Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура. В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» был причислен к Парижской академии художеств.
Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.
Это ее самое лучшее произведение. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. мЕНХБОБ. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». «Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. Мне кажется, что когда человек из плоти, он не должен думать, что другие из мрамора. Французский скульптор. Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться.
На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. С 1773 года в отливке и установке памятника принимает участие архитектор Ю. М. Фельтен. Позже издается пятитомный труд Пьера Левеска по истории России.
Он восхищается Бернини, но некоторые его произведения резко осуждает. ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. тПДЙМУС Ч рБТЙЦЕ 1 ДЕЛБВТС 1716 Ч УЕНШЕ УФПМСТБ.
В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см. На открытие его даже не пригласили. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга.
На открытии не было только самого создателя этого памятника. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Его силуэт чётко вырисовывается со всех сторон. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Партер, расстилавшийся перед замком, был украшен трельяжами.
Его силуэт четко вырисовывается со всех сторон. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур.
Многие смеялись над задумкой Фальконе. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался.
В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур. Отказавшись от общепринятой геометрической формы, он задумал его в виде гранитной скалы, составленной из отдельных каменных глыб, хорошо скрепленных, но, следуя совету военного инженера Карбюри Ласкари, решил высечь ее из монолита. Аллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. Поэтический миф вдохновлял многих художников и музыкантовXVIIIвека. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Произведения1750-60-х годов. У него блестящая память.
Россия, в которой совершались огромные перемены, вышла на мировую арену и зажила общей жизнью с европейскими народами уже со времени ПетраI. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину. Фальконе достиг славы еще при жизни, но не легко и не быстро. Этот момент и взял за основу Фальконе. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать — дочерью сапожника. Роха. Сначала создавалась так называемая Малая копия с ее принципиально важным для Фальконе решением – Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей. пО ЙУРПМОЙМ ВПМШЫПЕ ЮЙУМП БММЕЗПТЙЮЕУЛЙИ Й НЙЖПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЖЙЗХТ, УПИТБОЙЧЫЙИУС Ч ЗЙРУПЧПН Й НТБНПТОПН МЙВП Ч ПДОПН МЙЫШ НТБНПТОПН ЧБТЙБОФЕ (бММЕЗПТЙС НХЪЩЛЙ, 1752 бНХТ, 1757 лХРБМШЭЙГБ, 1757 рЙЗНБМЙПО, 1763 ОБДЗТПВОБС УФБФХС оЕЦОБС ЗТХУФШ, 1763 ЧУЕ ТБВПФЩ – мХЧТ ЙМЙ ьТНЙФБЦ МЙВП – Ч ЧБТЙБОФБИ – Ч ПВПЙИ НХЪЕСИ). йУФПТЙЮЕУЛБС ЛПММЙЪЙС ЗЕОЙБМШОП РЕТЕДБОБ РМБУФЙЮЕУЛЙНЙ ЛПОФТБУФБНЙ Й УПЪЧХЮЙСНЙ ЖЙЗХТ ГБТС-ТЕЖПТНБФПТБ (ЮШС ЗТПЪОБС ЗПМПЧБ ВЩМБ УНПДЕМЙТПЧБОБ лПММП), ЕЗП ЛПОС Й ЗТБОЙФОПК УЛБМЩ, УМХЦБЭЕК ЙН РПУФБНЕОФПН.
Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Всепоглощающая жажда знаний заставляла его много и упорно работать. В ожидании отливки статуи Фальконе взялся за подготовку постамента.
Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре). Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский».
С неиссякаемой энергией Фальконе трудился над изготовлением утраченной формы. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Родители назвали его Этьен Морис.
Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». Но если Вы выступаете как официальный раздатчик идей, то Вы будете только смешны. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть.
Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Учителем и близким другом Этьена был Жан Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев.
По легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась бронза и только благодаря стараниям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника. 17). рПДРЙУБЧ ЛПОФТБЛФ У ЛОСЪЕН б. д.
Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. Это было закономерным явлением вXVIIIвеке. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Ценой неимоверных усилий Фальконе овладел обширными знаниями. Любимым автором его был Пьер Бейль, один из первых просветителей — атеистов.
Екатерина смотрела с балкона сената. Одежда ниспадает мягкими складками, придавая группе внешнюю нарядность. Двадцати лет от роду он был еще малограмотным. Статуи располагались с учетом постепенного нарастания эмоционального воздействия.
Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе.
Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Генваря, 20. Его отец был простым столяром.
Вся тяжесть перевозки монолита легла на плечи сотен крепостных крестьян. По существующей традиции первое имя было именем его крестного, второе — родного отца. «Монумент мой будет прост. Кстати, установили Петра на Сенатской площади.
Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. Ваша чувствительность создает преувеличение.
Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». озэозлощждщзжолощощОбразы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. В "размышлениях о скульптуре" он писал: "Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне". Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. 4).
Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Те же черты классицизма мы видим в его группе Пигмалион и Галатея (илл. Памятник открыли 7 августа 1782 года — в столетний юбилей воцарения Петра.
Торжество завершилось парадом. ч 1734-1744 ПВХЮБМУС Ч НБУФЕТУЛПК УЛХМШРФПТБ ц. в. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Эти выставки, так называемые Салоны, обычно открывались 25 августа — в день св. Фальконе изображает момент трагической гибели атлета.
Свою мечту он воплотил в мраморе. ч ФЕ ЦЕ ЗПДЩ жБМШЛПОЕ УПЪДБМ НОПЗП ЙЪЩУЛБООЩИ НПДЕМЕК ДМС УЕЧТУЛЙИ УФБФХЬФПЛ ЙЪ ВЙУЛЧЙФБ, ЮБУФП РПЧФПТСАЭЙИ Ч НБМПН НБУЫФБВЕ ЕЗП ВПМШЫЙЕ ТБВПФЩ (бНХТ, лХРБМШЭЙГБ, ЗТХРРЩ ОБ УАЦЕФЩ уЛБЪПЛ ц. мБЖПОФЕОБ Й Ф. Д. ).
В 1778 году в своем последнем письме к ЕкатеринеIIФальконе докладывал об окончании работ. ЕкатеринаII, увлеченная оригинальностью и масштабами этого проекта, приказала немедленно приступить к его выполнению. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя.
Лучше символа не найти. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Вы сумели сделать в жизни и прелестную идиллию и отрывок великой эпической поэмы». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.
Восприятие искусства у Фальконе было очень своеобразным. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа.
23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади. И вообще больше он в России не был. лПММП. Он задумал его в виде гранитной скалы. Родился будущий скульптор 1 декабря 1716 года.
Вот таким образом работа не могла его увлечь. Вариантов было несколько. Однако маркиза умирает. Вы верите легко злу. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей.
С резкой критикой аристократического искусства выступает Дени Дидро. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Пигмалион – это кипрский античный скульптор. Огромный диапазон таланта Фальконе позволил ему одновременно работать в церкви св.
Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Он пишет: Если я вам скажу, что более удобно и более верно изучать произведение искусства по слепку, чем по мрамору, я вас очень удивлю. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св.
чЩУФХРБМ Й ЛБЛ ФЕПТЕФЙЛ ЙУЛХУУФЧБ, ЪБЮЙФБЧ Ч 1760 Ч РБТЙЦУЛПК лПТПМЕЧУЛПК БЛБДЕНЙЙ УЧПЙ тБЪНЩЫМЕОЙС П УЛХМШРФХТЕ, ЛПФПТЩЕ ЧЩЫМЙ ПФДЕМШОЩН ЙЪДБОЙЕН Ч бНУФЕТДБНЕ (1761). В этих и других книгах большое внимание было уделено личности и исторической роли ПетраI. статуе «Зима».
В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», . В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию.
Колло мечтала о работе над портретом императрицы. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). В детстве занимался резьбой по дереву. В этот период русским послом в Париже был князь Д. А. Голицын.
Она предназначалась, как и статуя Поэзия работы Ламбера Сижисбера Адана, для украшения замка Бельвю (что означает прекрасный вид), расположенного на холме в живописной местности на полпути между Парижем и Версалем. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешёл к изучению деталей. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.
Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. Это был так называемый Гром — камень (илл. Скрытый источник дневного света усиливал эмоциональное воздействие этой сцены. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт.
Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя, как сам писал в письме к Дидро: «Мой монумент будет прост. вЕТОЙОЙ Й р. рАЦЕ. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. 1 ноября 1777 года была безупречно отлита недостающая часть памятника. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице.
Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см.
В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — Гром-камень. Почему именно он. Всадник на своенравном коне.
Придворные интриги, зависть и недоброжелательное отношение Бецкого затрудняли жизнь. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше. Скульптор расплакался. Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Он критикует Микеланджело, но воздает должное его гению. Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». Милон всей тяжестью тела придавил свободную руку, другая осталась защемленной. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. ч ДЕФУФЧЕ ЪБОЙНБМУС ТЕЪШВПК РП ДЕТЕЧХ. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов).
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем». На фоне зелени выделялись мраморные статуи. У подножия колонны — щит и рог изобилия. Для выполнения ее в мраморе скульптору была предоставлена мастерская в Лувре. Многие мастера отказались от подобной затеи.
Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции.
Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения. зПМЙГЩОЩН (ДЕКУФЧПЧБЧЫЙН ПФ ЙНЕОЙ еЛБФЕТЙОЩ II), НБУФЕТ РТЙВЩМ Ч 1766 Ч рЕФЕТВХТЗ ЧНЕУФЕ УП УЧПЕК ХЮЕОЙГЕК н. б. Свои теоретические положения скульптор претворял в создаваемых им образах. Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Он колоссален, но лёгок, он мощён и грациозен, его голова полна ума и жизни. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях).
К моменту отъезда в Россию в мастерской у Фальконе находились в работе четыре больших статуи: Св. Здесь он делал первые шаги к искусству. 1770.
Губерта. Фальконе было уже пятьдесят лет. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Роха. Такова его статуя Нежная грусть (илл. Балет Пигмалион и Галатея (музыка Рамо) был поставлен впервые в 1748 году.
В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Так узнайте, что художник является творцом своего произведения Давайте ему советы, он их выслушивает потому, что в самой умной голове всегда достаточно места, чтобы поместить заблуждение. Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Глыба весила 1600 тонн, от деревни Конная Лахта до берега Финского залива ее тащили по специально сооруженным рельсам чуть ли не год.
В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента. Известные художники Шарден, Карл Ванлоо, Удри были приглашены для украшения дворца. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Почему француз иностранец.
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Напавший зверь опрокинул его на землю. С 1750 года они устраивались каждые два года. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Медный всадник (1766-1778). Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон.
На эту же тему Жан — Жаком Руссо была написана комическая опера. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Скульптор расплакался. Он был не только скульптором, но и теоретиком искусства.
Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. – Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. Это, однако, правда.
Людовика — и экспонировались в течение месяца. В Петербург Пьер Этьен прибыл из Англии, где учился у Рейнольдса. И этому он научился почти самоучкой. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Сведения о молодости Фальконе очень скупы.
Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Я не видел Рима, — пишет он в своих замечаниях о статуе Марка Аврелия, — и я огорчен этим.
Пень защемил руку и в этот момент на Милона набросился лев. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания. Удивительная судьба у Фальконе.
Императрица начала холодеть к французу. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Образ законодателя и преобразователя, умного и грозного властелина, увлек и Фальконе. Этьен Морис Фальконе (1716—1791) был выходцем из парижской бедноты. Однако Фальконе придумал ранее не применявшуюся технологию: отлить переднюю часть статуи с более тонкими стенками. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Девы в парижской церкви св. По своей композиции эта скульптура напоминает надуманную театральную сцену. Гром-камень обработали до нужных размеров и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая лета 1782. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана.
В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена. Прославлением Короля — Солнца, как называли ЛюдовикаXIVльстецы, утверждалось могущество и незыблемость монархии. Когда восхищенный ваятель поцеловал статую, богиня совершила чудо.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский».
А. С. Пушкина. Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, несколько недель длилась перевозка, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Перед скульптором стояла сложная задача. Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником. Ее судьба была тесно связана с жизнью семьи Фальконе.
Работа над моделью заняла полтора года. 16), получивший такое наименование изза ударившей в него молнии.
Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Позвольте мне высказать жёсткую истину. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Декоративное искусство утрачивает прежнюю монументальность. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы.
Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Доставка этой стотысячепудовой глыбы на Сенатскую площадь была сопряжена с большими трудностями (илл. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Вообще совпадений, почти мистических, очень много.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей.
Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Причем не такой уж выдающийся.
Генваря, 20. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Они излагаются в статьях о выставках и об отдельных художественных произведениях. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра.
Оба творения редкого совершенства, но потому-то, казалось бы, должны исключать друг друга. Еще в Париже скульптор сделал эскиз памятника из воска. В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу». Вокруг памятника выстроились войска, на Неве стояли военные суда.
По заказам из России он создает и ряд других портретов. хНЕТ жБМШЛПОЕ Ч рБТЙЦЕ 24 СОЧБТС 1791. За эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве назначенного. Простота и естественность, столь характерные для произведений Фальконе, здесь отсутствуют. Он отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур.
Скульптор сразу же откликнулся на это предложение, так как давно мечтал о создании монумента, в котором можно воплотить большие идеи и чувства, соответствующие его устремлениям, полностью проявить свою творческую индивидуальность. Так продолжалось по несколько часов в день. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг.
Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор.
Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Смейтесь над глупцами и идите своей дорогой, — отвечала ему императрица. Офицер снизу руководил ими. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет.
Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик.
Она четко вырисовывалась на фоне росписи — синего неба с облаками. По расчетам скульптора для устойчивого положения бронзового изваяния на постаменте нужно было очень точно соблюсти толщину отливки, которая нигде не должна была превышать две линии, т. е. примерно четыре с половиной сантиметра. Князь Д. А. Голицын в письме к Мариньи интересуется его мнением об этом эскизе. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе.
Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. Кто не видит, как циркулирует кровь в жилах Милона Версальского. Еще будучи в Париже, Колло выполнила скульптурные портреты Дидро и Голицына. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Работы для церкви св. Под копытами коня Фальконе поместил змею.
В настоящее время она украшает залы французского искусства. Злой человек перессорил бы Вас со всей столицей. Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи.
В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. По сигналу были сброшены полотняные завесы. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить.
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. Ружейная и артиллерийская стрельба, ликующие крики слились в сплошной гул.
В центре обширной площади, над притихшей толпой поднялся Гигант на бронзовом коне (илл. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Спектакль повторялся неоднократно вплоть до 60–х годов. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура.
Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ. Он не был новичком в этом деле, освоив его еще в мастерской своего учителя Лемуана в Париже и тем не менее сделал пробные отливки Амура и Мальчика, вынимающего занозу. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры.
чЩУФХРЙМ Й Ч УЖЕТЕ НПОХНЕОФБМШОП-ДЕЛПТБФЙЧОПК РМБУФЙЛЙ, ПЖПТНЙЧ УЧПЙНЙ РТПЙЪЧЕДЕОЙСНЙ РБТЙЦУЛХА ГЕТЛПЧШ уЕО-тПЛ (ДП 1765 ЙЪ ОЙИ ДП ОБУ ДПЫМБ МЙЫШ НТБНПТОБС ЖЙЗХТБ иТЙУФБ ЙЪ УГЕОЩ нПМЕОЙС П ЮБЫЕ). Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло).
Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. Изменилась тематика произведений. Скульптор почувствовал, как под его поцелуем мраморная Галатея стала оживать. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру изготовлявшему болванки для париков. Да и возможно ли предполагать, что этот поразительный образ умещается рядом с деликатным изображением Пигмалиона.
В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. Роха, врач Камил Фальконе. «Истина природы сохранила всю чистоту свою но гений Ваш слил с нею блеск всё увеличивающей и изумляющей поэзии. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.
Человек, обуздавший стихию. Нужно было поднять его из болота на выровненную и подготовленную дорогу. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор. Среди произведений, созданных лучшими мастерами того времени, должна была находиться и статуя Музыка. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой.
Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. В начале 1768 года скульптор приступил к работе над моделью памятника Петру I в величину будущей статуи. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Бароном Билинштейном в сенат была также представлена записка, в которой он предлагал на выбор пять мест в городе для установки монумента ПетруI: площади перед Зимним дворцом и перед главным фасадом Адмиралтейства, между Зимним дворцом и боковым фасадом Адмиралтейства, на участке между зданиями сената и Адмиралтейства и, наконец, на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий.
йЪПВТБЪЙЧ ЙНРЕТБФПТБ, ЛПФПТЩК, – ЛБЛ РЙУБМ жБМШЛПОЕ Ч РЙУШНЕ д. дЙДТП (1777), – РТПУФЕТ УЧПА ВМБЗПДЕФЕМШОХА ДЕУОЙГХ ОБД ПВЯЕЪЦБЕНПА ЙН УФТБОПК, ИХДПЦОЙЛ УХНЕМ ПВПКФЙУШ ВЕЪ УМЙЫЛПН УМПЦОЩИ ЬНВМЕН, БММЕЗПТЙК Й ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЖЙЗХТ. нЕДОЩК ЧУБДОЙЛ жБМШЛПОЕ ьФШЕО нПТЙУ (Falconet, tienne Maurice) (1716-1791), ИХДПЦОЙЛ Й ФЕПТЕФЙЛ ЙУЛХУУФЧБ, ЧЩДБАЭЙКУС НБУФЕТ ЖТБОГХЪУЛПК УЛХМШРФХТЩ ЧЕЛБ рТПУЧЕЭЕОЙС, БЧФПТ ЪОБНЕОЙФПЗП нЕДОПЗП ЧУБДОЙЛБ. Моление о чаше— это единственная фигура, которая сохранилась от всего ансамбля. Прибавьте к этому, что нет человека более ревнивого к признанию его современниками и более равнодушного к признанию его потомством он доводит эту философию до непостижимой степени и сто раз мне говорил, что гроша не даст за то, чтобы закрепить вечное существование за самой превосходной из своих статуй» Этьен Морис Фальконе родился в Париже в семье столяра.
Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Способ перевозки был разработан Карбюри Ласкари. Фальконе был человеком очень дотошным. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Они работали по сигналу барабанов, дробь на которых отбивали барабанщики на вершине скалы. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил.
Это было не только почётное звание — оно давало определённые привилегии: право на королевские заказы, на получение ежегодной пенсии и бесплатной мастерской в Лувре, а также — на звание дворянина. Успех, который имело это произведение в Салоне 1763 года, был настоящим триумфом Фальконе. Готовясь к ней, скульптор тщательно изучил техническую литературу, присланную Дидро. Чтобы спустить ее на судно, баржу пришлось затопить, а по завершении успешной операции откачать воду. Он предполагал, что Фальконе будет только простым исполнителем его идей. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
В дальнейшем под руководством своего учителя она сделала большие успехи. Еще перед отъездом в Санкт — Петербург у него созрело представление о будущем монументе. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый.
йУРЩФБМ ЧМЙСОЙЕ дЦ. -м. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». При этом мастер должен был постоянно учитывать вкусы и пожелания мадам Помпадур, опекавшей знаменитую мануфактуру. Кажется, что из открытого рта вырываются крики боли, ужаса, бессильной ярости. Он прекрасно понимал, что истинное искусство не может остановиться в своем развитии, что только подлинная природа во всем многообразии может служить неисчерпаемым источником вдохновения и не считал античную классику пределом совершенства. Многие критиковали памятник резко и порой недоброжелательно.
Тоже символичное совпадение. 1770. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Они объединили вокруг себя все передовые силы страны.
Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Она подкупает своей жизненностью и непосредственностью. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Амвросия, которую взялся закончить учитель Фальконе, Лемуан.
Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его. Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П. И. О ней пишет Вольтер в своей Истории России при Петре Великом, над которой он работал семь лет. Интерес к России, стране своеобразной, возникает во Франции с началаXVIIIвека.
хФПНМЕООЩК ЛПОЖМЙЛФБНЙ У РТЕЪЙДЕОФПН бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ й. й. вЕГЛЙН, жБМШЛПОЕ, ОЕ ДПЦДБЧЫЙУШ ПФЛТЩФЙС РБНСФОЙЛБ (ЛПФПТПЕ УПУФПСМПУШ Ч 1782), ХЕИБМ Ч 1778 Ч бНУФЕТДБН, Б ЪБФЕН ОБ ТПДЙОХ. Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. модель группы. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. 11). Каждый из четырнадцати воротов приводили в движение тридцать два человека. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе.
Фальконе решительно отверг этот проект. Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж.
Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. В живописи доминируют притушенные нежные тона. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
ъДЕУШ ПО УПЪДБМ ЗМБЧОЩК УЧПК ЫЕДЕЧТ – РБНСФОЙЛ рЕФТХ I ОБ уЕОБФУЛПК РМПЭБДЙ (ОЩОЕ РМПЭБДШ дЕЛБВТЙУФПЧ). «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. 18). Я обещаю Вам после своего возвращения большое восхищение перед Вашей статуей Зимы, которая, как говорят, чудесна, — пишет она ему в 1767 году, но весной 1770 года обещание еще не было выполнено.
Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу. Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр). Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. ч 1757-1766 ТХЛПЧПДЙМ УЛХМШРФХТОПК НБУФЕТУЛПК уЕЧТУЛПК НБОХЖБЛФХТЩ. В основе его творчества всегда лежало живое восприятие природы. Теории основоположников классицизма имели огромное влияние, но в то же время вызывали бурные протесты со стороны его противников. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра.
Прежнее покровительственное отношение сменилось безразличием и даже недоброжелательностью. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника.
Роха. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж).
Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. Острое чувство материала помогло скульптору выявить особые художественные свойства французского фарфора, так называемого бисквита и использовать в творчестве его богатые возможности. Этьен работал у дяди подмастерьем. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны.
Двенадцать лет, проведенных Фальконе в России, протекли в напряженной работе. Фальконе мастерски использовал возможности обогащения формы при помощи игры света и тени. Здесь же он опровергал слухи о недостаточной устойчивости коня. пишет Фальконе.
Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Роха и на Севрской мануфактуре, куда он поступил в 1757 году.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции.
Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений.
Там он занялся литературным трудом. Еще до приезда Фальконе Бецкой представил свой проект памятника ПетруI. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску.
Приближалось время отливки монумента. Такое отношение обижало и раздражало скульптора, ранило его самолюбие, что видно из его писем. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Поцеловав статую, скульптор оживил ее.
В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. При этом он подробно разбирал их достоинства и недостатки. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. Творческие пути художников весьма различны.
Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. уЧПКУФЧЕООЩК НБОЕТЕ рАЦЕ ОБРТСЦЕООЩК ДТБНБФЙЪН НХУЛХМШОЩИ ХУЙМЙК ПФМЙЮБЕФ Й РЕТЧХА ЪОБЮЙФЕМШОХА ТБВПФХ жБМШЛПОЕ – ЕЗП нЙМПОБ лТПФПОУЛПЗП (ЗЙРУПЧБС НПДЕМШ 1744 – Ч ьТНЙФБЦЕ, рЕФЕТВХТЗ НТБНПТ 1754 – Ч РБТЙЦУЛПН мХЧТЕ).
Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Во Франции он сейчас почти забыт.