В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Перед посетителями выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. «нас многое объединяет и это больше, чем то, что нас разделяет», — сказал на открытии выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. В Пушкинском музее открылась одна из самых значимых выставок этого года – «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Пушкина пройдет выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Золотые локоны богини, каскадом рассыпавшиеся по плечам, увенчаны лавровым венком. Традиционно Минерва изображалась с оливковой ветвью, которая ассоциировалась с миром. Предположительно он писал их, глядя на себя в зеркало. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В 1635 году он пишет величественную «Минерву», один из самых ценных шедевров Лейденской коллекции. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Константин Хюйгенс, секретарь статхаудера Фредерика Генриха Оранского, посетивший Ливенса в Лейдене в 1628 году, описал его уникальную способность передавать различные состояния своих героев.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В 1639 году Рембрандт и его жена Саския ван Эйленбюрг переехали в дом на улицу, которая тогда носила имя Святого Антония (сейчас там находится Дом-музей Рембрандта). Группа регентов 1661г. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Вероятно, Рембрандт увидел и зарисовал его на ярмарке или в зверинце. в Дрездене. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. При этом нет сидячих мест, хоть на пол садись, разбивай бивуак. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
Предположительно, на этой картине Ян Ливенс изобразил принца Руперта Пфальцского, одного из сыновей курфюрста Фридриха V и Елизаветы Стюарт. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Есть абсолютно чарующий – «Девушка в расшитой золотом накидке». Возможно, Дау обыграл и этот факт. Картины со сходным сюжетом находятся в собраниях Пушкинского музея и Эрмитажа.
Нужно вернуться, хоть раз. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Эта поздняя картина, предположительно, написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра. Краски лежат на холсте густыми мазками. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Геррит Дау — один из первых учеников Рембрандта в Лейдене. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Белые блики на ткани рукава — великолепный пример виртуозной техники Рембрандта. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
Ученый, затачивающий перо бедняцкая трапеза старухи юноша за книгой девушка за чтением письма или музицированием спящий пьяный солдат, которого дама щекочет соломинкой больная женщина, прикорнувшая в кресле, — остановленные мгновения, лишенные пафоса и страстей, как журчание мелодии издаваемой верджинелом (она слышна рядом с картиной Вермеера). Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. А. С.
На выставке неизменно притягивает внимание «Автопортрет с затененными глазами» 1634 года: спокойное любопытство в глазах, пушистые вьющиеся волосы, легкий румянец на щеках.
Перед кошкой, возможно, была нарисована мышеловка. Работа с пластикой, пространством, цветом и светом всё равно впечатляет. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. В Рембрандта он влюбился в детстве, когда мать привела его в Метрополитен-музей.
Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Евангельские образы Рембрандта этой эпохи, по-домашнему буржуазные «Святое семейство» в Даунтаун Касл (1644), Петербурге (1645), Касселе (1646) отличаются, однако, глубокой одухотворенностью быта. Ничто так ясно не показывает изменений стиля, как сравнение тщательно моделированного, окутанного свежей светотенью «Раввина» 1638г.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Жестом, пересекающим парапет, мастер нарушает условную границу между собою и зрителем, приглашая нас стать участниками изображенной реальности. Костюм художника совмещает одежду, которую носили в 16в.
Исключение, пожалуй, составляет выставленный в парадной, «алтарной» перспективе Белого зала портрет так называемой «Минервы» (1635). Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Первым из известных владельцев картины стал уважаемый амстердамский коллекционер Николас Ньюхофф (1733- 1776).
Старуха в черном головном уборе обращена к зрителю.
Илия приказывает схватить пророков Ваала, чтобы покарать их. Эта женщина была круглой сиротой. По крайней мере на взгляд человека, с детства привыкшего к эрмитажным шедеврам Рембрандта. На выставке экспонируется картина «Девушка за вёрджинелом»— единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». На фоне романтически взволнованного пейзажа Геррит Дау изобразил крупным планом козу. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
На ней висит большой транспарант с изображением полноватой и чем-то озабоченной женщины. Ценность Лейденской коллекции не только в наследии Рембрандта – это одно из крупнейших частных собраний золотого века голландской живописи, объединяющее порядка 250 живописных и графических произведений. Неспособная зачать ребенка, Анна молится о сыне, обещая «отдать его Господу». Также будет представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи.
Стремясь показать возраст женщины, мастер сделал акцент на ее увядающей коже, глубоких морщинах и беззубой челюсти. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот. И не только Рембрандта, но и многих его современников.
Впрочем, Рембрандт теперь чаще принялся писать портреты по заказу. И этим светом, открытым Рембрандтом, вскоре будут покрыты самые будничные мизансцены. Спящий пророк лежит на склоне холма, опершись головой на руку.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. И не только Рембрандта, но и многих его современников. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Встал и пошел к отцу своему.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавней находкой — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самой ранней из работ, подписанных художником. Что в имени тебе моём. Но такие портреты, как полуфигуры мужчины с соколом и дамы с веером (1643) в в Лондоне, как лучезарный Николай Бруйнинг (1652) в Касселе, как благородно законченный «Ян Сикс» (1654) в собрании Сикса в Амстердаме, принадлежат к прекраснейшим портретам в мире.
Они не приняли главную идею художника. Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Минерва — богиня войны, мудрости искусства, медицины, прядения и ткачества. Рембрандт родился в канун окончательного освобождения Северных Нидерландов от испанского господства и образования Республики Соединенных провинций, по одной из них получившей неофициальное название Голландии. Он изучал мимику лица. С одной стороны, этот сюжет может иметь аллегорическое значение, связанное с представлением грамматики как одного из семи свободных искусств, что видно на гравюрах XVI века. С другой, картина «Урок» может ассоциироваться с ветхозаветной историей Анны (1 Цар.
Латинская поговорка «Nil penna, sed usus» («Не само перо, а то, как его используют») также говорит о важности практической работы. Ранее работу определяли как tronie (экспрессивная голова) — портретный набросок, к которым мастер часто обращался в 1640–1650-е годы. Натуралистичное изображение в то же время несет символический характер. В 17в.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Двойной подбородок, вьющиеся волосы и тонкие усы встречаются и на других автопортретах мастера (на выставке). Конкретное имя автора живописного портрета до сих пор установить не удалось. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В отличие от Рембрандта, отдававшего предпочтение широкому и выразительному стилю письма, его первый лейденский ученик Геррит Дау стал родоначальником «тонкой манеры живописи», в которой особое внимание уделялось изображению мельчайших живописных деталей.
Царица Савская, заинтересовавшись монотеистической религией царя Соломона, отправилась к нему в Иерусалим из Сабы (вероятно, современный Йемен), чтобы испытать загадками его мудрость (3 Цар. Его автопортреты, например кассельский 1654г., обнаруживают медленно наступающую старость. Я обвиняю. » (2008)12. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
В ранних работах художники использовали плотное расположение фигур в экзотических костюмах, яркий колорит и светотеневые контрасты, напоминающие о работах утрехтских караваджистов, под влиянием которых явно находились оба мастера. Все три работы Рембрандта лейденского периода входят в цикл композиций на тему «Пяти чувств», включающий ряд аллегорических произведений, только недавно попавших в поле зрения ученых.
«Титус за партой» (1655, Роттердам). Они как будто выхвачены из темноты. Следуя примеру Рембрандта, Яудервиль делает акцент на исходящем слева свете. Большой портрет-группа «Анатомия доктора Деймана» 1656г.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Крупными пятнами он трактует старомодные одеяния и погруженные в музыку лица. А рядом того же периода «Автопортрет» его друга, но и конкурента Яна Ливенса: юноша с копной светлых курчавых волос и взглядом, по которому легко считываются его характер и эмоции, как и в его же портретах бородатого пожилого «Счетовода за столом» или «Мальчика в плаще и тюрбане». На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен картинами: «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами». Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
в Государственном музее представляющая старшин суконного рынка, пятерых «шталмейстеров», одетых в черное господ в шляпах за столом, покрытым красным сукном и выглядывающего и из-за них лакея, показывает наибольшую высоту, достигнутую им в исполнении портрета группы. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. с одеждой его века, 17-го. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. В качестве бонуса к голландцам добавлен итальянец – Леонардо да Винчи с маленьким рисунком медвежьей головы.
Часто овального формата бывают его произведения. Эта работа принадлежит к числу автопортретных tronies (так называемых экспрессивных голов), призванных передавать определенные эмоции. Она восходит к автопортрету самого Рембрандта.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. «Пейзаж с козой» из Лейденской коллекции также был представлен в экспозиции. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
В мире известно всего тридцать шесть произведений художника и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Из офортов по Евангелию, вслед за «Раскаянием Петра» (1645), следует знаменитый «Лист в сто гульденов», огромной величины (1650), с Христом исцеляющим больного лучшие из всех — лучезарный своей простотой, мощный «Христос в Эммаусе» (1654), мистический по настроению лист со «Снятием с креста» при свете факелов (1654) и исторически реалистичный и вместе с тем поразительный по своей живописной композиции великолепный «Се человек» (1655). Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия.
В 1634 году состоялся брак Рембрандта с кузиной Хендрика, дочерью бургомистра Саскией ван Эйленбюрг. Композиционно холст близок «Портрету Николаса Рутса» кисти Рембрандта, на котором запечатлен богатый торговец в схожем костюме, также обращенный к зрителю. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В картине «Торговка дичью» Габриэл Метсю отразил две главные черты голландского рынка: общение и наличие всякого рода необычных товаров.
Но вот стоимость гордости его собрания – маленькой (20 на 25 см) картины Яна Вермеера «Девушка за верджинелом» – можно предположить. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. в Лондоне изображает его уже в более спокойном настроении.
Блестящее бархатное платье он сочетает с пушистой меховой отделкой. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. В отличие от своего учителя, он связал свое творчество именно с этим городом. Сюжет о камне глупости использовался многими голландскими мастерами. До конца XIX века работа считалась произведением Рембрандта.
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Народу ОЧЕНЬ много, что объяснимо -выставка только стартовала. Кто не в курсе -выход из метро "Кропоткинская" из последнего вагона от центра закрыт на ремонт. С помощью отдельных элементов художник тонко намекает на ее высокий социальный статус.
То с жемчугом в волосах, то в красной шляпке. При таком подходе география коллекции не ограничилась Лейденом: тут и работы, написанные Рембрандтом после его отъезда в Амстердам, а также других амстердамских, утрехтских, антверпенских художников и даже поздняя картина Яна Вермеера «Девушка за верджинелом», единственное из 36 произведений делфтского гения, принадлежащее частному владельцу. В 2003–2005 годах в ходе реставрационных работ картине вернули прежний вид. Его смущение вызывает у его друзей любопытство и веселье. Он гримасничает, поворачивая голову влево и глядя за пределы композиционного пространства. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Гендрикье Штоффельс также не раз является на превосходно написанных портретах один раз, в Эдинбурге (1657), даже в постели. А. С. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка – «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Дело в том, что подлинность вещи долгое время была под сомнением. То есть величайший, золотой век в истории искусства. Это не значит, что все они обязаны быть от художника отписаны. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Шедевры Лейденской коллекции» и от нечего делать рассматриваю колоннаду. 5 Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.
Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Среди его шедевров – одно из тридцати шести известных в мире произведений Яна Вермеера Делфтского, «Девушка за вёрджинелом», «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса, чьих работ осталось еще меньше, а также «Портрет Самюэла Ампцинга» кисти Франца Халса. И хотя желающих заказать свой портрет в лейденской, а потом и амстердамской мастерской (это был верный источник заработка для художников) не было недостатка, самой надежной моделью Рембрандта был он сам.
Так в Лейденскую коллекцию попала одна из пяти работ Рембрандта из цикла «Пять чувств» — «Пациент, упавший в обморок» или «Аллегория обоняния». Композиция, стилистика и яркие светло-фиолетовые, голубые и золотые оттенки позволили соотнести эту картину с другими известными работами из этой серии. Аналогичные работы встречаются в мировых музейных собраниях известно более двух десятков повторений сюжета. Франс ван Мирис Старший, прозванный своим учителем Герритом Дау «принцем среди учеников», лучше всех усвоил его «тонкую манеру живописи». К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Есть «рядовой» выразительный Рембрандт – портрет Антони Копала.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. А музей совсем не стесняется задирать цену на входной билет, ну, это традиционно уже.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Илия бежит в пустыню и, сидя под можжевеловым кустом, молится о смерти, пока не засыпает. Бол изобразил момент явления Илии ангела, который наставляет пророка: «встань, ешь». Выставка начинается с ранних аллегорий Рембрандта («Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» — крошечных картин, вмещающих по три красноречиво гримасничающих персонажа.
Центральное место в ней занимают работы лейденских художников. От него «Девушка» перешла к Каплану. В ее руке поблескивает чешуей сельдь. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
Этот период в творчестве мастера отличается частым обращением к жанру так называемых tronies, «экспрессивных голов». Вскоре после окончания обучения Дау организовал собственную мастерскую в Лейдене. Мы не знаем, что выражает его лицо. В последнем исследовании Эрнст ван де Ветеринг приписал картину Рембрандту. Этот замечательный этюд представляет пожилого бородатого мужчину в меховой шапке и отороченной мехом накидке, в задумчивости смотрящего вниз.
Он освещает пространство вокруг фигуры, выделяя правую сторону лица модели и создавая сверкающие блики на шелковой ткани. Игра света и тени, экзотические мотивы и проработка различных фактур говорят о точном понимании живописной манеры Рембрандта. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Благодаря наблюдательности, с которой гениальный мастер прорисовал мех медведя и очертил контуры его ушей, глаз и носа, ему удалось создать впечатление, что перед нами живое существо. Роль этого рисунка в творчестве Леонардо можно оценить по тому факту, что именно он, судя по всему, послужил основой для удлиненной мордочки горностая на одной из наиболее прославленных картин художника — портрете Чечилии Галлерани, также известном как «Дама с горностаем».
Он стал родоначальником так называемой «тонкой манеры живописи», которой присуща высокая степень детализации живописи и филигранная отточенность техники. Наибольшую известность мастер приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами. Данная картина Рембрандта три года назад стала настоящей сенсацией в мире искусства. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк). А 15 лет назад узнал и быстро собрал одну из лучших коллекций великих и малых голландцев.
В то же время подготовка письменной принадлежности отсылает к другой традиции: она символизирует практику, один из трех аристотелевских принципов хорошего воспитания (наряду с физическим и нравственным воспитанием). Во время распродажи его коллекции в 1777 году «Портрет дамы» был продан за рекордную сумму в 700 гульденов, что значительно превышало стоимость очень популярной работы Вермеера «Женщина, держащая весы». Как и «Автопортрет в берете с плюмажем» 1668 года, данная работа — яркий пример tronie (так называемой экспрессивной головы) Франса ван Мириса Старшего.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Крошечный набросок «Головы медведя» величайший художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи нарисовал в 1485 году, во время своего пребывания в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. Чего, как не этого, остается сегодня желать. Ему здесь 26, он успешен и счастлив.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Они вдохновляли художника. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
И это единственный момент, на который стоит обратить внимание. Это мерцающее «лейденское» название раскололо зрителей на два лагеря. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Перед ней раскрытая книга, а внизу зеленым цветом приписка — Сбербанк. А голландцы.
В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Его локоть выступает за край, что создает ощущение присутствия. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Не столь великих, но ожидания счастливо подтверждающих. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В то время, когда был создан данный автопортрет, еще не было понятно, кто из двух молодых живописцев станет большей величиной в изобразительном искусстве. Ливенс изобразил себя крупным планом, заострив внимание на пышных волосах и пронзительном выражении широко распахнутых глаз. Этот портрет является вершиной раннего творчества Ливенса, в котором немаловажную роль сыграл обмен художественными идеями и техническими приемами с Рембрандтом. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк). Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира.
1643, Кассель, Картинная галерея). Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Точнее сказать, автопортрет. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью. Четвертая работа из этого цикла хранится в Лейденском музее Де Лакенхал, а пятая до сих пор не обнаружена. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. В итоге они даже не стали давать собранию своего имени (вопреки практике совершенного большинства собирателей), но зато сделали его доступным для музеев: за считанные годы 170 работ из Лейденской коллекции побывали в разных музеях по всему миру, в прошлом году 32 из них показывались в Лувре одновременно с выставкой Вермеера (картина из их коллекции также участвовала в последней).
Поза богини отсылает к изображениям ученых в кабинетах. В данном случае автопортрет был вдохновлен картиной Рембрандта «Автопортрет в возрасте 34 лет». Как и учитель, Бол изобразил себя вполоборота, стоящим у парапета.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. По решению лениградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в лениградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен в виду отделения Литвы от Советского Союза. Бол разместил фигуры на переднем плане. Иначе почему художник только и делал, что рисовал ее. На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко.
В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Пушкина). Сын повёрнут к нам спиной.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Про организационные моменты. На выставке я была с 17. 30 до 19 час.
Наряду с известными коллекциями Москвы и Санкт-Петербурга, работы, представленные на выставке, отражают глубокий интерес к голландскому искусству, существующий в России на протяжении уже более трехсот лет. Посетители увидят шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и других их выдающихся современников. Данный автопортрет — один из таких примеров. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). «Аллегория слуха» представляет трех музицирующих героев, окруживших нотную книгу. 10: 1-13). Билеты на выставку после первого контроля далеко не убирайте их проверят еще раз 5.
Подобное строение композиции использовал не только Рембрандт, но и такие мастера, как Тициан (около 1490 — 1576) и Рафаэль (1483–1520). Волхонка. Когда загорается только его жертвенник, народ отрекается от ложного бога. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Вот она в образе Флоры, а вот святой Катерины.
Еще бы. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Есть предположение, что закончила последнюю работу художника его дочь Мария.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Как и Леонардо, Рембрандт придавал большое значение рисованию с натуры как способу совершенствования мастерства. Стоя у парапета, Флинк излучает самоуверенность и элегантность состоявшегося художника. А из позднего периода выделяется, конечно, другая картина: пожилая дама со скрещёнными руками – великий шедевр, достойный ряда портретов Рембрандта 1660х годов из ГМИИ и Эрмитажа.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Вскоре после его завершения, он был записан одним из учеников Рембрандта. Эта картина несет в себе символический смысл. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания — Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Известный своими подвигами во время войны с испанцами, Копал (около 1606 — 1672) занимал несколько важных административных должностей в родном Флиссингене: городского советника, судьи, члена магистрата и пенсионария (одно из высших должностных лиц в управлении провинции). На портрете этот выдающийся, элегантно одетый человек обращен к зрителю, его правая рука прижата к груди — жест скромности и искренности.
В эти же годы он женился на Саскии ван Эйленбурх. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. что героиня только что отвлеклась от вышивания.
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Не отпускает. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В знак уважения к Рембрандту коллекция названа в честь его родного города. А голландцы.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В итоге она была продана за 870 тысяч долларов.
Но их усилия оказались тщетными. Этот живописный прием придает композиции объемность. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Герой оторвался от занятий, чтобы посмотреть на зрителя.
После ГМИИ им. Последняя запись об этом автопортрете значится в описи коллекции немецкого банкира еврейского происхождения Макса Штейнталя (1850–1940) и его жены Фанни. Рембрандт запечатлел парикмахера-хирурга извлекающего скальпелем некий «камень глупости» из головы больного.
Красный бархатный берет с длинным страусиным пером подвязан снизу разноцветным шарфом. Эти картины убеждают, особенно в соседстве с подобным же – юношеским, цветным и экспрессивным – «Изгнанием торгующих из храма», хранящимся в ГМИИ. Хотя на самом деле это Минерва — богиня мудрости.
После 1642г. Он принципиально не держит шедевров дома, а выставляет их в музеях, чтобы все видели. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания – Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Она слегка улыбается и задумчиво, в отрешенности, смотрит за пределы композиционного пространства. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. У картины «Молящийся старик» отсутствует точная датировка, однако она близка ряду других композиций с пожилыми отшельниками, созданных Герритом Дау в период между 1665 и 1670 годами. Характерные черты персонажа — широко поставленные глаза, нос и сморщенный лоб — указывают на то, что художник писал с натуры. К тому моменту, благодаря таланту реалистично изображать людей, у мастера появилось множество заказчиков.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Судя по описям искушенных коллекционеров, спрос на них был очень высок. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
На пальце руки, с которой девушка кормит попугая, блестит наперсток, говорящий о том. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Но над углублением своего искусства он работал неуклонно. Фердинанд Бол написал «Автопортрет у парапета» в 1648 году, в возрасте 32 лет, примерно через семь лет после того, как он стал самостоятельным мастером в Амстердаме. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
Однако более всего художника в это время интересует историческая живопись, занимавшая самое почетное место в художественной иерархии эпохи. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Дополняют образ жемчужная серьга в правом ухе и отороченное роскошным мехом одеяние. Известный автор и теоретик Карел ван Мандер в своей «Het Schilder-Boeck» («Книге о художниках») 1604 года, первом голландском трактате об искусстве, описал козу как «нечистоплотное» и «развратное» существо.
Также в экспозиции была представлена другая работа мастера — «Девушка с попугаем и клеткой у окна», ныне находящаяся в Лейденской коллекции. Второй женой Яна Питерса была Корнелия Дедел (1594–1660), дочь состоятельного пивовара. Пройдя через несколько отечественных частных собраний, в начале XX века она попала в США. В золотом веке голландской живописи и в прямом смысле есть невиданная ранее позолота, особое сияние, коснувшееся не только мифологических и библейских персонажей, но и рядовых голландцев (которые, кстати, с ничуть не приукрашенными чертами лица и особенностями фигуры изображали всех этих Соломонов и цариц Савских, Ифигений и Лукреций, ангелов, святых, пророков). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Последний позднее стал покровителем сына художника, Виллема ван Мириса (1662–1747).
В глазах голландцев семнадцатого века эти наряды ассоциировались с комедиантами. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Секретарь принца Оранского и ценитель искусств Константин Хюйгенс отмечал, что Рембрандт превзошел Ливенса в «изобретательности, уверенности мазка и живости эмоций», однако «смелость тем и форм» Ливенса привели секретаря в восторг, заставив признать, что мастер «творит чудеса».
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже.
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Именно этим временем датируется самая ранняя из сохранившихся работ ван Мириса Старшего. В процессе расчистки был выявлен слой краски винного цвета, видимый сегодня. Как жаль, что эти инопланетяне всего лишь проездом. Она датируется 1668-69 годами.
Свет исходящий извне, освещает голову посланника Бога и окутывает персонажей золотым сиянием, выхватывая фигуры из темного пейзажа. Работа была абсолютно неизвестна критике до появления на аукционе в 2007 г. Композиция Виллема де Портера представляет сцену из Ветхого Завета. Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк). Заказов становилось все меньше.
Илия, «подкрепившись той пищею, сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива», где Моисей получил десять заповедей. Их привлекала не только тщательная манера исполнения, но и сам сюжет. Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. А сын мельника смотрит насмешливо, понимает. Зал с портретами венчает грандиозная рембрандтовская «Минерва», богиня войны и мудрости, в дорогих отливающих золотом нарядах.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. А. С. 1: 24–28). Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ. Середина рабочего дня. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера – «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Место Саскии заняла с 1652г. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Изображение костюма и кружевного воротника мастер, вероятно, доверил ученикам. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника.
Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии. Лейденской она названа в честь родины Рембрандта Харменса ван Рейна: наряду с его произведениями (а это небывалые для современных частных собраний 14 картин и 2 рисунка) в ней есть работы его современников, его учителя Питера Ластмана, его собственных учеников, прославленных и не очень, а также тех, кто, в свою очередь, учился у них. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Это очень своевременное напоминание о той эпохе, когда после бедствий мир кажется раем. Нет ни одной проходной работы, ни одной картины, которую хочется проскочить, наоборот, уже и ноги ноют и хвост отваливается, душно, толкотливо, шумно, но невозможно уйти, расстаться.
Это произведение — единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. Выставка основана на коллекции Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, это одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века. К числу прекраснейших принадлежат одиночные портреты старого господина в восточном костюме и старой дамы (около 1662г. ) в Лондоне.
Сам Дау считал ван Мириса «принцем среди учеников». Можно даже сказать, что заказать потрет у Рембрандта стало престижным. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Вполне возможно, что художник хотел сделать эту картину парной к «Автопортрету в берете с плюмажем», чтобы показать свое умение передавать различные эмоции: счастье и смех, страдание и печаль. Шедевр Рембрандта «Минерва» датирован 1635 годом, когда художник основал собственную мастерскую в Амстердаме. Изак де Яудервиль родился в Лейдене и был одним из первых учеников Рембрандта. Конечно имя Рембрандта придает собранию особую ценность, но исключительность Лейденской коллекции в том, что она внятно представляет важнейший пласт голландского (и отчасти фламандского) искусства — с 30-х по 80-е годы XVIIвека, окунает зрителя в сам художественный контекст, где великий художник не противопоставлен остальным (как это удобнее видеть историкам искусства издалека), а показан в тесной, чуть ли не братской связи с большим кругом нидерландских мастеров. Кто они — неизвестно.
Существует по крайней мере 11 известных версий и старых копий «Девушки с попугаем и клеткой у окна». Эта работа, обнаруженная в 1955 году, скорее всего, является оригинальной, показанной в 1665-м на выставке коллекции самого известного покровителя Дау — Йохана де Би. Он восходит к рассказам о бродячих шарлатанах, которые якобы излечивали глупость, удаляя камни из голов пациентов. В композиции Рембрандт сделал тонкий намек на глупость общества в целом, придав персонажам карикатурный вид. в Чатсуорте с абсолютно облитым блеском красок и золотистым тоном, широко и сочно написанным «Стариком» 1654г.
Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Все художественно объединено, одухотворено, внутреннее родство с этой великолепной картиной обнаруживает мощный семейный портрет группа (после 1666г. ) в Брауншвейге. Всего в ГМИИ можно будет увидеть 80 картин (включая учителя Рембрандта Питера Ластмана и Яна Ливенса — друга, с которым он делил одну мастерскую), а также два рисунка с изображениями животных — молодой лев Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Высоту живописной и духовной мощи представляют прекрасные сцены в Эммаусе в Копенгагене и в Лувре (1648) и превосходный «Христос в образе садовника» (1651) в Брауншвейге. В числе ранних работ Рембрандта в коллекции четы Каплан – три произведения из аллегорической серии чувств, созданной в 1624 – 1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка – «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Нынешняя выставка не только о том, как и чему они у Рембрандта научились в плане техники передачи света и тени или в чем от него отступили (тут большое поле для разного рода сопоставлений, для удобства которых ГМИИ изменил развеску голландской живописи).
Картина, вероятно, написана около 1655–1657 годов. Также будет представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи Голова медведя. В масштабной композиции представлена величественная римская богиня, сидящая за столом в ярко освещенном интерьере. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. «Аллегория христианской веры» Хендрика Тербрюггена демонстрирует караваджистскую игру светотени, за которую художника ценили современники.
Его уверенный взгляд подчеркнут накрахмаленным воротником и ярким дублетом. Даже несмотря на то, что собрание не ограничивается «лейденской школой», этот город, воспитавший Рембрандта и его друга-конкурента Яна Ливенса, оказывается смысловым и концептуальным центром собрания. Удивляться можно и тому, что супруги Каплан ничего из собранного не хранят дома, довольствуясь копиями работ. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах.
Особая гордость коллекционеров – рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Этот же прием он использовал и в картине «Смерть Лукреции», как делали и многие его современники, в том числе Ян Стен и Каспар Нетшер. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). В двух случаях это были крупные и престижные заказы. До этого момента история бытования картины не менее замечательна: она принадлежала амстердамскому банкиру и торговцу Яну ван Бёнингену (1667–1720), пока не была приобретена де ла Куром ван дер Вортом.
В мире известно всего тридцать шесть произведений художника и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Ангел протягивает руку к Илии в знак доброты и щедрости. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Или на «Автопортрет с затененными глазами», где Рембрандт представляет себя в образе ученого и эта картина, где свет невиданным образом выхватывает из полумрака только часть лица, действительно была сродни научному открытию. Этот рисунок –один из немногих известных набросков животных, созданных мастером.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Восхищают основательность и профессионализм, с которыми коллекция представлена не только в музеях (до ГМИИ был Лувр, после будет Эрмитаж), но и в медийном пространстве.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Жена Ахава, Иезавель, в гневе грозится убить пророка.
Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра. Плотные пастозные и легкие прозрачные мазки сплетаются в окрашенную множеством цветовых оттенков игру света и тени искусно передающую едва уловимую мимику лица, отражающую движение чувств и мыслей портретируемого. Моделью послужила, вероятно. Произведения Яна Вермеера Делфтского встречаются крайне редко. 9 К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
То есть это была, можно сказать историческая картина. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Данная работа, входящая в цикл «Пяти чувств», олицетворяет аллегорию осязания. Эта работа, зафиксированная в описи коллекции лейденского торговца тканями Питера де ла Кура ван дер Ворта (1664–1739) в 1731 году как «Een Persianntje met een tulbant» («Перс в тюрбане»), представляет собой попытку ван Мириса создать костюмированный шутливый автопортрет. Многим моделям ван Мириса присущ флер аристократизма, «Портрет дамы» — яркий тому пример.
«Даная» (1636 — 1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. После распродажи в 1657-58 гг. Здесь же на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
в руках у Марии голуби, предназначенные для принесения в жертву. Симеон признаёт в сыне Марии Спасителя берет его на руки и благодарит Бога. Несмотря на нехарактерное одеяние, композиционно работа вписывается в ряд портретов Бола второй половины 1640-х годов, в частности благодаря поколенному изображению, фронтальной позе героя и выделению светом его фигуры на темном, условно обозначенном фоне. То она сидит на кровати, то спит.
Зато по контрасту пленяют работы знакомых и незнакомых малых голландцев. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Но весь русским зрителем не виденный, каждая картина впервые выставляется у нас в стране. 7 Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
Полотно принадлежит к редкому типу костюмированных портретов (модель в образе античной богини) и по феноменальной свободе письма, богатству драгоценных сияний цвета, бархатной мгле пространства соответствует таким супершедеврам Рембрандта, как эрмитажная «Флора» (написана примерно в это же время, в 1634 году). Выработка собственного стиля В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей. На ней светло-голубое платье, украшенное золотой вышивкой и роскошный золотой плащ.
Я стою в самом конце длиннющей очереди на выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Заточенные на сенсацию журналисты, вместе с потребителями топовых имён и шедевров, разочарованы – мол, похожее собрание с «пёстрым сором» малых голландцев и сомнительным Рембрандтом можно увидеть в любом большом музее с приличными по объёму фондами искусства старых мастеров. Фигура женщины расположена на переднем плане. Черты лица легко узнаваемы.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. А вот гордость коллекции – «Девушка за верджинелом» позднего Вермеера Делфтского – не впечатляет совсем. Рембрандту удается передать звучание их песни живописными средствами. То, что художник запечатлел козу породы багот, происходящей из Стаффордшира (Великобритания), очень необычно для XVII века. Впрочем, некоторые из его портретов-офортов этого периода, например читающего, стоя у открытого окна, Яна Сикса (1647) и покоющегося в кресле старика Гааринга (около 1655г. ), принадлежат к лучшим его творениям. В целом это были годы процветания и большого успеха.
В 1641 году изображение льва на цепи появилось на картине Рембрандта «Единение нидерландских провинций». Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В Амстердаме Рембрандт получает свои первые заказы портретов городской знати, в числе которых представленные на выставке «Портрет мужчины в красном дуплете» (1633) и «Портрет Антони Копала» (1635) – яркие примеры зрелого мастерства художника, получившего признание своим умением точно передавать характеры моделей. кошка считалась аллегорией чувства зрения. Исследования картины в рентгеновских лучах показало, что Дау изначально написал совсем другую композицию, включающую фигуру девушки на месте занавески. Есть даже селфи Рембрандта на фоне супруги.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Во время создания этих работ Рембрандту было всего восемнадцать лет. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. На протяжении своей творческой деятельности Франс ван Мирис Старший создал множество автопортретов. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Схожи и выражения лиц и экстравагантные костюмы персонажей.
1669 год. Позднее специалисты считали ее работой Самюэла ван Хогстратена. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году.
Томас Каплан о материальной ценности своей коллекции говорить наотрез отказывается. (Три другие стилистически схожие работы, созданные в эти годы, находятся в собраниях Эрмитажа, музея Прадо и Метрополитен-музея. ) Античную богиню мудрости и войны Рембрандт изображает в виде голландской женщины, своей современницы, облаченной в пышное платье. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Сохранилось еще два наброска того же самого животного, сделанных художником. Свои зарисовки Рембрандт в дальнейшем использовал в живописных работах.
Они темные. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Картину «Явление ангела пророку Илии» Фердинанд Бол написал вскоре после окончания обучения в мастерской Рембрандта. Тяжелое настроение, в котором Рембрандт находился в 1657г. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. В отличие от последнего, писавшего автопортреты на протяжении всей творческой деятельности, Ливенс изобразил себя лишь несколько раз и все следующие автопортреты были исполнены не так выразительно. Эту картину художник создал незадолго до переезда в Англию, где он мечтал стать придворным живописцем короля Карла I (1600–1649). В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Зато все требования заказчиков были выполнены. Издалека напоминает гастрольный плакат Юрия Антонова. Произведениям Геррита Дау, родоначальника так называемой «тонкой манеры живописи», присуща высокая степень детализации и филигранная отточенность техники. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Бол использовал свет и тень для передачи разнообразных фактур: от блестящего коричневого халата до роскошного (скорее всего, соболиного) меха и отороченной мехом шапки. Белая рубашка с запахом и оттоманский халат отсылают к восточным одеждам XVI века. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Эскиз был написан очень быстро, по сырому, возможно, за один день. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Как Бузова в Инстаграмме, ей-богу. Сама изобразительная антитеза «ранний Рембрандт – ранний Ливенс» очень убедительно представлена работами того и другого.
Это забавные жанровые сценки. Кроме того, в коллекции представлены работы лейденских мастеров тонкой живописи (fijnschilders) – первого ученика Рембрандта Геррита Дау и Франса ван Мириса Старшего, которые также вошли в экспозицию выставки в Пушкинском музее. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Он рассказывает ей о колодце с живой водой, находящемся рядом. Эти работы на аукционах появляются редко и практически все поделены между великими музеями — им же удалось собрать с нуля разнообразную подборку картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера и многих других. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Такая практика нередко приводила к подражанию, но зато в процессе молодой художник подробно знакомился с техникой и живописной манерой учителя. Версия Яудервиля отличается от картины Рембрандта большей насыщенностью цвета и отсутствием крупного пуделя на переднем плане. Самюэл ван Хогстратен, ученик Рембрандта в Амстердаме, позднее отмечал в своем трактате «Введение в искусство живописи», что художники должны практиковаться в написании автопортретов перед зеркалом, «превращаясь в актеров». Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В конце 1640-х годов в творчестве мастера портретные и жанровые сцены с пожилыми людьми сменились картинами с персонажами в оконных проемах (часто обольстительными молодыми женщинами). 16: 29–34 17–19), который противостоял царю израильскому Ахаву (правил около 874–853 до н. э. ), потворствовавшему поклонению ложному богу Ваалу.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. А. С. Представив богиню читающей и отвернувшейся от оружия и доспехов, Рембрандт подчеркнул ассоциацию Миневры с мудростью и искусством.
С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Сенсационность Лейденской коллекции придает и та скорость, с которой она сложилась («В первые пять лет мы в среднем покупали по одной работе в неделю», — говорит Томас Каплан) и качество произведений, многие из которых единственные в своем роде из находящихся в частных руках и ее продуманная цельность. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
В 1635 году, всего через четыре года после того, как Рембрандт покинул родной Лейден и уехал в Амстердам, он получил один из самых важных в своей карьере заказов — «Портрет Антони Копала». Вернувшись в Лейден в начале 1620-х годов, он начал самостоятельную карьеру, деля с Рембрандтом одну мастерскую на двоих. Написанная в это время картина «Игроки в карты» представляет игру в полночный час при свечах. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Хотя подобные образы пожилых людей чаще всего представляли апостолов или евангелистов, документы с цифрами и пометками, разложенные на столе, а также буквы «LI» и цифра «4», видимые на первом плане, указывают на то, что старик работает со счетными книгами. Большой размер композиции, энергичное наложение красок, резко прочерченные линии в трактовке волос персонажа подтверждают слова Хюйгенса о том, что смелость Ливенса подтолкнула его к работе в крупном формате, что весьма отличает его от раннего Рембрандта. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Дау вдохновлялся традицией XVI века изображать торговцев из «Stndebuch» («Уставной книги») Йоста Аммана 1568 года. Два брата Саскии являлись юристами. 2 Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл.
Дела шли все хуже. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. На выставке показан разный Рембрандт.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. представляет известные сложности для искусствоведов. Рембрандт уже не расширял своих тем новыми областями.
В данной интерпретации картина отсылает к офорту Рембрандта «Симеон во храме» (около 1639 Национальная галерея искусства, Вашингтон). На ней отороченный мехом кафтан и белая вышитая блуза. его жена Кюнера ван дер Кок. Благодаря своему мастерству Мирис получал много заказов от представителей лейденской знати и европейских королевских домов.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Тербрюгген, родившийся в Гааге в 1588 году, обучался у утрехтского живописца Абрахама Блумарта (1566-1651) перед тем, как уехать в Италию в 1607-м, где он увидел работы итальянского мастера Караваджо и его последователей. Окружающая ее свита готова почтить царя богатыми дарами.