Как сообщили РИА Новости в Эрмитаже, эти две картины были выбраны потому, что они дополнят имеющиеся в постоянной экспозиции музея работы Эль Греко Портрет поэта Алонсо Эрсильи и Суньиги и Апостолы Петр и Павел, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества великого живописца. Автопортрет Эль Греко в картине «Апостолы Пётр и Павел» из Государственного Эрмитажа // Памятники культуры.
ниже. Представление о двоемирии лежит в основе христианства и Эль Греко был не единственным глубоко религиозным художником, но он, возможно, был единственным художником, сознательно инструментально отнёсшимся к ушедшему в прошлое языку, к устаревшей орфографии. Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект.
Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна— он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное. 1577) и Апостолы Петр и Павел (1587-1592).
При поддержке Посольства успешно прошел ежегодный фестиваль русской камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле». Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Веласкесу вто время было всего 18 лет. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело.
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Второе название происходит пофамилии владельцев картины. Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой». Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях.
Такие мероприятия прошли в рамках т. н. Лаврений», «Отрочество Богоматери»), Диего Веласкес («Мужская голова в профиль», «Завтрак», «Портрет графа-герцога Оливареса»), Бартоломе Эстебан Мурильо («Поклонении пастухов», «Убийство инквизитора Педро де Арбуэса», «Непорочное Зачатие», «Благословение Иакова», «Сон Иакова», «Мальчик с собакой». ), Франсиско де Гойя («Портрет актрисы Антонии Сарате» — единственное полотно Гойи в российских музеях, преподнесённое Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером. Всё это в совокупности рождает у зрителя необъяснимое, трепетное чувство. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Итак, на роль решающей постепенно выдвигалась инстанция вкуса, критерий зыбкий, но в общих чертах угадываемый. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц.
Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Но иконописное тяготение к вертикали, симметричность композиции, рудиментарный геометризованный по сравнению с одеяниями интерьер – всё это знаки верхнего мира, а также свидетельство того, что византийская традиция осознана мастером как определённая система приёмов, пригодных для определённой цели. Washington, 1982. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко.
Мир земной – terrena civitas изображающий процедуру погребения, – горизонтален, относительно статичен, композиционно уравновешен, тщательно прорисован и представляет собой групповой портрет: известно, что почти все персонажи были узнаны жителями Толедо. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже. Vol.
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Краски на полотне были еще совсем свежими и Ренуар не покрыл его лаком. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Поклонение пастухов и Крещение Христа относятся приблизительно к 1597 году. Но многие приемы абсолютно необычны. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
И всё бы хорошо с Павлом: красная тога, яркая лысина, великая Книга и мощные руки (вспомним Маяковского — «прибирала партия к рукам»). Диего де Сильва Веласкес (1599—1660)—один из величайших живописцев прошлого — представлен в Эрмитаже двумя картинами. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Здесь же в зале работы учеников Веласкеса — Хуана Масо Портрет Филиппа IV и Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела, а также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт). Но все неузнаваемо преображено художником. Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. В творчестве Эль Греко (1541-1614, настоящее имя Domenikos Theotokopoulos) соединились живописные традиции трех стран – Греции, Италии и Испании.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Одним из ярких культурных событий прошедшего года, провозглашенного в Нидерландах годом 200-летия венчания великой княгини Анны Павловны Романовой и нидерландского наследного принца Оранского, ставшего в последствие королём Нидерландов Виллемом II, стало крупное мероприятие в королевском дворце «Хет Лоо» с участием королевы Максимы, членов королевского дома, министров, парламентариев, видных общественных и политических деятелей. Когда он написал картину для дворца Эскориал, консервативный Филипп II не оценил гения.
Маврикия». Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса».
Больше заказов от короля он не получал. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Здесь он знакомится с Иеронимой де лас Куэвас, у них рождается сын Хосе Мануэль. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер.
Так икона «Торжество Православия» отражает тему восстановления почитания икон в Византии после завершения в 843 году периода иконоборчества. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. 1638 г. ) внешне лаконичен, но глубок по характеристике. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями. «Мужская голова в профиль» (ок. 1616) – фрагмент «бодегонес» (картина на сюжет застолья) характеризует раннее творчество Веласкеса. У испанца было другое видение красоты.
Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (1568—1649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий.
Вот почему он католик, хотя на Крите доминировали греческие культурные традиции. Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Эрмитаж хранит две работы Эль Греко раннего и зрелого испанского периода – Портрет поэта Алонсо Эрсильи и Суньиги (ок. (Не напоминает ли это иконопись. ) Вот таким образом интересны в его живописи мистичность и отрешённость от всего насущного. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. «Апостолы» произвели сильное впечатление на зрителей. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа.
Если раньше, т. е. Эль Греко оставил после себя библиотеку из 130 книг на четырёх языках о литературе, живописи и архитектуре (для XVI века — целое богатство). Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору.
Был известен своей благотворительной деятельностью. National Galery of Art. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). В образах святых, бережно поддерживающих тело усопшего, выражены глубокая скорбь, нежность, печаль вместе с тем они — само воплощение высшей духовной красоты. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек.
Эль Греко видит его в момент несения креста просветленным и освободившимся от всего земного. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Главным для него было донести до зрителя момент духовного откровения. примерно до рождения ещё никому не известного Петра из рода Дурново (родился он в 1835 году), в моде были художники- «академики» (будь то иностранные мастера или отечественные дарования), то позже, как это обычно бывает, когда всё новое отрицает старое, вдруг вкусы общества изменились.
Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). 11. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи.
Выставка будет работать до 18 ноября 2001 года. Предположительно, подделка 4). Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. И в этом плане опыт творцов нового искусства – искусства Нового времени – структурно воспроизводит парадигму мистического опыта. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения.
Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало. Шедевром эрмитажного собрания является картина Апостолы Петр и Павел исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (1541—1614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано и «Танец» оказался в Эрмитаже. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя.
Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Если недавно об Эль Греко говорили как о «посредственном» художнике (А. Об идее светоносности см.
Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. И здесь уместно задаться вопросом, почему художник поступил именно так, а не иначе и конкретнее, с какими культурными нормами связана его позиция, насколько культурный климат Испании санкционировал эти авторские установки. Были организованы встречи с преподавателями – русистами в Амстердамском университете. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством.
Стефан и Св. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита.
Но так и остался бы Эль Греко никому не известный и не интересный, чьи работы были «разбросаны» по разным собраниям, если бы не господин Великий Случай в истории мирового искусства. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». В этой иконе начала XVI века вполне прослеживаются западные влияния.
В Посольство приглашались несколько групп студентов из Лейденского университета. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо.
Художник представлен на выставке двумя картинами. Вы здесь видите портрет графа Оливареса, который был другом художника. Картина была создана позаказу Сергея Щукина известного русского коллекционера французской живописи XIX— начала XXвека.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности.
Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Эль Греко — величайший мастер колорита. Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Другая работа – «Портрет графа герцога де Оливареса» (ок 1638 г. ) выполнена Веласкесом после переезда художника в Мадрид.
Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Для знатоков искусства живопись Эль Греко теперь представляла большую ценность.
И вообще все великие трудились для идеи. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Если только заказчиком не был сам король.
Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. 9. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. Не случаен и выбор места жительства. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVI—XVII вв. Он работал над монументальными запрестольными образами более четырех лет. В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». На выставке, организованной при поддержке Посольства, были представлены ценности, посуда и мебель, принадлежавшие княгине – многие из Русской Православной Церкви святой Марии Магдалины в Гааге. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.
Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. «дипломатического ужина» в Университете Гронингена – традиционного дискуссионного мероприятия с участием студентов и дипкорпуса, семинара «японские столы» в Лейденском университете. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой.
«КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. К концу жизни художник был практически разорен. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги.
Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. Бенуа), то теперь его творчество имеет более серьёзную оценку. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). До начала XIX века ретабло оставалось нетронутым. Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Но картина Эль Греко — гораздо сложнее. Ирина отличают напряженная эмоциональность образов, насыщенность колорита, своеобразие светотеневого освещения. В итоге краски потекли и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.
Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. был Франсиско Рибальта (1551/55—1628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного».
Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). 1600). Эль Греко был современником «позднего» Тициана, даже приходился ему учеником, Тинторетто, Перуджино, Якопо Бассано. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. P.
одухотворения и оцепенелости. В июле 1601 года готовый алтарь по частям был перевезен из Толедо в Мадрид и собран. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение.
В прошедшем году Роттердам принял ставший традиционным Гергиевский фестиваль. На полотне художник изобразил женщину, находящуюся в состоянии страха. Умер он с долгами, в возрасте 73 лет. Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет».
Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Предполагают, что в правой части картины «Завтрак» художник изобразил самого себя. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность». Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку.
Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась. Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок. Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Икона «Торжество Православия» исполнена в традиционном стиле поздневизантийской живописи, а её иконография идентична византийской иконе из Британского музея в Лондоне, которая датируется около 1400 года.
Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (1618—1682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Изменения в социальной, политической жизни сопутствовали перемены в художественной среде. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. Их аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, оттененные цветами плащей — оливково-золотистого у Петра и темно-красного у Павла. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Вместе с изменениями вкусов общества утончались вкусы отдельных людей. Его картины Св. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».
Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Эрмитажный Портрет Оливареса (ок. На престижной площадке Консертгебау в Амстердаме местная публика тепло приветствовала Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Ю. Башмета. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда».
Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля.
Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Хотя образ Павла, конечно, не сравним с протокольными портретами из кабинетов католических инквизиторов, ох, пардон, партийных функционеров. Себастьян и св. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал).
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Особенно хорош портрет актрисы Антонии Царате.
К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей». Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». Выступления «послов культуры» – знаменитых деятелей искусства из России находят у местной публики самые положительные отклики.
Но это принципиально другие возможности. Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (1591—1652). В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка.
1598—1664) Св. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами».
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Для сравнения возьмём другую – раннюю итальянского периода – работу Эль Греко, портрет Джулио Кловио. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. В Толедо он работает до конца жизни: создаёт свои лучшие полотна, получает заказы от церкви, пишет портреты. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Липгарт, хранитель Эрмитажа, отозвался об этом произведении как о «замечательной картине». Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (1551—1609).
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Русская культура продолжает пользоваться повышенным спросом у голландских зрителей. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ).
Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. данным – ок. Наконец, Доминикос поселяется в испанском Толедо, где и получает прозвище «грек» (Эль Греко). Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Впрочем, «красота» не выступала в его творчестве как основная задача. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Эль Греко – визионер.
Она умерла от чахотки вскоре после того, как Веласкес завершил эту картину. В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной.
Нижнюю зону, нижний город, населяли обыкновенные человеческие существа, а верхняя зона, небесный город, населялась святыми». Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми.
Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы.
Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение.
Так полагал Мейстер Экхарт. Словно из другой реальности обращены на зрителя «Апостолы» Эль Греко. Но исследователи об этом до сих пор спорят.
«Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. К раннему периоду творчества художника относится Завтрак (ок. Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме. Севилья подарила миру одного из самых значительных художников XVII века Диего Веласкеса (1599-1660). Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта.
Но их живопись либо являлась развитием идей прошлого, либо искажая его основу (привязанность к натуре), проявила интерес к красоте, как к украшению. Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св.
Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Дурново представил картину Эль Греко. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. Уроженец острова Крит, он начинал как иконописец.
В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Как символов Человека, Неба иЗемли. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец». Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Липгарт, представляя интересы и музея и общества в целом, убедил владельца подарить картину во владение Эрмитажа. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Тереса. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Гордый и независимый, но вместе с тем трудолюбивый и просвещённый.