Возрождая античность в живописи, одновременно проявляя интерес ко всему, что происходит в мире, художники эпохи ренессанса выработали законы прямолинейной перспективы, благодаря им картины превращались в окно, распахнутое для зрителя, через которое виден познаваемый мир. Говоря о символизме произведений эпохи Возрождения, нельзя обойти стороной картины самого загадочного художника Ренессанса – Леонардо да Винчи.
Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. В1513-1520 годах находился в изгнании.
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. С конца XIII века началась аристократизация её политического строя. Одним из факторов, который явным и косвенным образом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое идейно-философское и религиозно-модернистское наследие «нового религиозного сознания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства. Искусство становится более регламентированным, придворным.
Конфликт этих двух образов обладает благодаря ясности сюжета огромным непосредственно осознаваемым этическим содержанием. После закрытия религиозно-философских собраний активность их участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями социализма. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне.
Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Одну стену он украшает фигурой Лоренцо, а другую Джулиано. Когда итальянские города теряют независимость, северные сохраняют своё значение и в конце XVI и в XVII веке. Переход от средневековья к новому времени происходит не только через Ренессанс, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским». И то и другое – реакция на кризис позднего средневековья, но выход из кризиса понимали по-разному. Не случайно и отчасти оправданно стремление видеть в трех ученых воплощение трех аспектов мудрости: гуманистическая мистика восточного аверро-изма (мужчина в чалме), аристотелизм (старец) и современный художнику гуманизм (пытливо всматривающийся в мир юноша). Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения. Здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое.
Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность» : влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов-церковников. В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи.
Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка. Чувство изящества, гармонии, тонкость вкуса неизменно связаны с французским искусством. В творчестве Жермена Пилона (1535-1590) вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические. Это был решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. В картине «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе.
В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. Он был новатором и в теории живописи. Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители.
Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона.
В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Они были объединяющим фактором источником гордости художников города.
Также огромное внимание уделялось изображению природы. Они, оглядываясь в Античность, оставались христианами. На картине Волюпта смотрит исключительно на Пульчритудо, ведь все красивое дарует своего рода наслаждение и это одна из возможностей, которые Венера предлагает Душе-Весне» (Х.
Микеланджело избрал другую схему. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов». Характерным примером временного запоздания венецианской культуры в ее переходе к Возрождению по сравнению с другими областями Италии является архитектура Дворца дожей (14 в. ). Темами росписей была обычная семейная жизнь людей. Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и проблематикой «нового религиозного сознания» оказался повышенный интерес к проблеме человека.
чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика, находит свое выражение в знаменитой Юдифи (до 1504 г., Ленинград, Эрмитаж). но также и холод зимы. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н. Пунин). Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения.
Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. На протяжении всей жизни он ищет этот образ в мадонне. Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко. "Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры.
Со второй половины XVI в. начинает широко применяться итальянский тип Х-образного табурета с массивными дугами опор. Патрицианство задерживало развитие новой культуры, вот таким образом Ренессанс в Венеции запоздал почти на 50 лет. Наиболее ярко пути развития раннего возрождения видны в творчестве семейства Беллини: Якопо Беллини и его сыновей – Джентиле и Джованни. Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века, в правление Лоренцо Медичи (1449-1492).
Наиболее знаменит Джованни именуемый чаще Джанбеллино (1430-1516). Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты.
Типичным художником конца флорентийского раннего Возрождения, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1445-1510). Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати учеников на слова учителя.
представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Он владеет тонкой и богатой палитрой.
Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Это свидетельствует о том, что человек того времени ощущал себя центром мироздания. Гиберти выиграл конкурс. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях – трактатах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных».
Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам». Он чаще пишет большие картины маслом на холсте, алтарные образа для церкви. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. Для него важнее философская идея противопоставления жизни и смерти. Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти».
Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е. Их форма со скругленными углами ещё сохраняет характерные пропорции готики, но резной орнамент, украшавший их ранее, уже отсутствует. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил в 1434 году Флорентийский собор гигантским куполом, готическое здание, заложенное в 1295 году. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429).
Расцвет человеческой культуры, творчества искусства, наук. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Можжевельник – символ добродетели и чистоты.
В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. В XVI в. в мебели начинает широко применяться маркетри из разноцветного дерева разных пород. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. Часто мастерство художника передавалось из поколения в поколение, так было в семье венецианских живописцев Беллини5.
Венеция к середине 15 века достигает наивысшей степени своего торгового и политического расцвета. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. Однако они и в особенности Три философа, при всем индивидуальном различии образов, воспринимаются нами преимущественно не столько как неповторимые, ярко портретно характеризованные индивидуальности или тем более как изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), а как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс.
Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти. Домашние туфли и щенок символизируют супружескую верность. Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии.
«Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия.
Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Характерно, что собственно проторе-нессансные тенденции, аналогичные искусству Кавалини и Джотто, работавшему и в венецианской республике (один из лучших его циклов создан для Падуи), давали себя знать слабо и спорадически. Габриели).
«Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские притязания. Перед нами три прелестные Грации: «справа стоит Пульчритудо или Красота, в центре – Каститас или Чистота, Целомудрие, а слева – Волюпта или Наслаждение, Блаженство. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428).
В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Их объединяет торжественная надпись на латыни: «VIRTEM FORMA DECORAT», что в переводе означает «красота украшает добродетель». Но, как бы то ни было именно в этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов.
Маргариты означает благополучные роды. Папа идет на Флоренцию походом. В конце 16в.
Многие художники, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Особое место в искусстве Италии этого периода принадлежит Караваджо. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм. Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения. Был воплощением созданного Возрождением «универсального человека».
Свеча, горящая в люстре, словно божественный дух освящает таинство совершаемой церемонии. Цель собраний состояла, по замыслу их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной («культурно-исторической») силой, долженствующей объединить и «примирить» вокруг себя все общественные слои и классы. Смысл этой сцены подчеркнут сложным рядом загадочных символов. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Столовые были, в общем, не известны.
Это было время титанизма, который проявился и в искусстве и в жизни. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72).
Изображения были почти монохромными, без оттенков. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) – родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель.
Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. Соловьева. Но он становится ведущим художником Италии. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства.
Путь слепых – это жизненный путь всех людей. Микеланджело занимается созданием памятника-мавзолея для его гробницы. Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству.
В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии. Художник стремился к достоверной передаче объемов и характеристик предметов. Небольшие глухие дверцы, которые закрывали весь набор этих ящиков, обычно украшались маркетри с перспективными видами архитектурных построек. Краски правдивы, крепкая лепка объемно моделированной формы весьма реальна. Очагом гуманизма становится прекрасная Флоренция – древняя столица Тосканы.
Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей.
Использовав лучшие традиции искусства средневековья изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, к образам глубокой человечности и подлинного реализма, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру. Ведущая роль в живописи Флорентийского раннего Возрождения выпала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассан Гвиди известного под именем Мазаччо (1401-1428). Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. Объективное содержание искусства Джорджоне неизмеримо шире и универсальнее духовного мира той узкой социальной прослойки, с которой непосредственно связано его творчество.
Жанекен, К. Лежён). Хотя замки на Луаре ещё внешне похожи на средневековые их внутренний декор – ренессансный, даже скорее маньеристический. XVI век – расцвет французского портрета. центром позднеренессансного реализма стала независимая республиканская Венеция. Восстанавливается античный Рим. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля.
Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции. Аллегорическим языком он выражал трагизм современной жизни всей страны («Вифлеемское избиение младенцев»).
Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов. Образы Дюрера полны силы, но и сомнений. Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. Он интересовался проблемами перспективы.
Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи.
Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок.
Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный характер культуре возрождения.
Высоко начинают цениться знания и науки. Изображение «Спящей Венеры» изящно, свободно и не лишено чувственной прелести. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью.
Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. Спинка слегка откидывается назад, сиденья делаются шире, локотники выгибаются под руку и т. д. Уже в первой известной картине «Чудо святого Марка» он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Многие работы Тициана пронизаны ощущением одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы, что глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения.
Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. -1337). «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом.
Скульптором, которому выпало решить проблемы европейской пластики – круглой скульптуры, монумента, – был Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк). В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. Лицевая их сторона строится как архитектурное сооружение, как фасад здания – с колоннами, фризом и фронтоном.
Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто. Джентилески, Ф. Гверчино), так и в других странах Европы. Его многочисленные произведения, в основном на темы мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения.
Он вводил в свои композиции изображение античных памятников, был, преимущественно монументалистом. Фигуры у Мантеньи кажутся как будто выступающими из стены и всегда представлены в сложных ракурсах. По заказу покровителя художеств Людовико Гонзага, Мантенья расписал «брачную комнату» изобразив семейный портрет Гонзага и сцены из придворной жизни Мантуи. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Превращение нимфы в богиню цветов при помощи Граций означает возвращение Души к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует бог Меркурий-Гермес-Тот, сопровождая души после смерти и приводя их к райскому Блаженству в потустороннем мире.
Кроме свадебных сундуков-ларей и пристенных скамеек большое распространение имели скамьи в виде сундука-ларя с откидывающейся крышкой сиденья и более низкой глухой спинкой и глухими массивными локотниками, которые с лицевой стороны украшались масками, пальметтами, волютами или головками ангелов.
Некоторые исследователи называют его первым архитектором барокко.
Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Эпоха Возрождения объединила их.
Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов.
Недаром это был любимый город Леонардо да Винчи, который все свои картины до конца жизни с гордостью подписывал, как «Леонардо, флорентинец». Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг за оступившимся вожаком.
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. В трагических, экзальтированные образах святых, созданных художником в традициях национальной религиозной живописи, ощущается влияние стиля Леонардо да Винчи, творчество которого было хорошо известно в Испании по многочисленным гравюрам с картин гениального итальянца. Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминает сфумато Леонардо. В декоре используется вензель Генриха II и Дианы де Пуатье, а также двойной или тройной полумесяц. Чувство беспокойства и тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано.
В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт. Но главным призванием Альберти была архитектура. Период Высокого Возрождения простирается примерно с 1500 по 1527 год и Маньеризм— с 1525 по 1600 год. Творчество Донателло (ок.
Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ. Спящая Венера, кроме того, утратила некоторые свои живописные качества вследствие ряда повреждений и неудачных реставраций. Высокий Ренессанс совпал с периодом борьбы итальянских городов за независимость. -1466).
Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Сундук начал утрачивать характер простого ящика. Но начало новой эпохи граничит с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266. В то время как в средневековом домашнем хозяйстве предметы обстановки служили, как правило, в соответствии со своим прямым назначением, то во дворцах и богатых домах Возрождения они демонстрировали ещё и достаток и могущество их хозяев.
Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии.
Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари. Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства.
Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников.
Он решил те проблемы живописного искусства, которые поставил до этого Джотто. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Это были художники, в искусстве которых явственней всего наметился переход к новому этапу в развитии культуры Возрождения. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме).
Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). -1492). Особое внимание Леонардо уделял светотени, добиваясь неповторимой мягкости лиц и фигур, словно окутанных едва уловимой дымкой («сфумато»). Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры.
Рабочий эскиз постепенно перерастает в отдельный вид оригинального творчества, в котором художественное значение имеют фактура картины, манера мазка автора интригующий эффект нон-финито (незаконченности). Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя.
Он решил главные проблемы Возрождения – линейной и воздушной перспективы. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства.
Эти пространства были как бы взаимно связаны. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую и притом преимущественно торговую, а не производящую державу, начавшееся с 12 века и особенно ускоренное в ходе крестовых походов, повинно в этой задержке. В основу композиции положен точный математический расчет. Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Крышка сундука изнутри покрывается росписью.
«Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Особенно много споров вызывает круглое зеркало, висящее на стене. «Новое религиозное сознание» или богоискательство, сложное и противоречивое образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию. Тема смерти – частая тема его графических листов. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности с внутренней атмосферой уюта. В церковном зодчестве появляется облицовка фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» – характерная черта итальянского Возрождения. Новая скульптура родилась в 1401 году, когда был организован конкурс на оформление дверей крещальни Флорентийского собора. Символичны изображения двух деревьев – дуба и пальмы. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой.
Джорджо Барбарелли дель Кастельфранко (1477/78 – 1510), прозванный Джорджоне, был младшим современником и учеником Джованни Беллини. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528-1588) суждено было стать последним певцом праздничной Венеции XVI века.
Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Одна из наиболее загадочных и символичных картин Леонардо – «Мадонна в скалах».
Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит верность традициям Ренессанса. Джорджио Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), первый в Венеции обратился к литературным и мифологическим темам. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага.
Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антагонистически связанных идей – в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками – обсуждался большинством русских религиозных философов начала XX в. Картины русский ренессанс Картины возрождение ренессанс Картины философия ренессанса Картины искусство ренессанса архитектура ренессанса эпоха возрождения Картины ренессанс. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы. Работа Леонардо «Благовещение» ещё обнаруживает связи с ранним Возрождением, но совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины говорят о мировоззрении художника Высокого Ренессанса. Леонардо обладал как логическим, так и художественным мышлением, связывал научное и художественное познание мира. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей.
Родиной Возрождения стала Флоренция. В архитектуре Италии только в XV веке начинают проявляться черты нового стиля. Падуя расположена на севере Италии, её связи с Германией и Францией были тесными в XV веке, вот таким образом готические черты в искусстве раннего Возрождения вполне естественны. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного.
По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ Новейший религиозный идеализм в России конца XIX – начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Наложенные на алый мрамор ветви растений объединены в единый символ, подчеркивающий достоинство дамы изображенной на портрете. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно.
Изобразительное искусство является, скорее всего, наиболее древним видом творческой деятельности человечества – и наскальные рисункиНаскальные рисунки: развлечение, магический инструмент или что-то ещё. Его учеником был еще один известный художник, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров. Вершина его мастерства «Сикстинская мадонна». В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
Их представителем и выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Микеланджело называл эти двери вратами Рая.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды.
Он возрождает библейскую идею о связности (родстве) Бога и Человека, осуществлённую в образе Богочеловека – Христа из Назорета. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Использование художниками темперы и техники фресок не позволяло в полной мере получать реалистичные изображения в картинах. Многие его представители были склонны говорить не просто о философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о «духовном». Эпоха возрождения. Что на самом деле хотел изобразить и показать нам художник, до сих пор точно неизвестно.
Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно-спокойными зданиями образуют пейзажный фон (Из-за потемневшего фона картины пейзаж на репродукциях неразличим. ), который, как всегда у Джорджоне, не уни-сонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению. В конце XVI в. кризис усиливается. гротески, т. е.
Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. Потолки стали делать под античность. Образ Моисея- один из самых сильных в творчестве мастера.
Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева.
Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. Кризис охватил и искусство.
чертозскую мозаику. Некоторые гуманисты избирались папами. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими».
Двойственность мировоззрения в данном случае естественна – ведь человечество в течение тысячи лет пребывало в вере Христовой и не могло отрешиться от неё за одно-два столетия (кстати, не может и не желает этого по сей день). Юдифь – формально композиция на библейскую тему. Мазолино присоединился к работе в 1427 году.
Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур.
Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. - Глубинная причина, внутренний импульс. Искусство Высокого Ренессанса во имя общего образа отрешается от мелких деталей. К тому же есть сведения, что якобы крест, на котором был распят Христос, был сделан именно из дуба. А. Ливрага). 1440 — 1504).
Политический идеал Макиавелли – Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели и в славе». Помещичьим, «докапиталистическим» это течение было постольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор патриархально-феодального типа. Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12.
Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. ТОМАС МЮНЦЕР (около 1490-1525) – немецкий теолог и идеолог ранней Реформации и Крестьянской войны 1524- 1526 годов в Германии. Сын ремесленника, Мюнцер получил образование в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, откуда вышел со степенью бакалавра богословия и стал проповедником. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Дела, подумал Хокни, ктому моменту уже бившийся над проблемой вместе сфизиком Чарльзом Фалко.
Он искал совершенный гармоничный образ. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». Это был прообраз современного секретера.
Джованни Беллини (видимо, родился после 1425 г. и до 1429 г. умер в 1516 г. ) не только развивает и совершенствует накопленные его непосредственными предшественниками достижения, но и поднимает венецианское искусство и, шире, культуру Возрождения в целом на более высокую ступень. Одновременно с ними работало много превосходных художников.
Оно пронизано гуманизмом, стремлением к гармонии прекрасных сторон жизни. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Наконец, зеркало указывает на целомудрие и девственную чистоту невесты. Причиной использования обратной перспективы было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель, впоследствии обратную перспективу использовали как традицию письма. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С.
Неповторимое искусство поражает своей красотой и глубиной замысла. Это конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни в Падуе. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Таинственный пейзаж, теряющийся в тумане, в центре – лицо прекрасной молодой женщины на фоне можжевелового куста. Молодые люди на портрете приносят друг другу клятву супружеской верности.
В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV. На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов.
Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Все это можно видеть в работах самых известных художников эпохи. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. У Джорджоне сопоставление внешне спокойной, непринужденной, аристократической фигуры благородного мужа и занимающего по отношению к ней зависимое положение фигуры несколько злобного и низменного персонажа не граничит с конфликтной ситуацией, во всяком случае, с той четкой конфликтной непримиримостью характеров и их борьбы, которая придает столь высокий трагический смысл у Джотто сближенных поцелуем пресмыкающегося Иуды и Христа, прекрасного своей спокойно-строгой одухотворенностью (Любопытно, что объятие Иуды, предвещающее крестную муку учителю, как бы повторно контрастно перекликается с композиционным мотивом встречи Марии с Елизаветой, включенной Джотто в общий цикл жития Христова и вещающих о грядущем рождении Мессии. ).
Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» была объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим интересам религию и церковь. Значение искусства Микеланджело огромно. Через три года он закончил статую, которую поставили перед городской ратушей. Его многочисленные изобретения были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития.
Около 1520 года герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан воспевает античность, воплощает дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры». Тициан много пишет на мифологические сюжеты. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический синтез религии, науки и философии» объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания представить историю как процесс «богочеловеческий» указать пути социального обновления и активизации. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н.
Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. И это его умение подчинить себе пространство положило путь Рафаэлю и Микеланджело. В его искусстве обрели решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности и сложная композиция, передающая многообразие мира. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Фигуры из античной мифологии стали играть новую символическую роль в христианском искусстве.
Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. Однако это не совсем так или, вернее, не только так.
Для Джорджоне, сравнительно мало работавшего в области больших монументальных композиций (его живопись носила, по существу или станковый характер или это были монументальные по своему общему звучанию, но не связанные со структурой окружающего архитектурного интерьера композиции), эти возможности, заложенные в масляной живописи, были особенно ценны. Круг приёмов и мотивов украшения постепенно ширится: появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается приём тонирования с помощью раскалённого песка. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.
В этот период полностью освоена рамочно-филёночная система вязки дерева, что позволяет придавать мебельным объектам более изящные пропорции, жёсткость и прочность всей конструкции.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм.
Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Он становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов.
В их работах много утонченности, остроты изящества, но порой сквозит горечь, равнодушие им не хватает теплоты и естественности. Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями – Спящей Венерой (ок. Дюрер – философ, но его философия лишена жизнерадостности и оптимизма итальянского Возрождения. В 1505 году Дюрер едет в Венецию, затем по возвращении домой пишет «Адама» и «Еву» под воздействием итальянского искусства, в которых выражает своё национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела.
Вполне возможно, что Джорджоне вложил и этот смысл в создаваемый им образ. Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. Объектом поклонения для него были пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело. Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии). Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения.
Особенность творческого пути венецианца по сравнению и с Мантеньей и с мастерами Севера проявляется очень ясно в его Мадонне с греческой надписью (1470-е гг., Милан, Брера). Над зеркалом помещена надпись на латыни: "Ян ван Эйк был здесь". palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Нельзя найти ни одну область деятельности человека, которую бы не затронул Ренессанс. Третий величайший мастер – Микеланджело (1475-1564).
«Углубленная религиозность», которая привела немцев к Реформации имела огромное влияние на искусство. Один из них – сам автор. «Наилучший из художников не может создать такого образа, которого единый кусок мрамора не заключал бы уже в себе под своей оболочкой.
В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап.
Как уже было выше сказано, пальма считается символом спасения и райской жизни. В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство «нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др. ), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и идеологически завершили переход с неокантианско-ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму.
Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками. По мнению учёного П. А. Флоренского, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, математически она равноценна прямой перспективе, духовно же образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов14. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Леонардо, как свидетельствовал Вазари, работал медленно, долго обдумывал работы, вносил многочисленные поправки, отсюда— нарушение технологии росписи, требующей быстроты работы и не допускающей поправок.
Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры.
Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. Характерно, что архитектурно-декоративные элементы внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего.
Франческа был мастером преимущественно монументально-декоративной живописи. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые мастера. Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников.
Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства.
История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Петрарка много ездил по Европе, был близок с папами, государями.
В живописи чрезвычайно характерная живучесть средневековых традиций явственно сказывается в позднеготическом творчестве мастеров конца 14 века, таких, как Лоренцо и Стефано Венециано. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции.
Главными образами для художников того времени были боги и герои мифов. Судьба стенописи Леонардо трагична: он сам способствовал её быстрому осыпанию, делая опыты смешения темперы и масла, экспериментируя над красками и грунтом. Во Флоренции, родном городе художника, была начата ещё одна работа: портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы, ставший одной из самых знаменитых картин в мире. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая». Во второй половине 16в.
Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св. Сооружение, давшее начало независимому французскому стилю, граничит с именем Пьера Леско, начавшего в 1546 г. строительство для Франциска I квадратного двора Лувра в Париже. Скульптура «Пьета» изображающая Христа, распростертого на коленях Марии, выдвигает его в число первых скульпторов Италии.
Франциска, видимо, членами его мастерской. В декоре применяются орнаменты гротеска. Культура этой эпохи представлена несколькими периодами: временами предвозрожденческих явлений или Проторенессансом (конец 12 – начало 13 века), дученто, характерным для 13 века, треченто (14 столетие), кватроченто и чинквеченто (15 и 16 век соответственно).
Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Используя мозаичную технику, можно было все же и в эпоху Возрождения добиться результатов, относительно удовлетворяющих эстетические запросы времени. (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). курульные кресла. humanitas – человечность).
О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском.
., возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Бернардино работали в древней традиции иконописи6. Так, выполненные Джорджоне при участии молодого Тициана фрески Немецкого подворья Фондако деи тедески (1508) оказались почти целиком разрушенными. В конце XV века северные города Европы организуют ряд военных походов на Италию. Это период усиления феодальной реакции.
Вершиной нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30-1569). В классический период стиля Ренессанс в композиции включались элементы пейзажа. Крупнейший художник падуанской школы Андреа Мантенья (1431-1506). Это и закономерно. Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. Всё что он написал это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника – Якопо Робусти известного как Тинторетто (1518-1594). Характерно, что мягкая лепка формы светотенью присуща и его рисункам.
Композиция «Поклонение волхвов». Её выгодное географическое положение, флот и пути торговли с Востоком сделали её богатой. Справа от Христа изображен апостол Фома, в правой части картины изображены апостолы Матфей, Фаддей и Симон.
Однако папа умер в 1534 году. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. В 1545 году появляется его первый вариант «Данаи».
Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. Глубокая религиозность, преданность идеям католической веры, воспитанная веками борьбы с завоевателями-мусульманами, стала одной из главных особенностей испанского национального характера, самобытно и ярко отразившегося в искусстве. Может они пользовались той самой камерой-люцидой. Ларцы обычно богато декорировались. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно.
Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников.
Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. «Портрет Джиневры де Бенчи», написанный в 1478-1480 годах. Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св.
В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Эпоха возрождения1535-1541 г. г. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».
Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Каждый человек, считали реформаторы, причастен Христу, он его «современник» ибо актом личной веры человек живет в Новой истории. Всё это способствовало кризису художественных идеалов эпохи Ренессанса, как и то, что Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Здесь работало несколько поколений художников— от Мастера триумфа Смерти до Беноццо Гоццоли.
Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. А вот дуб изображенный на первом плане, утверждает силу добродетели Христа, отдавшего душу свою за мир, погрязший во грехе. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема.
Безусловно, это предполагало определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должна была остаться прежней. Вскоре после окончания работ в Сикстине умер Юлий II. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства.
ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок. 1420-1481), придворный художник Карла VII и Людовика XI. В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе. В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций.
и Дж. Вместо торжества и справедливости над злом – крушение мира. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном.
В живописи Ренессанса наблюдалось очень близкое сходство изображения с реальными людьми. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. Возьмем, к примеру, знаменитое произведение Яна Ван Дейка «Портрет четы Арнольфини». Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами». Его лучшие произведения были исполнены в масляной технике.
Он ещё много пишет на античные сюжеты, но всё чаще обращается к христианским темам мучинечств, в которых языческая жизнерадостность сменяется трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Оплакивание»). В конце XV века в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения. Своеобразие искусства зрелого Джованни Беллини выступает наглядно при сравнении его Преображения (1480-е гг. ) с его же ранним Преображением (Венеция, Музей Коррер). Легкие, стройные фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме.
Двери стали местом работы многих художников Флоренции. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. Ведущие венецианские художники (Якопо Бассано, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто) используя и развивая принципы Возрождения, отходят от идеальных классических образов и вводят в сюжет бытовые элементы изображая человека в непосредственной связи с окружающей средой. Интересуясь не столько отдельной личностью, сколько определенными группами людей и их взаимоотошениями, они тяготели к сложным многофигурным композициям, в которых пытались дать образам социальные характеристики.
Флорентийская буржуазия свергает Медичи. Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей. Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились). Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Сложные ракурсы переплетенных тел, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства и тревоги – это черты чуждые Высокому Возрождению, как и сама трактовка темы «Страшного суда».
В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Но оба изображения не имеют портретного сходства, что не соответствует традициям XV века.
Его волхвы в раннем Поклонении волхвов и философы в Трех философах (ок. Он был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Она была достигнута точным и тонким гармоническим сопоставлением сдержанно холодных и умеренно теплых тонов. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века. Дюрер был самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения. Художник Джотто использовал светотени для создания формы. С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех.
Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился и быть тем, чем он хочет. » Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю. В переводе с латыни Флоренция означает цветущий край. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг.
Моральное и этическое (точнее – морально-этическое в их слитности) превосходство, более того, нравственная победа Христа над Иудой в этом конфликте нам неоспоримо ясны. («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). Идеи Н. Макиавелли оказали весьма значительное влияние на развитие политических учений. Он был прекрасным колористом. В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства.
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Испытал влияние мистиков, анабаптистов и гуситов. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Каждое из его творений было открытием в искусстве. Первым большим произведением в Милане была «Мадонна в скалах».
Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу. Следует подчеркнуть, что развитие искусства итальянского интерьера XVI в. шло в сторону большей сдержанности и классичности всех элементов. Статуэтка св. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский мыслитель, дипломат историк. Флорентиец, происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни.
В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Четки – символ благочестия. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. Самой большой его работой была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495-1498). Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством.
Изначально центром Ренессанса считалась Флоренция, но к 16 веку он захватил Венецию. Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. «Человек у Джотто противостоит ударам судьбы.
К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли – «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу. Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Братья Беллини известны в истории искусства ещё и тем, что усовершенствовали масляную технику. Своеобразие венецианского кватроченто сказывалось главным образом в стремлении к повышенной праздничности колорита, к своеобразному сочетанию тонкого реализма с декоративностью в композиции, в большем интересе к пейзажному фону, к окружающей человека пейзажной среде причем характерно, что интерес к городскому пейзажу, может быть, был даже больше развит, чем интерес к пейзажу естественному, природному. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. Это замечательное время дало свой старт в XIV веке и стало клониться к закату в XVI веке.
Работа над новой фреской была закончена в 1541 году.
В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Вот таким образом мастер не изображает какого-нибудь кульминационного с точки зрения развития события момента, как это обычно делали мастера кватроченто (Юдифь поражает мечом Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову). Картина несомненно имеет символическое значение.
О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет.
В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). В первые годы Реформации Мюнцер выступал приверженцем и сторонником Лютера. 1508 – 1510 гг., Дрезден, Картинная галерея) и луврским Концертом (1508). 1450).
Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Обнаженное прекрасное тело для Микеланджело главный предмет искусства.
Леонардо да Винчи (1452-1519) первый художник, воплотивший эту особенность. Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль.
Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. В эпоху Возрождения Венеция развивалась немного иначе, чем другие города Италии. 1477-1478). Он считает не обязательным точную передачу черт в лицах моделей. Своеобразным примером введения фигур в природную среду и переплавки опыта Беллини и Леонардо в нечто органически новое – джорджоневское, является его рисунок Св.
Другим приёмом, также пришедшим из далекого прошлого, является украшение углублённой резьбой. Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию. Телу человека также уделялось особое внимание. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни.
Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве.
Блестящий стилист, Альберти оставил многочисленные труды на латинском и итальянском языках. Из всех религий самый обостренный интерес к человеку проявляет христианство. Падуанские мастера преклонялись перед античным искусством. Интерес Беллини к проблеме освещения, к проблеме связи человеческих фигур с окружающей их природной средой определил и его интерес к достижениям мастеров нидерландского Возрождения (черта, вообще характерная для многих художников севера итальянского искусства второй половины 15 в. ).
Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи.
Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории. Период, так называемого, «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Даная соответствует античным идеалам красоты. Микеланджело исполняет фигуру Моисея для надгробия. В этом жанре особенно прославился художник Жан Клуэ (ок. 1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее. Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связана с именем Жана Гужона (ок. 1510-1566/68). Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях.
Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и её защитника. Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу.
-1576) создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал с портретом. канделябра, о котором ранее уже шла речь. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали.
Две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» (ок. Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. Основные темы и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу» и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза» во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Одни утверждают, что на картине изображено тайное сочетание молодой пары узами брака. Общей темой в декоре средневековых церквей был Страшный суд, который в северных европейских церквях часто занимал пространство над Западной дверью.
1483-1484) и «Весна» (ок. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров. В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто.
На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. Хокни распирало любопытство. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Микеланджело работает над росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле по требованию Папы Павла III.
Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. На сундуках стало увеличиваться количество декоративных элементов, появились точёные ножки, заменяемые потом на львиные лапы. Это видно в особенных позах персонажей картин, в прорисовке отдельных частей тела и лица.
Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. Поэтически одухотворенное, глубоко человеческое, а не мистически преображенное чувство выражено в этой такой простой и скромной на вид композиции.
Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы.
Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов». Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры.
Томас Мор и Кампанелла сочиняют проекты идеальных государств, где торжествует разум и порядок, общее благо и довольство (не решаюсь сказать «счастье»). — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива.
Она разгромлена, многие друзья Микеланджело погибают. Авторство цикла до настоящего времени оспаривается. Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями.
Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Аэто говорит очем. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное влияние античности. Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. В скульптуре (Л.
Он готов сносить невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.
Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые». Это наивысшая точка расцвета искусства Италии. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера.
Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением.
Но расположенная вдоль стены трапезной роспись подчинила себе весь интерьер.