В 1890—1900 годах в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный». Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считаетсяДом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Новая караульня (10) в Берлине, возведённая по его проекту в 1816—18 гг., — суровое приземистое здание с глухими стенами. Среди них особое место занимает Варфоломей Растрелли. — автор архитектурной отделки). Мартос Иван Петрович, русский скульптор. Мюнхен обязан Кленце целым рядом гармоничных архитектурных ансамблей.
Он должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Впервые название «импрессионизм» было применено к работам художников, противопоставивших Парижскому салону 1874 г. свою выставку «независимых», что само по себе было открытым бунтом против официального искусства. илл. ) и Оружейная палата (1844—51) в Кремле, всё — в Москве вокзалы — Николаевский (ныне Ленинградский 1849) в Москве и Николаевский (ныне Московский 1851) в Ленинграде (оба реконструированы в 1960—70-е гг. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. Среди наиболее значительных построек С. 1810-х — начала 1820-х гг. : казармы Павловского полка (ныне "Ленэнерго" 1817—20) — монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля Конюшенное ведомство (ныне гараж 1817—23) и Ямской рынок (1817—19) — все в Петербурге чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817—21), Манеж (1819—21), Большая оранжерея (1820—1823) и Конюшенный корпус (1823) — в Царском Селе (Пушкине) Провиантские склады в Москве (проект—1821, строительство закончилось в 1835).
С. возвёл в Петербурге два больших собора — Преображенский (1827—1829) и Троицкий (1828—35 скульптурный декор — С. И. Гальберг) Нарвские (1833 медная колесница — П. К. Клодт, С. С. Пименов скульптурный декор — М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др. ) и чугунные Московские (1834—38 скульптурный декор — Б. И. Орловский) триумфальные ворота — величественные символы победы над Наполеоном достроил собор и западные корпуса келий Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832—35), восстановил после пожара 1837 фасады, парадные залы и церкви Зимнего дворца (1838—39). Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823).
Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова былВасилий Петрович Стасов. Эта тема широко присутствовала в архитектуре начала 19 века в Англии, Германии (в идеальном городе Леду предусматривал форму пирамиды для производственных сооружений). С1860-х годов расширяется строительство зданий изкирпича, металлическихконструкций. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве.
Церковь Саграда Фамилья Строится с 1884 года, Барселона Архитектура. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В римский период работал под руководством и испытал влияние Б. Торвальдсена («Парис», 1824, переведён в мрамор в 1838 «Фавн и вакханка», 1826—28, в мрамор переведено в 1837 оба произведения — в Русском музее, Ленинград).
Архитекторы Ш. Персье и Ф. Л. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. Другим известным произведением Воронихина является зданиеГорного института (1806—1811). Другой крупнейший представитель неоклассицизма — Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) — был придворным архитектором короля Баварии Людвига I, чье страстное увлечение древнегреческим искусством оказало значительное влияние на формирование стиля зодчего.
Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Здесь и минареты и купола и тонкая резьба. В разное время способствовали популяризации египетской темы в архитектуре египетский поход Наполеона (1798-1799 гг. ), археологические открытия и труд Д. В. Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 – 1825 гг. В индустриальном стиле работали инженеры-архитекторы Томас Телфорд, Изамбард Кингдом Брунел. Вторая половина XIX века С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная сГороховой улицыиКаменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применяласьассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы). Появляются новые журналы, декларирующие это направление и критикующие эклектизм.
Среди первых работ З. — ряд построек в Гатчине («Львиный мост», «Ферма», «Птичник» и др. ), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН (1803—04), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Восход солнца». Здание Адмиралтейства в Ленинграде (1806—23) является величайшим памятником рус.
Людвиг вон Бетховен (1770— 1827) с уважением относился к классическому наследию XVIII в. Если и вносил изменения в сложившиеся правила музыкального искусства, то делал это осторожно, стараясь не обидеть своих предшественников. В конце XIX в. наблюдается возврат к готике в строительстве церквей и общественных зданий (неоготика, т. е. новая готика). Еще один известный архитектор -Генри Холланд. На Красной площади состоялся парад гвардии. Он родился и вырос в Италии.
Наверное, самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Все эти события подогревали интерес у общественности и художников к египетской теме. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822—24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде — колокольню Юрьева монастыря (1838—41) в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826 после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Захаров, Стасов.
Площадь Людовика XV (1), созданная Жаком Габриелем, была названа площадью Революции (ныне площадь Согласия) и дополнена триумфальными арками «в честь побед, одержанных над тиранией», статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.
В своих тяжеловесных парадных постройках (Глиптотека, 1816—30 и Старая пинакотека, 1826—36, в Мюнхене Новый Эрмитаж в Ленинграде, 1839—52) К. комбинировал мотивы древнегреческого зодчества, которые воспроизводил с педантичной точностью и сухостью. На смену эклектизму 19 века приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов, введенных в строительную практику с 1840-х годов (сталь, цемент, бетон, железобетон, каркасная система, громадные покрытия сводчато-купольной системы, висячие покрытия, фермы, козырьки). Здесь и минареты и купола и тонкая резьба.
Ганди «Сельская архитектура» (1805 г. ) с изображениями Д. В. Интенсивное развитие промышленности вызвало приток населения из деревень. В 1870-е гг. Учился в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (с 1809) и П. Трискорни в Петербурге (с 1816), а также у И. П. Мартоса в петербургской АХ (1822 пенсионер в Риме в 1823—28). Вплоть до конца XIX в. господствующим направлением в музыке был романтизм. Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804—18), который был сооружен по общественной инициативе. В 1800-1830 гг. Но из-за значительных размеров памятника было решено использоватьгранит.
В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. работал самостоятельно. Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. Здание было возведено всего за 16 недель.
Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Ьуржуазное правительство хотело придать респектабельный вид центрам городов и скрыть кварталы трущоб. Стиль носил разные названия: в России — модерн или стиль Рюсс, во Франции — Арт-нуово (новое искусство), в Германии — Югендстиль (стиль молдодых), в Австрии и Польше — Се цессия (раскол).
Триумфальная арка Великой армии (7)была заложена в центре будущей площади Звезды по приказу императора в честь его победы в 1805 г. при Аустерлице (в Чехии) над объединёнными войсками Австрии и России. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Главные его произведения выдержаны в более или менее строгом греческом стиле. Орловский (настоящая фамилия — Смирнов) Борис Иванович, русский скульптор.
Учился в Петербургской АХ (1803—15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819—28). В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки. По-французски «впечатление» – impression, это дало повод критику-острослову Леруа «обозвать» участников выставки «импрессионистами».
По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т. п. Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала — металла. В искусстве наполеоновской Франции господствующая роль осталась за неоклассицизмом (который в своё время был объявлен Конвентом — высшим законодательным и исполнительным органом Французской республики — официальным стилем революции).
Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. с сохранением первоначального фасада) альбом "Проекты церквей. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считаетсяДом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова.
Большое значение для дальнейшего развития архитектуры имели ангары парижского пригорода Орли (1916—1924) со складчатыми сводами параболических очертаний. Многие постройки Т. отличаются передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др. ) и высоким качеством строительных работ. В 1783—1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния.
В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем. В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). В то время как живопись переживает глубокий кризис, архитектура получает, по сравнению с 19 веком, относительно благоприятные условия. Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей (12)в Берлине, прообразом которого послужила греческая открытая колоннада.
До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1807 работал помощником М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери (ныне г. Калинин). Когда Ван Гог умер, за гробом шло лишь несколько человек. empire — «империя»). Они стоили церкви и крепости, замки. Произведения М. зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и абсолютной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград Павла I, мрамор, гранит, 1807, "Мавзолей", Павловск).
Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирскиймрамор. В последнее десятилетие Шинкель создает целый ряд проектов нового типа – Строительная академия в Берлине (14)— связывающих творчество великого зодчего с рационалистическими тенденциями архитектуры эпохи модерна. Снова попытка достичь гармонии вокруг человека, а через это и у него в душе. В 1870-е гг.
Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. При непосредственном участии Б. была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами (1815, позднее разобраны), созданы Театральная площадь (ныне площадь Свердлова) с Большим театром (1821—24) и другими зданиями (позже изменены), Александровский сад, Манеж (Б. Архитектура в начале 19 века во многом формировалась недавно появившимся новым буржуазным классом, развивающимися торговыми связями между разными регионами мира. К числу его лучших произведений относятСпасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов.
В противовес неоготике возникает новое направление ар-нуво (новое искусство). Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.
Пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. (1813 г. ). Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780 и А. В. Паниной, 1782 оба — мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. С середины1840-х годовснимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). Внутри этой башни З. сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год.
На протяжении всего столетия наиболее распространенным был неоклассический стиль. Эпсли-хаус (Apsley House – лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 – е гг., в 1818 – 1819 гг. ) – дань классическим мотивам. Произведения: 4 группы укротителей коней на Аничковом мосту (бронза, 1830-е гг., установлены в 1849—50), памятник И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848—55) и Николаю I (бронза, 1856—59, совместно со скульпторами Н. А. Рамазановым и Р. К. Залеманом) в Ленинграде «Лошадь на водопое» (бронза, Русский музей, Ленинград) модели для каслинского литья.
Урбанизация, черезполосица и хаотичность застройки, антисанитария в сложившихся городах требовала срочных мер по их реконструкции. Популяризации в обществе в это время способствовало строительство Суэцкого канала (1869 г. ), а также труды О. Мариетт, вышедший роман Т. Готье «Роман с мумией», опера Верди «Аида». В 1797 получил звание академика "перспективной живописи" АХ (за произведение "Вид картинной галереи в Строгановском дворце", акварель, 1793, Эрмитаж, Ленинград и "Вид Строгановской дачи", масло, 1797, Русский музей, Ленинград), с 1802 профессор АХ. Арка стала памятником воинской доблести, не случайно и сама площадь была переименована в 1970 г. в площадь генерала де Голля, политического деятеля, возглавившего в годы Второй мировой войны французское Сопротивление, а затем ставшего президентом Французской республики. на мой взгляд, гораздо интереснее», — сказал Винсент Ван Гог. – египтолог-любитель, директор Луврского музея) «Описания Египта» (1802 г. ) с иллюстрациями расшифровка древних иероглифов открытие гробницы Тутанхамона.
Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне (9б) строил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). По плану перестройки французской столицы, предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток — запад», повторив маршрут революционных праздничных шествий от руин Бастилии до площади Революции (Согласия). Орнаменты вызывают в памяти то растения, то морские волны. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья — эркеры, романские башенки и т. д. ), придавая сооружениям несколько романтический характер. В конце 20-х — 30-е гг. Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг.
Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова. Зато подходил классицизм. В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры. Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг. ), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг. ) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. Его знаменитые Девятая симфония и «Лунная соната» обогатили сокровищницу музыкального искусства. В лучших произведениях О. зрелого периода (преимущественно монументальная скульптура на героические национальные темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистических форм (памятник М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Ленинграде, бронза, 1828—36, открыты в 1837).
Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века.
Арка на площади Каррузель. Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич, русский архитектор, представитель ампира. В самих усадьбах часто можно было найти "готическую библиотеку" или "китайскую столовую". Он был огромен (т. к. Нередко их проектировали используя черты известных древнеримских памятников. Одним из лучших произведений Воронихина являетсяКазанский соборв Петербурге (1801—1811). Очень типиченвокзал Сент-Пэнкресв Лондоне.
«Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы. Однопролётная арка (почти пятьдесят метров высотой, около сорока пяти метров шириной, длина пролёта — чуть более двадцати метров) и ныне великолепно просматривается из разных частей города, так как она расположена на пересечении двенадцати больших улиц. Многие иностранцы любили Россию, как свою родину. Здание Британского музея в Лондоне, сооруженное в 1823—1847 гг., дает наглядное представление об античной (классической) архитектуре.
Воронихин Андрей Никифорович, русский архитектор, представитель классицизма. Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович, русский скульптор и литейный мастер. Текст слайда: Создание Работы по созданию памятника были начаты в конце1812 годапод руководством Мартоса. Предпринимается реконструкция Парижа и обновление планировки столицы.
Академик Петербургской АХ (1811). В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Конечно, это решение было принято не случайно: самим обликом Парламента нужно было подчеркнуть уникальность британской нации. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве. С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора. Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. В крупнейших добывающих и обрабатывающих районах возникают сотни новых городов.
Для разгрузки движения парижские «диаметры» соединились кольцевыми бульварами. Она должна была стать местом национальных празднеств. Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. По мотивам стиля были выполнены «Египетский мост», сфинксы в Петербурге (1834).
ФонтенТриумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. Данное в насмешку определение утвердилось за новым художественным течением. Нередко все стили соединялись. Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк – Bedford Park). Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне. 1836-1865 гг. Карл Фридрих Шинкель (1781—1841) — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. В истории искусства Шинкель занял почетное место как новатор немецкой архитектуры, выведший ее из застоя, в котором она находилась в начале XIX столетия. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
У истоков импрессионизма стояли художники Эдуард Мане и Эдгар Дега. В XX в. к художнику пришла заслуженная, хотя и запоздавшая слава. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Зато подходил классицизм.
Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Пестротой эклектической обработки отличались фасады доходных домов, банков, вокзалов. Этот проект был осуществлён, но в изменённом виде теперь ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр (4)и Тюильри, площадь Согласия.
" (1838). Французский исследователь Ж. М. Конечно, такие изменения в строительстве и архитектуре происходили в основном в столице и в крупных городах России.
Стиль модерн отличается практичностью, строгостью и продуманностью, отсутствием украшений. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа1816 года. Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).
Учился в петербургской АХ (1764—73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. но Россия стала его второй родиной. Романтические устремления Шинкеля проявились в его увлечении неоготикой – Вердерская церковь (13). Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), ВаршавскийиПетергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы.
В элементах интерьера и декоративного убранства часто угадываются фантастические существа. человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего. Эйфелева башня, 1889, Построена к столетию Французской революции Гауди. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.
Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом – металлические ребра дебаркадера. Вплоть до 60-х гг. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). classicisme, от лат. Так, архитекторОсман создает проект реконструкции улиц Парижа, шаменитые Елисейские поля.
С попытками выработки новых концепций архитектуры выступают Г. Земпер, Э. Виоле ле Дюк. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам.
Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (11): его стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика. Например, триумфальная колонна (5) со скульптурой Наполеонана Вандомской площади повторила форму колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюильри, которые сейчас более известны как триумфальная арка (6) на площади Каруззель, — уменьшенная копия знаменитой древней триумфальной арки Константина в Риме. Пенсионер АХ в Риме (1773—79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. В эпоху империализма развитие различных видов искусства протекает неравномерно. Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирскиймрамор. Она является самой большой триумфальной аркой в мире.
Дома светлые и нарядные. В начале XX в. возникло еще одно направление — модернизм. Это было начало египтомании, охватившей архитектуру второй половины 19 века (приблизительно 1840-1880 гг. ) в Западной Европе. Учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлёвского строения (1802—07). Учился в петербургской АХ (1767—82) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова, затем в Париже (1782—1786) у Ж. Ф. Шальгрена.
У его истоков стоит гигантская фигура Бетховена. Они составляли несущий остов. С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. Бове Осип (Иосиф) Иванович, русский архитектор, представитель ампира. Романтизм породил стремление к нео-стилям.
Для российского императора Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. выбирать нужно было между двух чисто английских стилевых решений. Денона). Ранние архитектурные работы В. (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793 Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795—96 дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798) отличаются ясностью композиции изяществом и утончённостью деталей. В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. В. участвовал также в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец начало 1800-х гг. ) и Павловске (1802—08), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы начало 19 в. ).
В 1802—08 изучал архитектуру во Франции и Италии. Первый жилой дом, в котором был применен новый строительный материал — железобетон, сооружен в Париже (1903) О. Перре. Новое значение получает скульптура. Пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
classicisme, от лат. Романтизм способствовал проявлению интереса к личности, что отразилось в появлении многочисленных памятников великим людям прошлого. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Оно не может быть оторванным от решения задач, поставленных жизнью. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких. Еще одно знаменитое здание эпохи классицизма -Эпсли-хаусв Лондоне.
58) впервые в архитектурной практике было построено только из стекла и металла. Изобретения лифта в 1854 году позволило архитекторам строить здания гораздо выше, чем раньше. В 1810-е гг. Для творчества Р., одного из создателей русского варианта ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др. ), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).
Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. в самих домах широко применяется ордерная система, лепнина и т. п. Среди самых значительных имен скульпторов XIX в. следует назвать итальянца Антонио Канова (1757—1822) («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас», «Паолина Борге-зе-Бонапарт»). Эклектика (форма необарокко)Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т. п.
Художники стремились уловить на картинах короткие мгновения бытия, подобно фотографам. В раннем возрасте был отдан в художественное училище при петербургской Академии Художеств В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году — Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». Текст слайда: Вторая половина XIX века С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная сГороховой улицыиКаменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применяласьассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы). Самый знаменитый из них — ансамбль площади Кёнигсплац, спроектированной по античному образцу: «дорические» Пропилеи (15) («Входные ворота»), «ионическая» Глиптотека (16), «коринфское» Античное собрание. В 1870-1890 гг.
Это здание подверглось влиянию даже нескольких волн классицизма. Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова. Последним крупным сооружением — зданиями Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Р. в 1829—34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея М. П. Собакиной оба — мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм искусное совмещение высокого и низкого рельефа. Научно-технические достижения способствовали нововведениям.
Текст слайда: Захаров, Стасов. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin).
Среди них так называемая Валгалла близ Регенсбурга (17) — своего рода Пантеон немецкого народа, выстроенный в форме античного храма по заказу Людвига I. Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Интересным памятником этого времени была сооруженная к той же Всемирной выставке Галерея машин из металлических ферм со стеклянным перекрытием пролета в 112, 5 м (галерея разобрана в 1910), не имевшая по совершенству замысла себе равных. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Р. не сохранились). Если Франция избрала стиль неоклассицизма, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Её примером является здание парламента в Лондоне (8), архитектор Чарльз Бэрри. В таком стиле построены первые садовые пригороды Лондона (такие какБедфорд-парк) и других больших городов, в противовес фабричным районам.
Без сомнения, самое известное его воплощение – это новое здание Парламентав Лондоне. В дальнейшем М. уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792 оба — мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения. По типу их прочных конструкций были созданы многообразные системы железобетонных покрытий — складчатые своды и купола толщиной в несколько сантиметров при пролетах около 100 м. Однако на первых порах и в чисто инженерных постройках часто проявлялись тенденции эклектизма — новые материалы и новые конструкции не осмысливались эстетически, они сочетались с элементами старых стилей. Учился в Германии, Франции, Италии был придворным архитектором Жерома Бонапарта в Касселе (1808—13) и баварского короля Людвига I в Мюнхене (с 1815). В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Одна из картин выставки художника Клода Моне называлась «Впечатление. Великий художник прожил всю жизнь в нищете и лишениях, часто не имел денег на холст и краски, практически находился на иждивении у младшего брата.
Начало революции во Франции было ознаменовано не постройкой (строили мало и здания были временными), а разрушением здания Бастилии, королевской тюрьмы, олицетворявшей ненавистный «старый порядок». С1860-х годов расширяется строительство зданий изкирпича, металлическихконструкций. На Часовой башне здания установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом (9).
Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. по книге Дж. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов.
Градостроительные работы К. в Мюнхене (с 1816) и Афинах (1839—51) отличаются торжественной, строгой регулярностью. Тема патриотизма, получившая особое распространение в начале 19 в., определила архитектурный образ Триумфальных ворот, воздвигнутых по проекту Б. в память Отечественной войны 1812 при въезде в Москву со стороны Петербурга (1827—34, разобраны в 1932, восстановлены в 1968 на Кутузовском проспекте).
Современники не признавали в нем никаких достоинств. В этом стиле по всей стране строят церкви и жилые дома, городские ратуши и театры.
Тон Константин Андреевич, русский архитектор. Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды (1806—1807 гг. ). На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа. Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. Выставочный зал площадью 72 тыс. кв. м.
Кленце (Klenze) Лео фон (29. 2. 1784, Шладен, ныне в Нижней Саксонии, ФРГ, —27. 1. 1864, Мюнхен), немецкий архитектор. В центре здания — монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель). было доминирующим.
Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. Другим известным произведением Воронихина является зданиеГорного института (1806—1811). Многие критики отмечали художественный упадок, возникший из-за смешения стилевых канонов и национальных традиций, однако при этом отмечали развитие технологий использование современных материалов, а также появление новых форм. Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые.
и служили ей верой и правдой. (563 х 124 м) был сооружен из одинаковых архитектурно-кон- структивных элементов — 3200 металлических колонн и 3200 металлических балок. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах.
Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (франц. Особенной популярностью почему-то пользовались именно пальмы. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики, маньеризма и соединялся с элементами рококо. Сын крепостного.
В России жили и работали иностранцы, которые положительно влияли на развитее культуры русского государства. Большое значение для развития архитектуры имели всемирные промышленные выставки. Опера Гарнье в Париже (1862).
Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Например, здание парламента в Лондоне. Отливка памятника была порученаВасилию Екимову— литейному мастеру Академии Художеств. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление.
Но прошли годы. Наиболее известный архитектор стиля Регентства – Джон Нэш (1752-1835 гг. ), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regents Park). Позже люди изобрели новые способы строительства зданий из камня. Преподавал в петербургской АХ (1779—1835 с 1814 ректор). В своём творчестве В. продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества.
Предложение было одобрено ИмператоромАлександром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Оригинальное здание работы Роберта Адама, возведенное в 1770-е гг., в 1818-19 гг. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (например, Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. Становление архитектуры xix века было обусловлено ходом сложных общественных процессов, на которые влияли самые разные факторы.
Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, З. создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, где скрещивалось несколько дорог (в 1863 г. там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля). Одним из лучших произведений Воронихина являетсяКазанский соборв Петербурге (1801—1811). Открывала выставку сама королева Виктория и надо думать, что павильон просто поражал воображение. Импрессионистов отличает живое видение натуры.
С 1808 работал в Петербурге. Классици зм (фр. Стилевое единство ушло в прошлое – началась т. н. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Так, например, картина «Подсолнухи» на аукционе была продана за рекордную сумму 39, 9 млн долларов. Среди ранних работ — перестройка Путевого дворца в Твери (1809).
Центральный купол больше всех остальных. На главных пересечениях закладывались парковые массивы и создавались площади. За полотна Ван Гога теперь платили колоссальные суммы.
К числу его лучших произведений относятСпасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818—22) Р. осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819—25 ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь) и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), ВаршавскийиПетергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы.
Но и это достижение было перекрыто картиной «Ирисы», проданной за 53, 9 млн долларов. Теперь башня — это символ Парижа. Преподавал в петербургской АХ (с 1831 профессор с 1836).
Росси Карл Иванович, русский архитектор, представитель позднего классицизма. Здание напоминает памятники английской готики 16 века. Города нового мира, в котором мы живём, построены из бетона, стекла и пластика. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа. Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение В. — Казанский собор в Ленинграде (1801—11).
Египетский стиль использовался в самых разных направлениях зодчества архитекторами Отто Вагнером (1841-1918), Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841гг. ), Биллем Маринусом Дудоком (1884-1974), Френком Ллойдом Райтом (1869-1959 гг. ). Они написаны с любовью и восхищением.
20февраля (4марта)1818 годасостоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798—1863). По их проектам строились прекрасные дворцы, открывались театры, проводились праздники.
Городскому ансамблю, сложившейся застройке улиц подчинены и построенные по проектам Б. крупные общественные здания (1-я Градская больница, 1828—32) и жилые дома (особняк Гагариных, позже Книжная палата, на Новинском бульваре, 1817, разрушен во время налёта немецко-фашистской авиации в 1941), в которых наряду с традиционной усадебной композицией и принятой в ампире схемой решения фасада появляются черты интимности, простоты и уюта, свойственные московской архитектуре начала 19 в. Среди церковных построек Б. известны купольная ротонда церкви "Всех скорбящих радости" на Большой Ордынке в Москве (1833) и церковь в селе Архангельском Московской области со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки (1822). Стасов Василий Петрович, русский архитектор, представитель позднего классицизма. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова) с 1779 — в Петербурге.
Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах В. — здании Горного института (1806—11) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря, неосуществленных проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808—10) и храма Христа в Москве (1813). В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. Кёнигсплац представляет собой, вероятно, один из наиболее известных современных эллинистических ансамблей. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа1816 года. Индустриальное направление упростило строительство.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. модным был так называемый «исторический стиль», выразившийся в романтическом подражании архитектуре средних веков. Рос в артистической среде (мать — итальянская балерина Г. Росси). Произведения: Храм Христа Спасителя (1837—1883, не сохранился), Большой Кремлёвский дворец (1839—49 см. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики.
Признанным лидером среди художников-импрессионистов был Клод Моне. В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. – архитектор не стал ограничиваться только ориентальным стилем: перед нами комната, которая сочетает индийские мотивы (колонны в виде пальм) с китайскими (желтый цвет, подсвечники с драконами). перестроили для герцога Веллингтона, облицевав кирпич желтым камнем из Бата (арх-р Уайетт).
Творчеству О. свойствен романтический интерес к национальной истории («Ян Усмарь», бронза, 1831, Русский музей) его работы порой не лишены черт патетики (фигура ангела на Александровской колонне, бронза, 1831—33). Псевдорусский стиль). Появление этого стиля сопровождалось активными выступлениями в печати его сторонников. В самих усадьбах часто можно было найти готическую библиотеку или китайскую столовую.
Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, он спроектировал здание Королевского театра Друри-Лейн (1794), который, к сожалению, в 1809 г. сгорел. С 1794 академик петербургской АХ.
Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. В эпоху александровского ампира (1801-1830 гг. ) в российской архитектуре xix века появились пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани, «Египетский павильон» в Померанцевой оранжерее в подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария). Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту черезМариинский каналдоРыбинска, далее поВолгедо Нижнего Новгорода, затем вверх поОкедоКоломныи по рекеМоскве.
Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. «Египетские ворота» Царского Села (1827-1830 гг., архитектор А. Менелас. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны.
К концу 1790-х гг. Одним из самых знаменитых архитекторов того времени былДжон Нэш (1752-1835). Этим он отличался от многих поэтов-романтиков, которые часто ниспровергали всех и вся. битва стилей. архитектуры стиля ампир. На Красной площади состоялся парад гвардии.
Время расставило все по местам. Родился в семье художника итальянца по происхождению. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746— 1828).
Современная архитектура. Но из-за значительных размеров памятника было решено использоватьгранит. Это не был переход от одного стиля к другому: в этот период завершилась старая эпоха в развитии мирового зодчества и началась новая, которая обусловила иные пути развития и закономерности.
Великолепны художественные портреты испанских женщин. Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854) петербургской АХ. 20февраля (4марта)1818 годасостоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей.
Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823—28), несущего в себе многие черты позднего творчества М., в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828—31). Кленце возвел еще целый ряд построек в древнегреческом стиле. Использовались витражи и мозаика, линии лепнины могли напоминать улиток и морские звезды. Остекленные элементы и стальные рамы положили начало так называемой ажурной архитектуре. Построил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). Классици зм (фр.
Окна принимают самую необычную форму. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. Популярно оно было и в мире. Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). С середины1840-х годовснимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну). В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова былВасилий Петрович Стасов.
В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. А. С. Пушкина и состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александринской площади (ныне Островского площадь) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Отливка памятника была порученаВасилию Екимову— литейному мастеру Академии Художеств.