс, 09. 00-12. 00) – чрезвычайно интересная работа Борромини. Фасады: Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором.
Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов. Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов. Затем мы направимся на Площадь Испании (P. di Spagna) и увидим Испанскую летницу (Scalinata della Trinita dei Monti) – это одно из самых живописных мест в Риме, где собирается молодежь и туристы. Этот стиль раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил.
Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов – Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев.
Петра. Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды. Пластическая выразительность и динамичность усиливаются.
Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Но не в этом его главная особенность. Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского». 30). Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны.
46). Создание церкви является результатом творческого соревнования Бернини и Борромини – это ответ первого последнему, построившему церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане. в Риме– вначалегл.
на рис. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью.
Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки). Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения. в Риме во Фраскати расширил виллу Фальконьери. В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис.
Франциска Ассизского в память о приюте, где святой останавливался во время своего пребывания в Риме (1219г. ). Б. построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656 фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63 совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. Её строительство начал А. да Сангалло-мл. С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658). Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью.
Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями. Этот двор с его строгими архитектурными формами служит примером решения задачи исключительно средствами архитектуры. Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук.
Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Это кажется парадоксальным, так как он с жадностью изучал древний мир: его рисунки старинных фрагментов демонстрируют критический контакт с римской архитектурой и его реминисценции классической мысли на проект для ВиллаПамфи ли в СанПанкрацио записаны с филологической точностью. 34). В четвертой капелле северной стены заслуживает внимания последняя работа Бернини Экстаз блаженной Людовики Альбертони (1625г. ). В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини.
Вся эстетика барокко основана на преувеличенномпафосе, стремлении поразить воображение. Учился в Милане. Борромини декларировал свой отход от античности и природы (в том числе от творчества Микеланджело), но он и в самом деле отвергал правильные и ортодоксальные композиционные мотивы древнего мира. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля.
На стиль Б. оказали влияние готические постройки в Милане, архитектурная графика Леонардо да Винчи, а также искусство античности и Ренессанса в период совместной работы с К. Мадерна в Риме. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) – становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32).
При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. том V) были основаны на круглом и квадратном плане. В начале своего творчества тяготел к маньеризму. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Своего высшего выражения принцип «бега и потока форм» достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза.
Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. архитектор. Во Фраскати перестроил и расширил виллу Фальконьери (ок. План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка).
27). выше). 56). Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью.
Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент. С безудержной фантазией Б. изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек.
Петра каскад виллы Лудовизи во Фраскати, 1621 фасад и фонарь куполац. Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане.
Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667). Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Площадь Испании получила свое название из-за расположенного на ней испанского посольства. Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Весь творческий путь Борромини являлся также и полем битвы с не менее талантливым и, увы, надо признать, более удачливым соперником.
С 1769 — в Милане. Независимый архитектор. Между наружными и внутренними габаритами церкви – большое расхождение, лишь частично функционально использованное. Первоначальное образование получил в мастерской отца. Одновременно укрепляется господство светских властей.
Этот широкий отбор стилей был дополнен его пониманием структур и материалов. fratte – чащоба). Метод Борромини состоял из установления геометрической фигуры для здания или комнаты и затем разделения этой фигуры посредством геометрических субъединиц. Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада.
Родился в семье скульптора Б. Кастелли. При изрядной доле фантазии можно представить себе, что каменная пчела погрузила голову в цветок, выставив на обозрение брюшко с жалом. Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599-1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. В центре площади Сан-Франческо дАссизи (P. Крылья постепенно отступают.
Сын и ученик тессинского архитектора и каменотёса Джованни Доменико Кастелли-Брумино (Castelli-Brumino). Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко. В центре площади находится фонтан Баркачча (La Barcaccia – Лодочка, 1629). Двигаясь по ул. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. 36).
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа. Купол и здесь не прост: ажурные арки, составляющие ряды опирающихся друг на друга восьмигранников, поднимаясь, сужают уходящее вверх пространство, образуя пронизанную светом кружевную структуру, как бы парящую в воздухе. Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини. Учился в Милане. 38). ун-та Сапьенца, где возвёл лучшую из своих построек– ц. Сант-Иво-алла-Сапьенца (1643–48, 1659–62) спиралевидный фонарь (1652), венчающий её купол, символизирует Вавилонскую башню.
В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. С 1632 архитектор рим. Борромини (Borromini Борромино, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, — 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор.
Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). Мадерна оставил их как элементы конструкции, а в 1636 году Бернини предложил закончить их. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637). Карло Мадерна. Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637).
Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29). Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Неудивительно (учитывая пребывание Борромини в мрачном расположении духа), что возник его конфликт со знаменитым и популярным Бернини. Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу.
Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице. XVII в., представитель стиля барокко. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини.
Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). Колонны самого пышного коринфского ордера устанавливались на высокие пьедесталы.
По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной. Л. Бернини, оба здания– в Риме). Принадлежавшие Франциску каменная подушка и распятие хранятся в его келье. Учился у Карло Мадерна в Риме.
При императоре Домициане (I в. до н. э. ) на месте Площади Навона был стадион, очертания которого и определили её форму. Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм.
Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат. Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы.
В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Центральный алтарь украшен фигурой Св. Андрея Первозванного, возносящегося на небеса. Эта смелая комбинация и новшество объединяются сложными вплетенными ритмами. Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729). Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером.
Франческо (25. 09. 1599, Биссоне, Швейцария – 2. 08. 1667, Рим) итал. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. обр. Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др.
Фасад церкви выполнил Борромини (1652-1655). 60). Учился в Милане, с 1619 работал в осн.