«даная» (1636—1647)— картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Ещё одно — наряду с «Данаей» — великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. В 1985 году в Государственном Эрмитаже Ленинграда неизвестный подскочил на глазах посетителей к знаменитой картине Рембрандта «Даная» и трижды ударил по холсту ножом.
14 октября 1997 года в Эрмитаж вернулась «Даная» Рембрандта. Реставрация длилась долгих 12 лет и вот 14 октября 1997 года «Даная» Рембрандта заняла свое почетное место в зале Эрмитажа.
Зовут его Василием Клешевским. Добрый день. Эту прекрасную картину подбирала для Эрмитажа российская императрица Екатерина вторая в 1772 году. Картина Рембранда Даная находится в зале галландской и фламиндской школ, на втором этаже главного здания эрмитажа. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Требовал пенсию по состоянию здоровья уже с 30 лет (считал, что с таким зрением работать он никак не может). Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх (скончалась в 1642 г. ).
И последнее. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Все вроде бы начиналось нормально, как у людей. Он и тогда не сопротивлялся, только достал платок из кармана. В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и Данаю.
На самом деле, могла произойти еще более жестокая трагедия, если бы не вмешательство случайного человека, хоть и милиционера (о нем, – в самом конце). Миф рассказывает, что Даная была дочерью аргосского царя Акрисия. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины.
Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик— Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». Герасимов, А. Г. Бронюс Майгис был признан психически больным. Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Основная доминанта его миросозерцания и творчества – это человек, кто бы он ни был, при этом он воплощал для него всю природу наравне с фауной и флорой.
Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». В 1985 году в Эрмитаже мужчина облил картину серной кислотой и дважды ее порезал ножом. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой и одновременно— директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте.
После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. Через несколько часов я уезжал в Минск. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа.
По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз— вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза5.
Я аккуратно оторвал его и положил на подоконник. Я быстро подошел к нему, заломил руку с ножом за спину и откинул нож на подоконник. Родившийся после этого Персей случайно убил Акрисия.
ВЭрмитаже есть целый зал, посвящённый творчеству Кандинского. Этот год отмечен и конфликтом с заказчиками из-за картины, получившей впоследствии название, «Ночной дозор» это должен был быть всего лишь групповой портрет стрелков, а Рембрандт создал цельное художественное произведение, в котором не все узнавали себя в достойном, по их разумению, виде. Что касается его болезни, то врачи уверяли, что, несомненно, она была настоящей, не было ни состояния эффекта во время совершения преступления, ни симуляции во время следствия. Это касается и групповых портретов, корпоративных, можно сказать.
Главное полотно— «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XXвека.
Долгое время в печати не появлялись данные, что у Майгиса была с собой еще и взрывчатка. Первый же опыт «Урок анатомии доктора Тюльпа» приносит молодому художнику из Лейдена успех и известность. Прибежало 3-4 гражданских человека, стали перекрывать зал, женщин удалили. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым.
Второе название происходит пофамилии владельцев картины. А пока в Эрмитаже висела копия «Данаи». Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. История того, как она попала в Россию, окутана тайной.
Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. На первых допросах Майгис говорил следователям, что совершил преступление по политическим мотивам — он был литовским националистом и так захотел отомстить за «поруганную родину».
Чем беднее и неперспективнее становится страна, чем больше людей её покидает, тем яростнее и озлоблённее становятся голоса непримиримых. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь.
ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. История картины «Даная» богата на события. Широков, при научно-методическом участии Т. П.
В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ. )русск» Тициана. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик— Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Была написана в период между 1636 и 1647 годами.
Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После этого Даная родила Персея, который впоследствии и осуществил пророчество. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ. )русск» Тициана34.
Вы, может быть, слышали об этом случае вандализма – в 80-е в Эрмитаже картину Рембрандта «Даная» облил кислотой какой-то мужчина. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини. Но вижу, что он не оборачивается и смотрит на картину. Тогда же традиционно падающий золотой дождь (капельки охры) был заменен золотистым светом, соответственно взгляд и жест правой руки, сначала устремленные наверх, теперь стали направленными в бок, в сторону источника света. Работать отказывался. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством. Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, объяснивший свой поступок политическими мотивами.
После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Для предотвращения актов вандализма сейчас картина бронированным стеклом. Она там находится с 1997года после оканчательного реставрации. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами (свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом), внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски.
Картина была написана Рембрандтом не для продажи. После распродажи имущества художника след картины потерялся. О действительном герое, который тогда, в июле 1985 года, скрутил Майгиса, не позволив тому взорвать весь «голландский зал» вместе с людьми. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. У Саскии, слабой здоровьем, рождались слабые дети и умирали (вообще детская смертность в те времена была большая) выжил лишь последний ребенок Титус, а мать через год умерла – в 1642 году. И уже в 1992-м Майгис оказывается на свободе, в независимой Литве. Нет, здесь снова налицо эстетика Ренессанса, в которой романтическое содержание миросозерцания или эпохи воплощается в классическую форму, у голландского художника весьма своеобразную. переработал полотно.
Там, по уверению Майгиса, он испортил зрение. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества. После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Наказание уже теряло всякий смысл — только кормили дармоеда за счет налогоплательщиков. Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи.
Утраты живописи составили 27, несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же. Майгис был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику закрытого типа в Черняховск (Калининградская область). «КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался.
«Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. Это — одна из главных достопримечательностей города. С тех пор она хранится под бронированным стеклом. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.
Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Спустя год, видимо ислучилась тасамая катастрофа, окоторой говорит художник.
Рахман и Г. А. Исследователи-искусствоведы терялись в различных догадках, почему сходство с Саскией на этой картине не было так очевидно, как на других полотнах мастера этого периода. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера. Работа была проведена насколько скрупулезная, настолько и колоссальная. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги.
Между тем это свойство эстетики Ренессанса. Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. Служба в советской армии, работа на шахте, потом на заводе радиотехники. Да и вся жизнь Майгиса подтверждала, что у него не все дома. С помощью колориметра измерили изменения цвета – прибор позволяет не прикасаться к картине (она освещается двумя источниками света имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник), он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза.
Решением Дзержинского суда Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург) 26 августа 1985 г. Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста6. В том же 1642 году Рембрандт пишет картину на библейскую тему «Прощание Давида с Ионафаном», представляя себя в виде Ионафана, а Саскию – в виде юного Давида. Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса». Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы.
Несмотря на это, он вызывает ненависть местных нацистов и русофобов, ненавидящих всё, что граничит с Россией — от Игналинской АЭС, закрытой стараниями европейских бюрократов испугавшихся конкуренции дешёвой электроэнергии, до «Зелёного моста» и скульптурных групп на нём. Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину.
По возвращении в Лейден Рембрандт отдается самостоятельной работе и в течение пяти лет достигает известности, с тем он поселяется в Амстердаме (1631). По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Но как только все стало известно, не стал молчать и Клешевский. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея.
По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Вот так вот из-за дефицита билетов и пострадала «Даная». Он не сопротивлялся, а только сказал: «Теперь все». Я не запрещал, так как, наверное, кислота на руку попала и он пытался ее вытереть. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану.
Исследователи долго не могли понять, почему картина называется «Даная», считая это ошибкой документов (никакого дождя, обычно изображаемого на картинах о Данае – Климт, Тинторетто – здесь не было), пока в 1956-62 годах картину, хранившуюся в Эрмитаже, не изучили с помощью рентгеноскопии. Рембрандт провел в мастерской Питера Ластмана всего полгода (1625), верно, его потянуло в большей степени к Франсу Хальсу, к его полнокровному искусству, по сути своей, ренессансному. У него свой дом, ученики. На самом деле это неправда.
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдёт в пирамиду, умрёт. Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. На самом деле это не более чем слухи.
И вот только тогда прибежал сержант милиции. уникальный. С этого времени популярность художника пойдет на убыль. На реставрационные работы ушло не только много сил, но и масса денег.
Жил в кладовке у знакомых. Я уже к этому времени поставил Майгиса к стене. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу. В числе приобретенных картин была Даная Рембрандта. В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками.
Трагический случай с великим полотном знаменитого мастера произошёл 15 июня в 1985 года, когда гражданин Литвы Бронюс Майгис зашёл в Эрмитаж вместе с экскурсией, выплеснул на картину серную кислоту и два раза порезал полотно ножом. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет— в склянке была серная кислота. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж.
После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Нещадила критика исамого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и«Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева игреческой вазовой живописи (фигуры людей ихдвижения— все это очень напоминает рисунки накувшинах ивазах, хранящиеся напервом этаже Эрмитажа). Но исследователи об этом до сих пор спорят. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. «Даная» – картина мифологического жанра.
Мол, Даная изображена голой, это разврат и все такое. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. Видя, что я не знаю, куда с ним идти, одна из них закричала: «Помогите. ». К входу в зал подошли две женщины.
После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Как символов Человека, Неба иЗемли.
И дальше Майгис стал жить очень странно. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Гораздо интереснее мотивов подобного поведения (политический акт, психическое расстройство, что-то еще) оказывается история ее реставрации, затянувшаяся больше, чем на десять лет.
Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Случайность – частый эпизод даже при самых громких преступлениях. После продажи имущества Рембрандта в 1656 году её след теряется.
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. Снова к реализму. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. Уж слишком страшная рана была нанесена картине. Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании.
Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Насамом деле невовсем. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми.
Долгие годы реставраторы бились над тем, чтобы восстановить картину. Одно извеличайших произведений модернизма, огромное полотно с«красными человечками», поначалу вызвавшее страшный скандал инеприятие публики. Самосознание нации находит выражение в расцвете портретной живописи. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Зевс увидел красоту Данаи, проник к ней в дом в виде золотого дождя.
Да и, честно говоря, несмотря на все усилия, полностью восстановить шедевр не получилось (тем более, реставраторы не хотели что-то дописывать, стараясь сохранить как можно больше «от Рембрандта). И он поехал в Ленинград. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. Картина была написана вмае 1913 года. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет— в склянке была серная кислота.
Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло – с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой – способствует быстрому высыханию. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться. Там он провел 6 лет (напомним, «Данаю» реставрировали вдвое дольше).
Сейчас он живет в Белоруссии. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже. – Я обернулся, когда услышал, как что-то капает: это полилась кислота. Сержант даже не записал моих данных». Применялись уникальные технологии.
В Эрмитаж. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца. Алешиной. В кладовке была найдена репродукция «Данаи».
В итоге, спустя 12 лет работ, в 1997 году подлинная «Даная» вновь предстала перед посетителями музея. (Надо заметить в пользу этой версии, что бил ножом Майгис Данаю как раз в области бедер и живота, по самым женственным, так сказать, местам). После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Сержант уже связался с кем-то и сказал: «Подойдите, здесь «Данаю» облили». Рембрандт работает по преимуществу над портретами, соперничая с Франсом Хальсом.
Именно эта новая любовь художника наложила завесу тайны на картину «Даная». По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз— вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Так как к ногам Майгиса была привязана взрывчатка (из амонита).
И я посоветовал слить кислоту водой из гидранта. И вот его рассказ о том происшествии одной из минских газет: «В зале с «Данаей» нас было только двое, – рассказывает Василий Васильевич. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ. )» Тициана. Картина в это время покрывалась бурыми пятнами. Но меня уже не слушали. Следователи отправились в его родную Литву, в Каунас и узнали, как он жил.
Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть втоже время абсолютная иобладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует закатастрофой».