Требовалось срочное лечение и смена климата. в Лондоне. в Лондоне. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом.
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Настоящее-то впереди, а это только приготовления.
Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Они были выполнены тщательно, но поверхностно.
К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. Мотив избранный художником, очень прост. По вечерам посещал Рисовальную школу. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Весь свет носился с Фёдором Васильевым. – воскликнул он. в Лондоне.
Третьяков. Лит. : Ф. Васильев. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Жуткая гиблая топь, где вечно царит зловещая тишина запустения.
Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Все вокруг замерло, притаилось.
Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. я увидел, как надо писать».
Шишкиным. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Но левый верхний угол слегка светлее. Получал 3 рубля и отдавал их матери. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Напряженно звучит цвет его зелени. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Заросшее причудливыми папоротниками болото. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.
Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Федора Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам, который был излюбленным местом работы многих учеников Академии художеств.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Картина «Вид на Волге. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Срок близившегося конкурса в Петербурге в Обществе поощрения художников и необходимость участвовать в нем помогли, очевидно, конкретизировать возникшую идею и выбрать что-то более доступное ему из множества сохранившихся и волновавших его душу воспоминаний. Осень явилось прощальным приветом родине. Одна за другой исполнялись им заказные картины для президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, не приносившие ему, однако, ни радостей творчества, ни особых удач. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге.
Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Соколову. Поневоле онемевший, заключенный в четырех стенах своей мастерской, он остро помнит все запахи, все краски широкого вольного мира, все более ему недоступного. По какой причине, неизвестно. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Оформились его основные эстетические воззрения. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Заброшенность видна в окружающей обстановке.
На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе.
Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Эта работа Васильева отмечается премией на конкурсе Общества поощрения художеств, а в 1872 году посылается на выставку в Лондон, где также имеет успех., М., 1937 Федоров-А. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, но сама манера работы была уже оригинальна. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. Чем бы тут особенно огорчаться. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В первые разы мы давались диву. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева и именно это ощущение простора наполняет полотно. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Известность молодому художнику принесла картина Оттепель (1871, ГРМ). Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Результатом поездки явилась картина После дождя (1869, ГТГ), где художник стремится не только к правдивому изображению конкретного мотива, но передает состояние природы: землю, напоенную влагой только что прошедшего дождя, свежесть листвы, сверкание луж под светом солнечного луча, прорвавшегося сквозь тучу. Небо, занимающее больше половины изображения. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка.
Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.
К этому времени относятся два маленьких свежих по цвету пейзажа В церковной ограде (1867, ГРМ), Деревенский двор (1867, ГРМ) и ряд рисунков, среди которых выделяются сделанные на острове Валаам.
На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов.
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни., М., 1977.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Но серьезного, систематического образования так и не получил. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. В 1867 году он заканчивает обучение.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Осень (1872 – 1873, ГРМ). Ведь я как художник потеряю более половины. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Увидев это полотно, Крамской был потрясен.
Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.
Но запас воспоминаний о России начинал постепенно иссякать вместе с надеждой на возврашение домой, щемящая грусть все более проступала в работах. Думается, это было не так. Он работал много и вдумчиво. Глухой лес.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы.
Детство Васильева прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
В ней есть что-то сказочное. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Болото. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Однако идея выражена не навязчиво, дидактично, а эмоционально. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Поездка эта была необычайно плодотворна для молодого художника, только что окончившего рисовальную школу. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».
Порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. В этом пробуждении нет радости. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Все картины с этой выставки были раскуплены. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет.
Пейзаж повествователен. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега – смысловом и зрительном центре картины.
Ранняя весна: подтаял снег, вода залила узкую проселочную дорогу. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Сквозь нависшие над землею тучи едва пробивается слабый луч солнца. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. То, что некоторые принимали за легкомыслие – любовь Васильева к обществу, нарядам, успеху, было порождением все того же кипучего жизнелюбия.
Оттепель давала новое направление русской пейзажной живописи. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Kамни». Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Она дала ему большой опыт в работе над натурой.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. Барки» и «Волжские лагуны». Это увлечение в последствии определило его судьбу. Васильев был признан профессиональным художником.
Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.
Какое время года отражено в полотне. Родители художника жили в невенчанном браке. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). После рождения сына семья переехала в Петербург, что не улучшило материального благосостояния.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Барки». Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Был близок с И. Н. Крамским. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля.
Нас с Вами сам черт веревочкой связал. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла.
О болото. В последний год жизни Васильева все более охватывает чувство одиночества, тоски по родине и он снова пишет русские пейзажи Заброшенная мельница (1872 – 1873, ГТГ), Болото в лесу.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.
Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам.
В картине очевидны украинские черты. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. В природе царит гармония. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Барки».
Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). А Крамской сказал: «. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Барки» и «Волжские лагуны».
Даже ей стало скользко. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Влияние Шишкина отчасти сказалось в раннем пейзаже Васильева Деревня (1868, ГТГ), хотя еще в большей степени он близок некоторым русским пейзажам первой половины века. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Низко над землей бегут пушистые облака, не закрывая солнца. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Детство провел в Петербурге.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. Для этой работы Васильев выбрал будничный мотив.
Ваша жизнь – отзывается в моей. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
Лучше всего характер волжской природы художнику удалось передать в картине Вид на Волге (1870, ГРМ). Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Барки» и «Волжские лагуны». При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Крамским, И. И.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Впрочем не думайте, что это настоящее болото – нет. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна. он был для нас превосходным учителем.
И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Картина Вид на Волге. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В картине еще заметна некоторая дробность композиции, не найдена цветовая гармония. На крыше еще лежит снег. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту.
Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.
Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». У Федора рано проявилась способность рисовать. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Картина писалась знойным крымским летом, а на полотне возникала русская осень. Кажется, природа мучительно пробуждается от тяжелого зимнего сна. На зрителя, прежде всего, воздействуют трепетность живописи, цвет.
Если бы Вы знали как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Большие кисти художник не признавал. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Федор родился в Гатчине. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения.
Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. Васильев много писал писем в Москву. Картину купил для своей галереи П. М. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева.
Вероятно, молодой человек пренебрег советами врачей и вместо Ялты он поехал в имение графа Строганова под Сумами, Хотень. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Федору удивительно везло на хороших людей. Это было в конце мая.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Такой родной всем нам пейзаж. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Барки» и «Волжские лагуны».
Все глубоко прочувствовано художником. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Болото в лесу. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.