Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. На примере данной работы видно, насколько были безграничны возможности Рембрандта. Своеобразное, ярко выраженное настроение достигается тем, что чиновники смотрят прямо на нас свысока и у зрителя возникает чувство, что его того и гляди подвергнут перекрестному допросу и в чем-нибудь обвинят.
Еще бы. Именно этим прикосновением мы можем ощутить интимность шедевра художника. Нужно вернуться к самому произведению. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Кстати, у Кауфмана есть «Портрет еврейской женщины» всё в той же купке.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Типажами были жители процветающего амстердамского еврейского квартала Бреестраат. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
Художник написал там над вогнутым зеркалом восхитительной вязью из раскрашенных букв: «Johannes de Eyck fuit hie 1434» («Йоханнес ван Эйк был здесь в 1434 г»). Ярким пламенем, как последние лучи заходящего солнца, вспыхнуло бессмертное вдохновение художника в картине изображающей чудную семейную группу: мужчину, женщину и трех детей (Брауншвейгский музей). Художник выполнил в технике офорта его портрет (1636) и иллюстрации к его трактату «Камень славы» (1655 интерпретация в мессианском духе сна Навуходоносора по книге Даниэля). В тот год к нему пришли два последних заказчика.
Освободившись, умерла через год. Картина является портретом пары, Исаака и Ревеки. Назвать одалиску еврейской невестой — чистая крамола.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Однако, одно полотно параллельно известно как «Голова молодой женщины», другое — «Одалиска». Он не отказался от них. Интимность их отношений выражена именно этим прикосновением. Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой». Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Солнце – это солнце художника. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В церковной книге прихода Вестеркерк (Восточной церкви) помещена лаконическая запись: 8 октября 1669 года похоронен Рембрандт ван Рейн, художник с Розенграхта, «оставив двух детей».
Сегодня загадочная картина всему миру известна как «Еврейская невеста». 16 мая Анна Хейбрехтс отправилась к нотариусу мэтру Меерхауту, чтобы составить завещание. Короткая жизнь талантливого художника подарила зрителям несколько свадебных полотен. Несколько портретов Кауфмана имеют общее название — «Еврейская невеста». В 1665 году все долги Рембрандта были уплачены. Чудное золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины.
И всё-таки под влиянием европейцев, ашкенази вырезали на золотых обручальных кольцах «М. Т», первые буквы от «мазл тов» — поздравление, пожелание счастья. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В 1658 году была окончена великолепная картина «Поклонение волхвов» (Бекингемский дворец). Она отдалась ему и зачала.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Перед нами супруги изображенные стоя, в роскошных костюмах.
Заказов становилось все меньше. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Никаких восточных тюрбанов, кривых сабель.
Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. «Еврейская невеста» – полотно, что принадлежит известной эпохи Барокко.
На изображение следует смотреть в фас. Они поселились в Филистимске. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Рембрандта неспроста часто называют «еврейским художником». Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
дома). И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Женщина, прикасаясь к руке мужчины, поддерживает этот жест. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. В этом микрокосмосе макрокосмос узнает свои законы.
Подобным вкусам Рембрандт потакать не желал и даже потеряв своих заказчиков, старался не опускать рук. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Именно таким показал себя мастер в этом произведении искусства. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. Дер Ноор знал, обручалку иудейки носили именно так (и ныне ничего не изменилось). Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Постепенно внешний пафос уступает место внутренней одухотворенности («Давид играющий на арфе перед Саулом», около 1657 г., Гаага, Мауритсхюйс «Аман, Ахасвер и Эсфирь», 1660, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина). Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Именно в этот период счастливой семейной жизни появились самые знаменитые полотна – популярность художника росла и казалось, что счастью не будет конца. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Избавившись от обязанности соблюдать перспективу, выбросив за борт весь балласт и устаревшие правила, дорогие сердцу тех, кто, подобно Лерессу, углублял «непреходящие законы своего искусства», он держит реальность на кончике кисти, в чудесном сочетании вспышек света.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Но едва ли не самое удивительное в этом полотне – это живопись мастера, то, как он творит краской. На этой картине изображен элегантный и сдержанный доктор, вскрывающий труп. Будь то в «Аристотеле», «Юноне» или же в изображении четы с картины «Еврейская невеста», над которой он теперь работал, он всегда любил выдумывать одежды, предназначенные скорее для театральной сцены и прекрасно подходящие к пространству его картин. После «Сотворения Адама» написанного Микеланджело, это есть самый цитируемый в истории живописи жест. Свадебная одежда молодожёнов накрепко связана со страной проживания.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Нет, стена ткани, на которой выделяются складки и ровные участки. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. И он достиг своей цели. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Барокко.
Новобрачные поселились на собственной квартире. Рембрандт неоднократно писал портреты и делал портретные эскизы евреев («Голова молодого еврея», 1647–48, Берлин, Государственный музей «Сидящий старый еврей», 1653–54, там же «Старик в кресле», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображал сцены из еврейской жизни (так называемая «Еврейская невеста», 1663–65, Амстердам, Государственный музей — вероятно, библейский сюжет офорт «Синагога», 1648). Библия.
Уверенно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. В Петербургском Эрмитаже можно видеть его «Возвращение блудного сына» в музее Амстердама находится не совсем понятная, загадочная картина, почему-то названная «Еврейская невеста» изображающая молодую женщину в роскошном уборе она, видимо, ожидает приближающегося к ней пожилого мужчину. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил.
Все это сочетается с написанным вслед за «Еврейской невестой» «Семейным портретом» изображающим Магдалену вдовой после смерти Титуса, с выражением бесконечной грусти на лице и с новорожденным ребенком на руках, которого Титусу не довелось увидеть. Рембрандт неоднократно обращался к старозаветным сюжетам, чтосоответствовало духу голландского «золотого века». Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Сюжет взят из Нового Завета. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Они темные. Мир плоский, он не толще человеческого тела. Кассель. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Краски лежат на холсте густыми мазками.
В 1б49 г. он принял в семью любимую женщину — служанку Хендрикьё Стоффелс. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В них вы видите печаль.
Кто же они. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Встретив среди полей три дерева, художник делает их «героями» одноимённого офорта (вид гравюры).
Здесь видны особенности обоих стилей. В то же время он написал картину, получившую впоследствии название «Еврейская невеста». Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Название странное, ведь на полотне изображена супружеская чета, причем женщина беременна.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Два лица и четыре руки.
XVII в. Рембрандт особенно увлёкся пейзажем. Картинная галерея. Кончилась многострадальная одиссея гениального художника: 58 лет от роду он мог начать новую жизнь.
Патриарх хочет перед смертью благословить своих внуков. на долю Рембрандта выпало немало испытаний. Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал обед и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой (пища самого бедного класса в Голландии).
Колорит сам по себе – целая поэма в красках. Тихая, почти веселая улыбка освещает его лицо.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». В 1656 году Рембрандт написал для той же хирургической аудитории, для которой почти четверть века тому назад он создал свой бессмертный «Урок анатомии», коллективный портрет профессора Яна Деймана и восьми докторов, его слушателей. В выражении лиц четы нет ничего торжествующего. Кроме того, первоначально картина называлась «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока».
А главное, вернулось его пристрастие к длинным тяжелым платьям Возрождения, одеждам, дорогим сердцу Рафаэля, Мемлинга, Кранаха, в которых шитье и самоцветы, жемчуг на обнаженном теле подчеркивали нежность кожи. Он писал не только в стандартном стиле, но и иногда был творцом, поэтом, что сочиняет. Значимостью наделено лишь одно: красочная масса – его стихия. У каждого свой символ. Но через некоторое время, царь раскусил их и всё понял.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности. Этот мягкий, несколько тусклый колорит чрезвычайно гармонирует с сюжетом картины «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа».
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Кто они — неизвестно. Рембрандт не мог и не желал потакать подобным вкусам. Наверное, это всего лишь ссылки на дорогие ему произведения, в которых он находил формы, позволявшие ему строить собственные объемы из цветового материала: золоченый шнур, спадающий с плеча на каскад шелка, огромное щупальце, откуда появится рука мужчины и мягко ляжет на грудь женщины.
Чтение молитвы проходит под хупой (полотно из шёлка или бархата, натянутое на четырёх столбах). Через сильный страх выдались как родные брат и сестра. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Благородное лицо мужчины написано широкими и смелыми взмахами кисти отделка правой руки по своей тщательности может сравниться разве что с руками «Джоконды» Леонардо да Винчи. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Но, без сомнения, первый шаг к сближению был сделан не со стороны Рембрандта. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
После этого обеспечил им собственную защиту. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Нет сомнения, что в лице ребенка играющего на коленях молодой дамы, заметно разительное сходство с чертами автора картины но мужчина вовсе не похож на Рембрандта. По-видимому, это эскизная работа. В 1668 году Титюс сочетается браком с Магдаленой ван Лоо —ее лицо мы, возможно, видим на портрете женщины с алой гвоздикой и, конечно, на написанном вслед за «Еврейской невестой» «Семейном портрете». Мужчина держит только что снятые перчатки, женщина – веер из страусовых перьев. 175, 5 x 210, 5 см. Но их усилия оказались тщетными.
В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная, риторическая — живопись с обилием натуралистических деталей («Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне, Институт Шределя) при этом художник придерживается традиционных сюжетов и иконографии. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Встал и пошел к отцу своему. И своими красками он вводит их в Легенду – Легенду, принадлежащую ему одному. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Обручальное кольцо по еврейской традиции отличается очень простым дизайном — отсутствием лишних деталей, насечек, камней. Рембрандт стал его последним протеже. Дела Рембрандта шли плохо. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В руках у Корнелии корзина цветов и листьев, Франсуа ван Бейлерт держит красную гвоздику, а серьги вдовы странным образом напоминают те, что были на «Еврейской невесте». Это показывает, что обе картины («Еврейская невеста» и «Семейный портрет») повествуют о двух сторонах одной истории: счастливом времени свадьбы сына и тяжелом испытании вдовства невестки. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Оснований для этого немало. Рембрандт сделал их одного размера: из одной картины в другую он продолжает свой рассказ. Как после «Ночного дозора» Рембрандт потерял свою кроткую жену, так вскоре после окончания «Портрета синдиков» он лишился своей скромной, но верной подруги (1662 год).
Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на фоне темной деревянной обшивки стены. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Название «Еврейская невеста» подало идею историкам, которые, порывшись в архивах, обнаружили там упоминание о двух молодых людях из еврейской общины Амстердама, Мигуэле де Барриосе и Абигаль де Пина, сочетавшихся браком в 1668 году и, возможно, заказавших свой парный портрет у Рембрандта.
Красивый головной убор скрывает тёмные волосы невесты причёсанные на пробор (теоретически, согласно постулатам иудаики, они вот-вот будут острижены). Смерть Рембрандта была очень печальной. Вот только не у всех хватало денег на данный атрибут. Но это всего лишь намёк. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Картина «Еврейская невеста» является конечным и лучшим пунктом в развитии Рембрандта и в его попытке объединить всеобщее и что-то особенное. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Тела под одеждами не видны. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Подле нее поместились Корнелия и Франсуа ван Бейлерт, крестный ее дочери, явившийся со своим юным сыном, тоже Франсуа, который позднее женится на маленькой Тиции. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. До сегодняшнего дня остается загадкой, кто изображен на картине Рембрандта «Еврейская невеста» (ок. Амстердам.
Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Автопортрет. 1661. Богатое событиями прошлое героя отразилось в его чертах.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Вероятно, эти обстоятельства определили не только интерес Рембрандта к Ветхому завету и доскональное знание составляющих его книг, но и симпатии художника к еврейскому народу. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. На обоих лицах ни тени улыбки.
Понемногу в уединенное жилище художника пришло довольство он жил скромно, но не бедно. Пальцы касаются друг друга. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Одолженное на бракосочетание дорогое кольцо (после проведения обряда) возвращали общине. Они желали иметь парный портрет.
Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь исполненная постоянного труда и строгой экономии. Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. В 1635 – 1640 –х гг. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Покрытая голова у женщин (шаль, накидка) символизирует скромность и берёт начало в той части Торы, которая у христиан именуется «Ветхим заветом». Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Среди прочих он обессмертил неизвестного пожилого человека («Старик в красном», 1652— 1654 гг. ). Дело дошло до реликвий, которые необходимо спасти. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Он увидел ее в повседневной амстердамской жизни. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. И вот теперь Магдалена в объятиях его сына. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Новый завет) и считало Иисуса смертным сыном Божьим некоторые религиозные воззрения социниан были ближе к иудаизму, чем к христианству.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Попутно расскажу о некоторых тонкостях еврейского обряда бракосочетания. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Потерявший заказчиков, оказавшийся на грани разорения, мастер не опускал рук.
Да и украшена она бывает (в торжественный день при нескромных возможностях)не только цветочками. 1657-м годом помечен первый из них.
Небогатый жених взамен покупал, теперь уже жене, гладкое колечко из дешёвого металла. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Однако в ней заметна его тревога.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Здесь и речи нет о пышном генеалогическом древе, о портретах настоящих семейств. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Написанные годом позже «Иаков борется с ангелом» и «Моисей разбивает скрижали закона» (Берлинский музей) ясно доказывают, что ни время, ни несчастья не отняли у кисти бессмертного творца этих картин умения создавать световые эффекты и широкий взмах ее.
Своей «Данаей», «Вирсавией», «Молодой женщиной, купающейся в ручье» он доказал, что любит писать обнаженное тело в полумраке спальни, в сумерках дворцового дворика, в свете вольного воздуха. Какое воспоминание о покрытых сусальным золотом заалтарных композициях пробудилось в нем. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
На картине «Ночной дозор» фигуры заслоняют друг друга, гвардейцы идут не в ногу, а их согнутые колени создают особый ритм, который сейчас называют «живописным беспорядком». «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В этом документе встречается интересная статья, по которой Рембрандту предоставляется право жить у ведущих дело, «не платя им за пищу и квартиру и стараясь быть им полезным». Всякий другой сделал бы из этого сюжета самый банальный, скучный, ординарный портрет.
Женщина одета в красное, мужчина – в золотое. Так из равнины можно наблюдать зарождение горы. В 40-е гг. Легкое прикосновение. Портреты таких людей всегда выходили у него великолепно.
1669 год. Зато прекрасно вписались в тему её весьма заметные украшения. «Еврейская невеста» предоставила ему случай объединить союз Титуса и Магдалены с формами и красками, которые, по его мнению, наилучшим образом выражали его мысли о человеческой любви. Она помогала отцу наглядно демонстрировать иудейские обычаи.
Из-за темного фона решили, что действие происходит ночью (хотя оригинальный фон был светлым) и назвали работу «Ночной дозор». Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. В действительности прелесть юной Ханны не пострадала.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Таким образом, произведение становится неоднозначным. Освещение у Рембрандта подчиняется единственной логике: логике картины. Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. А золотое обручальное кольцо на еврейской свадьбе – вещь обязательная.
По одной из версий, представленная здесь картина была написана и преподнесена в качестве свадебного подарка кому-то из новых соседей мастера, обитателей того же еврейского квартала — в таком случае, название произведения хоть как-то оправдывает себя. Кстати, большинство голландских живописцев, современников Рембрандта, являлись приверженцами совершенно гладкой фактуры, «грубая» же, рельефная фактура живописи Рембрандта долгое время считалась проявление примитивной техники, характерной более для ремесленников, чем для художников. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Холст, масло. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. В 1634 г. Рембрандт женился на юной Саскии ван Эйленбюрх. Здесь правит вера, чем «целее» кольцо, тем целостнее семья. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Среди чернильных набросков, находящихся в частном собрании в США, есть один, выполненный в 1655 году, почти за десять лет до «Еврейской невесты», под названием «Обнимающаяся пара». Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу: все они робеют перед зрелищем мертвеца и, внимательно сверяя увиденное с иллюстрацией в огромной книге, восхищаются познаниями лектора. Сын повёрнут к нам спиной. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Портрет сына Рембрандта Титуса за чтением (1656 г. ) — один из самых обаятельных юношеских образов в мировом искусстве. Художнику позировали родственники, соседи, случайные знакомые.
Там наулице Йоденбрестрат Рембрандт прожил многие годы, невдалеке от сефардской синагоги и дома, где позже поселится Барух Спиноза. : Портрет старика-еврея и Портрет старика в красном (ранее назывался Портрет старого еврея в красном). В 50-е гг. Рядом с ней возвышаются большие щиты металлического панциря темного золота. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Они стоят под пасмурным небом на невысоком холме посреди плоской равнины.
Потому как правильная еврейская невеста никогда не обнажает локти и ключицы. Поначалу иудеи проникли в живопись как библейские персонажи. Рембрандт ван Рейн с завидным постоянством представлял этот народ в качестве героев своих полотен.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Выбор наряда не случаен: Саския готовилась стать матерью.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Чувствуется, что у дверей мастерской их поджидают слуги с экипажем. Полотно изображено в необычной форме. Даже среди отдельно взятых рембрандтовских полотен, «еврейские невесты» идут вереницей.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Ее правая рука, держащая цветок, покоится на животе. Но, видимо, никакие рамки не могли остановить могучего полета гения Рембрандта даже покоряясь всевозможным указаниям, советам, требованиям богатых «суконщиков», он сумел сотворить создание единичное, цельное, перед которым еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки искусства.
Рембрандт присутствовал на крестинах сироты-внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь него Титией, а вскоре после этого печального торжества он похоронил свою молодую невестку. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Господня». Известно, что в Новом Иерусалиме (еврейский квартал Амстердама, где был дом Рембрандта) художником создано около 30 портретов евреев – пятая часть его портретного наследия.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Рисунка больше нет, фигуры уже не очерчиваются одной линией. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать и находил утешение в рисовании.
На самом деле «Еврейская невеста» отсылает нас к другому портрету супружеской четы, написанному более двух веков назад Яном ван Эйком. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Рембрандт отныне проявляет ту же независимость и в манере одевать своих персонажей. Таким образом он приобрел некоторую коммерческую опытность и навык.
Так что это не был брак по расчету. Черное, белое, но это роскошные черные и белые цвета в строгой композиции. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Время же доказало ошибочность подобного суждения.
Гора. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Итак, его творчество стало полностью интимным. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Это говорит о игре любовью и большим наслаждением от этого. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Но Рембрандт всегда обладал даром создавать произведения, которые становились знаменитыми под неожиданными названиями – «Ночной дозор», «Лист в сто флоринов», – не соответствовавшими сюжету в полной мере, несмотря на то что в изображении сбора ополченцев есть и свет и тень, а «Христос исцеляющий больных» был оценен в сто флоринов наверняка Рембрандта окружало гораздо больше евреев, чем других художников его времени, хотя и не один художник создал портрет того же самого раввина Менассеха бен Израэля. Хендрикье, уже совсем больная, завещала все свое имущество маленькой Корнелии, а после ее смерти – Титусу. Только нежность в движениях.
Это полотно одно из самых последних и загадочных художника Рембрандта. Сохранился чёрно-белый набросок «Еврейская свадьба» и несколько картин с интересующим нас названием «Еврейская невеста». Причём кольцом баловали только невесту, жениху этот символ брака не полагался. Абрахам Соломон (1825-1862) — английский художник еврейского происхождения.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Только в отличие от новобрачных других конфессий, они часто «неслабо» укомплектованы украшениями. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Их брак не был официально оформлен и обывателей раздражала эта «безнравственность». Красно-золотая чета стоит перед пилястром. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Без сомнений, решено, что это портрет, но кто на нём.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
И после ему часто случалось исполнять подобные поручения. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Рембрандт увидел их в юной мощи, людьми высшего круга, богатыми, уверенными в себе, обладающими той непринужденностью поведения, которую можно обрести лишь в детстве. С Титусом молодой отец не мог справиться и вот таким образом нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
После микеланджеловского«Сотворения Адама» это, пожалуй, самый цитируемый жест в истории живописи. Четыре руки, два лица. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Название картины было создано 1825 года Ван дер Ноором – амстердамским коллекционером. Не волнуйтесь, в общине всегда имелись специально изготовленные кольца. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
В 1665 году Титус ван Рейн подал в городской магистрат просьбу о признании его абсолютнолетним и полноправным гражданином города Амстердама. 1665 г. ). Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Более двухсот лет спустя, в сходном творении, Рембрандт изгнал все предметы.
Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося несчастному старцу все новые удары целый ряд несчастий отравил предсмертный год его жизни. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Рембрандт недолго оставался в «Императорской Короне». Торговля картинами продолжалась от имени Корнелии до самой смерти художника.
Дела шли все хуже. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Ничто не давит. Рембрандт также написал маслом портрет еврейского врача и поэта Эфраима Хизкияху Буэно (Бонуса умер в 1665 г. картина хранится в Амстердаме, Государственный музей) и сделал его офортный портрет (1647). Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Здесь Рембрандт облекает портрет в сказочный материал.
Свидетельница: тетка, Екатерина Тельниг». 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Еврейки обычно копировали головные уборы местных женщин.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Мигуэля де Барриос и его жена или может быть мастер Лутма со своей супругой. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Вероятно, шум и суета, всегда сопровождающие приезд и отъезд путешественников, постоянный наплыв все новых лиц бередили его сердечные раны и мешали ему сосредоточиться на работе. Нидерланды (Голландия). Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн.
Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Невеста у него «заказная», английская. Две руки соприкасаются, ладони их раскрыты. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Но долгое время она висела возле камина и покрылась копотью. По одной из версий, эта картина была написана и преподнесена в качестве свадебного подарка семье, проживающей по соседству с Рембрандтом.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Платье женщины струится длинным шлейфом на землю. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Но сломить меня вы не могли. Правда, Титус выглядит намного старше своих лет (во время написания «Еврейской невесты» ему было всего около двадцати четырех лет), но это, очевидно, было следствием его болезни, ставшей причиной смерти единственного сына художника в 1668 году.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Он показал эту пару доверчивой и робкой, решительной и сознающей свою хрупкость. Более того, этот симбиоз воплощает стремление Рембрандта объединить личное и всеобщее. Вблизи взгляд следует снизу вверх вдоль красной стены изрытой желобами и выступами. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства».
Живой живописный материал отныне заменяет ему обладание. Общее для обоих произведений – тишина и серьезность на лицах. Но надолго ли. Постановка фигур поразительна по своей правильности и целесообразности. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник.
Привычное название картина обрела в 1825 году (через 156 лет после смерти Рембрандта), когда амстердамский коллекционер Ван дер Ноор решил: на полотне изображён отец, одаривающий дочь-еврейку ожерельем по случаю свадьбы. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Религиозная невеста обязательно закрывает лицо вуалью. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки.
Чета облечена в краски, выделяющие ее силуэт. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Это не означает, что Рембрандт побаивается наготы.
Его поведение не могло не внушать уважения к нему вскоре вокруг него собрался кружок друзей: Сикс, Франсен, богатый торговец произведениями искусства, Зоммер, собиратель эстампов, называвший художника своим «специальным другом», были его постоянными посетителями. Картины, написанные в 1656 году. – Переселение на новую квартиру. – Труд и экономия. – Торговля картинами, основанная Титусом и Хендрикье. – «Поклонение волхвов». – Возвращение друзей. – Последний коллективный портрет. – Гравюра с изображением Коппенола. – Характеристика трех коллективных портретов. – Болезнь и смерть Хендрикье. – Ее духовное завещание. – «Возвращение блудного сына» и «Еврейская невеста». – Фамильный портрет будто бы семьи Рембрандта. – Уплата долгов и признание Титуса абсолютнолетним. – Женитьба Титуса. – Два портрета. – Стихотворение де Деккера. – «Бичевание Христа» и последний автопортрет. – Смерть Рембрандта. – Вдова и сироты. – Памятники. А что же случилось с Гертье Диркс. Пятидесятые годы становятся для Рембрандта годами испытаний.
Картина «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг. ) завершает творческий путь Рембрандта.