Они являются основоположниками новой реалистической традиции фламандской живописи 15 в. Эйк Ван, братья: Губерт (ок. Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Ян ван Эйк – это один из известных нидерландских художников, стал основателем станковой живописи в северном искусстве и первым стал писать масляными красками.
И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи. Картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Творчество Яна и Хуберта ван Эйков многим обязано искусству иллюстраторов братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Отличительным качеством работы Яна ван Эйка была трудная имитация его работ.
«по всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90— 1441). В национальной галерее искусств Вашингтона представлена картина «Возвещение», которая приписывается руке ван Эйка. Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом.
Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка. Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве. В искусстве ван Эйка новая техника служила исключительно продуманной композиции, позволяющей передать единство пространства.
Ян ван Эйк развил технику писания маслом. В составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами.
Свой путь в качестве художника Ян начинал не один, а в сопровождении своего брата, Хуберта ван Эйка, у которого учился искусству рисования. Портрет написан по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейской живописи. В «Мадонне каноника ван дер Пале» ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Его картины привлекают взор внутренним сиянием, а также тонким мастерством, которым владел великий Ян ван Эйк.
Некоторые называют Яна ван Эйка изобретателем масляной живописи, хотя это не совсем верно, но он был определённо первым художником, который раскрыл ее потенциал натуралистической живописи. Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ван Эйка. Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени.
Среди шедевров Яна ван Эйка— «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой— так называемый «Портрет четы Арнольфини». К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка—Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Хубертом.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, – еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Ян ван Эйк ладший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426).
Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных.
Эволюция алтарной картины и портрета в творчестве ван Эйка. Ян ван Эйк родился в Маасейкев нидерландской провинции Лимбургмежду 1390 и 1400 годами. Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом. Реформа живописной техники, осуществленная ван Эйком.
В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ван Эйка. Ван ЭЙК (Eyck, van), фамилия двух знаменитых фламандских живописцев конца 14 – начала 15 в., братьев Губерта (Hubert van Eyck, ок. Знаменитое произведение Ян ван Эйка.
Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. Всего за время военных действий Эйк потопил 10 судов общим водоизмещением 67 191 брт и повредил 1 судно водоизмещением 3702 брт. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426).
Самая знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи – Гентский алтарь – находится в соборе св. Творчество ван Эйка знаменует собой переход от традиций Северной готики к новой традиции известной как Северное Возрождение. Ян ван Эйк работал над ним по заказу богатого бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Среди его картин: портрет неизвестного мужчины (1432), портрет мужчины в красном тюрбане (1436), портрет Яна де Лиюв (1436) в Вене, портрет жены Маргареты ван Эйк (1439) в Брюгге. Искусство Яна ван Эйка выразило с покоряющей убедительностью природную красоту бытия, духовное достоинство и ценность человеческой личности.
Эйк, ВАН Основные характеристики творчества Яна ван Эйка. Ван Эйк пользовался неограниченным доверием своего герцога, выполнял для него деликатные дипломатические поручения, одним из которых было устройство брака герцога с принцессой Португалии Изабеллой. Ян ван Эйк (нидерл. Некоторые писатели ложно приписывают Яну ван Эйку открытие техники живописи маслом.
Ян ван Эйк—выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «art nova»—новое искусство, позаимствованный из истории музыки, —очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один – это большой Гентский алтарь. Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка. По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90 – 1441).
После появления этих работ особо искушенные зрители стали отмечать, что Ян ван Эйк умел удивительным образом объединять разные элементы в единую композицию. Самое значительное произведение Яна ван Эйка, принесшее ему величайшую славу, — монументальный многочастный полиптих известный под названием Гентский алтарь (именуемый так по месту своего нахождения — собору Святого Бавона в Генте). Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
В своеобразном девизе Ван Эйка «Как умею» слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь – один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.
«здесь был Ян ван Эйк. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой— так называемый «Портрет четы Арнольфини». В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.
С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. в Генте, где умер в 1426). А на последнем плане – далекие синие горы. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г.
Решение вставших перед В. Э. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э. Ян ван Эйк был счастливым художником.
Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой.
С 1425г. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. работал в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
Разделение художественного наследия братьев является одной из сложных проблем в искусствознании. Все остальное (пять нижних многофигурных картин внутренней стороны складня и вся его внешняя сторона, за исключением фигур Вейдта и его жены), по-видимому, было начато и более или менее обработано старшим братом, но окончено младшим. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Дал ли я вам о нем представление.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Его суровое лицо бесстрастно. Первый же зал имеет иное оформление. Если же автором этих частей является Губерт (и весьма многое говорит в пользу этого предположения), то это объяснение отпадает, хотя вовсе не известно, а не побывал ли и старший брат на юге. 3 Переданный у ван Эйка эффект солнечных лучей – величайшая редкость не только в нидерландском искусстве XV века, но и в живописи последующих веков. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера.
Никакие драгоценности не украшают ее. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл. муз., в Париже), прелестная «Мадонна с архангелом Михаилом, св.
гал. ). Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Самыми ранними сохранившимися работами В. Э. чувством изображение купца Дж.
Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Художник создал первый в европ. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Откуда попали в картину экзотические мотивы, до сих пор не выяснено. Горящая в люстре свеча олицетворяет Недреманное око Бога.
Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах. Таковы— «Посвящение Томаса Бекета в епископа Кентерберийского» (1421, наход. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св. К лучшим произведениям В. Э. Варвара» (рисунок пером на дереве, пройденный кистью 1437, в Антверпенском муз. ), «Голова Христа» (1438, в Берлинском муз. ), поясной портрет Яна Фрау (1439, в Брюггск. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Иоанна Предтечу, а внизу— многофигурную картину поклонения ангелов, апостолов, мучеников, отцов церкви, ветхозаветных пророков, древних философов и поэтов, праведников всякого звания Агнцу Божию пред Его алтарем и живоносным источником этот род иконостаса продолжался на створках, на которых верхний ряд занимали две группы ангелов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, фигуры Адама и Евы и над этими последними, в форме полулюнетов, «Жертвоприношение Каина и Авеля» и «Убийство Авеля», а нижний ряд составляли группы праведных судий, Христовых ратников, святых странников и святых отшельников, едущих верхом или идущих по направлению к Агнцу в пейзажной обстановке, составляющей продолжение пейзажа, среди которого происходит поклонение Ему.
построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э. Это необычайно тонко, точно и живо.
Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. у герцога Девоншайрского, в Англии), маленькая «Мадонна, сидящая в горнице» (1432, в Айнс-Голле, близ Ливерпуля), два небольших мужских портрета (1432 и 1433, в Лондонской национальной гал. ), портрет Жана Арнольфини и его жены (одна из превосходнейших картин художника 1434, также в Лондонской национ. Вначале он трудился в Генте, потом, в 1422-24 гг., был в Гаге придворным живописцем и камердинером (varlet de chambre) герцога Иоанна Баварского («Иоанна Безжалостного»), тогдашнего епископа Люттихского, впоследствии графа Голландского, Люксенбургского и Брабантского, а после его кончины с 1425г.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. испытали не только нидерл., но и итал. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. В этой связи показательно изображение интерьера.
Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). рисунок– Графич. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. Картина ван Эйка имеет огромную силу образного воздействия не только благодаря продуманности целого, но и отдельной мельчайшей детали, осознанности роли каждого штриха.
художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах. Варвара» (рисунок пером на дереве, пройденный кистью 1437, в Антверпенском муз. ), «Голова Христа» (1438, в Берлинском муз. ), поясной портрет Яна Фрау (1439, в Брюггск. Что может быть великолепнее его облачения. В настоящее время, как было замечено выше, части складня разъединены в гентской церкви св.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Невольно возникает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.
Бавона в Генте), считается, что он участвовал в создании этого грандиозного произведения. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. В будни осн.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э. Бавона в Генте. Супруги изображены стоящими в спальне. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей, представленных в композиции, не имеющей определенного сюжета, то есть дан тот тип ее, о котором мы уже упоминали в связи с рассказом о Мемлинге, несомненно не только видевшем, но и внимательно изучавшем работу Яна ван Эйка. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Нидерландский художник.
К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Это одна из ранних попыток дать далекую и мягкую в линиях панораму. Время рождения как того, так и другого с точностью неизвестно.
Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Бавона) в Генте.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Необычайна сложность построения алтаря. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Искупление свершилось.
В погрудных композициях центром является лицо, выступающее из темного фона за внешней строгостью ощущается напряженная внутренняя жизнь («Тимофей», 1432 «Портрет человека в красном тюрбане», 1433 «Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника», 1439). Составленный из мн. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
Яну всецело приписываются фигуры Адама и Евы. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). С 1430г. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Время рождения как того, так и другого с точностью неизвестно. Творчество В. Э.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Иск-во В. Э. в значит.
Самое знаменитое произведение ван Эйка, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, – монументальный створчатый алтарь для одной из капелл собора Св. Так же поступил и ван Эйк.
творч. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. С 1431 художник поселился в Брюгге. Выпуклое зеркало на стене отражает свидетелей обручения.
Один из них– сам художник надпись над зеркалом гласит: «Ван Эйк был здесь». В 1427 – 1428 гг. Бавона в Генте (1432). Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Иоанна (теперь св. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. В 1422-24 работал над украшением графского замка в Гааге, с 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Бавона в Генте). Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. голубые, синие, розовые и лиловые. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея).
Георгий. Варвара (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева – город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа – одна из первых, абсолютно простых копий незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Кажется, что вы осязаете это золото и эту парчу и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие, то как величественный памятник.
музей, Вена подготовит. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. Немудрено, если в XV веке художники, наследники ван Эйков, довольствовались при случае более скромной формулой вида из окна, повторяя на все лады мягкие серые эффекты с рассеянным светом3 и никогда более не решаясь прибегнуть к яркому солнечному освещению. Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике.
Яну всецело приписываются фигуры Адама и Евы. Таковы — «Посвящение Томаса Бекета в епископа Кентерберийского» (1421, наход. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Был придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422–25), с 1425г.
Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Гентский алтарь. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея).
Так, один из источников нач. голубыми и розовато. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». У Кристуса ровное, спокойное море стелется гладким зеркалом, а из-под зеленой поверхности холмов спокойно выступают редкие нагие фигурки.
Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Креститель, поют ангелы. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Knste» (8 том, Штутгарт, 1879) A. Woltmann und К. Woermann, «Geschichte der Malerei» (2 том, Лпц., 1882) и Lalaing, «Jean van Eyck, inventeur de la peinture lhuile» (Лилль, 1887). Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику.
Бавона в Генте начал именно он. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Старший брат Яна ван Эйка.
В том же году художник переехал в Лилль. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. А на последнем плане – далекие синие горы. Бавона) в Генте. 1435–36, Нац. В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре.
Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. Екатериной и заказчиком» (в Дрезденск. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Тонкая пленка краски поглощала падающий на полотно свет, оттуда и появлялось внутреннее сияние. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Супруги изображены стоящими в спальне.
В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Ср.
Около 1430 поселился в Брюгге. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Портрет четы Арнольфини. живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Те, кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, те, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях.
Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Эрмитаже), две створки утраченного триптиха «Распятие» и «Страшный Суд» (там же), портрет старика (в Венск. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного.
Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. превращает традиц. Так, один из источников нач. Что касается до Яна, то на обстоятельства его жизни имеются более подробные указания.
Относительно того, что именно в гентском складне принадлежит Губерту Ван Э. и что его брату, между знатоками живописи существует разногласие. Собачка и стоящие рядом туфли– символы супружеской верности. 1426г., он жил в Генте уважаемым всеми мастером. Как известно, он принадлежал вышеупоминавшейся Корпорации художников и шорников и каждый год в день праздника св.
XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. с англ.
Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Мягкий свет наполняет интерьер. В своеобразном девизе Ван Эйка Как умею слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству.
На 26 его створках художник во-плотил современные ему представления о мироздании и гармонично соединил божественное и человеческое начала мира. Варвара) мы можем проследить приемы мастера. Бавона в Генте (1432 см. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания.
В 1427 г. посетил Турне. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. А. Шпрингера, Лпц., 1875) Schnaase, «Geschichte der bildend. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно.
Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Образ св. Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Один из шедевров портретного творчества Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон). гал. ), еще две «Мадонны» (одна у маркиза Экстера, в Англии, другая в собрании Ротшильда, в Париже), «Благовещение» (в Имп. В 1427г.
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). серыми оттенками. В настоящее время это свидетельство подвергается сомнению, поскольку полагают, что надпись сделана позднее. 1420-х жил в Генте. Как умею».
«Луккская Мадонна» (в Штеделевск. Полный сил и энергии канцлер изображен в помещении, задняя стена которого прорезана аркадой, за нею открывается вид на далевой пейзаж: уходящая в глубину картинного пространства полноводная река, город на ее берегах, фигурки людей. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. 1426 г., он жил в Генте уважаемым всеми мастером.
Ян ван (1390–1441) — фламандский художник, основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Бавона. Искупление свершилось.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. муз., в Париже), прелестная «Мадонна с архангелом Михаилом, св. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Нидерландский художник. В 1427г.
Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». В 1427—1428гг. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. у герцога Девоншайрского, в Англии), маленькая «Мадонна, сидящая в горнице» (1432, в Айнс-Голле, близ Ливерпуля), два небольших мужских портрета (1432 и 1433, в Лондонской национальной гал. ), портрет Жана Арнольфини и его жены (одна из превосходнейших картин художника 1434, также в Лондонской национ. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк.
«Прошли века. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Живопись наружных створок почти монохромна. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Получил известность как автор монументального многочастного алтаря со-бора св. У его ног — царская корона — атрибут Христа.
выразительности. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию.
Он умер 9 июля 1440г. галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира.
Бавона в Генте ок. Учился, возможно, у старшего брата Губерта. Франциска» и «Мадонна в церкви». особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности.
На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Написана она в те годы, когда Перуджино, одаривший итальянскую живопись аналогичной пейзажной формулой (если не считать одинокого в XIV веке примера Франческо да Вольтерра), был еще младенцем. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов.
Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Так же поступил и ван Эйк. Огромная заслуга Эйка в истории мировой живописи заключается в том, что он одним из первых освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого. eyck) Ян ван (ок.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените.
Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). отличаются строгой простотой и отточенностью выразит. Ченами в момент обручения. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. гал. ), поясной портрет каноника Яна де Лейве (1436, в Венск. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка., Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370—1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1426, Гент.
В 1427—1428гг. В упомянутой выше неоконченной картине Яна Св.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Это произведение открыло новую эпоху в развитии искусства Нидерландов.
Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ). Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике. На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда».
Иоанна Предтечу, а внизу — многофигурную картину поклонения ангелов, апостолов, мучеников, отцов церкви, ветхозаветных пророков, древних философов и поэтов, праведников всякого звания Агнцу Божию пред Его алтарем и живоносным источником этот род иконостаса продолжался на створках, на которых верхний ряд занимали две группы ангелов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, фигуры Адама и Евы и над этими последними, в форме полулюнетов, «Жертвоприношение Каина и Авеля» и «Убийство Авеля», а нижний ряд составляли группы праведных судий, Христовых ратников, святых странников и святых отшельников, едущих верхом или идущих по направлению к Агнцу в пейзажной обстановке, составляющей продолжение пейзажа, среди которого происходит поклонение Ему. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Грандиозный космический масштаб священного действа не заслоняет ювелирно выписанных деталей (многие из них являются скрытыми символами), в которых выражено восхищение художника предметной красотой мира. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Донациана, основанных каноником ван дер Пале.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. сцене «Поклонение мистическому Агнцу».
Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Рембрандт первый посвящает себя разработке солнечного освещения, но и он никогда не решается передать полуденное солнце на открытом воздухе. 4 Эту картину любопытно сравнить с подражающей ей картиной эклектика Петруса Кристуса, считавшегося учеником Яна ван Эйка (Берлинский музей). Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Некоторые из исследователей ныне полагают, что Губерт — целиком мифологическая, никогда не существовавшая фигура, другие это оспаривают.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Они одеты в нежные цвета: в бледно. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
Пейзаж Кристуса, впрочем, сам по себе очень хорош. илл. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
В 1428г. муз. ). Мало жестов и мало позы.
Наиболее знаменит портрет «Четы Арнольфини» (1434), в котором представлены итальянский купец Дж. Арнольфини и его жена Дж. оба– в Нац. 1420-х жил в Генте. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Иоанна (теперь св. Как доверенное лицо герцога ездил в 1427г. Бавона, Гент). Все остальное (пять нижних многофигурных картин внутренней стороны складня и вся его внешняя сторона, за исключением фигур Вейдта и его жены), по-видимому, было начато и более или менее обработано старшим братом, но окончено младшим. бытовой средой. жил в Брюгге. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. муз. ), «Мадонна каноника Георга Ван дер Пале» (1436, в Брюггск. отдельных створок с изображением разл. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе».
акад. ) и маленькая стоящая Мадонна (в Антверпенск. худ. ) «Св. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками).
собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э. По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене (Св. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч.
Создавая погрудный портрет, ван Эйк нарушил правильное пропорциональное соотношение фигуры, кажущейся небольшой по отношению к голове модели. С нач. акад. ) и маленькая стоящая Мадонна (в Антверпенск.
Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. на с. 103–104). Он обладает внушительной осанкой и более характерной внешностью, нежели богоматерь, младенец и св. Л. Д.
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Hotho, «Die Malerschule Huberts van Eyck» (Берл., 2 т., 1855—58) Waagen, «Ueber Hubert und Jan van Eyck» (Бресл., 1862) Crowe und Cavalcaselle, «Geschichte der altniederlndischen Malerei» (перев. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Духа — это изображение образует Троицу.
С исключительной реалистич. Алтарь являет всеобъемлющую картину Мироздания. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой). По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. И даже маленькая собачка у ног супружеской четы наводит зрителя на мысль о верности.
Вверху торжественно восседает на троне Бог Отец. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Многие написал Ян ван Эйк картины.
Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии.
Чего-чего нет на Гентском алтаре. Что касается до Яна, то на обстоятельства его жизни имеются более подробные указания. проблем требовало разработки новых средств худож.
Ван Эйк написал ее портрет. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Затем, большинство критиков полагает, что им написаны три верхние иконы средней части складня (Бог-Отец, Богородица и Иоанн Креститель), портреты заказчиков и некоторые из фигур ангелов в обеих их группах. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. XV в., Турин, Гор.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Христос родился и умер. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир.
Нисколько. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. Затем, большинство критиков полагает, что им написаны три верхние иконы средней части складня (Бог-Отец, Богородица и Иоанн Креститель), портреты заказчиков и некоторые из фигур ангелов в обеих их группах. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.
Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). Эйк, Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370 – 1390, Маасэйк, близ Маастрихта – 1426, Гент. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок.
Бавона в Генте), считается, что он участвовал в создании этого грандиозного произведения. Главное для художника – душевный мир человека индивидуальный характер модели. глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. гал. ), еще две «Мадонны» (одна у маркиза Экстера, в Англии, другая в собрании Ротшильда, в Париже), «Благовещение» (в Имп. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. «Луккская Мадонна» (в Штеделевск. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
В истории мирового искусства он известен как «Гентский алтарь». галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге).
Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший художник», следует читать «величайший скульптор». Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Донациана в Брюгге Георгом ван дер Пале и была начата мастером в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). В 1427—1428гг. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. флам.
Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. XV в., Турин, Гор. Св. Некоторые зрители отмечали, что картина словно светится изнутри и обосновывали это явление вмешательством сверхъестественных сил.
В настоящее время, как было замечено выше, части складня разъединены в гентской церкви св. Мощное воздействие иск-ва В. Э. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Нац. галерея, Лондон). Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. гал. ).
Старший брат Яна ван Эйка. Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Что может быть великолепнее его облачения. Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. Особое значение придавал художник изображению человека, стремился передать неповторимый облик каждого из персонажей своих картин. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Эрмитаже), две створки утраченного триптиха «Распятие» и «Страшный Суд» (там же), портрет старика (в Венск.
Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Их славят музицирующие и поющие ангелы. В «Мадонне канцлера Ролена» (ок. Одним из первых он освоил пластич. «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. инстит., во Франкфурте-на-Майне), «Мадонна канцлера Роллена» (в Луврск.
Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
(братья Губерт или Гюйбрехт и Ян van Eijck)— знаменитые нидерландские художники, основатели старой фландрской школы, происходили из соседнего с Мастрихтом городка Масэйка. жанр. пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка.
Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни.
Бавона). В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Судьба алтаря складывалась непросто. В 1427г. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы.
Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. акад. Эйк (братья Губерт или Гюйбрехт и Ян van Eijck) — знаменитые нидерландские художники, основатели старой фландрской школы, происходили из соседнего с Мастрихтом городка Масэйка.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. инстит., во Франкфурте-на-Майне), «Мадонна канцлера Роллена» (в Луврск. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св.
Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Портрет четы Арнольфини. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов). Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер.
Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
целое. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. гал. ), поясной портрет каноника Яна де Лейве (1436, в Венск.
акад. С 1425г. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Святость супружеского жилища идея семьи как «малой церкви» выражены в особой чистоте пространства, благоговейной строгости жестов, многочисленных символических деталях. Облик каждого глубоко индивидуален. муз. ), «Мадонна каноника Георга Ван дер Пале» (1436, в Брюггск.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. С 1425г. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Это необычайно тонко, точно и живо.
достигать исключит. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. муз. ). Христос родился и умер. Екатериной и заказчиком» (в Дрезденск. Вершиной творчества Эйка стали мону-ментальные алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» (1435) и «мадонна каноника ван дер Пале» (1436), которые отличались своеобразным мистическим реализмом. худ. ) «Св.
муз. ), портрет пожилого человека с цветком гвоздики в руке (в Берлинск. Впереди Источник жизни. Память о мастере, сохранившаяся в сердцах благодарных потомков, выражена также в словах биографа нидерландских живописцев рубежа XVI — XVII веков Карела ван Мандера: «Он обладал четырьмя качествами, необходимыми каждому живописцу: терпением, превосходной памятью, рассудком и глбоким умом. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят.
Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Мало жестов и мало позы.
А советская исследовательница Андроникова говорила, что лицо мужчины на картине относится к северному типу, а женщина подозрительно похожа на Маргарет ван Эйк. Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах. Вначале он трудился в Генте, потом, в 1422—24 гг., был в Гаге придворным живописцем и камердинером (varlet de chambre) герцога Иоанна Баварского («Иоанна Безжалостного»), тогдашнего епископа Люттихского, впоследствии графа Голландского, Люксембургского и Брабантского, а после его кончины с 1425 г. состоял в тех же должностях в Лилле, при бургундском герцоге Иоанне Добром, который очень любил его и неоднократно посылал его в путешествия для исполнения своих секретных поручений.
Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Финиковая пальма означала Древо Жизни еще во времена Юстиниана.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. в Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле, которые оказались неудачными результатом второй поездки (1428–29) стало бракосочетание герцога с другой инфантой – Изабеллой Испанской. Михаил с донатором» и «Св.
Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Впереди «Источник жизни».
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Св.
Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. С нач.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Похоронен в церкви св. 1430–32 или 1423–32). По мнению большинства учёных, Хуберт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, но в целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Бавона, для которой он создавался. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Этот живописный метод Эйка позволил достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых переходов.
муз. ), портрет пожилого человека с цветком гвоздики в руке (в Берлинск.