В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). В последней части объединены еще три дня недели.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. С детства нетерпимый ко «всякой регламентации жизни», он ненавидел школьные порядки. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия — от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. По мнению Элюара, Эрнст был не просто талантливым, а гениальным. Одиннадцатого ноября 1918 он был возрожден». В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом».
В 1930 г. в творчестве художника появляется один из самых любопытных персонажей его картин – «Птичий начальник по имени Лоплоп». Они встретились в Дюссельдорфе. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа.
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)22. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста27. С 1936 года Эрнст увлекался методом декалькомании изобретенным О. Домингесом.
Макс Эрнст оказал влияние на формирование абстрактного экспрессионизма в американской живописи. В результате «соавторства с Лоплопом» было рождено множество образов и портретов Эрнста-птицы («Лоплоп представляет Лоплопа», 1931 г. «Лоплоп, верховная птица», 1927 г. ). Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Он выражает бешенство и ненависть. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica» — большую картину разделенную на множество отсеков представлявших разные сюжеты. Тот же самый год, вдохновленный частично де Ширико и частично изучая прейскуранты товаров почтой, руководства обучающего помощника и подобные источники, он произвел свои первые коллажи (особенно способы Фиата, портфель литографий), техника, которая прибудет, чтобы доминировать над его артистическим преследованием в последующие годы.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. У Макса было шестеро братьев и сестра. Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. В конце концов Гала досталась Полю, они вернулись в Париж в сентябре. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Вскоре художник получил письмо от Андре Бретона с предложением провести персональную выставку в Париже и, польщённый, ответил согласием. Он все хочет перевернуть вверх дном: общество искусство, взаимоотношения между классами, между мужчиной и женщиной, язык и даже Бога. В апреле того же года вышел посвященный художнику номер журнала «View». В 1925 году Эрнст разработал новый живописный прием, получивший название «фроттаж», то есть «натирка». Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями.
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Вскоре художник получил письмо от Андре Бретона с предложением провести персональную выставку в Париже и, польщённый, ответил согласием. В 1933 году национал-социалисты включили Эрнста в черный список.
Его альтер эго в картинах, которые он назвал Loplop, было птицей. В ноябре 1919 года Эрнст и Бааргельд устраивали дадаистскую выставку, на которой кроме работ организаторов и их друга Отто Фрейндлиха представлены работы художников-любителей и резидентов психиатрических лечебниц. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
Свою принадлежность к сюрреализму художник продемонстрировал, написав в 1922 г. картину «Встреча друзей». Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). В том же 1919 Макс Эрнст создал свои первые коллажи. В начале 1910 гг. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Дж. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. И фигура королевы напоминает виолончель. Нередко она приобретала скандальный характер, намеренно эпатируя публику. Вместе со своим единомышленником Бааргельдом он стал организатором группы дадаистов.
Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. В 1925 г. вместе с Дж. Сюрреалисты устраивали шумные демонстрации и многочисленные собрания, писали воззвания в поддержку этого направления. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлученБретоном. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции. Они встретились в Дюссельдорфе. Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен, что родившийся ребенок забрал у птицы жизненную искру.
Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. – с чрезмерно оттопыренными губами. Брак, впрочем, вскоре распался. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции.
С начала 20-х гг. Сбор денег занял три месяца. В период дадаизма Эрнст создавал и живописные композиции, для которых также характерен прием комбинирования («Шляпа делает человека», 1920 «Злаковый велосипед», 1920–1921, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк «Слон Целебес», 1921, Галерея Тейт, Лондон). В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице.
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Более того, приехав в Париж, Эрнст жил с семьей Элюаров под одной крышей, в «муках, причиняемых любовью и дружбой». Под впечатлением от них Эрнст и задумывает книгу Семь микробов, наблюдаемых через темперамент.
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В 1946 г. молодожены переехали в Седону, расположенную в горах Аризоны. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением.
Владение стало известно как Холм Козерога. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
У него нет ни к чему уважения: ни к войне, ни к жизни, ни к мужчине, ни к женщине. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»25. Там он делил комнату с художником Хансом Беллмером, тот написал портрет Макса Эрнста лицо которого изобразил в виде кирпичной стены.
В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Пример его техники управляемого автоматизма вдохновил художников Роберта Мазервелла и Уильяма Базиотиса, его скульптуры дали толчок творчеству Дэвида Хейра. В 1938 американская наследница и артистическая покровительница Пегги Гуггенхайм приобрели работы многого Макса Эрнста, которые она показала в своем новом музее в Лондоне. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Это картины: «Ловушка для самолетов» с разрушенной техникой, которую быстро скрывает буйная растительность, «Радости жизни» маленьких существ богомолов, живущих в зарослях фантастического леса. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В ноябре 1919 года Эрнст и Бааргельд устраивали дадаистскую выставку, на которой кроме работ организаторов и их друга Отто Фрейндлиха представлены работы художников-любителей и резидентов психиатрических лечебниц. 24 июня 1920 Эрнст и сын Луизы Ульрих 39Джимми39 Эрнст родились он также стал живописцем.
В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст, художник-сюрреалист. В1935обратился к скульптуре, стал посещать мастерскуюДжакометти. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид.
Сам художник утверждал, что в процессе работы над фроттажами он стремился довести себя до состояния галлюцинаций, чтобы «на основе случайных линий вообразить фантастические пейзажи». В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. Так рождались работы и образы себя». Теперь картины Эрнста регулярно демонстрируются не только в цюрихских, кельнских и берлинских галереях, но и на парижских выставках. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19. Брак, впрочем, вскоре распался. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1915 году получил повышение до бригадира. Они встретились в Дюссельдорфе. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Брак, впрочем, вскоре распался. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Рисовать Макс начал с пяти лет. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Кредо «ниспровергающего движения» дадаистов («дада» на языке французской детворы означает «маленькая деревянная лошадка») выражал лозунг «Ни во что не верить».
В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. У Макса было шестеро братьев и сестра. «Мастер сновидений, самый великий породитель галлюцинаций» Макс Эрнст был одним из наиболее отчаянных экспериментаторов-сюрреалистов XX в. Он выражал свой бунт в картинах, настолько попирающих общепринятые нормы, что зрители, глядя на них, зачастую испытывали состояние шока. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В 1921 году Бретон устроил в Париже выставку работ Эрнста, которая прошла с большим успехом.
Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism».
Лучшими образцами подобных композиций служат «Царь Эдип» (1922, частное собрание), «Качающаяся женщина» (1923, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф), «Двое детей подвергаются угрозам соловья» (1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эрнст еще несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Полиция закрыла эту выставку. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода.
Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Эрнст Макс (1891-1976) – немецкий и французский художник, график, скульптор. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Так родился Хроноп повелитель хрюшек с Целебеса, верховная Хрюшка, которая приходила к Эрнсту с беседами и новыми фантазмами и была одновременно ипостасью художника.
Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Так, картина «Слон Салеб» представляла фантастическое видение в пустыне. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст убедил Элюара не покидать их. В том же году Эрнст переехал в Париж. Брак впрочем вскоре распался. Будучи сам самоучкой в изобразительном искусстве, Макс Эрнст очень симпатизировал этому известному астроному-самоучке, самоотверженно любившему своё дело. В 1922 г. художник переехал в «столицу искусства и мысли» Париж. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
Подобно своим друзьям-дадаистам Полю Элюару и Андре Бретону, он обращается к «более методичному, чем у Дада исследованию бессознательного». Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Подобный эффект был особенно интересен своей непредсказуемостью. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году.
Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио24. умерший.
Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. По окончании войны Эрнст жил в Кёльне.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Брак Эрнста с Луизой был недолгим. С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного.
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. После демобилизации Эрнст вернулся в Кельн. Использовал художник и другие автоматические техники: брызгал на полотно краской (эта придуманная Эрнстом процедура получила название «дриппинг») или же клал две только что написанные картины одну на другую, в результате чего получал новые неожиданные изображения на обоих холстах. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. – с чрезмерно оттопыренными губами.
Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter» и вызвала агрессию у публики — разъяренные посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы.
Абсолютно особая техника коллажа, придуманная им, была основана на «случайной встрече двух различных реальностей на неподходящем плане». Также в 1919 Эрнст, социальный активист Джоханнс Теодор Баарджелд и несколько коллег основали кельнскую группу дадаизма. Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
Подобные картины были насыщены элементами и образами, свойственными немецкому романтизму, — темными таинственными чащами, мрачными пещерами, одинокими скалами, безжизненным светом луны, призрачными фигурами и лицами, которые, словно ночной кошмар, выглядывали из плотного переплетения ветвей и лесных зарослей («Большой лес», 1926, Художественный музей, Базель «Охотник», 1926, частное собрание, Брюссель «Ночной вид ворот Сен-Дени», 1927, частное собрание, Брюссель «Орда», 1927, Городской музей, Амстердам). В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Он отрицает все в целом», – писала Д. Бона. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д.
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. «Дадаизм мечет громы и молнии. В1926вместе сМирооформлял спектакли труппыСергея Дягилева.
С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1933 г. Макс Эрнст был включен национал-социалистами в «черный» список, а в начале Второй мировой войны интернирован французскими властями как «представитель враждебной державы». Сбор денег занял три месяца23. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Они отправляли друг другу письма с исправлениями, пока не приходили к варианту, который устраивал обоих. В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»26. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions).
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. В 1935-1936 гг.
Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное» позже превращенная в «Голова человека заинтригованного полетом неевклидовской мухи». появляются первые коллажи художника, которые сам автор называл «почтовыми открытками». Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
Я видел. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18.
Отрицает все ценности. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Наряду с другими художниками и друзьями (Марсель Дюшан и Марк Шагал), кто сбежал из войны и жил в Нью-Йорке, Эрнст помог вдохновить развитие Абстрактного экспрессионизма. В 1912 году большое впечатление на него произвели выставки Зондербунд и футуристов.
Его кумирами стали Ван Гог, Гоген, Моне, позже – Кандинский, Делоне и Марке, с которым ему посчастливилось познакомиться лично. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. «Необычные, оригинальные, ни на что не похожие творения» молодого немца были настолько скандальными и возмутительными, что благодаря им автор быстро приобрел репутацию «индивида строптивого и безрассудного». К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения3. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В 1922 г. друзья выпустили сборник странных совместно написанных стихотворений «Несчастья Бессмертных» и это событие еще более скрепило их дружбу. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема.
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. По словам Т. Тцары, метод, который изобрел Эрнст, состоял в том, «чтобы наклеить на холст картинки изначально не имеющие никакой связи между собой, но, совмещенные друг с другом, они в конце концов приобретают какой-то смысл, сходство с чем-то». Два скоро стали друзьями и их отношениями, продлившимися в течение пятидесяти лет. Эрнст и Пегги Гуггенхайм позже были женаты (1942–1946). Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж.
Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Затем это становилось темой их причудливых произведений. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1921 он встретил Пола Елуарда, который стал близким другом на всю жизнь. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и в Мюнхене с Паулем Клее.
После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее.
В 1922 году Эрнст поселился в Париже. В то же период художник начал практиковать новую технику которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом».
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Дада-Гоген, 1920г. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Эрнст был демобилизован в 1918 и возвратился в Кельн.
Место было очень уединенным, в отдалении от небольшого городка. В 1940–1941 годах Эрнст написал полотно «Европа после дождя» (Уэдсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут). В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева.
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Особенно «прославилась» кельнская выставка 1920 г., среди инициаторов которой был и Эрнст. Тот же самый год его работы был показан в Salon des Indpendants.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Эрнст был призван и служил и на Западном и на Восточном фронте. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин.
За ней в апреле 1920 года последовала другая, под названием «Ранняя весна дада» (нем. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона. Это был первый из пяти (по другим данным – трех) браков и многочисленных любовных романов Макса. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В 1926 году Эрнст вместе с Хоаном Миро выполнил декорации к балету Ромео и Джульетта.
Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвященный его творчеству с 1918 по 1936 годы. Здесь он, в частности, написал картину «Битва рыб» (1917 г. ). Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Еще более зависимая от случая, чем коллаж, эта техника состояла в том, что на лист бумаги переводилась текстура какой-либо рельефной поверхности (куска холста, листьев и т. д. ). Там он сблизился с группой дадаистов, которая затем составила ядро сюрреалистического объединения.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»10). В 1939 году, с началом Второй мировой войны, Эрнст был арестован как подданный страны-противника. Тенистые леса и скалистые ущелья, мрачные гроты и громадные раковины наполняются тайной жизнью: там обитают фантастические существа («Нимфа Эхо», 1936 «Песнь сумерек», 1938, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. была написана одна из самых известных картин Эрнста «Весь город» изображающая безлюдный ландшафт, раскинувшийся под огромным солнечным диском. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». А для молодого немца одаренный французский поэт стал первым, кто по-настоящему «смог понять его живопись и принять его протест». Однако беззаботность этого человека была лишь видимостью и, вероятнее всего, за маской «веселого малого» где-то глубоко внутри художник скрывал сложные противоречивые чувства, «интриги и раны».
В заключительной картине этой серии «Ева, единственная, оставшаяся с нами» художник применил еще одну разработанную им технику граттажа: он наносил на холст густой слой краски, а потом несколько раз его соскабливал. Контракт впрочем закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Лето 1934 и 1935 Эрнст провел в Малое у семьи скульпторов Джакометти, обратился к скульптуре.
Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». Родители не понимали Макса и он вынужден был порвать с ними. И фигура королевы напоминает виолончель. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
«Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа14. Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался mnage trois. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т. п. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет.
В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. В 1924 он резко уехал, сначала для Монако и затем для Сайгона, Вьетнам. У Макса было шестеро братьев и сестра. Фроттаж стал излюбленным методом Эрнста и в живописных полотнах. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. В результате ему удавалось сформировать подобие суггестивной формы, воссоздающей неустойчивые переливающиеся объекты, привлекательные своей таинственностью. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно.
он становится членом общества «Молодой Рейн», куда входили Й. Куллеман, К. Оттен и другие художники. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Кирико, П. Пикассо, Ж. Ари и другими художниками он принял участие в Первой выставке сюрреалистов. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. С 1909 г. Макс Эрнст серьезно занялся живописью, в которой его привлекли «безграничные горизонты возможностей и смыслов».
С приездом в Кельн Ханса Арпа, открывается дом дада. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Это апокалипсис старой Европы. Отдаленно эти коллажи напоминают «наклеенные бумажки» кубистов.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы11. С помощью техники фроттажа Эрнст оформил 34 листа тематической коллекции «История природы» (1925 г. ), в которой соединил описания органических и неорганических веществ и тел. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel».
Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. В 1915 году получил повышение до бригадира. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Такой путь – от дадаизма к сюрреализму прошел и Макс Эрнст. Ее каталог был выполнен в виде списка современных мифов среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Символически воспринимаются его работы Бракосочетание неба и земли (1962) и Памятник птице, над которой он работал в 1928-1969 годах. В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Одной из лучших фроттажных работ художника считается «Птица в лесу» (1927, Галерея Цвингер, Кёльн), где показаны непроходимые заросли и сплошные сплетенные ветви, среди которых скрывается одинокое живое существо — птица, неизвестно кем заключенная в клетку.
Елуард купил две из картин Эрнста (Целебес и Эдипа Рекса) и выбрал шесть коллажей, чтобы иллюстрировать его сборник стихов Rptitions. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Их выставка 1920 года, в Зимнем пивоваренном заводе Кельна, была закрыта полицией под предлогом непристойности. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын15. Это же повторилось и через год, на второй, последней выставке дадаистов. Таков был разрушительный эффект войны с художником, что в его автобиографии он упомянул свое время в армии таким образом: «Первого августа 1914 M. E.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Эрнст развил восхищение птицами, которое было распространено в его работе. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей.
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати его последних картин в «Valentine Gallery», не имевшая впрочем большого успеха, продать удалось всего одну картину. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний которые могут привести к заработку. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou.
Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. После краткого времени вместе в Сайгоне, трио решило, что Праздничный останется с Полом. и др. (Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения.
Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Сбор денег занял три месяца27. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. В 1915 году получил повышение до бригадира. В 1927-м он женился на Мари-Берт Оранш, с которой прожил до 1936 года. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп.
Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). Он много экспериментировал в надежде найти эффектные приемы с элементами случайности и неожиданности. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Разница лишь в том, что Брак и Пикассо использовали вырезки из бумаги как дополнения к картине, а Эрнст – «в качестве материала». Эрнст полагал, что художник, находясь в процессе творчества, сам становится живым инструментом.
Во многом благодаря Пегги эмигрант Эрнст вошел в первые ряды американских «соблазнителей авангарда». Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус, с которой познакомился в 1914 году. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Полотна Эрнста этого периода становятся поистине завораживающими. Постоянно экспериментируя, в 1925 г. Эрнст изобрел технику фроттажа, которая стала «фундаментальным новшеством изобразительного языка авангардистов». В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Это был окончательный разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. «Его коллажи не украшение, они сами являются картиной», – считала Д. Бона.
Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Эрнст и Гуггенхайм прибыли в Соединенные Штаты в 1941 и были женаты в следующем году. Череда арестов и освобождений продолжалась до 1941 г., пока Эрнст не эмигрировал в США.
Даже любовная связь Макса Эрнста с Талой, женой человека, которого он называл своим братом и «вторым «я», не стала причиной их раздора. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем).
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
Дадаистские коллажи составили альбом «Да будет мода, да сгинет искусство» (1919). Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Далее мастер тщательно прорисовывал контуры и некоторые детали, что закрепляло эту «движущуюся галлюцинацию».
Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. Тогда же он совершил поездку в Париж. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». Многие свои работы Эрнст повторяет в разных техниках.
По образным воспоминаниям Эрнста, «редкий образчик верного фантома» Лоплоп начал захаживать к нему «практически с каждодневными визитами». Макс Эрнст рано начал рисовать получив первые уроки от отца. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам.
Среди друзей их скандальный союз называли «семьей втроем». О картинах Макса Эрнста говорят, что «это совсем не то, чем хочется украсить свою гостиную». В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Впрочем, уже в следующем номере были представлены две работы Эрнста с апологетическим комментарием Поля Элюара. Признанный лидер и идеолог движения Тристан Тцара «не перестает петь дифирамбы» молодому художнику.
Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Снялся в фильмеБунюэля«Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В сентябре 1939 внезапное начало Второй мировой войны заставило Эрнста быть интернированным как «нежелательный иностранец» в Кэмпе де Милле, под Экс-ан-Провансом, наряду с поддерживающим сюрреалистом, Хансом Беллмером, который недавно эмигрировал в Париж.
Но даже в армии Эрнст не прекращал занятий живописью. Трудно поверить, что эти причудливые полотна, в которых «непросто понять, где мир реальный, где безумие», написал «миролюбивый и милый художник с глазами цвета лазури». Каникулы художник провел в Порнике, на Бретанском берегу. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын.
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. «По ту сторону добра и зла». Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» прочитанная им в последний год учебы в лицее.
Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Получались интересные абстракции, большинство из которых пронизаны чувством острой иронии.
Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Все больший отпечаток на произведения художника накладывает ощущение приближающейся войны («Ангел над домом», 1936 г. «Европа после дождя-2», 1940-1942 гг. ). К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Однако благодаря ходатайству Элюара вскоре он был отпущен на свободу. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода.
В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Он не только творил, но и очень внимательно наблюдал за самим собою, фиксировал сам процесс творчества. уходили в сюрреализм, а некоторые – в абстракционизм». Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В этот период художник исполнил множество работ в технике коллажа.
Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов9. Рисовать Макс начал с пяти лет. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна, в Брюле.
Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе организованном кинофирмой Лёв-Левин.
В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Фантастический мир, созданный Эрнстом, объединяет все его коллажи, то есть общий дух перетекает из одной серии в другую. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Эта картина позже привлекла внимание Джексона Поллока который спросил у Эрнста как тот ее создал. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. За неимением французской визы он воспользовался паспортом Поля Элюара. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника».
Один из самых отчаянных экспериментаторов, автор им самим изобретенных коллажей, фроттажей и ассамбляжей, Макс Эрнст всю жизнь чувствовал свое духовное родство с немецкими романтиками и даже в пожилом возрасте часто вспоминал волшебные мамины сказки о таинственных дремучих лесах, населенных духами, которые только изредка являются пред человеком. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Через волосы сидящей рядом королевы-мамы проплывает, как сквозь водоросли, рыба, образуя подобие короны. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Приехав во Францию в 1922 году, Эрнст бросил Луизу Штраус, которая стала его женой после Первой мировой войны. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена.
В это же время Эрнст выставляет свои работы в первом немецком Осеннем салоне, организованном в Берлине, а также принимает участие в выставках «прирейнских экспрессионистов», проходивших в Бонне и Кельне. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен что родившийся ребенок забрал у птицы жизненную искру. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною.
эта пара вовсю задавала тон «нью-йоркской арт-сцене». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Трио встретилось в Сайгоне. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. И создает множество абсолютно ни на что не похожих картин изображая историю природы.
Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США.
И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). В 1924 году вместе с Элюарами Эрнст съездил в Индокитай, а потом горячо приветствовал опубликованный без него Манифест сюрреализма. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. В 2005, «Макс Эрнст: Ретроспектива» открылась в Музее искусств Метрополитен и включенных работах, таких как Целебес (1921), Император Ubu (1923) и Фирезид Анджел (1937), который является одной из нескольких окончательно политических частей и снабжен субтитрами Триумф сюрреализма изображающего неистовое похожее на птичку существо, которое символизирует волну фашизма, который окутал Европу.
Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
Его причудливые беспредметные полотна-фантазии, в которых с «полным размахом господствует абсурд, насмешка, страх», чаще раздражали, чем нравились. Тем периодом датируется картина «Встреча друзей» (фр. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Задорный игривый, шаловливый – это человек, которому легко жить. Как только сборник был опубликован в марте 1922 года, поэт решил лично передать Эрнсту его экземпляр.
По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Рисовать Макс начал с пяти лет. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
Благодаря своим знаменитым «романам-коллажам», в которых художник «рационально «упаковывал» артистические галлюцинации в четкие и ясные формы», он получил титул «Мастер изобразительной алхимии». В 1915 году получил повышение до бригадира. В среде дадаистов это считалось наивысшей оценкой. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы.
Страх перед возвратом начала земного времени звучит и в работе «Глаз тишины» (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис). Эрнст начал делать скульптуру в 1934 и проведенное время с Альберто Джакометти. Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, последующие заточения и казни, ненависть и зависть богачей и бедняков. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В начале 40-х гг.
В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. На следующей день после скандала художник получил телеграмму от отца, в которой тот отрекался от него. В1925изобрёл техникуфроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо»сюрреалистов. Встреча оказалась знаменательной. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. На границе их владений Максом был возведен из бетона еще один хранитель домашнего очага, знаменитый «Козерог». В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа.
Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Владение стало известно как Холм Козерога. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето.
Встреча оказалась знаменательной. Так была зафиксирована галлюцинация.
Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Он скоро женился на студенте истории искусств, которого он встретил в 1914. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь.
В1937встретился сЛеонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. В 1914 Эрнст встретил Ханса Арпа в Кельне. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном.
Реальные элементы здесь свободно объединяются с нереальными. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. В том же году Оскар Домингес представил новый метод — декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом.
В 1925 Эрнст основал студию в 22, рута Tourlaque. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В 1938 Пегги Гуггенхайм купила значительную часть работ Эрнста и выставила их в своем музее в Лондоне.
«Великое искусство Макса Эрнста, занимающее место между существующим миром и обратной стороной вещей, очень мощное, но вызванное темными силами и уже до такой степени расцветшее и такое абсолютное, не могло не пленить Поля Элюара», – писала Д. Бона. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. Умер мастер сюрреализма в 1976 г. в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия. В результате этого скандала отец отрекся от Макса и лишил его наследства. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Искусство для него – игра, а не обязанность», – писала о живописце Доминик Бона.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Встреча оказалась знаменательной. «Хотя «Эрнст» по-немецки означает «серьезный», «важный», он – полная тому противоположность: улыбчивый, непринужденный, с радостным настроением. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. «Уже в школе само звучание слов «долг», «обязанность» вселяло в меня ужас и отвращение, – вспоминал художник. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг1».
Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Дадаизм, который, в общем-то, «ни в социальном, ни в художественном смысле не представлял собой сколько-нибудь программного и. целостного течения», прекратил свое существование еще в 1921 г. По словам М. Хозиева, автора книги «Сюрреализм в искусстве», «это была та «пустота», то «ничто», пройдя сквозь которые, художники. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16.
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом12. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Вскоре у Луизы, которую он называл Лу или Розой, родился сын Ульрих, которого отец переименовал в Джимми и дал ему прозвище Минимакс (в семье Эрнст очень любили придумывать друг другу имена и прозвища). В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue».
В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Он был близок с дадаистами и сюрреалистами, но главной задачей для него оставалась фиксация собственных галлюцинаций. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». Его отец, человек довольно своенравный и властный, работал в школе для глухонемых.