Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. С – здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности в раздражении – властность и капризность.
Её привлекал фовизм. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Он даже не удосужиться показать на карте объездную дорогу. Это был период нового взлёта её живописи.
Да просто Эстер такой создана, её раздражает романтика и всякие сентиментальные штучки. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери.
Если вы хотите испортить себе отдых, то вам именно в этот отель. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами.
e Lauder Companies», американской компании по производству косметики и парфюмерии. Эстер фон Кирнбах – немецкая публицистка, поэтесса и общественный деятель. Эстер Мадзолени – итальянская оперная певица (сопрано). Эстер Домингес – испанская гимнастка. Эстер Бозеруп – датский экономист. Эстер Рингнер-Лундгрен – шведская детская писательница. Эстер Эрхомаа – финская писательница. Эстера Ковальская – польская актриса театра и кино. Эстер Янечкова – чешская киноактриса и телеведущая. Эстер Балинт – американская киноактриса и скрипачка венгерского происхождения. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Экстер ктому времени уже вернулась вПариж иучаствовала вней вкачестве одного изпредставителей масштабной российской секции. При внешней холодности и бесстрастности она очень восприимчива и чувствительна.
В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. К поражениям и неудачам относится спокойно. Отныне художница работала восновном втеатре. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите».
Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич.
Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Не эмигрировали, нет, просто остались.
Этот фильм поправу считается одним изсамых смелых иноваторских схудожественной точки зрения. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение.
Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Результатом будет постоянное присутствие слоя смазки в узлах двигателя. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). А вот уверенность в себе у этой женщины даже граничит со спесью и некоторым высокомерием. Стремление показать свою принадлежность к хорошему обществу. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи.
Строго придерживается общепринятых норм морали. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Принятых решений не меняет. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Ей недостаёт воображения, вдохновения и человеческого тепла.
Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Поставив перед собой цель, Эстер способна идти к ней долгое время. 1931).
В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Проблемы пришли позже.
Препятствия преодолевает выдержкой и терпением. У Эстер холодный расчётливый ум, во всём руководствуется логикой. Родилась всемье акцизного чиновника.
Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Любопытство иногда чрезмерное, пронырливость.
Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Возможна болтливость. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. Последний потряс ее до глубины души.
Вэтом произведении благодаря работе сцветом фигуративные реминисценции поглощаются самостоятельными, чисто беспредметными планами. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Эстер обладает какой-то неспокойной силой характера, в чём-то близкой фанатизму.
Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. Ну а про лифт – это отдельно: никакие меры безопасности не соблюдены.
Эстер, как правило, всегда считается с общепринятыми принципами и нормами морали. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга. Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Для гражданского применения существует аналог, представленныи сериеи 8100. Полотна, представленные художницей вВенеции, упрочили её европейскую известность, которая продолжала расти впоследующее десятилетие.
В 2010 году вышла двухтомная монография Георгия Коваленко в связи с открытием в Московском Музее современного искусства устроенной им ретроспективной выставки Александры Экстер. Эта энергия совершенно свободно циркулирует– отсамой строгой геометрии дотуманного лиризма абстракции экспрессионистского типа, когда цвет проявляется всостоянии своей первозданности (см. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА.
Она отрицательно относится к слабостям, сентиментальности, бурному выражению чувств. Далее номер: у нас был семейный номер на 4-м этаже. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». Взрослая Эстер — волевая и расчётливая.
Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Это человек — аскет, отшельник, философ, наделённый очень большим упорством и терпением. Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге.
При повторном запуске, пленка между двумя металлическими поверхностями не сохраняется и это приводит к «сухому» старту. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Характер у Эстер сложный, не располагающий к общению или дружбе. Москва) вРоссии. Еще одним положительным эффектом будет высочаишая стоикость маслянои пленки.
Свойственно своё, чёткое отношение к миру и обществу. Не поддаётся чужому влиянию. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве.
Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Эта постановка стала настоящим триумфом. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде.
Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). Уравновешенная, даже в гневе не теряет контроля над собой. Но уверенность в себе граничит с высокомерием и спесью. Оттуда они более не вернутся.
Всё оценивает сообразно своим собственным критериям. И действительно, создать декорации, которые затмили и режиссерский талант Александра Таирова и актерский Алисы Коонен, – не каждому под силу. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях. её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915.
В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
В себе и в других она ценит прежде всего внутреннюю цельность и красоту духа. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости.
За границей Александра Экстер продолжает работать. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским.
Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.