Макс Эрнст никогда не был самонадеянным художником и, как признавался он сам, нетронутый лист бумаги вызывал у него комплекс целомудрия. Макс Эрнст вместе с художником Хуаном Миро работал над оформлением театральных и балетных постановок Сергея Дягилева. Множество различных масок, вырезанных Эрнстом на бетоне и потом отгравированных, украшали стены дома художников. Макс Эрнст (нем. Max Ernst 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
Иногда Эрнст, казалось, брал себя в руки: Радость жизни, созданная в 1936 году, это нечто среднее между наивными пейзажами Руссо и картинами безумного английского художника Ричарда Дэдда. В 1988 г., после переезда художника во Францию, здесь открылся Музей Эрнста Фукса — вилла Отто Вагнера, ставший достопримечательностью австрийской столицы. Он был гением, но у него не было диплома – эти слова одинаково справедливы и к астроному Темпелю и к художнику Эрнсту. Эрнст Штюкельберг, настоящее имя Иоганн Мельхиор Эрнст Штикельбергер (нем. Ernst Stckelberg 21февраля 1831 (18310221), Базель— 14 сентября 1903, Базель)— швейцарский художник.
Основатель «Венской школы фантастического реализма» австрийский художник Эрнст Фукс вдыхает новую жизнь в библейские сюжеты. Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам, а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение. Немецкий Пикассо – так называют художника Эрнста Людвига Кирхнера, одного из основоположников немецкого экспрессионизма. В 1914 Эрнст знакомился с Жаном (Хансом) Арп – немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор и началась их пожизненная дружба.
Второй ребенок Филиппа Эрнста, учителя в школе для глухонемых детей и художника любителя и Луизы Эрнст, урожденной Копп. 9 ноября 2015 года в венской больнице скончался Эрнст Фукс (Ernst Fuchs), австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма. Художник и поэт некоторое время сотрудничали, результатом стал сборник поэм в прозе по мотивам коллажей Эрнста – Несчастья бессмертных. В то же время Эрнст былзавороженобразами из сновидений, темой, которая близка этим художникам и сюрреалистам. В Вене учителем Эрнста стал известный художник Д. Кон.
Первая мировая война, в которой Эрнст сражался на двух фронтах, обернулась для художника глубокой травмой.
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue».
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям которые прочили ему карьеру преподавателя. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное» позже превращенная в «Голова человека заинтригованного полетом неевклидовской мухи». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). И они появились. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Есть сведения, что этот термин впервые относительно к живописи употребил в 1910 году чешский искусствовед Антонин Матешек с целью противопоставить его импрессионизму (от французского impressionnisme – «впечатление»). В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
А потом— идеологическая комиссия, последствия. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвященный его творчеству с 1918 по 1936 годы. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» прочитанная им в последний год учебы в лицее.
В 1931 году прошла первая персональная экспозиция Эрнста в Нью-Йорке, в галере Жюльена Леви, который приобрёл часть коллажей, выставленных в Париже в том же году в галерее Пьер. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси.
Искусство Эрнста Неизвестного отличает эмоциональность и мощь. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. Это был окончательный разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
В конце концов Гала досталась Полю, они вернулись в Париж в сентябре. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе Молодой Рейнланд состоявшей из художников, писателей и поэтов. Эрнсту даже удалось наконец лично увидеть Андре Бретона, бывшего в свадебном путешествии с Симоной.
И решил эту проблему с помощью топора. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
Стиль Кирхнера становится более неспокойным, контуры – острыми, краски – темными. Тогда же он совершил поездку в Париж. С ним случился очередной нервный срыв, усугубившийся заболеванием легких. Он был молод, его работы выставлялись и даже покупались.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Искусство же как мастерство не изучал. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14).
Кстати, Эрнст Хаас работал вместе с Анри Картье Брессоном и Робертом Капа. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Макс Эрнст родился в Германии. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Лет в четырнадцать-пятнадцать Эрнст решил жить по своим правилам: «Или так, как хочу или пусть убьют».
В советское время он создал «Прометея» в пионерском лагере «Артек», после перестройки — «Маску скорби» (в память о жертвах ГУЛАГа) в Магадане. Брак, впрочем, вскоре распался. То есть попросту срубил дерево.
Контракт впрочем закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В том же году Оскар Домингес представил новый метод — декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку.
Среди последних работ — памятник Сергею Дягилеву в Перми и монумент шахтерам в Кемерово. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. С ним у Макса не заладилось. В Боннском универе он изучал философию, психологию и историю искусств.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». В 1931 году прошла первая персональная экспозиция Эрнста в Нью-Йорке, в галере Жюльена Леви который приобрел часть коллажей выставленных в Париже в том же году в галерее Пьер. Как ни странно это звучит, но новому российскому зрителю, похоже, предстоит открывать художника заново— через значительные выставки, ретроспективы и публикации. Это, конечно же, не отбирает у них внушительности: высота московского «Древа», пустившего корни в 2004году в деловом центре «Москва-Сити», составляет 7метров.
Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. В 1956-м Неизвестный начал работу над ключевым проектом— гигантской скульптурной композицией «Древо жизни», своеобразного «гимна человечеству», в котором находит выражение «дуалистическо противоречи человека и природы, человека и второй природы, самого человека». В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Они встретились в Дюссельдорфе.
В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги.
С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica» — большую картину разделенную на множество отсеков представлявших разные сюжеты. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Тёплый приём его творчества среди друзей-дадаистов подал Эрнсту идею, что его место среди них, в Париже. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное.
В свою очередь, для микроинвестиций стоит рекомендовать компактные, высотой 20–30см, скульптуры (особенно Неизвестному удавались распятия), которые куда более доступны, не менее выразительны, а по комфорту владения имеют явные преимущества перед массивными вещами. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. «Цвет это радость», — любил говорит Хаас. В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. У Макса было шестеро братьев и сестра.
Выставка имела большой резонанс, заметки о ней появились во многих журналах, ее посетили различные представители парижской интеллегенции, но никакой личной выгоды художнику она не принесла. Эта эстетика придает новую жизнь используемым художником классическим образам— Орфея, кентавра, пророка и т. д. — в полном соответствии с мировоззрением Неизвестного, который делает произведения на вечные темы и верит в научно-технический прогресс. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода. В том же году Эрнст переехал в Париж. Затем Эрнст устроился в фотоагенство «Magnum Photos», которое спустя несколько лет благодаря его стремлениям приобретёт широкую популярность.
Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. За неимением французской визы он воспользовался паспортом Поля Элюара. Место было очень уединенным, в отдалении от небольшого городка.
Затем это становилось темой их причудливых произведений. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. К слову об отношениях с отцом.
Надо сказать, что Кирхнер панически боялся всего, что было граничит с войной: смерти, боли, крови, оружия, большого скопления «обезличенных» людей и так далее. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В 1915 году получил повышение до бригадира.
Дела у любовного треугольника ухудшались и в марте 1924 года Поль Элюар внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Выставки вызвали ажиотаж информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами.
Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Еще он ходил на выставки и смотрел, что делают настоящие художники. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы.
Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Макс Эрнст рано начал рисовать получив первые уроки от отца. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Монументальность и пафос в сочетании с динамизмом сделали Неизвестного востребованным автором городской скульптуры: на его счету потрясающая «Маска скорби» в Магадане, посвященная памяти жертв сталинских репрессий, а также памятник сталинской депортации калмыцкого народа в Элисте. Последним пристанищем стал Лиссабон, где Эрнст провел несколько недель, ожидая места в самолете.
Поздняя живопись торгуется в диапазоне 25–40тысяч долларов и если эстимейт приближается к 50тысячам, то шансы найти покупателя уже уменьшаются. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). С приездом в Кельн Ханса Арпа, открывается дом дада. Трио встретилось в Сайгоне. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний которые могут привести к заработку.
В этом свете инвесторам стоит внимательнее присмотреться не столько к исполинским полутораметровым холстам с яркой «анилиновой» палитрой (которые в изобилии появились в конце 1980-х— начале 1990-х и активно предлагаются на аукционах), сколько к среднеразмерной скульптуре и очень выразительной графике 1960–80-х годов. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Цветные снимки наконец-то стали выглядеть натурально. В конце сороковых годов Эрнст стал работать фотографом в журнале «Heute». В Берлине Кирхнер формулирует один из принципов своего творчества – теорию иероглифов или выражения визуального многообразия при помощи кратких символов – дамской шляпки, городского моста или формы оконной рамы. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги.
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Время, проведенное с друзьями из «Моста», было, пожалуй, самым безоблачным в жизни Кирхнера. Брак впрочем вскоре распался. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
Рисовать Макс начал с пяти лет. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter» и вызвала агрессию у публики — разъяренные посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. В 1915 году получил повышение до бригадира.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
Ведь графика, как говорят, — это душа художника. – с чрезмерно оттопыренными губами. Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус, с которой познакомился в 1914 году12.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. «Большое распятие» хранится в Ватикане, монумент «Золотой ребенок» установлен в Одессе, «Кентавры» — в Женеве и Милане, «Древо жизни» — около здания ООН в Нью-Йорке, а также в Москве. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30.
Встреча оказалась знаменательной. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Неслучайно про фотографа говорили что он сделал «само ощущение цвета объектом изображения».
Скульптура «Строитель Кремля Федор Конь», созданная студентом пятого курса, была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1970 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с рисунками Эрнста Иосифовича он рисовал иллюстрации к произведениям Беккета, «Божественной комедии» Данте, «Екклесиасту», офорты к Откровению Святого Иоанна Богослова. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Владение стало известно как Холм Козерога. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Владение стало известно как Холм Козерога. В то же период художник начал практиковать новую технику которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп.
Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. В восемь лет был отправлен в концентрационный лагерь, но мать пошла на формальный развод чтобы вызволить сына из лагеря смерти. В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром, Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма».
Это, конечно же, знаменитая выставка в Манеже 1962года, где художник вступил в спор с «советским зрителем номер 1»— тогдашним премьер-министром Никитой Хрущёвым. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати его последних картин в «Valentine Gallery», не имевшая впрочем большого успеха, продать удалось всего одну картину. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Сбор денег занял три месяца27. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
Но только с начала 60-х годов 20-го столетия, она проявляет себя как настоящее течение в искусстве. С 1949 года Эрнст Фукс двенадцать лет живёт в Париже, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает всемирное признание. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе.
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и в Мюнхене с Паулем Клее. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Тем периодом датируется картина «Встреча друзей» (фр. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965).
Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в художественном направлении, первой трети ХХ века, которое получило название экспрессионизм (от латинского expressio – «выражение»). Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Неприхотливость в быту позволяла жить в тесном общении с единомышленниками: они снимали на всех одну квартиру и работали в одной мастерской. В 1959 году Хаас возглавил фотоагенство.
В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. В его жизни в определенный период образовался не любовный треугольник, а целый квадрат. Но перед этим Кирхнеру пришлось пережить настоящие бои на личном фронте. Художник осознанно, для усиления выразительности, прибегал к деформации. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В детстве он проводил много времени на природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры. В расцвете творчества Неизвестный обратился к монументальной скульптуре. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914).
Он ходил в музей и делал там копии. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Он деконструирует человеческую фигуру в духе кубизма, одухотворяя ее бурной экспрессией: герои Неизвестного будто стремятся вырваться за пределы тела. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
Каникулы художник провел в Порнике, на Бретанском берегу. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Так была проведена граница между двумя «измами», один из которых уносил в мир грез и фантазий, а другой заставлял вместе с художниками переживать страшные события, происходящие в действительности. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга».
На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Кирхнера комиссовали по состоянию здоровья и он отправился лечиться в горную Швейцарию. Судьба хранила юношу, одновременно проверяя дух на прочность. Его эксперименты в 50-е годы повлияли на развитие всей фотографии второй половины ХХ века. Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. За ней в апреле 1920 года последовала другая, под названием «Ранняя весна дада» (нем. В последней части объединены еще три дня недели.
В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. Впрочем, некоторые свои крупные замыслы ему удалось осуществить еще до отъезда. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению.
В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Крупная, высотой 50–80см, скульптура с характерной темой (торсы, кентавры и пр. ), отсылающая к 1960-м годам, может стоить 20–50тысяч долларов. Выставки прозвучали как гром среди ясного неба дом и его отголоски дошли до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начинается активный обмен письмами, текстами, работами. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице.
Одно из главных новаторств Хааса — начало работы с цветной фотоплёнкой. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево.
В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США.
Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Если, как говорил Неизвестный, писателю-диссиденту можно писать «в стол», то что делать скульптору, особенно такому, как он, у которого все грандиозно, все «с большой буквы», все требует немалых средств. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. А его поздняя живопись, пусть декоративная (даже излишне), пусть правильная и по темам, очевидно лишена пусть не всей, но значительной части первобытной энергии автора, эмоционального буйства, мощи, экспрессии, прославившей скульптора. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. 25 его полотен были отобраны для выставки «Дегенеративного Искусства», организованной по инициативе Адольфа Циглера, президента Имперской палаты изобразительных искусств при правительстве Гитлера. Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
В апреле того же года вышел посвященный художнику номер журнала «View». В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В том же году Эрнст гостил у Роланда Пенроуза в Лондоне, там он встретился с Леонорой Каррингтон, которую впечатлили картины художника увиденные ею год назад на выставке сюрреалистов.
Эрнст убедил Элюара не покидать их. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Ее каталог был выполнен в виде списка современных мифов среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста.
В 1911 году Кирхнер переезжает в Берлин. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» — гигантской скульптуре, символизирующей творческий союз искусства и науки.
Напротив, он предаётся занятиям, расцениваемым его профессорами пустыми из которых самое важное— живопись9». Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Работа с Русскими балетами спровоцировала негодование в кругу его единомышленников сюрреалистов, в особенности у Бретона, который устроил скандал на премьере балета. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. Его фоторепортаж о возвращении военнопленных австрийцев на родину прославился на весь мир. Среди важнейших графических и живописных произведений Неизвестного — «Гигантомахия» (1958) и «Образы Достоевского» (1963).
Вошел в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. По воспоминаниям очевидцев, глава государства, уже изрядно настроенный на негатив своим окружением— в том числе Михаилом Сусловым, мечтавшим свести счеты с одним из своих номенклатурных соперников, — коршуном налетел на «абстракцистов», в частности на Неизвестного, обрушив на него и других художников, чьи работы ради интриги выставили на втором этаже, поток некомпетентных оценок и попросту брани. Эта картина позже привлекла внимание Джексона Поллока который спросил у Эрнста как тот ее создал. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Когда его все-таки призвали в армию (по разным сведениям это был 1914 или 1915 год), запаса психологической «прочности» хватило всего на два месяца, хотя художник и близко не приближался к местам боев, а его служба состояла в том, что он ухаживал за полковой лошадью.
Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Среди них— 150-метровый декоративный рельеф в Артеке, монумент «Цветок лотоса» для Асуанской плотины (кстати, одна из самых больших в мире скульптур) и надгробный памятник Хрущеву— скульптурная голова, заключенная в контур, одна половина которой является черной, другая белой, что символизирует неоднозначность фигуры советского премьера. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). Хотя по бумагам — убили и даже наградили посмертно орденом Красной Звезды.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. В конце года был отпущен при помощи министера внутренних дел Альбера Сарро которого привлек Поль Элюар. И фигура королевы напоминает виолончель. И юбилей— отличный тому повод. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
Пусть позже Хрущёв сожалел о сказанном тогда в Манеже, а еще позже именно Неизвестный создал надгробие на его могиле, но отголоски Манежа слышались чуть ли не во всей дальнейшей «неофициальной» истории советского искусства. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе организованном кинофирмой Лёв-Левин. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы.
В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Он провёл шесть недель в доме предварительного заключения в Ларжантьер, куда за ним последовала Леонора Каррингтон. В целом, по мнению ARTinvestment. RU, творчество Эрнста Неизвестного сегодня недооценено. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты.
В художественных работах сквозным лейтмотивом осталась постоянная память о войне. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. (ХотяМакс Эрнст изучал некоторое время в Боннском университете философию языка и историю искусства, но художественному ремеслу в академии не обучался. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур.
С этим трудно не согласиться, так как настоящее творчество, будь то литература, музыка или живопись, всегда неразрывно связаны с породившей их реальностью. Эрнст еще несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. После демобилизации Эрнст вернулся в Кельн. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. Исходным материалом послужили опять же старые журналы Дизайн в природе, где часто описывались очень малые структуры изображенные крупно.
Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. И однажды это произошло.
Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Нередко кажется, что тела в его работах (как в скульптурах, так и в живописи и графике) составлены из отдельных частей, что вызывает ассоциации с роботами или киборгами (очень в духе 1960-х). В его произведениях реалистические формы соединены с элементами абстракции. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем).
В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).