Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Одними из древнейших сооружений европейской архитектуры являются развалины зданий острова Крит, время создания которых более 1000 лет дон. э. Романская АРХИТЕКТУРА Романский стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII веков (в ряде стран также XIII в. ).
Romanus – римский) – самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХIII вв., проявившееся прежде всего в. Стили архитектуры. Архитектура Возрождения период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века. Vii том «Всеобщей истории архитектуры» охватывает период от конца XVI столетия, когда завершается последний этап архитектуры Возрождения в Италии, по 1-ю треть XIX в. — рубеж, определяющий начало новой фазы в истории европейской архитектуры. Разноплановая европейская архитектура 19 века опиралась на исторические перемены в обществе и имела нечто общее, объединяющее зодчество разных стран, – стремление к использованию национальных идей, которые переплетались с мотивами архаичных и античных стилей.
Новые ратуши во Франции возводились на больших площадях, как ратуша в Лярошель (1595—1606). 116). Ее решение усложняется все усиливающимся расслоением общества. Русский ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Санкт-Петербурга, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, архитектор А. Д.
Архитектурная школа Палладио стала основой классицизма как архитектурного стиля. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. В 1614 г. заканчиваются, наконец, работы по строительству собора св. В архитектуре наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм, вертикализм. Здание капеллы, завершенное куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой.
В 1667 г. Джованни-Лоренцо Бернини, талантливый снульптор, сооружает колоннаду на площади перед собором, завершив формирование композиции площади. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. 2) в этом же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллаи, Бенедетто да Майано и Симон Полайола (Кронака) возводят палаццо Строцци. Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В 1824–1839годах последней крупной работой Карла Ивановича Росси стало окончательное оформление Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов) путём строительства здесь здания Сената иСинода.
Наиболее значительны из них церкви Сан-Джорджо Маджоре (1580 г. ) и Иль-Реденторе, фасады которых решены в барочных мотивах. Продолжают строиться ратуши, дворцы правосудий, архиепископства, торговые дома, больницы. 6). При сооружении парадной лестницы у Сикстинской капеллы («скала Реджиа») Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке. Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства.
Появляются новые журналы, декларирующие это направление и критикующие эклектизм. Новая караульня (10) в Берлине, возведённая по его проекту в 1816—18 гг., — суровое приземистое здание с глухими стенами. Появляются новые населенные места уже без крепостных укреплений. Петра в Риме.
Леско (середина XVI в. ), перестроенном 100 лет спустя Мансаром (рис. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При сооружении парадной лестницы у Сикстинской капеллы («скала Реджиа») Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке. Экономика страны приходит в упадок. Помимо дворцов и храмов, архитектура Возрождения носит и общественный смысл.
Сложился во Франции, отразив подъем абсолютизма. 47, 1), дома на ул. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса. Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве образы нового времени.
В XVII—XVIII веках в европейских светских домах появился новый стиль барокко (итал. — причудливый, странный). Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Французские иезуиты считали идеалом красоты барочную церковь Иль Джезу в Риме. В конце XV в. размах строительства сокращается. В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов.
Система новых мощных укреплений придала городу форму неправильного пятиугольника. ДОрбэ), в Тулоне — арсенал (арх. Некоторые из них в основном миновали те или иные страны (в Нидерландах сравнительно мало образцов архитектуры «ар нуво» или Jugendstil). Миниаты во Флоренции.
Послевоенный модернизм оставил глубокие следы в Стокгольме, Сплите, Лондоне и Люблине. Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне. 1836-1865 гг.
Декор умеренный, без барочной пышности. 13) Ливорно и Фесте-Кастро в XV в. (арх. Существовали и такие движения, как «чешский кубизм», не говоря уже о его позднейшей вариации — «рондокубизме» их влияние распространилось на небольшой территории. С открытием Америки (1492 г. ) и. морского пути в Индию вокруг Африки (1498 г. ) центр тяжести европейской экономики переместился в Испанию и Португалию.
Города Лонгвин (1679) и Неф-Бризак в Эльзасе (1698) были построены Вобаном в форме правильного восьмиугольника с шахматной планировкой в центре размещалась квадратная площадь с въездами по углам. 10). Во второй половине XV в. во Флоренции строится много дворцов городской знати.
Сооружение венчалось мощным карнизом. Общеизвестна вилла Ротонда, начатая Паллдио в 1587 г. (рис. Внимательно исследуются античные образцы, развивается теория архитектуры. Наиболее значительны из них церкви Сан-Джорджо Маджоре (1580 г. ) и Иль-Реденторе, фасады которых решены в барочных мотивах. «Египетские ворота» Царского Села (1827-1830 гг., архитектор А. Менелас.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль индо-сарацинский стиль) называют эклектикойв советской и российской практике. Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1480 г. ), где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Однопролётная арка (почти пятьдесят метров высотой, около сорока пяти метров шириной, длина пролёта — чуть более двадцати метров) и ныне великолепно просматривается из разных частей города, так как она расположена на пересечении двенадцати больших улиц. Много прекрасных образцов этого стиля имеется во Франции и Германии (например, собор в Бамберге). В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление.
Благодаря стеклянным стенам и потолку помещение наполнено светом и воздухом. Сооружение венчалось мощным карнизом. В конце XV в. размах строительства сокращается. В 1870-е гг. В готике мы видим усиление интереса к реальному миру, природе, богатству переживаний. Но при этом оба стиля получили абсолютно разную образную и идейную основы.
В XIII--XIV вв. Все эти события подогревали интерес у общественности и художников к египетской теме. Романтические устремления Шинкеля проявились в его увлечении неоготикой – Вердерская церковь (13). Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Процесс развития архитектуры Италии XV--XVII вв. УФонтанки Росси оформил площадь Чернышёва моста (сейчас площадь Ломоносова). В зарубежном искусствоведении употребляются термины романтизм (для второй четверти XIXвека) и боз-ар (для второй половины XIXвека).
Петра. 1, Ф1 -- 23). Сосредоточенная в городах и замках жизнь выходит на широкие просторы. Он был бы немыслим без кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Здесь ведущим было строительство уникальных культовых сооружений.
В 1444 г. по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание —Воспитательный дом (приют для детей-сирот). По плану перестройки французской столицы, предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток — запад», повторив маршрут революционных праздничных шествий от руин Бастилии до площади Революции (Согласия). Современный Ватикан известен собором Святого Петра, а Флоренция -дворцом Медичи. 48, 2) получают полное разрешение в работахЖ.
Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец. Италия того времени была слабой и раздробленной, а ее знать, в первую очередь религиозная, не имела достаточно средств для строительства новых дворцов.
Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Колонны не только украшают стены, но также несут нагрузку системы балок. Однако все это не снижает огромного художественного достоинства этого выдающегося произведения Франции. По мотивам стиля были выполнены «Египетский мост», сфинксы в Петербурге (1834). Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции.
11). Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре (рис.
В крупнейших добывающих и обрабатывающих районах возникают сотни новых городов. Глава об архитектуре Франции имеет два раздела.
8). Египетский стиль использовался в самых разных направлениях зодчества архитекторами Отто Вагнером (1841-1918), Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841гг. ), Биллем Маринусом Дудоком (1884-1974), Френком Ллойдом Райтом (1869-1959 гг. ). Для разгрузки движения парижские «диаметры» соединились кольцевыми бульварами. Развитие получает архитектура садов, парков, загородных резиденций знати.
Более утонченный, праздничный характер барокко приобрело в Генуе, Турине и Венеции, которая в XVIII в. остается одним из важнейших художественных центров Италии и оказывает заметное влияние на развитие европейской культуры в целом. С ростом городов возрастает и строительство общественных зданий. Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (11): его стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика.
Оно дает привилегии иностранным мастерам и субсидии отечественным фабрикантам. В самих усадьбах часто можно было найти "готическую библиотеку" или "китайскую столовую". Архитектурная школа Палладио стала основой классицизма как архитектурного стиля. Обе церкви небольшие с центричным, прихотливым в плане внутренним пространством (рис. Эпсли-хаус (Apsley House – лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 – е гг., в 1818 – 1819 гг. ) – дань классическим мотивам.
Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти (сочинения по теории живописи и скульптуры, «Десять книг о зодчестве»). Лучшая работа Бальдассаре Лонгена — церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г. ) на стрелке Большого канала — живописная центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты (рис. В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, – это подражать древним". В 1614 г. заканчиваются, наконец, работы по строительству собора св. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир).
Для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. В последней работе с исключительным мастерством решен синтез архитектуры и скульптуры и достигнут эффект театрального действия, в котором скульптуры как бы «выступают» на фоне архитектурной декорации.
Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Помимо дворцов и храмов, архитектура Возрождения носит и общественный смысл. Продолжается разработка плана «идеального города». Петра. Романский стиль Стиль 9-13 веков.
Интерьеру свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. п. ). Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала — металла. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание.
Среди самых значительных имен скульпторов XIX в. следует назвать итальянца Антонио Канова (1757—1822) («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас», «Паолина Борге-зе-Бонапарт»). Стиль носил разные названия: в России — модерн или стиль Рюсс, во Франции — Арт-нуово (новое искусство), в Германии — Югендстиль (стиль молдодых), в Австрии и Польше — Се цессия (раскол). Здание напоминает памятники английской готики 16 века. Расходы на королевские постройки и содержание двора Людовика XIV — «короля-солнца» — были абсолютно непосильны для бюджета Франции. 10). 12).
Тем не менее, должна существовать сеть обмена, передачи и распространения информации. С попытками выработки новых концепций архитектуры выступают Г. Земпер, Э. Виоле ле Дюк. Теоретическую основу социальной структуры новых городов пытались создать философы-утописты Томас Мор, Томмазо Кампанелла. На архитектуру Прибалтики, например, значительно повлияли рыцарские немецкие ордена (здесь был их плацдарм для дальнейшего продвижения на восток).
Микеланджело Буонарроти— великий скульптор и художник —в 1520 г. начал работу над Новой Сакристией при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где он добился пластически выразительного, но очень напряженного синтеза архитектуры и скульптуры. Это может быть и банк в Париже и отель в ницце. Если Вам доведётся побывать в Париже, не забудьте посмотреть знаменитую Триумфальную арку. Турнель и дом, предлагаемый Мансаром в качестве образцового.
Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (франц. Архитектура Возрождения широко распространилась по Европе и дошла до России. Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). С предшествующей архитектурой Возрождения рассматриваемый новый исторический этап архитектуры составляет органически связанные звенья сложного развития разветвленного целого европейской архитектуры нового времени.
Трактат «Правило пяти ордеров» принес ему большую известность как теоретику архитектуры, систематизировавшему законы пропорционирования античных сооружений. Наиболее интересные из них — вилла д"Эсте в Тиволи, начатая в 1549 г. Ли-горио и вилла Альдобрандини во Фраскати (Джакомо делла Порта, 1603 г. ). Наиболее известный архитектор стиля Регентства – Джон Нэш (1752-1835 гг. ), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regents Park).
Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. Здесь ведущим было строительство уникальных культовых сооружений. Во второй половине XV в. во Флоренции строится много дворцов городской знати. 12).
Вобан усовершенствовал защиту города системой рвов, бастионов, куртин. Центральный купол больше всех остальных. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, где скрещивалось несколько дорог (в 1863 г. там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля). в 1566 г. ).
В последней работе с исключительным мастерством решен синтез архитектуры и скульптуры и достигнут эффект театрального действия, в котором скульптуры как бы «выступают» на фоне архитектурной декорации.
Нередко их проектировали используя черты известных древнеримских памятников. В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. Даже связанные с религией строения (соборы и храмы) в разных странах отличаются и имеют свои особенности.
Интерьер сакристии масштабно «настроен» на крупные размеры аллегорических скульптур членов семейства Медичи, придающих особую монументальность архитектурному пространству. Начало революции во Франции было ознаменовано не постройкой (строили мало и здания были временными), а разрушением здания Бастилии, королевской тюрьмы, олицетворявшей ненавистный «старый порядок». Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве. С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора. Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже.
Петра. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики. Крупнейшая работа Микеланджело как архитектора -- продолжение строительства собора св.
Брунеллески построил и капеллу Пацци (1443 г. )—одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Павла м св. Палладио продолжает традиции использования «колоссального» ордера, начатые еще Альберти (лоджия дель Капитанио, 1571 г. и палаццо Вальмарана, нач. В дальнейшем развитии этого типа жилая и хозяйственная части дома разграничиваются. Эта планировка имела неудобство: единственный двор был и парадным и хозяйственным. Джованни в Риме, собор в Пизе и церковь св.
Наиболее интересные из них -- вилла дЭсте в Тиволи, начатая в 1549 г. Ли-горио и вилла Альдобрандини во Фраскати (Джакомо делла Порта, 1603 г. ). Им было разработано несколько проектов дворцов, соборов был предложен проект города, в котором, предвосхищая развитие градостроительной науки, обращалось внимание на устройство водоснабжения и канализации, на организацию уличного движения в разных уровнях. 47, 2) иЖуж Консюль— Жана Рише, отелиАмело-де-Бецей— Д. Готтара (рис. Архитектура приобретает светский и жизнеутверждающий характер.
Но дворцы уже не были главным объектом строительства.
Вобан внес много нового в науку фортификации. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками. Его строили без подмостей — рабочие трудились в полости между двумя оболочками купола, только его верхняя часть возводилась с помощью подвесных лесов. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Джакомо Бароцци да Виньола уже зрелым архитектором (он спроектировал дворец Фонтенбло во Франции и работал на постройке ватиканского Бельведера) получает в 1559 г. заказ на перестройку виллы Фарнезе в Капрароле. а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две-три ордерные «декорации» разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Андреа Палладио, внимательно изучавший античное наследие и продолжавший традиции Высокого Возрождения, работал главным образом в Виченце. Прусские короли в Берлине и Потсдаме строили преимущественно в классическом стиле.
Вы, непременно, встретите их, просто бродя по французским улицам. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Карл Фридрих Шинкель (1781—1841) — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. В истории искусства Шинкель занял почетное место как новатор немецкой архитектуры, выведший ее из застоя, в котором она находилась в начале XIX столетия. Двадцатый век был свидетелем нескольких волн скандинавского влияния.
В XIII—XIV вв.
У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель). Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями.
Те, кто предпочитает отдыхать в дальнем зарубежье, нередко выбирают Венгрию. Ее решение усложняется все усиливающимся расслоением общества. Палладио написан теоретический труд «Четыре книги об архитектуре», с 1570 г. переиздававшийся на многих языках. Таковы ратуши в Авиньоне, Солье, Пуаэре в Бургундии. Абсолютно иной по характеру работой Бернини является церковь Сант-Андреа в Риме (1670 г. )--одно из классических произведений барокко. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности использование полуциркульных арок, сводов). Но изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Теперь башня — это символ Парижа.
В одном только Париже в 1-й половине XVII в. их возведено более 20. В культовой архитектуре Франции этого времени, очень многообразной, еще сильны традиции готики и Ренессанса:Нотр-Дам в Гавре (1606—1608), Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, Сен-Пьер в Оксереи др. Продолжается архитектурное формирование городских центров. Использовались витражи и мозаика, линии лепнины могли напоминать улиток и морские звезды.
Петра (рис. Сальви, 1762 г. ). – египтолог-любитель, директор Луврского музея) «Описания Египта» (1802 г. ) с иллюстрациями расшифровка древних иероглифов открытие гробницы Тутанхамона.
В XVII—XVIII веках в европейских светских домах появился новый стиль барокко (итал. Лучшая работа Бальдассаре Лонгена — церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г. ) на стрелке Большого канала — живописная центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты (рис. Петра (рис. Медичи, палаццо Видони-Каффарелли, вилла Фарнезина в Риме (1511 г. ), проект которой также приписывают Рафаэлю.
Орнаменты вызывают в памяти то растения, то морские волны. Рушились художественные принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты. Вот примеры использования некоторых форм эклектики. Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко.
12). Современный Ватикан известен собором Святого Петра, а Флоренция -дворцом Медичи. Проектирование собора св. Популярно оно было и в мире. Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).
В XVII и XVIII вв. План в форме латинского креста больше отвечал символике католического культа.
Другой крупнейший представитель неоклассицизма — Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) — был придворным архитектором короля Баварии Людвига I, чье страстное увлечение древнегреческим искусством оказало значительное влияние на формирование стиля зодчего. Везде господствует симметрия. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо).
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Еёкомпозиционным центром стало здание Александринского театра, закоторым архитектор проложил Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси). Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin). Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Однако архитекторами того времени этот проект небыл принят.
Некоторые из них, как Брест, получили дальнейшее развитие. Она должна была стать местом национальных празднеств. На Часовой башне здания установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом (9). Медичи, палаццо Видони-Каффарелли, вилла Фарнезина в Риме (1511 г. ), проект которой также приписывают Рафаэлю.
Пюже). Однако на творчество пришлых мастеров своё влияние оказывали и местные традиции. Наиболее интересные из них — вилла дЭсте в Тиволи, начатая в 1549 г. Ли-горио и вилла Альдобрандини во Фраскати (Джакомо делла Порта, 1603 г. ).
В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Сальви, 1762 г. ). Корпус здания блокообразный, расчленяется пилястрами и карнизами. Интересны в историческом и архитектурном плане Толстая Маргарита (башня внушительных размеров) городской стены, Церковь Святого Олафа (небоскрёб эпохи Средневековья), здание Большой гильдии и много-много других достопримечательностей. Главная роль отводилась суровой, крепостной архитектуре. Общеизвестна вилла Ротонда, начатая Паллдио в 1587 г. (рис. Разумеется, не все тенденции интернациональны в одинаковой степени. строитсяМедицинская школа.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Клери (рис. Ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу имеют абсолютно иной архитектурный облик иначе организованные фасады. Интенсивное развитие промышленности вызвало приток населения из деревень. В 1675 г. получает звание академика Ж. А. Мансар, а в 1685 г. — Пьер Бюлле. Французский исследователь Ж. М. Большое внимание уделялось постройке новых домов, мостов и особенно каналов.
Если Франция избрала стиль неоклассицизма, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Её примером является здание парламента в Лондоне (8), архитектор Чарльз Бэрри. Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле ампир, построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина и Станицкой, 1817-22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами. Для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. 2) в этом же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллаи, Бенедетто да Майано и Симон Полайола (Кронака) возводят палаццо Строцци.
В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой. В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю. На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг. ) и в могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго. Примером симметричного решения является отельЖаба— Л. Брюана. Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Развитие получает архитектура садов, парков, загородных резиденций знати.
empire — «империя»). Архитектура XX века развивалась в условиях, когда в каждой стране смена стилей происходила по собственным законам. 8). Например, триумфальная колонна (5) со скульптурой Наполеонана Вандомской площади повторила форму колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюильри, которые сейчас более известны как триумфальная арка (6) на площади Каруззель, — уменьшенная копия знаменитой древней триумфальной арки Константина в Риме. Самый знаменитый из них — ансамбль площади Кёнигсплац, спроектированной по античному образцу: «дорические» Пропилеи (15) («Входные ворота»), «ионическая» Глиптотека (16), «коринфское» Античное собрание. Индустриальное направление упростило строительство.
Могучий пафос гражданственности, рационализма, ниспровержения церковной мистики породил таких титанов, как Данте и Петрарка, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Томас Мор и Кампанелла. Нередко все стили соединялись. В эпоху александровского ампира (1801-1830 гг. ) в российской архитектуре xix века появились пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани, «Египетский павильон» в Померанцевой оранжерее в подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки.
А. Палладио переоценивает структуры города с позиций барокко. При сооружении парадной лестницы у Сикстинской капеллы («скала Реджиа») Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке. Большое внимание уделяет Кольбер строительству городов и новых промышленных центров, созданию Академии архитектуры (1677 г. ).
В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики, маньеризма и соединялся с элементами рококо. 3). Готика Стиль 12-16 веков. Смелые искания Микеланджело оказали огромное влияние на последующую архитектуру Италии.
В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. 5). В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария). В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям.
Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. Лемюэ) имеет такой двор. Во второй половине XV в. во Флоренции строится много дворцов городской знати. Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре (рис.
Характерные примеры ансамблевой композиции позднего барокко — Испанская лестница (А. Появление этого стиля сопровождалось активными выступлениями в печати его сторонников. В этом--влияние готических приемов и соображения экономики (можно не заботиться о скрытых от зрителя боковых фасадах). Все эти сооружения (обычно в три этажа иногда с мансардой) построены, как правило, с профессиональным размахом, разнообразием плановых и фасадных решений, отличаются ярко выраженной индивидуальностью. Впервые Шарлем и Луи Жибером в 1691 —1694 гг. Французские архитекторы-иезуиты, работавшие сначала в Италии (Этьен Мартельянж и Турнель), ввели во Франции церкви типа Иль Джезу.
Лучшая работа Бальдассаре Лонгена -- церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г. ) на стрелке Большого канала -- живописная центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты (рис. Композиционные принципы, заложенные Виньолой в архитектуру церкви Иль-Джезу, стали основными в период барокко. В 1540 г. его проект побеждает на конкурсе по перестройке палаццо Публико. Этими великими направлениями были барокко и классицизм. В г. Юнинг (1679) площадь оборонительных сооружений равна восьмикратной площади жилой части города.
Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по-новому. Из архитектурных работ Рафаэля сохранились палаццо Пандольфини во Флоренции (1517 г. ), частично построенная «Вилла Мадама» -- усадьба кардинала Дж. Денона). С открытием Америки (1492 г. ) и. морского пути в Индию вокруг Африки (1498 г. ) центр тяжести европейской экономики переместился в Испанию и Португалию.
Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. В 1527 г. Рим был захвачен и разграблен войсками испанского короля. (1813 г. ). Монастыри, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения.
Выставочный зал площадью 72 тыс. кв. м. В элементах интерьера и декоративного убранства часто угадываются фантастические существа. Это было начало египтомании, охватившей архитектуру второй половины 19 века (приблизительно 1840-1880 гг. ) в Западной Европе.
В какой бы уголок земного шара вы ни попали, везде вас удивит своеобразная, присущая только этим местам архитектура. в 1514 г. ). В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем.
во Франции, на западе Германии и севере Италии возникает романский стиль, основанный на древнеримском и византийском наследии. Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом – металлические ребра дебаркадера. Лебрен парк —Андре Ленотр).
Не менее интересной страной для туристов является Франция. Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну). В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В 1444 г. по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание --Воспитательный дом (приют для детей-сирот).
Сальви, 1762 г. ). Контроль осуществлялся и через династические связи и посредством полицейских мер, оправдывавшихся усилившимся разбоем и бродяжничеством (прямых следствий крайнего обнищания деревни). Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. В разработках Л. Альберти город насыщается воздухом, зеленью, ощущением пространства. Палладио написан теоретический труд «Четыре книги об архитектуре», с 1570 г. переиздававшийся на многих языках.
Классицизм Стиль 17 – 19 веков. В 1434 г. восьмигранный стрельчатой формы купол, диаметр которого 42 м, был почти закончен. Опера Гарнье в Париже (1862). Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки.
Темнеменее онпродолжал работать икак архитектор. Доменино Фонтана и Карло Мадерна удлиняют восточную ветвь плана и достраивают внушительных размеров вестибюль. В1826 году Росси была оформлена Галерея 1812года в Зимнем дворце. Поиски в этом направлении (отели Жаба и Бове — Антуана Ленотра, рис. по книге Дж. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ).
Появление и развитие в градостроительстве таких известных стилей как барокко, рококо и классицизм имели огромное влияние на формирование облика европейского дома. В XI – XII вв. В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Художественный замысел стиля с его массивными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, подражанием художественным формам Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.
Ее строительство заканчивал Скамоцци. Ведущий архитектурный тип – городской собор. Джакомо Бароцци да Виньола уже зрелым архитектором (он спроектировал дворец Фонтенбло во Франции и работал на постройке ватиканского Бельведера) получает в 1559 г. заказ на перестройку виллы Фарнезе в Капрароле.
Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. В XV веке в Италии среди архитекторов распространились идеи реставрации античных элементов в строительстве и их совершенствования.
После окончания религиозных войн страна сильно изменилась. Замок Во-ле-Виконтбыл построен в 1661 г. Луи Лево (интерьеры — арх. Ш. Франко-прусская война 1870—1871 гг. Микелоццо в 1452 г. заканчивает сооружение дворца Медичи (рис. Турки, захватившие в 1453 г. Константинополь, отрезали Италию от торговавшего с ней Востока. Крупнейшая работа Микеланджело как архитектора — продолжение строительства собора св.
Здесь Росси была создана самая симметричная улица вМире. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции), но в ней он утратил свою исключительность. Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов. Тот же принцип планировки в отелях начала XVII в. : Сюлли в Париже (1600—1620) на улиде Антуан, арх.
Пестротой эклектической обработки отличались фасады доходных домов, банков, вокзалов.
При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Предпринимается реконструкция Парижа и обновление планировки столицы. Внимательно исследуются античные образцы, развивается теория архитектуры. Италия, занимавшая в XII—XIV вв. Увидеть всю красоту столицы Эстонии можно, приехав сюда на экскурсию. в 1638 г. ) и Сант-Иво во дворе университета в Риме (1660 г. ). Этот грандиозный ансамбль он создает в сотрудничестве с Рафаэлем.
Во Франции, где королевская власть была сильна, а муниципальная служба в XVII в. еще невелика, общественные здания были небольшими, — они состояли из зала собраний, нескольких бюро, архива, церкви, зала для стражи и полиции, тюрьмы. А. Палладио переоценивает структуры города с позиций барокко. На главных пересечениях закладывались парковые массивы и создавались площади. было доминирующим.
Этот грандиозный ансамбль он создает в сотрудничестве с Рафаэлем. Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей (12)в Берлине, прообразом которого послужила греческая открытая колоннада. Не случаен вот таким образом интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды.
Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг. ), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг. ) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец. Экономика страны приходит в упадок.
В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Арка на площади Каррузель. Приехать в эту страну и не побывать в её столице было бы большой ошибкой. Сангал-ло) --эти города не сохранились Ла Валетта (1564 г. ) и Граммикеле (1693 г. ). Антонио да Сангалло-младший в 1536 г. возвращается к плану в форме латинского креста.
Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк – Bedford Park). Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1480 г. ), где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем.
В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Великолепен Сенат Парижа, выходящий на улицу Турнон. 11). Для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. 6). Становление архитектуры xix века было обусловлено ходом сложных общественных процессов, на которые влияли самые разные факторы.
Отель Лианкур (арх. Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне (9б) строил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). 7). Проповедники классицизма полагали барокко «неправильным», неясным и запутанным с точки зрения четко сформулированных и взвешенных норм античной классики.
Виллы и загородные дома уже невозможно было от них отличить. 1, Ф1 — 23). Работа была поручена Филиппо Брунеллеки, сумевшему убедить городской совет в правильности своего конкурсного предложения.
Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Ганди «Сельская архитектура» (1805 г. ) с изображениями Д. В. Палладио создано несколько церквей в Венеции. Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и иоверхностей ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании.
Строже формы ратуши в Труэ (1616, арх. Переход Милана, Неаполя и Сардинии во владение Австрии (1713) ознаменовал конец политической независимости Италии. Здание капеллы, завершенное куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой. Великолепны интерьеры замка.
Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти (сочинения по теории живописи и скульптуры, «Десять книг о зодчестве»). Среди них так называемая Валгалла близ Регенсбурга (17) — своего рода Пантеон немецкого народа, выстроенный в форме античного храма по заказу Людвига I. Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Главные его произведения выдержаны в более или менее строгом греческом стиле. 13) Ливорно и Фесте-Кастро в XV в. (арх. Это пышное сооружение со статуями на фасаде, открытой лестницей и небольшой башенкой, может служить примером провинциального французского «барокко» истоки которого идут от узорочья.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Двор с круговой галереей не был осуществлен. Продолжающийся упадок экономики и церковная реакция сказываются на всей культурной жизни Италии. В последнее десятилетие Шинкель создает целый ряд проектов нового типа – Строительная академия в Берлине (14)— связывающих творчество великого зодчего с рационалистическими тенденциями архитектуры эпохи модерна. В конце XV в. размах строительства сокращается.
Строящийся собор приобрел новых хозяев, которые потребовали пересмотра проекта. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио был построен Браманте в 1502 г. (рис. Период барокко богат значительными градостроительными работами, к числу которых можно отнести площадь Пьяцца дель Пополо, начатую в 1662 г. архитекторами К. Райнальди и Д. Фонтана. Немногие государства, сохранявшие независимость, — это морские республики Генуя (с Корсикой) и Венеция (с ее владениями в Истрии, Далмации и на Ионических островах) да герцогство Савойское, простиравшееся до Ниццы, — переживали явный упадок. Сангал-ло) —эти города не сохранились Ла Валетта (1564 г. ) и Граммикеле (1693 г. ).
Он отражал запросы нарождающегося класса буржуазии и присущую ему философию рационализма. Проектирование собора св. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Некоторые идеальные города были построены: Пальма Нуова по плану Скамоцци (1583 г., рис. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Здесь до 1834года онсоздавал единый ансамбль Александрийской площади (сейчас площадь Островского). Архитектура отразила духовные искания и запросы различных классов и сословий французского общества. в 1638 г. ) и Сант-Иво во дворе университета в Риме (1660 г. ). Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. Микелоццо в 1452 г. заканчивает сооружение дворца Медичи (рис. В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви).
Таковы церквиСен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа, построенные Мартельянжем, церковь в Авиньоне— Турнелем (1620—1655), Сен-Жерве в Париже— С. де Броссом и Метезо.
Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это относится к «ар нуво», которое возникало — под разными названиями, но в сходных формах — повсюду, от Барселоны до Санкт-Петербурга, от Стамбула до Олесунна в Норвегии, который был перестроен в JugendstiT после опустошительного пожара 1904 года. 7). В этом—влияние готических приемов и соображения экономики (можно не заботиться о скрытых от зрителя боковых фасадах).
Но даже чешский кубизм не появился из ниоткуда. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. 12).
Обе церкви небольшие с центричным, прихотливым в плане внутренним пространством (рис. Абсолютно иной по характеру работой Бернини является церковь Сант-Андреа в Риме (1670 г. )—одно из классических произведений барокко. 2) в этом же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллаи, Бенедетто да Майано и Симон Полайола (Кронака) возводят палаццо Строцци. В 1920—1930-х годах различные элементы ратуши Стокгольма (Рагнар Эстберг, 1911—1923) были восприняты в Нидерландах, а в 1950-е годы шведский мягкий модернизм встретил отклики в Великобритании и в Германии. В разработках Л. Альберти город насыщается воздухом, зеленью, ощущением пространства. Их объединяет то, что базой, на которой они появились, был ренессанс.
Это так называемый романский стиль имевший значительное влияние на формирование идей всего мирового искусства того времени. 3).
Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Проект был разработан датской фирмой Henning Larsen Architects в сотрудничестве с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson). Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре (рис. Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти (сочинения по теории живописи и скульптуры, «Десять книг о зодчестве»). Брунеллески построил и капеллу Пацци (1443 г. )—одно из самых изящных произведений раннего Возрождения.
Образ этой страны окружён ореолом романтики и изящества. Стиль эпохи Возрождения Возрождение – период истории 14 – 17 веков. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т. п.
В последней работе с исключительным мастерством решен синтез архитектуры и скульптуры и достигнут эффект театрального действия, в котором скульптуры как бы «выступают» на фоне архитектурной декорации. В 1434 г. восьмигранный стрельчатой формы купол, диаметр которого 42 м, был почти закончен. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах. Широко используются перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи.
Интенсивная строительная деятельность здесь никогда не утихала (со времени войны и разграбления Рима в 1527 г. ). 5). Петра в Риме. Время расставило все по местам. В 1434 г. восьмигранный стрельчатой формы купол, диаметр которого 42 м, был почти закончен.
Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей. В период империи Наполеона Iцелям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Северав Риме). Таковы отели Парижа:Эзелен— Л. Лево (рис. Захаров и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Санкт-Петербурге), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809-18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика.
В архитектуре конца 19 века – начала 20 века искусствоведы не выделяют закономерностей, которые были характерны для развития стилей в прошлом. Влияние этого итальянского сооружения безусловно имело место (церковь в Рюэли, в г. Ришелье и др. ), но степень этого влияния преувеличена. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресоки орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома.
11). Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. 47, 5).
В1804 году Росси был назначен художником настекольный ифарфоровый петербургские заводы. Интерьер сакристии масштабно «настроен» на крупные размеры аллегорических скульптур членов семейства Медичи, придающих особую монументальность архитектурному пространству. Характерные примеры ансамблевой композиции позднего барокко -- Испанская лестница (А. В Париже строитсятеатр «Комеди Франсез» (арх. Некоторые идеальные города были построены: Пальма Нуова по плану Скамоцци (1583 г., рис.
а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две-три ордерные «декорации» разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. – причудливый, странный). Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды (1806—1807 гг. ). Ратуша в Реймсе (1627) — еще абсолютно средневековое сооружение. ПравлениеГенриха IV Бурбона (период правления1594-1610)стремилось к централизации государственной власти.
Триумфальная арка Великой армии (7)была заложена в центре будущей площади Звезды по приказу императора в честь его победы в 1805 г. при Аустерлице (в Чехии) над объединёнными войсками Австрии и России. Жака I Андруэ-Дюсерсо Тюбеф на улице Пти-Шан. В последней работе с исключительным мастерством решен синтез архитектуры и скульптуры и достигнут эффект театрального действия, в котором скульптуры как бы «выступают» на фоне архитектурной декорации. Так, один из учеников Лодолли, — Альгаротти — приверженец традиционной, т. е. барочной, архитектуры излагает и критикует взгляды своего учителя в работах, опубликованных в 1760 гг.
Палладио создано несколько церквей в Венеции. 116).
Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. Смелые искания Микеланджело оказали огромное влияние на последующую архитектуру Италии.
Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг. ). Микелоццо в 1452 г. заканчивает сооружение дворца Медичи (рис. Ее строительство заканчивал Скамоцци. Архитектура приобретает светский и жизнеутверждающий характер. Конечно, говоря о Франции, первым в воспоминаниях всплывает образ Эйфелевой башни.
Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Абсолютно иной по характеру работой Бернини является церковь Сант-Андреа в Риме (1670 г. )—одно из классических произведений барокко. Однако памятников архитектуры здесь великое множество. Она является самой большой триумфальной аркой в мире. В разное время способствовали популяризации египетской темы в архитектуре египетский поход Наполеона (1798-1799 гг. ), археологические открытия и труд Д. В. Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 – 1825 гг. Кленце возвел еще целый ряд построек в древнегреческом стиле. Здесь и минареты и купола и тонкая резьба.
В 1800-1830 гг. Мюнхен обязан Кленце целым рядом гармоничных архитектурных ансамблей. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио был построен Браманте в 1502 г. (рис. План в форме латинского креста больше отвечал символике католического культа. Во многих отелях середины XVII в. заметны черты еще не завершенного развития типа (отели Амело, Лувуа, Шамуа и др. ), в планах нет четкой взаимосвязи частей. В разных странах Европы при наличии общих черт стиля модерн были выработаны различные стилистические особенности.
В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. 14). Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная «краснокирпичная» архитектура).
в 1566 г. ). 1, Ф1 — 23). (563 х 124 м) был сооружен из одинаковых архитектурно-кон- структивных элементов — 3200 металлических колонн и 3200 металлических балок. Тип эстонских церквей определила Домская церковь известная с XII века. Лучшая работа Бальдассаре Лонгена — церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г. ) на стрелке Большого канала — живописная центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты (рис. 48, 1), Монморенси— Жака Моро (рис.
От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс. Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма. Двор с круговой галереей не был осуществлен. Этот проект был осуществлён, но в изменённом виде теперь ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр (4)и Тюильри, площадь Согласия.
К великолепным образцам романской архитектуры принадлежат монастыри св. Более того, хотя чешский кубизм отличался от всего, что проектировалось и строилось в остальной Европе в первые два десятилетия двадцатого века, его параллели, скажем, с немецким экспрессионизмом или амстердамской школой в Нидерландах слишком очевидны, чтобы их игнорировать. Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции.
Из архитектурных работ Рафаэля сохранились палаццо Пандольфини во Флоренции (1517 г. ), частично построенная «Вилла Мадама» — усадьба кардинала Дж. 111), начатого еще в 1452 г. Бернардо Россолино, было продолжено в 1505 г. По Браманте, собор должен был иметь форму греческого креста с дополнительными пространствами в углах, что придавало плану квадратный силуэт. Характерны гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности.
Также во Франции располагаются более восьми десятков средневековых замков. Однако в этом французские архитекторы, как и их современники в других странах, находятся в полной зависимости от насущных потребностей обороны. Новые города возникают и как укрепленные форпосты (но теперь уже в основном на окраинах государства) и как промышленные центры и как города-резиденции. Большое значение для развития архитектуры имели всемирные промышленные выставки. Стилистические изменения, происходившие во всех видах искусства, в том числе и в архитектуре, были тесно связаны с социальными сдвигами, происходившими во Франции. Процесс развития архитектуры Италии XV—XVII вв.
Эта тема широко присутствовала в архитектуре начала 19 века в Англии, Германии (в идеальном городе Леду предусматривал форму пирамиды для производственных сооружений). Сохранились рисунки интерьера дворцов Правосудия в Париже и г. Ренне (С. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. Эклектика (форма необарокко)Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. де Бросс).
10). Брунеллески построил и капеллу Пацци (1443 г. )--одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Во время войн (1667, 1672, 1687 гг. ) Франция потеряла ряд земель, а в экономическом отношении уступила первое место Англии.
Центрами строительства в стиле классицизма стали княжеские дворцы – резиденции, особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Луи Нобль). Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
В 1614 г. заканчиваются, наконец, работы по строительству собора св. Остекленные элементы и стальные рамы положили начало так называемой ажурной архитектуре. В искусстве наполеоновской Франции господствующая роль осталась за неоклассицизмом (который в своё время был объявлен Конвентом — высшим законодательным и исполнительным органом Французской республики — официальным стилем революции). Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо – римской античности. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Экономический упадок страны усугублялся политическими интригами и междуусобными войнами, раздиравшими мелкие итальянские княжества, а гнет помещиков и абсолютистских властителей усиливался гнетом иностранных завоевателей, неоднократно вторгавшихся в Италию на протяжении XVIII в. В конце XVII столетия габсбургская Испания господствовала в Милане на севере, в Неаполе и Сицилии — на юге, контролируя государства, расположенные между ними (герцогства Мантуи и Модены, Тосканы, Пармы и папские владения). Популяризации в обществе в это время способствовало строительство Суэцкого канала (1869 г. ), а также труды О. Мариетт, вышедший роман Т. Готье «Роман с мумией», опера Верди «Аида».
Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Архитекторы Ш. Персье и Ф. Л. Экономика страны приходит в упадок. Так, архитекторОсман создает проект реконструкции улиц Парижа, шаменитые Елисейские поля.
Здание было возведено всего за 16 недель. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа. Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг.
Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1480 г. ), где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Обе церкви небольшие с центричным, прихотливым в плане внутренним пространством (рис. В этом же стиле строили ратуши, а также жилые дома, торговые ряды и другие сооружения.
Характерные примеры ансамблевой композиции позднего барокко — Испанская лестница (А. В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Трактат «Правило пяти ордеров» принес ему большую известность как теоретику архитектуры, систематизировавшему законы пропорционирования античных сооружений. Наиболее интересные из них — вилла д«Эсте в Тиволи, начатая в 1549 г. Ли-горио и вилла Альдобрандини во Фраскати (Джакомо делла Порта, 1603 г. ). Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Сооружение венчалось мощным карнизом.
Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Все исполнялось согласно классическим канонам, строго соблюдался ордерный порядок. Эти проблемы будут решены Ленотром в Версале. Архитектура Возрождения широко распространилась по Европе и дошла до России.
Они составляли несущий остов. В эпоху Ренессанса и барокко развиваются также поиски современных форм функционирования городов экономические предпосылки и технические достижения делают поиски новой структуры и нового облика города общественной необходимостью. Более ранние архитектурные тенденции не всегда последовательно сменяли друг друга, а могли возникать одновременно и выступать как конкурирующие между собой архитектурные стили, что в итоге и привело к зарождению европейского домостроения. Если Возрождение вернуло архитектуре тонкий и гибкий инструмент ее искусства — классический ордер — и этим открыло путь от еще эпического величия готики к новой красоте «героического» образа, то наступившей затем эпохе меньше всего может быть брошен упрек в порче этого инструмента.
Площадь Людовика XV (1), созданная Жаком Габриелем, была названа площадью Революции (ныне площадь Согласия) и дополнена триумфальными арками «в честь побед, одержанных над тиранией», статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Романтизм породил стремление к нео-стилям. А. Мансара: отели Лорж, Ноэль в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на ул. В 1540 г. его проект побеждает на конкурсе по перестройке палаццо Публико.
Относительно небольшие страны — Нидерланды, Швейцария, а также те, которые считались отдаленными — страны Скандинавии, представлялись более удобными источниками вдохновения, чем крупные страны. Окна принимают самую необычную форму. в 1638 г. ) и Сант-Иво во дворе университета в Риме (1660 г. ). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форми декорапостепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны. 1950-е и 1960-е годы во всей северо -западной Европе были ознаменованы расцветом простоты шведских, датских и финских архитектуры и дизайна (Норвегия здесь играла вторичную роль). 58) впервые в архитектурной практике было построено только из стекла и металла.
В эклектизме архитекторы сделали попытку свободного выбора композиционных приемов и форм, поиска нового стиля. Портик Воспитательного дома интересен как первый пример сочетания колонн, несущих арки, с большим ордером обрамляющих пилястр. В 1444 г. по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание —Воспитательный дом (приют для детей-сирот). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Палладио продолжает традиции использования «колоссального» ордера, начатые еще Альберти (лоджия дель Капитанио, 1571 г. и палаццо Вальмарана, нач.
Третий этаж с великолепным карнизом и декоративная обработка двора завершена Микеланджело после смерти Сангалло в 1546 г. В Венеции ряд проектов был выполнен Сансовино (Джакопо Татти): библиотека Сан-Марко, реконструкция Пьяцетты.