В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. В этой технике Эрнст выполняет серию работ и в свет выходит его знаменитый альбом Естественная история.
Поскольку в Мюнхене не было кафедры теоретической физики, он начал посещать занятия математиков Людвига Зейделя и Густава Бауэра (Gustav Bauer), у которых, как он признавал позже, многому научился14. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Напротив, он предаётся занятиям, расцениваемым его профессорами пустыми из которых самое важное— живопись9».
Наконец, в последнем, четвёртом, сообщении Планк рассмотрел электрохимические процессы. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Работа с Русскими балетами спровоцировала негодование в кругу его единомышленников сюрреалистов, в особенности у Бретона, который устроил скандал на премьере балета. Тогда же он совершил поездку в Париж. Брак, впрочем, вскоре распался. (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
Перевод с английского Е. Г. В 1880 году Планк представил работу «Состояния равновесия изотропных тел при различных температурах» (Gleichgewichtszustnde isotroper Krper in verschiedenen Temperaturen) на соискание права работать преподавателем в университете (хабилитация) и получил место приват-доцента, которое занимал на протяжении пяти следующих лет. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид.
В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Он стал одним из инициаторов учреждения Чрезвычайной ассоциации немецкой науки (нем. Notgemeinschaft der deutschen Wissenschaft), созданной для привлечения финансов из различных источников и впоследствии активно участвовал в распределении средств, осуществлявшемся различными комиссиями этой организации. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel».
Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Впрочем, сам Аррениус критиковал планковский подход, поскольку считал важным наличие у частиц растворённого вещества электрического заряда, который никак не учитывался в чисто термодинамическом анализе немецкого физика. Поражение в войне и последующее падение монархии больно задели патриотические чувства Планка. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». В последней части объединены еще три дня недели.
Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. Однако Планку удалось сохранить за собой этот пост, одновременно начались поиски подходящего преемника. В статье «Новое статистическое определение энтропии» (Eine neue statistische Definition der Entropie, 1925) он дал общую формулировку статистического выражения для энтропии квантовых систем и применил её к случаям системы осцилляторов и одноатомного газа75. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. ) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Уже с весны 1915 года Планк высказывался против усиления ненависти между народами и за восстановление прежних международных связей, а в начале 1916 года передал через Лоренца открытое письмо коллегам из стран Антанты, в котором объявлял «Манифест 93-х» результатом всплеска патриотизма в первые недели войны, отказался защищать все действия немецких военных в ходе войны и писал, что «существуют области интеллектуальной и нравственной жизни, которые лежат за пределами борьбы наций» и в которых возможно плодотворное сотрудничество граждан разных стран. Излучение испускает смесь частот (в видимом диапазоне частота излучения соответствует цвету). Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Для Планка это событие стало поводом переоценить своё отношение к сыну, который не мог найти себя в жизни и не смог оправдать надежд, возлагавшихся на него отцом учёный с горечью писал по этому поводу: «Без войны я бы никогда не узнал его ценность, а сейчас, когда я знаю её, я должен потерять его». Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года.
Он показал, что при произвольных температуре и давлении в таких системах невозможно устойчивое равновесие: в первом случае одно агрегатное состояние переходит в другое, а во втором вещество полностью распадается или же, наоборот, все продукты диссоциации соединяются. После демобилизации Эрнст поселился в Кельне, где вместе Йоханнесом Теодором Бааргельдом он основывает группу дадаистов.
Владение стало известно как Холм Козерога. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода. Тем периодом датируется картина «Встреча друзей» (фр.
В конце концов Гала досталась Полю, они вернулись в Париж в сентябре. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением.
Оттянулись, в общем. Под «естественным процессом» Планк подразумевал необратимый процесс, в противоположность процессу обратимому или «нейтральному» отличительной особенностью естественного процесса является невозможность вернуть систему в исходное состояние без внесения изменений в окружающие систему тела. Лишь к середине 1920-х годов напряжение стало уменьшаться и в 1926 году, после принятия Германии в Лигу наций, немецкие и австрийские учёные получили приглашение присоединиться к Международному исследовательскому совету (предшественнику Международного совета по науке)45.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. Владение стало известно как Холм Козерога. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Тем не менее, желая смягчить ситуацию, Планк выступил с заявлением, в котором напомнил о значении работ Эйнштейна для развития физики, однако при этом выразил сожаление, что «Эйнштейн своим собственным политическим поведением сделал своё присутствие в академии невозможным».
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Все персонажи в картине Эрнста помечены цифирками (как это делалось на заказных групповых фотографиях в Германии в 1910-е годы), а слева и справа помещены списки изображенных. Богатая жестикуляция персонажей в картине Эрнста отчасти отражает эту склонность дадаистов к особым тайным знакам, есть здесь и воспоминания художника о языке глухонемых, знакомом ему с детства, так как его отец был учителем в школе для тех, кто страдал этим дефектом. Планк подписал опубликованный в октябре 1914 года «Манифест 93-х интеллектуалов», оправдывавший вступление Германии в войну впоследствии он сожалел об этом. В апреле того же года вышел посвященный художнику номер журнала «View».
Всё это время Планк надеялся получить место профессора в каком-нибудь университете. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Более того, такое определение энтропии, согласно Планку, можно связать с квантовыми закономерностями, а именно с фиксированной величиной ячейки фазового пространства, что позволяет однозначно вычислить вероятность термодинамического состояния (число микросостояний) и, следовательно, энтропию86. По словам историка Джона Хейльброна (англ. John L. Heilbron), «они открыто шли на уступки в малых вещах и не протестовали публично против великих несправедливостей»50 Первоочередной задачей для Планка и его коллег, оставшихся в Германии, стало сохранение науки в новых условиях, защита её от окончательного разрушения. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп.
Первые расхождения Планка с махизмом обнаружились уже в его книге «Принцип сохранения энергии» (1887). Среди прочего австрийский философ объявил атомизм формой религии, основанной, как и все религии, на предрассудках и невежестве167. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери).
По-настоящему свободно он чувствовал себя только среди людей своего круга берлинский пригород Груневальд, где учёный с семьёй жил в большом доме с обширным садом, был населён университетскими профессорами. В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Но коль скоро уж эти ловушки расставлены мастером, они могут оказаться для нас полезными в том смысле, что нередко помогают нам понять настоящего Макса Эрнста и его творчество. Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). Интерес к искусству и литературе сблизил учёного с историком Теодором Моммзеном, романистом Адольфом Тоблером и другими представителями гуманитарных кругов24. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Кроме того, Планк занимал пост ректора Берлинского университета на 1913/14 учебный год, а также трижды (в 1905—1908 и 1915—1916 годах) избирался президентом Немецкого физического общества. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее.
Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Придерживаясь этой тактики личных контактов, во время встречи с Адольфом Гитлером в мае 1933 года Планк попробовал заступиться за своего еврейского коллегу Фрица Габера, знаменитого химика, однако фюрер даже не захотел говорить на эту тему. Мать Макса, Эмма Патциг (Emma Patzig, 1821—1914), происходила из пасторской семьи из померанского городка Грайфсвальд567.
В том же году Эрнст принял участие в конкурсе организованном кинофирмой Лёв-Левин. Одновременно он начал самостоятельные научные исследования, руководствуясь только книгами и научными статьями. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы11.
Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Брак впрочем вскоре распался.
Преимущества формулировки второго начала термодинамики в терминах энтропии были продемонстрированы учёным в серии из четырёх работ под общим названием «О принципе возрастания энтропии» (ber das Princip der Vermehrung der Entropie, первые три части вышли в 1887, а четвёртая— в 1891 году). Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать. В Бонне, во время одной из своих лекционных поездок, 88-летний Планк серьёзно заболел двусторонним воспалением лёгких, однако сумел выздороветь.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице.
В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. Близкими соседями Планка были известные историки Ганс Дельбрюк и Адольф фон Гарнак. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси.
Далее Планк рассмотрел различные виды энергии и показал, что для получения из закона сохранения энергии уравнений движения (например, уравнений Ньютона) необходимо использовать так называемый принцип суперпозиции, согласно которому полную энергию системы можно разбить на сумму независимых компонент (например, на энергии движения вдоль соответствующих координатных осей). Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. Сбор денег занял три месяца23. Художественные средства дадаистов сближают их с другими течениями двадцатого столетия. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
Как и многие его коллеги, Планк, воспитанный в духе прусского патриотизма, с воодушевлением воспринял начало Первой мировой войны. Об истории успеха ярких и неординарных людей. После второго открытия передвходом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и«Дада размножается». В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Такой случай представился весной 1885 года, когда молодой учёный получил предложение занять место экстраординарного профессора теоретической физики в Кильском университете. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965).
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Большую роль в дальнейшем развитии событий сыграл доклад Хендрика Лоренца на Математическом конгрессе в Риме в 1908 году. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп.
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Принципиальную роль он отводил созданию единой физической картины мира, как отражения в сознании явлений и взаимосвязей окружающего мира и отмечал: « работа исследователя состоит в том, чтобы всё больше приближать его картину мира к реальному миру»161162.
Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Наконец, 28 июня, после сдачи устного экзамена, Планку была присуждена степень доктора философии с высшим отличием (summa cum laude). В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное» позже превращенная в «Голова человека заинтригованного полетом неевклидовской мухи». Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения.
Таким образом, энтропия выступает в качестве меры «предпочтения», оказываемого природой конечному состоянию системы перед начальным и тесно связана с необратимостью процессов. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже.
В 1895 году Планк был членом комиссии, расследовавшей по требованию министерства деятельность физика Лео Аронса (нем. Leo Arons), стоявшего на социалистических позициях и финансово поддерживавшего Социал-демократическую партию Германии. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Признанием заслуг Планка стало присуждение ему Нобелевской премии по физике за 1918 год с формулировкой «в знак признания услуг, которые он оказал физике своим открытием квантов энергии». В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В начале 1936 года активизировались нападки на Планка со стороны представителей так называемой «арийской физики» учёный объявлялся проводником вредных идей, посредственным исследователем, ставленником «эйнштейновской клики». В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов.
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)22. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». Они встретились в Дюссельдорфе.
Он считал, что этот закон невозможно сформулировать априори, а только вывести из достоверных экспериментальных наблюдений. И хотя он не мог одобрить многие нововведения и, например, считал «всеобщее право голосовать (для двадцатилетних. ) фундаментальной ошибкой», он не видел смысла выступать против нового государства и не видел возможности вернуть всё обратно44. В октябре 1909 года умерла жена Планка Мария.
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» прочитанная им в последний год учебы в лицее. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Это позволило его ученику Максу фон Лауэ позже назвать Планка «самоучкой». Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Изредка их навещали друзья.
Применив к проблеме равновесного теплового излучения методы электродинамики и термодинамики, Планк получил закон распределения энергии в спектре совершенно чёрного тела (формула Планка) и обосновал этот закон, введя представление о квантах энергии и кванте действия. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Излучение испускаемое абсолютно черным телом, зависит только от его температуры. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и в Мюнхене с Паулем Клее. Впрочем, как заметил Макс Борн, никто из участников дискуссии не был полностью прав, поскольку, как показали исследования Дебая и Хюккеля, справедливость термодинамических законов не отменяет зависимость их конкретного вида от заряда78.
Еще он ходил на выставки исмотрел, что делают настоящие художники. Ряд работ Планка посвящён историческим, методологическим и философским аспектам науки. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством Taschen.
Последний написал много стихотворений и критических эссе, посвященных Эрнсту. Встреча оказалась знаменательной. Это эрнстово кредо восходит, конечно, кзнаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующиесюрреалисты – «красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика наоперационном столе». В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева.
Планк выступил в защиту атомистики, отвергавшейся Махом, высказал убеждённость в объективном существовании окружающего мира (а не только ощущений) и подверг критике «принцип экономии мышления» играющий основополагающую роль в философии Маха166. 31 марта 1887 года Макс Планк, который теперь был вполне обеспечен финансово, женился на своей подруге детства Марии Мерк (Marie Merck), дочери мюнхенского банкира19. Жестоким ударом для престарелого учёного стала смерть его второго сына Эрвина (нем. Erwin Planck), который был близок к группе полковника Штауффенберга и принимал участие в дискуссиях заговорщиков о будущем переустройстве Германии. Наконец, он был доставлен в Гёттинген американскими военными, отправленными на спасение старика по просьбе профессора Роберта Поля. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.
Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвященный его творчеству с 1918 по 1936 годы. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения3. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг.
Планк в своих лекциях никогда не упоминал имени Христа и считал нужным опровергать слухи о своём обращении в христианскую веру того или иного конкретного направления (например, в католицизм) он подчёркивал, что, хотя с юности был «настроен религиозно», он не верил «в личностного бога, не говоря уже о христианском боге»176. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе.
В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Брак, впрочем, вскоре распался. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста27. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
Каникулы художник провел в Порнике, на Бретанском берегу. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов».
Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Результаты были изложены в докторской диссертации «О втором законе механической теории теплоты» (ber den zweiten Hauptsatz der mechanischen Wrmetheorie), защита которой состоялась 12 февраля 1879 года в Мюнхенском университете. Он был вынужден переехать к своему другу Карлу Штилю (нем. Carl Still) в имение Рогец под Магдебургом. Его дед (Heinrich Ludwig Planck, 1785—1831) и прадед (Gottlieb Jakob Planck, 1751—1833) были профессорами теологии в Гёттингенском университете, а дядя (Gottlieb Karl Georg Planck, 1824—1910)— известным юристом, одним из создателей Германского гражданского уложения.
Планк был семейным человеком и, по свидетельству жены, «полностью раскрывал все свои человеческие качества только в семье». Немецкий учёный также сформулировал два правила, важных для получения новых результатов: в науке «только смелые побеждают» и «для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые сейчас могут быть достигнуты»155. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
Касаясь теоретических проблем педагогики, Планк подчёркивал необходимость для развития науки основательного школьного образования, указывал, что «важно заботиться не столько об изучении большого числа фактов, сколько о правильной их трактовке». Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
За ней в апреле 1920 года последовала другая, под названием «Ранняя весна дада» (нем. Несмотря на сопротивление представителей «арийской физики», по инициативе вновь назначенного директора Петера Дебая институту было присвоено имя Макса Планка56. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа14.
Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). К таким предположениям он относил и атомизм88. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В 1915 году получил повышение до бригадира. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Планк продолжил дискуссию в очередной статье, где отмечал, что «столь формальная теория, как теория Маха, вообще не может дать никакого определённого физического результата— ни правильного, ни неправильного»168 Подвергнув анализу конкретные выводы Маха, касающиеся физических явлений, Планк показал неадекватность представлений оппонента о законах термодинамики и выявил другие ошибки, возникающие вследствие опоры на принцип экономии мышления169. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
(Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). Об этом писала и Лиза Мейтнер: «Конечно, вера Планка не имела формы какой-либо специальной религии но он был религиозен (в смысле Спинозы и Гёте) и всегда это подчёркивал»177. Почему сюда попал Достоевский – незнаю. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее.
В книге «Принцип сохранения энергии» (1887), сыгравшей значительную роль в развитии представлений об этом фундаментальном законе природы, Планк подробно рассмотрел историю возникновения этого закона, проанализировал вклад учёных прошлого (начиная от Стевина и заканчивая Гельмгольцем) в понимание роли концепции сохранения энергии в науке62. У Макса был брат Карл и сестры Эмили, Луиза, Элизабет и Лони.
Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica» — большую картину разделенную на множество отсеков представлявших разные сюжеты. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов9. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс ит. д.
В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. В 1920-е гг. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). У них было четверо детей: сыновья Карл (Karl, 1888—1916) и Эрвин (Erwin, 1893—1945) и дочери-близнецы Эмма (Emma, 1889—1919) и Грета (Grete, 1889—1917)20. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
Встреча оказалась знаменательной. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Впрочем, как отметил много лет спустя сам Планк, «великий американский теоретик Джозайя Уиллард Гиббс опередил меня, ещё раньше сформулировав те же самые положения, частично даже в ещё более общем виде, так что мои труды не увенчались внешним успехом»69. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
После начала Второй мировой войны Планк продолжал выступать с лекциями по всей стране. За неимением французской визы он воспользовался паспортом Поля Элюара. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Они встретились в Дюссельдорфе. В том же году Оскар Домингес представил новый метод — декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг1». Однако первое приглашение поступило из Высшей лесотехнической школы в Ашаффенбурге (Forstliche Hochschule Aschaffenburg), где освободилась должность преподавателя физики.
В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Свидетельством этого стал созыв осенью 1911 года первого Сольвеевского конгресса, посвящённого теме «Излучение и кванты». В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Много усилий Планк затратил на то, чтобы предотвратить «чистки» в Прусской академии наук, не допустить исключения из неё иностранных членов и избежать полного разрыва отношений с научными обществами вражеских стран37. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Она приобрела у Эрнста дюжину работ и увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. У них был один общий ребёнок Герман (Hermann, 1911—1954)2930. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В 1915 году получил повышение до бригадира.
Все сведения удобно систематизированы. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). и др. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»10).
Начиная с осени 1886 года, Планк написал серию статей под общим названием «О принципе возрастания энтропии» (ber das Princip der Vermehrung der Entropie), в которых применил термодинамические соображения к решению конкретных задач физики и химии. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В 1915 году получил повышение до бригадира. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Планк выбрал последнее и в сентябре 1874 года стал студентом Мюнхенского университета.
После опытов Франка— Герца она была отвергнута автором. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. У кубистов они заимствовали приемы коллажа. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын15.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Это случилось 4 октября 1947 года в Гёттингене, где Планк и был похоронен6061. Отец будущего физика, Вильгельм Планк (Johann Julius Wilhelm von Planck, 1817—1900), был также юристом, профессором права Кильского университета.
Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Эйнштейн так и не простил Планка за его отказ публично выступить против творившихся несправедливостей (в 1933 году прекратилась их переписка) и даже Лауэ критиковал своего учителя за то, что тот не проявил большего «упрямства»54. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Он был женат дважды и имел двоих детей от первого брака (Хуго и Эмма) и пятерых от второго (Герман, Хильдегард, Адальберт, Макс и Отто).
На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965).
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. С приездом в Кельн Ханса Арпа, открывается дом дада.
Эрнст убедил Элюара не покидать их. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне.
В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Ее каталог был выполнен в виде списка современных мифов среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста.
В 1914 году он предложил «третью теорию», согласно которой как испускание, так и поглощение трактуются как непрерывные процессы, а квантовые эффекты возникают лишь в результате столкновений материальных частиц. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Тогда же он совершил поездку в Париж. Спустя полтора года, в марте 1911 года, учёный женился во второй раз— на племяннице своей первой жены Маргарите фон Хёсслин (Margarete von Hoelin, 1882—1949), дочери известного художника Георга фон Хёсслина (нем. Georg von Hoelin). Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева.
Это достижение положило начало развитию квантовой физики, разработкой различных аспектов которой он занимался в последующие годы («вторая теория» Планка, проблема структуры фазового пространства, статистическая механика квантовых систем и так далее). Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Рисовать Макс начал с пяти лет. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе.
Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет.
В 1915 году получил повышение до бригадира. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Несостоятельность этой новой теории была показана в том же году Адрианом Фоккером133134.
Открытое выступление против Маха состоялось в декабре 1908 года в докладе «Единство физической картины мира» (Die Einhalt des physikalischen Weltbildes), прочитанном в Лейденском университете. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Создавал также скульптуры, напоминающие грозных древних идолов.
В детстве он проводил много времени на природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры. Им стал Карл Бош, сменивший Планка в 1937 году. Летом 1913 года его работы были представлены на выставке Рейнских художников в Бонне и первом Немецком осеннем салоне в Берлине в сентябре того же года. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм.
В мае 1938 года в Берлине был, наконец, открыт Институт физики Общества кайзера Вильгельма (нем. Kaiser-Wilhelm-Institut fr Physik), созданию которого на протяжении многих лет Планк посвящал много усилий. В то же период художник начал практиковать новую технику которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». Здесь, в городе своего детства, Планк быстро освоился и вскоре завершил книгу «Принцип сохранения энергии» (Das Princip der Erhaltung der Energie), над которой работал с 1884 года. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions).
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Эти соображения были изложены молодым учёным в его докторской диссертации (1879). Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист).
Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В Париже у нелегального иммигранта из Германии настали тяжелые времена, он перебивался случайными заработками. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. После демобилизации Эрнст вернулся в Кельн. Полным (действительным) профессором он стал в 1892 г. С 1896 г. Планк заинтересовался измерениями, производившимися в Государственном физико-техническом институте в Берлине, а также проблемами теплового излучения тел.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. В качестве компромисса он предположил (1897), что строгая механическая интерпретация может оказаться справедливой при рассмотрении не дискретных масс (как в кинетической теории газов), а непрерывной материи. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Впрочем, этот разговор не повлиял на желание Планка стать теоретиком12. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр.
В этом плане его вера была подобна религиозному чувству Эйнштейна. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Так, он настоял на назначении Эмиля Варбурга преемником Августа Кундта, скончавшегося в 1894 году, хотя прусское министерство образования пыталось проигнорировать рекомендацию факультета в пользу этой кандидатуры (возможно, по причине еврейского происхождения Варбурга). Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Впрочем, в студенческие годы он по-прежнему много времени уделял музыке: играл на органе в студенческой церкви, служил хормейстером в студенческом певческом союзе, дирижировал любительским оркестром11.
Контракт впрочем закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. Изображены также поэты и писатели — Поль Элюар, Луи Арагон, Филипп Супо, Бенжамен Пере. Эрнст любил находить старинные гравюры и наклеивать их фрагменты в свои картины, соединяя с нарисованными фигурами и предметами.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Он видел в войне способ преодоления всех разногласий и объединения нации в единое целое: «Немецкий народ вновь обрёл себя». Их излюбленными средствами самоутверждения были разного рода публичные выходки, скандалы, шокирующие публику. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Достоевский мог быть близок Эрнсту, так как он изучал в университете психологию и историю искусства, а великий русский писатель был в начале столетия властителем дум читающей молодежи. На протяжении шести семестров Планк слушал лекции по экспериментальной физике, которые читали Вильгельм фон Бец (нем. Wilhelm von Beetz) и тот же Жолли. 2 июля 1920 года учёный прочитал в Стокгольме нобелевскую лекцию «Возникновение и постепенное развитие теории квантов»3536. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter» и вызвала агрессию у публики — разъяренные посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. В попытке разрешить противоречия между механикой и термодинамикой и получить необратимость за счёт чисто консервативных процессов учёный обратился к проблеме теплового излучения.
Макс Эрнст рано начал рисовать получив первые уроки от отца. Брак, впрочем, вскоре распался. В марте 1947 года состоялось его последнее выступление перед студентами. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
В своих «Лекциях по термодинамике» (1897) учёный дал строгое доказательство правила фаз для многокомпонентной химической системы, применил его к растворам исследовал ряд частных случаев и классифицировал их в соответствии с числом компонент и числом фаз81. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия— от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Таким образом, подчёркивает Планк, «принцип суперпозиции играет во всей физике чрезвычайно важную роль без него все явления смешались бы друг с другом и абсолютно невозможно было бы установить зависимость отдельных явлений друг от друга ибо если каждое действие нарушается другим, то, естественно, прекращается возможность познать причинную связь»63. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Это был окончательный разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. Это утверждение получило название третьего начала термодинамики или теоремы Нернста. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Сбор денег занял три месяца27. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Эрнст еще несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. (1891-1976), немецкий и французский художник.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Мах выступил с ответом (1910), в котором в резких выражениях критиковал взгляды Планка.
В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне.
Последним пристанищем стал Лиссабон, где Эрнст провел несколько недель ожидая места в самолете. Брак впрочем вскоре распался. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»26. С исследованием закона сохранения энергии связано обращение Планка к другой фундаментальной концепции— принципу наименьшего действия, который он называл «высшим физическим законом».
В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном — мы не переставали петь и смеяться» Макс Эрнст родился в Германии.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». После появления в 1913 году работ Нильса Бора, связавшего гипотезу квантов с проблемой строения атома, начался этап бурного развития квантовой физики. И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Их выставка 1920 года, в Зимнем пивоваренном заводе Кельна, была закрыта полицией под предлогом непристойности. Место было очень уединенным, в отдалении от небольшого городка. Существенно важным при этом является то, что внешний мир представляет собой нечто не зависимое от нас, совершенное, чему противостоим мы, а поиски законов, относящихся к этому совершенному, представляются мне самой прекрасной задачей в жизни учёного. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу.
В 1917 году дочь Планка Грета, вышедшая замуж за гейдельбергского профессора Фердинанда Фелинга, умерла неделю спустя после родов. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением.
Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31.
Здесь учёный был вынужден провести пять недель в университетской клинике, его здоровье значительно ухудшилось в результате пережитых событий. Лейтес. Как писал известный физик Макс Борн, «о происхождении Планка, о всех этих людях— прекрасных, достойных, неподкупных, благородных и великодушных, отдавших себя служению церкви и государству, — необходимо помнить каждому, кто захочет понять характер Макса Планка и истоки его успеха»8. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио24. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты начались гонения против неугодных учёных, многие из них (особенно еврейского происхождения) были вынуждены эмигрировать.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В том же году Эрнст переехал в Париж. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). Как заявил А. Г. Экстранд, член Шведской королевской академии наук, на церемонии вручения премии, «теория излучения Планка – самая яркая из путеводных звезд современного физического исследования и пройдет, насколько можно судить, еще немало времени, прежде чем иссякнут сокровища, которые были добыты его гением».
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати его последних картин в «Valentine Gallery», не имевшая впрочем большого успеха, продать удалось всего одну картину. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Дада-Гоген, 1920г.
В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. Среди последних Макс Абрагам (1897), Макс фон Лауэ (1903), Мориц Шлик (1904), Вальтер Мейснер (1906), Фриц Райхе (нем. Fritz Reiche 1907), Эрнст Ламла (нем. Ernst Lamla 1912), Вальтер Шоттки (1912), Вальтер Боте (1914)154. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом12. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. В серии работ «О принципе возрастания энтропии» Планк применил второе начало термодинамики в своей формулировке к описанию термодинамических свойств разведённых растворов и определил условия, налагаемые на концентрации растворённых веществ, чтобы при данных температуре и давлении в системе наступило химическое равновесие.
Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Эта активизация была во многом обусловлена назначенными на 1 апреля перевыборами президента Общества кайзера Вильгельма, которое, по словам Филиппа Ленарда, с самого начала было «еврейским чудовищем». В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»25. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода. Одновременно он возглавил вновь открытый при университете Институт теоретической физики. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой.
В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Трио встретилось в Сайгоне.
Другим увлечением Планка с детских лет была музыка: он пел в хоре мальчиков играл на нескольких инструментах (особенно много времени он проводил за роялем) изучал теорию музыки и пробовал сочинять, однако скоро пришёл к выводу, что у него нет таланта композитора. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Однако, в отличие от Больцмана, трактовка Планком принципа возрастания энтропии как совершенного, детерминистского (а не статистического) закона оставалась поначалу неизменной.
На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. По свидетельству племянника учёного, музыка была единственной областью, в которой Планк не сдерживал свой дух учёный предпочитал сочинения Шуберта, Брамса и Шумана31. В 1938 Пегги Гуггенхайм купила значительную часть работ Эрнста и выставила их в своем музее в Лондоне.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. 23 марта 1911 года Планк был избран непременным секретарём Прусской академии наук, то есть одним из четырёх руководителей этого учреждения (по двое от естественнонаучного и гуманитарного отделений). В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето.
В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Наивность представлений Планка о политике в годы войны отмечали Лауэ и Эйнштейн38.
Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Некоторое время престарелый физик оставался почётным президентом Общества кайзера Вильгельма, которое вскоре с согласия учёного было переименовано в Общество Макса Планка (первым его президентом стал Отто Ган)59. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.